УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 70-ОД от 06.06.2025 г.
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный эковолонтёр»
Уровень программы: ознакомительный
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе
(на бюджетной/внебюджетной основе)
ID-номер Программы в Навигаторе:
Автор-составитель:
Панца Анастасия Игоревна
педагог дополнительного образования
(ФИО и должность разработчика)
г. Туапсе, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение
2
Стр.
3
6
6
8
9
11
12
12
17
18
18
20
23
28
29
Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
5
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный эковолонтёр» имеет естественно-научную направленность.
Новизна программы заключается в практической направленности
учащихся в охране природы и проектно-исследовательской работе. Именно в
такой работе у ребят закладываются основы профессиональных
компетенций. Участие в исследовании природной среды поднимает
природоохранную работу детей на качественно новый уровень. Внимание
учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношении
человечества с природой, их успешного решения и преодоления.
Актуальность программы
В настоящее время перед обществом остро встала проблема
загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда
стали весьма ощутимы отрицательные последствия потребительского
отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно
сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на земле
практически не осталось нетронутых уголков природы. Нерациональное
использование природных ресурсов, резкий рост промышленности сегодня
ведет к гибели природы, а значит, и человечества. Основным из решений
данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление
экологической культуры личности и общества. Экологическое образование
направлено на формирование у человека гуманного, бережного, заботливого
отношения к миру природы и окружающему миру в целом. В этой связи
большое значение имеет форма работы в системе дополнительного
образования, направленная на формирование природоохранных умений
учащихся через практическую природоохранную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы «Юный эковолонтёр»
направлена на формирование у учащихся гражданской ответственности,
инициативности, получение опыта самостоятельного действия через
выполнение творческих работ, участия в общественных мероприятиях и
акциях, направленных на охрану и сохранение родной природы, и
непосредственного участия в экологической деятельности. Конечным
результатом должно быть не только овладение определенными
компетенциями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и
желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
В данной программе происходит ознакомление учащихся с миром
экологических профессий через погружение в теоретическое и практическое
изучение
волонтёрской
деятельности.
Происходит
обеспечение
самоопределения личности, создаются условия для самореализации,
адекватной
современному уровню знаний и уровню образовательной
6
программы картины мира, на основе чего формируется человек и гражданин,
интегрированный в современное общество и нацеленный на его
совершенствование.
Отличительные особенности
В отличие от существующих программ, «Эколята» и «Эколята защитники природы», значительное количество часов уделено проектной и
исследовательской деятельности, практической работе и наблюдениям, что
способствует формированию активной жизненной позиции учащихся,
самопознанию, самореализации и творческому развитию. Большое внимание
уделяется изучению животных и растений, занесенных в Красную Книгу, их
защите, охране и бережному отношению к ним.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный эковолонтёр» разработана для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Набор
в объединение осуществляется по желанию ребенка и согласия родителя на
основании результатов собеседования. Группа состоит из 12-15 человек
(мальчиков и девочек) младшего школьного возраста.
Набор детей на обучение по программе ведется по желанию учащихся
и их родителей (законных представителей). Для детей с особыми
образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении.
Программа рассчитана на младший школьный возраст. Это период
нового этапа в жизни ребенка – начало обучения в школе. В этом возрасте у
детей проявляется любопытность, желание как можно больше изучить и
узнать окружающий мир. Программа объединения нацелена на совместную
работу разновозрастных групп учащихся, желающих проявить и развить свои
способности в сфере познания и творчества, освоить исследовательские
навыки, у которых имеется высокая степень сформированности интересов к
естественно-научной области. Потенциальные учащиеся должны проявлять
бережное отношение к объектам природы, иметь мотивацию к изучению
природы, экологии, природных взаимосвязей, изучению экологических
проблем.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная программа «Юный эковолонтёр» реализуется на
ознакомительном уровне, разработана на один год обучения, общий объем
программы составляет 72 часа.
7
Форма обучения - очная, возможно дистанционное обучение, с
применением видеоматериала. Форма организации деятельности –
групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом.
