2025-2026 Программа образов. деятельности ЭБЦ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Принят на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.

М.П.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 86-ОД от 28.08.2025 г.

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе
на 2025/2026 учебный год

г. Туапсе, 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№
п/п

Раздел

стр.

1

Общие положения

3

2

Пояснительная записка

4

3

Основные принципы организации образовательной деятельности

6

4

Анализ социокультурной и образовательной ситуации

8

5

Описание возрастных особенностей учащихся

9

6

Научно-методическое обеспечение образовательной
деятельности

12

7

Классификация программ естественно-научной направленности
на 2024-2025 учебный год, включенных в Учебный план

13

8

Организация педагогического процесса. Формы работы
педагогов

19

9

Методы диагностики (контроль) образовательной деятельности

20

10

Мониторинг результативности развития МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе, ожидаемые результаты реализации
программы образовательной деятельности

22

2

1. Общие положения
Эколого-биологический центр им. А.И. Воейкова г. Туапсе является
муниципальным
бюджетным
образовательным
учреждением
дополнительного образования, который осуществляет свою деятельность
согласно Уставу.
Эколого-биологический центр ориентирован на работу с учащимися,
проявляющими интерес к биологическим наукам и желающими получить
дополнительные знания в этих областях. Выпускники
Экологобиологического центра становятся впоследствии специалистами в области
изучения, использования и охраны природной среды; медицинскими
работниками, ветеринарами, флористами, зоотехниками, геологами. Главным
показателем содержания образования является совокупность биологических,
экологических знаний, умений и навыков, полученных учащимися.
Современная образовательная ситуация требует от Центра
способность гибко реагировать на изменение в социуме, удовлетворять
образовательные потребности населения, обеспечивая высокое качество
образования. Такой подход требует от Образовательной программы не
только определенного содержания, работающего на достижении
поставленных целей и задач, но и возможности гибкого изменения.
Данная Образовательная программа является важнейшим документом,
определяющим основные стратегические направления развития, объем и
содержание образовательной деятельности, кадровый состав, возможный
контингент
учащихся,
состояние
материально-технической
базы.
Образовательная программа Центра в целом ориентирована на потребности и
интересы личности, семьи, социокультурного развития г. Туапсе.
Необходимый компонент педагогической деятельности, обеспечивающий
обратную связь – это контроль. Поэтому в Образовательной программе
представлена четкая система мониторинга результатов педагогической
деятельности коллектива и система коррекции образовательного процесса,
как способа управленческого реагирования.
Образовательная программа учреждения адресована педагогическому
коллективу Центра, каждому педагогу, как ориентир педагогической
деятельности в конкретной образовательной области, позволяющей
самоопределиться и реализовать собственный творческий потенциал, а также
организовать образовательный процесс учащихся в соответствии с их
потребностями, интересами, склонностями. Открытость подготовки, свобода
выбора является механизмом положительных мотивов дополнительного
образования, позволяющим опереться на самооценку детей в выборе
объединения и отчетности о результатах своего эколого-биологического
развития, в приобретении ими опыта: в постановке опыта, проведении
наблюдения, обобщения, умения сделать вывод в опытнической и
исследовательской работах; правильного написания рефератов, докладов,
построении проекта и его защиты.
3

2. Пояснительная записка
Образовательная деятельность МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г.
Туапсе осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Уставом
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе, Лицензией на образовательную
деятельность, Программой деятельности учреждения и локальными актами.
Образовательная программа дополнительного образования Центра
представляет модель действий педагогического коллектива, каждого
педагога и администрации и направлена на:
- развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных
способностей,
- формирование гражданской ответственности и правового
самосознания.
Программа включает цели, задачи, содержание образования, структуру
учебного плана, организацию процесса обучения, диагностику достижений,
ожидаемые результаты освоения программы. Образовательная программа
предоставляет возможность учащимся свободно (совместно с родителями)
выбирать индивидуальный маршрут развития в любой образовательной
области. Образовательная программа учитывает реальный опыт
образовательной
деятельности
педагогического
коллектива
по
формированию у подрастающего поколения экологической культуры,
ответственного отношения к природе Краснодарского края.
Основной целью образовательной программы Центра является
обеспечение условия для развития личности ребенка; реализация Концепции
развития системы дополнительного образования.
Обозначенная цель конкретизируется в следующих задачах:
• создание оптимальных условий для интеллектуального развития,
удовлетворения интересов, склонностей и дарования учащихся;
• разработка содержания методик, гибких взаимодействующих программ
эколого-биологического профиля;
• выявление содержания, форм и современных технологий, обеспечивающих
развитие детей в учреждении дополнительного образования;

4

• комплексная работа в направлении «Детский сад - школа - дополнительное
образование - СПО, ВУЗ» на основе интеграции общего и дополнительного
образования;
• привитие навыков в проведении опытнической и исследовательской
работы;
• создание интеграционного пространства образовательного учреждения
города на фоне развития экологической культуры и бережного отношения к
природе Краснодарского края;
• создание условий для развития культурологического образования;
• сохранение и расширение вариативного выбора объединений естественнонаучной направленности в образовательной деятельности;
• обеспечение атмосферы психологического комфорта для каждого
учащегося;
• создание систем гибкого и адекватного реагирования на изменение в
обществе образовательных потребностей;
• создание многоуровневых, модифицированных программ по основным
образовательным областям естественнонаучной направленности;
• постоянное совершенствование управленческого, методического и
педагогического профессионализма;
• поддержка последовательного, поэтапного раскрытия способностей
каждого ребенка;
• интеллектуальное развитие личности и создание системы стимулирования
для проявления исследовательских способностей детей;
• создание системы профилактики и коррекции здоровья детей для
определения развития у каждого участника образовательного процесса
собственного кодекса здорового образа жизни;
• предоставление среды развития детских интересов, увлечений с
целенаправленным воздействием на процесс формирования личной культуры
досуговой деятельности;
• создание комфортной эмоциональной среды, моделирующей ситуацию
успеха и развивающего обучения;
• ориентация на создание оптимальных условий для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей детей, саморазвитие личности,
оказание помощи и поддержки в самовоспитании, нравственном
самосовершенствовании;
• развитие и стимулирование в познавательной, социальной, творческой
активности детей и подростков;
• социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей –
инвалидов (если таковые есть) в жизни к обществу.
Основные условия реализации Образовательной программы
• повышение уровня поисково-творческой работы педагогов;
• развитие и совершенствование системы методической поддержки
педагогов;
5

•
организационно-педагогическое,
научно-методическое,
кадровое,
материально-техническое обеспечение инновационной деятельности в работе
Центра;
• открытость социума; интеграция усилий субъектов дополнительного
образования;
• разработка системы мониторинга результатов дополнительного
образования.
3. Основные принципы организации образовательной деятельности:
• принцип достигнутого результата;
• принцип доступности всех видов образовательных услуг;
•
направленности образовательных программ, систем, педагогических
технологий;
• личностно-ориентированный характер образования;
• принцип культурологического развития детей и молодежи;
• принцип регионального компонента в образовании;
• принцип интеграции содержания общего и дополнительного образования
детей;
• принцип природосообразности.
Обновление содержания образования на основе вышеназванных
принципов позволит:
• развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
• сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, детскую
одаренность;
• обеспечить непрерывность образования, а также освоение программ
введения в профессию;
• обеспечить профилактику асоциального поведения детей и подростков;
• развить художественно-эстетический вкус детей;
• приобщить детей к региональным ценностям и ответственному отношению
к природе Краснодарского края;
•
сформировать
гуманистическую,
культурологическую
и
предпрофессиональную направленность образовательной деятельности.
К числу ведущих компонентов содержания Образовательной
программы Центра относятся:
• креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности
учащихся (обученность, готовность учащихся к творческому освоению мира,
развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности, овладение
навыками предпрофессиональной деятельности);
• когнитивный, формирующий знания учащихся о природе, обществе,
социальных явлениях (гармоничное развитие личности, формирование
воспитанности, формирование экологической культуры, привитие учащимся
здорового образа жизни как фактора психического, физиологического,
интеллектуального и нравственного благополучия).
6

Образовательная деятельность Центра включает реализацию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
направленных на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Образовательные программы педагогических работников не являются
традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а
представляют собой педагогические технологии развития личности и
становления механизма ее самореализации. При этом учитывается 3 уровня
результативности образовательного процесса:
 первый уровень (дошкольный возраст),
 второй уровень (младший школьный возраст),
 третий уровень (средний школьный возраст),
 четвёртый уровень (средний школьный и юношеский возраст).
Данные этапы можно представить следующим образом:
- Первый этап представляет собой первый уровень - «Увлечение» - занятия в
интересующих областях и видах практической деятельности на
ознакомительном уровне;
- Второй этап представляет собой второй уровень - «Исследование» создание условий для самостоятельного поиска дополнительных знаний в
интересующей области, отработка приобретенных умений и навыков;
- Третий этап - представляет собой третий уровень «Фантазирование»составление собственных проектов на основе приобретенных знаний, умений
и навыков и развития творческих способностей детей.
В связи с тем, что в Центре особое значение придается развитию
индивидуальных особенностей детей, т.е. учитывается темп развития
деятельности, широта и глубина, Педагогический совет признал
7

целесообразным выделить модифицированные программы, направленные на
продуктивное развитие образовательного процесса в Центре.
При определении типов программ учитывались следующие основания:
По направленности:
• естественно-научная;
По уровню содержания:
• Ознакомительные,
• Базовые,
• Профессионально-ориентированные,
• Экспериментально-исследовательские.
По возрасту:
 Для дошкольников;
 Начальная школа;
 Для учащихся среднего звена;
 Для старшеклассников.
По функциональному назначению:
• Учебные;
• Досуговые;
• Образовательные.
4. Анализ социокультурной и образовательной ситуации
Современная образовательная ситуация применительно к деятельности
Центра определяется рядом факторов:
• специфика города и района, в котором функционирует Центр;
• реальные образовательные потребности населения;
• ближайшие перспективы - развитие системы дополнительного образования
функционирует благодаря своей способности мобильно отвечать запросам
населения. Город Туапсе имеет ряд специфических особенностей:
• невысокий социальный уровень населения;
• отсутствие достаточного количества культурно-образовательных
учреждений;
• распад семейных отношений. Увеличивается число детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, возрастает число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции и помощи.
К сожалению, складывающаяся ситуация в обществе, сегодня ведет к
росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи во всех
слоях населения. Поэтому современная социокультурная и образовательная
ситуация в городе характеризуется возрастанием роли учреждения
дополнительного образования, т.е. Центра, как фактора развития творческой
личности.
На базах школ и детских садов города Туапсе и Туапсинского района в
течение учебного года функционируют объединения естественно-научной
направленности. Это свидетельствует о том, что интеграционные связи
8