С целью проведения воспитательной работы мероприятия с учащимися
проходят в группе, совместно с родителями, в форме викторины, экскурсии,
виртуального путешествия, а также массовых праздников, проводимых – 2
раза в неделю по 1часу.
Особенности организации образовательного процесса
В объединении «Юный эковолонтёр» состав группы постоянный.
Календарный учебный график составляется на весь учебный год.
Допускается внесение изменений в календарный учебный график в связи с
педагогической необходимостью более полно раскрыть ту или иную тему,
вызвавшую повышенный интерес у учащихся.
Расписание занятий строится с учетом наиболее удобного
распределения нагрузки на детей, входящих в группу предполагаемого
возраста.
Основными технологиями обучения являются технологии системнодеятельностного подхода, такие как: 1) обучение на основе «проблемных
ситуаций»; 2) проектная деятельность; 3) исследовательская деятельность; 4)
уровневая дифференциация; 5) технологии; 6) мозговой штурм;
7)
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых
моделей учебного материала; 8) здоровьесберегающая технология; 9)
проведение акций.
Формы организации учебного процесса при реализации программы
могут быть разнообразными: дидактические игры, экскурсии (на дворовом
участке, в с. Цыпка, р. Цыпка и р. Туапсе), участие в международных,
всероссийских и краевых акциях, занятия-исследования и занятия
экспериментальной проверки гипотез; занятия-путешествия, занятияконференции (защиты проектов).
Каждое занятие включает в себя как минимум одно задание,
предполагающее погружение в учебную проблему, ее обсуждение и
выработку путей решения. В конце каждого занятия обсуждается, как и в
какой форме можно применить полученные знания. Таким образом,
сочетаются элементы традиционного обучения и методы активного
психологического обучения (игра, дискуссия по принятию решения и т.д.).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование нравственных, коммуникативных
качеств младшего школьника, развитие самостоятельной познавательной
активности через организацию общественно-полезной экологической
деятельности, способствующей самореализации личности.
Личностные задачи:
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе,
отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
8
- Воспитывать коммуникативные навыки, умение адекватно вести себя в
различных ситуациях.
- Воспитывать заинтересованность в выборе будущей профессии, связанной с
экологией.
- Развивать мотивации личности ребенка к саморазвитию и самореализации.
Метапредметные задачи:
- Развивать качества, необходимые для продуктивной учебноисследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность,
анализ и синтез, коммуникативные качества, критическое отношение к
полученным результатам.
- Формировать ответственное отношение к работе в группе, ведению
исследовательской и проектной деятельности.
- Формировать у учащихся психологическую готовность к восприятию
проблемной ситуации как задачи деятельности.
Образовательные (предметные) задачи:
- Способствовать углублению и расширению имеющихся у учащихся знаний
об экологии Краснодарского края.
- Раскрыть значение экологии в общем образовании учащегося.
- Сформировать представления о целостности и диалекте природных и
природно-антропогенных комплексов, а также путях их рационального
использования и охраны.
- Создать условия для приобретения специальных знаний и умений в области
научной деятельности: овладения навыками исследований, обработки и
анализа материала.
1.3. Содержание программы
Таблица 1
Учебный план программы «Юный эковолонтёр»
№
Наименование
Количество часов
Формы
разделов и тем
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
1
Введение в
1
1
Педагогическое
программу
наблюдение
2
Мы - эковолонтёры
3
1
2
Викторина
3 Экологические акции
41
6
35
Анализ участия в
акциях
4 Экологические часы
11
2
9
Выставка работ
5
Эко-лаборатория
8
2
6
Опрос
6 Часы Красной книги
6
2
4
Педагогическое
наблюдение
7
Итоговое занятие
2
2
Итоговая
аттестация
Всего
72
13
59
9
Содержание учебного плана
1. Введение в программу
Практика: «Давайте познакомимся» - беседа, игра на знакомство «У
лукоморья дуб волшебный…».
2. Мы - эковолонтёры
Теория: Кто такие эковолонтеры? Чем они занимаются? История
волонтёрского движения в России и в мире.
Практика: Создание эмблемы эковолонтёра (зарисовка, аппликация).