нашего Центра и образовательных учреждений в вопросах воспитания и
обучения детей постоянно укрепляются. Однако, на сегодняшний день
остаются нереализованными те потребности Центра, которые связаны со
значительным вложением финансов – это материально-техническая база
образовательного процесса. В постоянном поле зрения у администрации
Центра вопросы повышения профессионализма педагогических кадров, так
как от этого зависит качество оказываемых населению дополнительных
образовательных услуг. Но, несмотря на все трудности реформационного
периода, за последнее время произошли изменения: переход на естественнонаучную направленность, открытие и работа профориентационных классов,
лабораторий в виде «Экологической практики», создание ряда новых
программ и объединений на базах школ и детских садов, а также внутри
Центра.
5. Описание возрастных особенностей учащихся
1. Дошкольный возраст
Дети от 5 до 6 лет
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные
изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают
предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им
взрослым. Ребёнок стремится познать себя и другого человека как
представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает
осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей. В этом возрасте происходят изменения в
представлениях ребёнка о себе. Представления об основных свойствах
предметов ещё более расширяются и углубляются. Большие изменения
происходят в развитии познавательных процессов. Внимание детей
становится более устойчивым и произвольным. Объём памяти изменяется
несущественно. Улучшается её устойчивость. В этом возрасте ведущее
значение приобретает наглядно - образное мышление, которое позволяет
ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о
свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5 — 6 лет можно
охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным)
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь
от практической деятельности и предваряя её.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а
именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает
занимать совместное обсуждение правил игры. Усложняется игровое
пространство. Более совершенной становится крупная моторика.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и
самопланирование трудовой деятельности (при условии сформированности
всех других компонентов детского труда). Круг чтения ребёнка 5 - 6 лет
9

пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе
связанной с проблемами семьи, взаимоотношениями со взрослыми,
сверстниками, с историей страны.
Дети от 6 до 7 лет
В целом ребёнок 6 - 7 лет осознаёт себя как личность, как
самостоятельный субъект деятельности и поведения. К концу дошкольного
возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и
самостоятельное использование двигательного опыта. Идёт интенсивное
развитие познавательных процессов. К концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что
приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6 — 7 лет у детей увеличивается
объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели)
запоминать достаточно большой объём информации. В этом возрасте
продолжается развитие наглядно — образного мышления. У детей
происходит расширение и углубление представлений о форме, цвете,
величине предметов. Воображение детей данного возраста становится, с
одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и
последовательным. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с
разным контингентом людей (Со взрослыми и сверстниками. Знакомыми и
незнакомыми). В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе
ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует
свои реплики с репликами других. Сложнее и богаче становится общение
ребёнка со взрослым. Большую значимость приобретает общение между
собой.
Младший школьный возраст
Интеллектуальная сфера:
1. Любознательность (наблюдательность, заинтересованность);
2. Сообразительность (понятливость, догадливость);
3. Объективность (наблюдательность, пытливость).
Сфера нравственности:
1. Гуманность (милосердие, заботливость);
2. Честность (правдивость, верность);
3. Совестливость (стыдливость, стеснительность, бережливость);
4. Коллективизм (вежливость).
Эстетичная сфера:
1. Восприимчивость (чувственность, способность видеть и понимать красоту
природы);
2. Эстетичность (эстетика поведения, потребность познавать взаимосвязи
живых организмов и неживой природы, раскрывать творческие способности);
3. Оптимистичность (жизнерадостность);
Действенно-практическая сфера:
1. Работоспособность (производительность, деятельность);
2. Демократизм (социальная справедливость);
10

3. Самостоятельность (достоинство, собранность, организованность);
4. Решительность (активность в достижении цели, уверенность в себе,
самоуважение).
Подростковый возраст
Интеллектуальная сфера:
1. Любознательность (заинтересованность)
2. Эрудированность (осведомленность, аргументированность)
3. Сообразительность (продуманность, обоснованность);
4.Объективность (реалистичность, убежденность).
Сфера нравственности:
1. Гуманность (отзывчивость);
2. Честность (принципиальность);
3. Совестливость (добросовестность, старательность, ответственность,
работоспособность, качественность, бережливость);
4. Коллективизм (тактичность, общительность, гражданственность и
сопереживаемость).
Действенно-практическая сфера:
1. Работоспособность (производительность, деятельность);
2. Демократизм (социальная справедливость);
3. Самостоятельность (достоинство, собранность, организованность);
4. Решительность (активность в достижении цели, уверенность в себе,
самоуважение, вера в свои силы).
Старший школьный возраст
Интеллектуальная сфера:
1. Любознательность (увлеченность);
2. Эрудированность (критическое отношение к информации);
3. Сообразительность (осмысленность и последовательность);
4. Объективность (способность к глубокой и адекватной оценке
окружающего мира).
Сфера нравственности:
1. Гуманность (благородство);
2. Честность (непримиримость);
3.
Совестливость
(порядочность,
благородство,
ответственность,
качественность, бережливость);
4. Коллективизм (тактичность, гражданственность, сопереживаемость).
Эстетичная сфера:
1. Восприимчивость (способность видеть и понимать гармонию и красоту
природы);
2. Эстетичность (эстетика поведения, потребность познавать окружающий
нас мир, раскрывать и самореализовывать свои способности и интересы);
3. Оптимистичность (жизнерадостность, вера в свои силы).
Действенно-практическая сфера:
1. Работоспособность (высокое качество результатов);
2. Демократизм (высокий уровень свободы и ответственности);
11

3. Самостоятельность (достоинство, свободолюбие, индивидуальность,
организованность);
4. Решительность (умение извлекать уроки из неудач, мужество.
6.
Научно-методическое
обеспечение
образовательной
деятельности
В основе организации методической работы Центра лежат следующие
принципы:
• актуальность - практическая реализация «Закона об образовании», учет
проблем конкретного педагогического коллектива, ориентация на социальное
и профессиональное самоопределение обучающихся в современных сложных
условиях жизни;
• научность - соответствие содержания результатов методической работы
современному уровню психологии, педагогики, социологии, культурологии,
других отраслей науки;
• системность - обеспечивающая единство цели, задач, содержания, форм и
методов работы педагогов;
• преемственность, непрерывность и массовость методической работы в
течение учебного года с учетом интересов и запросов педагогов;
• конкретность результатов и сроков исполнительской деятельности
методистов и педагогов;
• единство теории и практики в деятельности педагогов, методистов и
руководителей учреждения;
• оперативность, гибкость, мобильность - способность к быстрому освоению
образовательной информации на основе современных информационнокоммуникационных технологий;
• благоприятные условия работы - создание моральных и материальных
стимулов, повышения эффективности творческой работы методиста и
педагога;
• совершенствование знаний, умений и навыков на основе самообучения,
самовоспитания и саморазвития.
К основным функциям методической службы относятся следующие:
аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационнокоординационная, контрольно-диагностическая, информационная.
Методическая служба Центра решает следующие задачи:
• мониторинг образовательных запросов населения и анализ образовательных
потребностей социума;
• анализ состояния педагогической деятельности в Центре;
• обеспечение педагогических работников средствами программнометодической и психолого-дидактической поддержки обучающихся;
• освоение современных образовательных технологий;
• прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации
педагогических работников и руководителя образовательного учреждения,
координация этой работы с институтами повышения квалификации;
12

• организация и проведение опытно-экспериментальной работы;
• осуществление редакционно-издательской деятельности, работа с сайтом
учреждения;
Аналитическая деятельность и диагностика являются практическим
воплощением
интеллектуальной
деятельности
по
переработке
профессионально значимой информации. Аналитическая деятельность
ведется по трем уровням:
• системный: учреждение в целом;
• модульный: образовательные объединения;
• локальный: субъекты образовательного процесса (педагоги, дети,
родители), учебные занятия и массовые мероприятия, методические и
управленческие мероприятия.
Основные функции методического кабинета:
• программное, методическое и психолого-педагогическое обеспечение
образовательного процесса;
• создание информационных условий для повышения квалификации
педагогов, их личностного и профессионального роста;
• создание интегрированной системы данных о деятельности учреждения.
Основные направления деятельности методического кабинета:
•
оказание консультативной
помощи
педагогам
в разработке
образовательных программ и методических материалов;
• создание банка программ;
• создание и пополнение банка нормативных и методических документов,
обеспечивающих образовательный процесс;
• консультативная помощь педагогам при подготовке к аттестации;
• осуществление связей с учреждениями;
• организация повышения квалификации кадров внутри учреждения;
• ведение квалификационных и технологических карт педагогов.
Программно-методическая деятельность направлена на разработку,
коррекцию программ дополнительного образования.
7. Классификация программ естественно-научной направленности на
2025-2026 учебный год, включенных в Учебный план
В 2025-2026 учебном году будут реализовываться 32 программы
естественно-научной направленности: 19 программ – социальный заказ, 13
программ – муниципальное задание.
Тип реализуемых программ - модифицированные. Перед началом
учебного года проводится внутренняя экспертиза программ в целях
повышения их эффективности и результативности - согласование и
утверждение на педагогическом совете. Рабочие программы утверждаются
педагогическим советом МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
Центр ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные
программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий
и
социальной
сферы.
Содержание
дополнительной
13