3. Экологические акции
Теория: Что такое акция? Для чего проводят акции? Техника безопасности во
время проведения акций.
Практика: Проведение акций:
Чистые берега. Посади лес. Чистый двор. Покормите птиц зимой. Спасибо
от ежика. Сдай макулатуру - спаси дерево. Экоподарок защитнику. Голубая
лента. Час Земли. День птиц. День Земли. Сад памяти. Подарок ветерану.
Георгиевская ленточка.
4. Экологические часы
Теория: Экологический календарь. Букет для мамы. Правила работы с
бросовым и природным материалом. Бабочка. Мини-зоопарк. Муравьишка.
Не рви первоцвет! Пчелкин дом.
Практика: Викторина. Творческая мастерская:
Изготовление муравьев из яичных лотков. Букет для мамы из осенних
листьев. Изготовление енота из газеты. Изготовление бабочек из бумаги и
коктейльных трубочек. Мини-зоопарк из природного материала. Экостиль
(костюмы из бросового материала). Цветы из бумаги. Изготовление макета
пчелиного улья из бросового материала.
5. Эко-лаборатория
Теория: Правила безопасности при работе в лаборатории. Удивительное
рядом. Чудеса природы.
Практика: Надувающийся шарик. Столб пены. Как происходит извержение
вулкана? Смерч в бутылке. Содержание крахмала в продуктах питания.
6. Часы Красной книги
Теория: Что такое Красная книга? Какие животные и растения в нее
занесены? Какие бывают страницы в Красной книге? Животные Красной
книги. Растения Красной книги.
Практика:
7. Итоговое занятие
Практика: Викторина, анализ работы за год.
10
1.4. Планируемые результаты
По окончании обучения по программе «Юный эковолонтёр» учащиеся
должны обладать следующими показателями:
Личностные результаты:
Программа предполагает воспитание у учащихся:
- бережного отношения ко всему живому;
- отношения к природе как к общечеловеческой ценности;
- достаточного уровня коммуникативной культуры;
- желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой
группы, делиться результатами своей работы.
Метапредметные результаты:
Программа предполагает развитие у учащихся:
- интеллекта;
- проектного и творческого мышления;
- самостоятельного мышления;
- навыков самоконтроля;
- навыков самоанализа, самореализации;
- познавательного интереса к проектной исследовательской деятельности.
Предметные результаты:
Программа предполагает, что учащийся:
- расширит имеющиеся знания об экологии Краснодарского края;
- сформирует представления о целостности и диалектике природных и
природно-антропогенных комплексов, а также путях их рационального
использования и охраны;
- приобретет специальные компетенции в области научной деятельности.
Программа будет способствовать формированию коммуникативных
компетенций в:
- организации и проведении эксперимента;
- поиске, сборе, отборе и анализе информации;
- организации дискуссии.
Спектр сформированных общеучебных умений учащихся, как
важнейший компонент личности в естественно-научной области, будет
включать исследовательские, компьютерные и коммуникативные умения.
11
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы «Юный эковолонтёр»
Таблица 2
№
п/п
Разделы, темы
Кол-во
Вид и форма занятия
часов
Модуль 1 – сентябрь-декабрь 2025 (16 недель, 32 ч.)
1
Введение в программу.
1
2
1
3
Кто такие эковолонтеры? История
волонтерского движения в России
и в мире.
Мы - эковолонтеры
4
Мы – эковолонтеры.
1
5
Экологические акции. Что такое
акция? Для чего проводят акции?
Безопасность во время проведения
акций.
Экологический календарь.
6
7
8
9
10
11
Форма
контроля
Беседа, игра на знакомство «У лукоморья дуб
волшебный…».
Беседа, викторина.
Игра
Викторина
1
Комбинированное занятие (проблемный метод
посредством постановки задачи, игра). Викторина,
работа с раздаточным материалом. Групповая
работа. Создание собственной эмблемы и девиза.
Творческая работа. Групповая работа. Создание
собственной эмблемы и девиза.
Беседа.
1
Беседа.
Опрос
1
Занятие-викторина.
Викторина
Экологическая акция
«Чистый двор».
Экологическая акция
«Сдай макулатуру - спаси дерево».