общеобразовательной программы может быть адаптировано для обучения и
воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и одарённых, особенных детей или детей группы риска.
Основным разделом Образовательной программы учреждения
дополнительного образования является Учебный план, составленный на
основе Концепции и программы развития, удовлетворяющей запросам и
желаниям детей и их родителей. Учебный план имеет необходимое кадровое,
методическое и материально-техническое обеспечение, отражает содержание
дополнительного
образования,
представленное
совокупностью
образовательных программ по естественно-научной направленности.
Программы естественно-научной направленности
Программы, имея своей целью развитие навыков изучения,
исследования, сохранения живой природы, носят как теоретический, так и
практический, характер. В программах учитываются возрастные особенности
учащихся, их познавательные и творческие возможности.
Для детей дошкольного, младшего школьного возраста программы
направлены на наблюдения за живой природой, знакомство с элементарными
технологиями выращивания и сохранения растений, уход за животными.
Значительное место занимает расширение базы данных в области живой
природы, выявление склонностей и способностей детей к видам и формам
исследовательской, практической, опытнической деятельности.
Для среднего и старшего школьного возраста программы составляются
с учетом научных представлений в области биологии и экологии. В
содержании программ уделяется внимание познавательным интересам
школьников, что представляет собой отраслевой проект изучения и
исследования природы. Развитие исследовательских способностей учащихся
осуществляется,
прежде
всего,
средствами
естественно-научного
эксперимента,
участием
в
социальных
инициативах
по
природоохранительной деятельности. Учащиеся в доступной форме учатся
находить взаимосвязь между живыми организмами, влияние экологических
факторов на живую природу, наблюдая и сравнивая поведение животных с
изменением сезонных явлений, делают выводы. Формируются навыки
культурного поведения в природе, что позволяет воспитать любовь к
растительному и животному миру, любовь к своей Родине.
Программы дополнительного образования естественно-научной
направленности дополняют и расширяют теоретическую базу знаний
естественно-научных курсов школьного образования, способствуют
приобретению широкого опыта наблюдения и исследования живой природы.

14

Согласовано:
Заместитель начальника, начальник отдела
воспитательной работы и дополнительного образования
МКУ "КРО Туапсинского округа"
В.А. Барбул ______________

Утверждаю:
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им А.И. Воейкова г. Туапсе
______________Т.М. Бурлай

Учебный план МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год
(01.09.2025 г.)
Программы естественно-научной направленности

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15

СЗ (социальный заказ)
"Азбука Эколят" (Корелова Н.И.)
"Азбука Эколят" (Иванова Е.Е.)
"Исследователи природы" (Корелова Н.И.)
"Живая планета" (Ковинская Л.А.)
"Юный гидробиолог" (Ковинская Л.А.)
"Мир вокруг нас" (Оганесян Т.Г.)
"Лесовичок" (Харитонова М.М.)
"Лесовичок" (Лаптева Е.Ю.)
"Друзья природы" (Лаптева Е.Ю.)
"Друзья природы" (Рудновская Е.А.) СОШ 8
"Природное наследие" (Молдаванова Е.О.)
"Природное наследие" (Лаптева Е.Ю.)
"Эковолонтёры" (Гётте О.Е.)
"Фенологические наблюдения" (Молдаванова Е.О.)
"Юный микробиолог" (Шхалахов А.В.)
"Эколята" (Панца А.И.)
"Экология и творчество" (Оганесян Т.Г.)
"Экологическая мастерская" (Лаптева Е.Ю.)
"Научное познание" - (Малышевская А.Г.) СОШ 14

кол- Кол-во часов учебн.занятий Кол-во детей
час. в
во
час.
всего
учащ. учащ.
неделю план факт
групп прогр.
часов в

чел/час
план.

6
2
4
4
4
4
4
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
43

72
72
36
72
36
72
72
72
144
144
144
144
144
144
144
72
72
144
144
1944

432
144
144
288
144
288
288
144
288
144
144
144
144
144
144
72
144
144
144
3528

12
4
4
8
4
8
8
4
8
4
4
4
4
4
4
2
4
4
4
98

72
24
48
48
48
48
48
26
30
15
14
15
15
14
12
13
24
15
12
541

5184
1728
1728
3456
1728
3456
3456
1872
4320
2160
2016
2160
2160
2016
1728
936
1728
2160
1728
45720

Вакансия:
"Лесовичок" (Алексеева В.А.) СОШ 12
"Эколята" (Алексеева В.А.) ДС № 6
"Друзья природы" (Алексеева В.А.) СОШ 12
"Экологическая мастерская" (Лазутова Ю.В.) Горпарк
"Азбука Эколят" (Лазутова Ю.В.) ДС № 36
"Азбука Эколят"

2
2
2
1
2
2

72
72
144
144
72
72

144
144
288
144
144
144

4
4
8
4
4
4

24
24
24
10
24
24

1728
1728
3456
1440
1728
1728

"Научное познание"

1

144

144

4

12

1728

16 "Занимательная экология"

1

16

16

0,44

12

192

17 "В мире животных"

1

16

16

0,44

12

192

18 "Экологический клубок"

1

16

16

0,44

12

192

19 "Чёрное море"

1

16

16

0,44

12

192

16
59

784
2728

1216
4744

33,76
131,76

190
731

14304
60024

1
2

МЗ (муниципальное задание)
"Основы медицины" (Корелова Н.И.)
"Природа в творчестве" (Оганесян Т.Г.)