1
Групповая работа.
1
Просмотр видеофильма про лес.
Педагогическое
наблюдение
Опрос
1
Викторина.
Викторина
Эко-лаборатория.
Правила безопасности на занятиях
1
Беседа.
Опрос
1
Педагогическое
наблюдение
Защита работы
Опрос
Дата
план
Дата
факт
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
в лаборатории.
Экологическая акция «Чистые
берега».
1
Иллюстративный метод.
Опрос
2
Экологическая прогулка на берег р. Цыпка.
Экологические часы.
Букет для мамы.
Часы Красной книги. Что такое
Красная книга? Какие животные и
растения в нее занесены?
Часы Красной книги Какие
страницы бывают в красной
книге?
Эко-лаборатория.
Надувающийся шарик.
Экологическая акция «Посади
лес».
Часы Красной книги.
Животные красной книги.
Эко-лаборатория. Столб пены.
1
Занятие. Творческая мастерская.
Педагогическое
наблюдение
Выставка
1
Беседа.
Опрос
1
Занятие, беседа.
Педагогическое
наблюдение
1
Опыт.
Опрос
1
Работа в малых группах. Создание мини-проекта.
1
Занятие, презентация.
1
Опыт.
Защита минипроекта
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Экологические часы. Веселый
енот.
Экологическая акция «Посади
лес».
1
Занятие, творческая мастерская
1
Экологическая прогулка в лес с. Цыпка
1
Сбор посадочного материала.
Часы Красной книги. Животные
красной книги.
Экологические часы. Бабочка.
1
Занятие, презентация.
1
Творческая мастерская.
Экологическая акция «Спасибо от
ежика».
1
Творческая мастерская. Емкость для сбора
батареек.
24
25
26
27
13
Текущий
контроль
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Мини-выставка
Мини-выставка
28
1
Работа с обучающим видеоматериалом.
Опрос
29
1
Творческая мастерская. Создание листовок.
Выставка работ
1
Викторина
1
Викторина.
Творческая мастерская.
Групповая работа
1
Творческая мастерская.
30
31
32
Экологические часы.
Мини-зоопарк.
Экологическая акция «Чистый
двор».
Экологические часы. Муравьишка.
Текущий
контроль
Педагогическое
наблюдение
Модуль 2 – январь-май 2026 (20 недель, 80 ч.)
33
34
35
36
37
38
39
Эко-лаборатория. Извержение
вулкана.
Экологические часы. Минизоопарк.
Эко-лаборатория. Смерч в
бутылке.
Часы Красной книги. Растения
Красной книги.
Экологические часы. Экостиль.
1
Опыт
Опрос
1
Викторина
1
Викторина
Творческая мастерская
Опыт
1
Занятие, презентация
1
Творческая мастерская
Экологическая акция «Покормите
птиц зимой».
1
Работа в малых группах
1
Викторина
1
Видеоматериал, работа с раздаточным и
наглядным материалом.
Творческая мастерская.
1
Исследование
1
Творческая мастерская. Презентация своих работ.
Педагогическое
наблюдение
Выставка
40
41
42
Эко-лаборатория. Содержание
крахмала в продуктах питания.
Экологические часы. Экостиль.
14
Текущий
контроль
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Опрос
Выставка работ
43
Экологическая акция «День
Земли».
1
Исследования.
1
Творческая мастерская
1
Работа в малых группах.
1
Творческая мастерская.
Педагогическое
наблюдение
Мини-выставка
1
Творческая мастерская.
Мини-выставка
1
Мозговой штурм. Творческая мастерская.
Опрос
1
Викторина
Викторина
1
Презентация
51
1
Викторина
Педагогическое
наблюдение
Викторина
52
1
Творческое занятие
Мини-выставка
1
Сбор макулатуры.
1
Викторина «Птицы Кубани».
Педагогическое
наблюдение
Викторина
1
Занятие-наблюдение - птицы нашего села.
Опрос
1
Творческая мастерская.
Мини-выставка
1
Творческая мастерская.
1
Творческая мастерская.