1
2

144
144

144
288

4
8

12
24

1728
3456

3

"Юный эколог" (Ковинская Л.А.)

4

72

288

8

48

3456

4

"Эколог-экскурсовод" (Харитонова М.М.)

2

144

288

8

24

3456

5

"Экопатруль" (Гётте О.Е.)
"Жизнь замечательных зверей" (ДАОП)
(Молдаванова Е.О.)

1

144

144

4

12

1728

1

72

72

2

2

144

7
8

"Мир лекарственных растений" (Харитонова М.М.)
"Юный эковолонтёр" (Панца А.И.)

2
2
15

72
72
864

144
144
1512

4
4
42

24
24
170

1728
1728
17424

9
10
11
12
13

Вакансия:
"Экология на каждый день"
"Археология"
"Рабочий зелёного хозяйства" (Бобровицкая М.Г.)
"Экологи леса"
"Зелёный патруль"
Итого:

1
1
1
1
1
5
20

144
144
144
144
8
584
1448

144
144
144
144
8
584
2096

4
4
4
4
0,24
16,24
58,24

12
12
12
12
12
60
230

1728
1728
1728
1728
96
7008
24432

Общее кол-во СЗ и МЗ:

79

4176

6840

190

961

Итого:

6

Зам.директора по УВР

А.Ю. Меньшикова

15

0

84456

РЕЕСТР
дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в организации дополнительного образования
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе в 2025-2026 учебном году
Наименование УДО

Реестр «Дополнительные общеобразовательные программы в рамках выполнения Социального задания (СЗ)
№
п/п
1

ID – номер
в АИС
«Навигатор»
63762

Наименование
программы
Азбука эколят

ПДО
Корелова Нина
Ивановна

Иванова Екатерина
Евгеньевна
Лазутова Юлия
Владимировна
.
2

63765

3

63766

4

63768
63771

Исследователи
природы
Живая планета
Юный
гидробиолог
Мир вокруг нас

5
63769
6
63773

Экология и
творчество
Лесовичок

7

63774
8

Друзья природы

Корелова Нина
Ивановна
Ковинская Лидия
Андреевна
Ковинская Лидия
Андреевна
Оганесян Тамара
Грантовна

Место реализации

Направленность
программы

Уровень
программы

Срок
реализации
программы

Возрастная
категория
детей

Колво
групп

Колво
уч-ся

ДС № 40
«Дюймовочка»
ДС № 37
«Сказка»
ДС № 33
«Журавлик»
ДС № 31
«Голубая стрела»
ДС № 36
«Аленький
цветочек»
.

естественнонаучная

ознакомительный

72

5-7

3

36

2

24

1

12

2

24

2

24

2

24

СОШ № 6

естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная

ознакомительный

36

7-11

4

48

ознакомительный

72

7-11

4

48

ознакомительный

36

7-11

4

48

ознакомительный

72

7-10

2

24

естественнонаучная
естественнонаучная

ознакомительный

72

7-10

2
2

24
24

ознакомительный

72

7-10

4

48

4

48

2

24

2

30

СОШ № 2, № 5
СОШ № 2, № 5
ДС № 38
«Колобок»
СОШ № 4, № 10

Оганесян Тамара
Грантовна
Харитонова Марина
Михайловна

СОШ № 2, № 4

Алексеева Валентина
Анатольевна
Алексеева Валентина
Анатольевна
Лаптева Елена
Юрьевна

СОШ № 12

СОШ № 2

СОШ № 12
СОШ № 29

естественнонаучная

базовый

144

7-11

9

10

63775

63789

Научное познание

Природное
наследие

11

63776

Эковолонтёры

12

63777

Юный
микробиолог

13

63778
Эколята

14

63785

15

63793

16

75571

Экологическая
мастерская
Фенологические
наблюдения
Чёрное море

17

75577

18

75576

19

75578

В мире животных
Экологический
клубок
Занимательная
экология

Рудновская Елена
Александровна
Малышевская Алёна
Геннадьевна
Турутина Елена
Сергеевна
Молдаванова Евгения
Олеговна
Лаптева Елена
Юрьевна
Гётте Ольга
Евгеньевна
Шхалахов Аслан
Владимирович
Лаптева Елена
Юрьевна
Панца Анастасия
Игоревна
Лаптева Елена
Юрьевна
Лазутова Юлия
Владимировна
Молдаванова Евгения
Олеговна
Корелова Нина
Ивановна
Ковинская Лидия
Андреевна
Оганесян Тамара
Грантовна
Алексеева Валентина
Анатольевна

СОШ № 8
СОШ № 14

естественнонаучная

базовый

144

15-18

СОШ № 11
ЭБЦ

естественнонаучная

базовый

144

СОШ № 29
СОШ № 6, ЭБЦ
ЭБЦ
ДС № 5
«Чайка»
ДС № 20 «Ивушка»
СОШ № 29

естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная

ЭБЦ
ЭБЦ
ЭБЦ
ЭБЦ

17

15

1

12

1

12

1

14

1

15

базовый

144

12-17

1

15

базовый

144

12-15

1

12

ознакомительный

72

5-7

2

26

1

13

1

15

1

10

базовый

144

9-13

Горпарк
ЭБЦ

1

базовый

144

12-17

1

14

ознакомительный

16

7-11

1

12

ознакомительный

16

7-11

1

12

ознакомительный

16

8-12

1

12

ознакомительный

16

7-11

1

12

Итого:

59

731

Реестр «Дополнительные общеобразовательные программы в рамках выполнения Муниципального задания (МЗ)
№
п/п
1

ID – номер
в АИС
«Навигатор»
66119

2

66121

3

66126

4

67331

5

78039

6

Наименование
программы

ПДО

Место реализации

Направленность
программы

Уровень
программы

Срок
реализации
программы

Возрастная
категория
детей

Колво
групп

Колво
уч-ся

Основы
медицины
Природа в
творчестве
Юный эколог

Корелова Нина
Ивановна
Оганесян Тамара
Грантовна
Ковинская Лидия
Андреевна
Бобровицкая Мария
Германовна

ЭБЦ

естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная

базовый

144

14-17

1

12

базовый

144

9-11

2

24

ознакомительный

72

7-11

4

48

базовый

144

13-16

1

12

СОШ
№ 2, № 10
СОШ
№ 2, № 5
ЭБЦ

Рабочий
зелёного
хозяйства
Экологэкскурсовод

Харитонова Марина
Михайловна

ЭБЦ
СОШ № 11

естественнонаучная

базовый

144

11-17

2

24

78038

Экопатруль

Гётте Ольга Евгеньевна

СОШ № 6, ЭБЦ

базовый

144

12-17

1

12

7

66138

Молдаванова Евгения
Олеговна

ЭБЦ

ознакомительный

72

7-11

1

2

8

66168

Харитонова Марина
Михайловна

СОШ
№ 2, № 11

естественнонаучная

ознакомительный

72

7-11

2

24

9

77955

72

7-11

2

24

базовый

144

11-16

1

12

11

66130

Экология на
каждый день

.

.

естественнонаучная
естественнонаучная
естественнонаучная

ознакомительный

66128

Панца Анастасия
Игоревна
.

СОШ № 29

10

Жизнь
замечательных
зверей (ДАОП)
Мир
лекарственных
растений
Юный
эковолонтёр
Экологи леса

естественнонаучная
естественнонаучная

базовый

144

7-12

1

12

естественнонаучная

ознакомительный

8

11-16

1

12

1

12

20

230

12

Зелёный патруль

13

Астрономия

.

.

.

Итого:
ВСЕГО: 32 программы, 79 групп, 961 учащийся
18

8. Организация педагогического процесса. Формы работы
педагогов.
По своей специфике образовательный процесс в Центре имеет
развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков
детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения
определяется с учетом возможностей учащихся, возрастных и
психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом
специфики
изучения
данного
учебного
предмета,
направления
образовательной деятельности, возможностей материально-технической
базы, типа и вида учебных занятий.
Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные;
закрепления, обобщающего повторения; занятия-лекции, беседы, семинары,
экскурсии, самостоятельной работы, применения, коррекции и контроля
знаний, умений, навыков и др.
Виды занятий: заочное путешествие во времени и пространстве;
лекции; работа с литературой; деловая игра; учебное занятие в мастерской;
практическая работа; встреча с интересными людьми; выставка; конкурс;
творческий портрет; импровизация; образ по сценарию со специальной
подготовкой; праздник; эксперимент; игра-путешествие; игра-сказка;
экологическая тропа и другие.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на
занятиях: семинар; диспут, обсуждение, сообщений, докладов, рефератов;
конференция; чтения (литературные, научные); защита (проекта, программы,
реферата); олимпиада, викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейнринги, КВН; устный журнал; пресс-конференция; час вопросов и ответов;
конкурс; смотр знаний и умений; познавательные игры; интеллектуальный
марафон; дебаты.
Методы организации занятия в объединениях ЭБЦ: репродуктивный;
словесные методы обучения; работа с книгой; методы практической работы;
метод
наблюдения;
исследовательские
методы;
методы
программированного обучения; метод игры; наглядный метод обучения;
использование на занятиях: средств искусства, активных форм
познавательной деятельности, психологических и социологических методов
и приемов, аттестация в виде тестирования ЗУН, проверка полученных
знаний по билетам.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения;
тренинг; тренировка; репетиция.
Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов;
реферат, написание исследовательских работ, научных проектов.
Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение;
беседа; диалог; консультация.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на
магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото - видеосъемка; проведение
замеров.

Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия;
эксперименты; опытническая работа на участке.
Методы программированного обучения: объяснение ключевых
вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают
самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного
материала.
Проектные методы обучения: разработка проектов, программ;
конструирование игр, конструирование из бумаги; создание творческих
работ, разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное
конструирование;
создание
произведений
декоративно-прикладного
искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные,
подвижные, народные и т.д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра,
спортивные игры в каникулярное время.
Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки,
плакаты,
фотографии;
демонстрационные
материалы,
модели,
видеоматериалы.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые
при проведении занятий: анкетирование: разработка, проведение и анализ
анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение
различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); деловая
игра.
9. Методы диагностики (контроль) образовательной деятельности
Диагностика профессионального уровня педагога:
• информированность педагога относительно основных идей Концепции;
• экспертная оценка готовности к реализации идей Концепции, Программы
развития Центра, Образовательной программы учреждения;
• способность к педагогическому творчеству (модификация программ);
• овладение педагогами общедидактическими и специфическими умениями;
• отслеживание динамики профессионального роста педагога, успехов его
учащихся.
Для диагностики профессионального уровня педагога, его
педагогической культуры и педагогического мастерства используются
следующие методы:
1) анализ программ;
2) изучение творческой деятельности педагогов;
3) анализ текстов, докладов, сообщений, выступлений, участие в конкурсах,
выставках, конференциях, семинарах и т. д.;
4) методы самооценки;
5) оценивание (рейтинг);
6) анкетирование (методом опроса);
7) педагогическое тестирование (тестовые задания);
20

8) экспертная оценка;
9) наблюдение и фиксирование результатов;
Критерии оценки поисково-творческой работы педагогов:
1) Направленность поисково-творческой работы педагогов:
• обновление содержания (разработка новых программ);
• разработка новых технологий дополнительного образования (новых типов
занятий);
• диагностические методики.
2) Характер поисково-творческой работы:
• обобщение опыта;
• внедрение опыта других педагогов;
• развитие новых образовательных программ по профилю;
• развитие новых методик.
3) Научно - методическое обеспечение поисково-творческой работы:
• анализ литературы;
• использование методик самооценки;
• использование методик оценки деятельности обучающихся, их достижений.
4) Результаты поисково-творческой работы и их оформления:
• издание программы, рекомендации, брошюры;
• разработка дидактических материалов;
• представления описаний в проведенной работе.
5) Анализ работы:
• обсуждение на педсовете и методическом объединении, РМО;
• выступление на научной конференции города и района, региона;
• публикация в печати, на сайте МБОУ ДО ЭБЦ г. Туапсе;
6) Использование результатов:
• внедрение в Эколого-биологическом центре;
• внедрение в другие учреждения;
• использование в регионе, городе.
Диагностика развития личности ребенка, подростка
(отношение к миру, система потребностей, склонностей в изучении природы
родного
края,
исследовательской
работе,
опытнической
и
природоохранительной деятельности, расширение знаний в биологической
науке).
Методы диагностики (контроль)
1) метод наблюдения;
2) анализ деятельности и достижения обучающихся;
3) метод опроса (беседы, интервью);
4) методы самооценки;
5) метод оценивания (рейтинг);
6) тестирование (ЗУН);
7) участие в конкурсах, выставках;
8) аттестация промежуточная и итоговая;
9) защита проектов.
21

10. Мониторинг результативности развития МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе, ожидаемые результаты реализации
программы образовательной деятельности
1. Виды оцениваемых работ:
А) Оценивание педагогов:
• Образовательная программа или ее структурная часть (пояснительная
записка, отбор содержания по разделам, темам, принципы структурирования
отобранного содержания, диагностический инструментарий оценки
деятельности обучающихся);
• Методические рекомендации по организации различных видов
деятельности, в соответствии с новыми педагогическими технологиями;
• Материалы организационно-методического обеспечения реализация
модифицированных программ;
• Тексты и содержания выступления на педсоветах, семинарах разного
уровня, конференциях;
• Планы разного вида, формы, содержания, сценарии различных форм
организации досуговой деятельности учащихся;
• Организация и проведение разнообразных форм деятельности обучающихся
(занятий, праздников, конкурсов, выставок, экскурсий и др.)
Б) Оценивание учащихся:
• работы, представленные на выставки, конкурсы разного уровня;
• деятельность при организации и проведении разнообразных форм (занятий,
праздников, конкурсов, выставок, экскурсий и др.).
2. Диагностика достижений:
А) рецензирование и экспертная оценка педагогов:
• представление, защита и обсуждение выполненных работ;
• анализ и оценка разнообразных форм деятельности;
• составление отчетов и аналитических справок;
• анкетирование и тестирование.
3. Процедура самоанализа:
• систематический анализ всех направлений и видов деятельности.
• введение, составление, представление информационно-статистических
данных.
• Ежегодный общий отчет по итогам учебного года.
Ожидаемые результаты реализации Образовательной программы
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования
до 2030 г. и Программой развития Эколого-биологического центра до 2029 г.,
ожидаемые результаты реализации Образовательной программы следующие:
- позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности,
равных возможностей в получении дополнительного образования детей;
- повышение качества дополнительного образования;
- расширение возможностей для экологического воспитания и
развития личности ребенка;
- личностный рост учащихся и педагогов в творческих достижениях;
22

- увеличение доли одаренных детей в естественно-научной
направленности и творческой деятельности;
- повышение эффективности системы управления Центра;
- улучшение качественного состава кадров Центра;
- увеличение количества социальных партнеров, участвующих в
образовательном процессе Центра;
- увеличение выпускников, закончивших обучение по программам
Центра и поступивших в вузы по профилю;
- формированию привлекательного имиджа Центра;
- укрепление материально-технической базы с целью улучшения
условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса.

Программу подготовила:
заместитель директора по УВР

Меньшикова А.Ю.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».