Педагогическое
наблюдение
Мини-выставка
44
45
Экологическая акция «Экоподарок
защитнику»
46
47
48
Экологические часы. Не рви
первоцвет! Цветы из бумаги.
Экологическая акция «Час Земли».
49
50
53
54
Экологическая акция «Голубая
лента»
Экологическая акция «Сдай
макулатуру - спаси дерево».
Экологическая акция «День птиц».
55
56
57
58
Экологические часы.
Пчелкин дом.
Экологическая акция
«Георгиевская ленточка»
15
Фронтальный
опрос
Мини-выставка
59
Экологическая акция «День
Земли».
60
61
Творческая мастерская.
Опрос
1
Праздничное мероприятие.
1
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Защита работы
62
1
Экскурсия в МБОУ ДО ЭБЦ г. Туапсе, высадка
деревьев.
Создание мини-журнала: Высаженные деревья.
63
1
Просмотр видеофильма.
Опрос
64
1
1
Создание карты «Мой сад памяти». Работа с
познавательным видеоматериалом.
Творческая мастерская.
Педагогическое
наблюдение
Мини-выставка
1
Экскурсия к памятнику с.Цыпка
Часы Красной книги. Растения
Красной книги.
Эко-лаборатория. Удивительное
рядом.
1
Занятие, презентация.
Педагогическое
наблюдение
Опрос
1
Наблюдение
Опрос
69
Экологические часы. Бабочки.
1
Работа с микроскопом
Эко-лаборатория
Ведение дневника наблюдений
Творческая мастерская.
70
Эко-лаборатория Чудеса природы
1
Опрос
71
Итоговое занятие «Мы – юные
эковолонтеры!»
2
Занятие-исследование
Работа с микроскопом
Викторина. Поощрение
65
Экологическая акция «Сад
памяти».
1
Экологическая акция «Подарок
ветерану»
66
67
68
72
Итого:
72
16
Мини-выставка
Итоговая
аттестация
Викторина
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Характеристика помещения, используемого для реализации программы
«Юный эковолонтёр» соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». Для занятий используется
светлое проветриваемое помещение с количеством посадочных мест на 12-15
человек.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
- парты и стулья,
- персональный компьютер,
- сеть интернет,
- интерактивная доска с программным обеспечением,
- проектор,
- образовательные фильмы и презентации,
- канцелярские принадлежности для 15 человек: простые карандаши, краски,
цветные карандаши, фломастеры, ножницы, мелки, кисти,
Информационное обеспечение: аудио, фото, видео, интернет
источники, телефон, принтер.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Эколята - защитники природы» педагог
дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или средне-профессиональное образование по специальности
«Экология и природопользование», либо средне-профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательном учреждении.
Данную программу реализует педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЭБЦ г. Туапсе - Панца Анастасия Игоревна, имеющая высшее
профессиональное
образование
по
специальности
«Экология
и
природопользование» РГГМУ, 2022 г., прошедшая профессиональную
переподготовку по программе «Педагогика дополнительного образования
детей и взрослых». Стаж педагогической работы - 11 лет.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
2.3. Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ г. Туапсе», аттестация в объединении «Юный
эковолонтёр» проводится в следующих формах: викторина, выставка работ.
Входной контроль проводится по результатам собеседования:
• Имеет ли ребенок интерес к природным явлениям, животному и
растительному миру;
• первичная мотивация для выбора общеобразовательной программы;
• характер, темперамент, уровень эмоциональности.
Для отслеживания результативности достижений учащихся проводится
педагогический мониторинг: наблюдение, диагностика личностного роста.
1) в начале учебного года (стартовый - сентябрь);
2) текущий (в течение всего года);
3) промежуточный (январь);
4) итоговый (май).
Формы подведения итогов выполнения рабочей программы: защита
проекта, викторина, задания поискового характера.
2.4. Оценочные материалы
Система проверки уровня освоения программы, игры, викторины,
итоговые занятия, участие в акциях, конкурсах, конференции
исследовательских работ позволяют оценить эффективность и степень
освоения материала по исследовательской деятельности. Представление
исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом
каждому учащемуся необходимо соблюдать соответствующие требования,
которые и являются критериями оценки.
Данная форма контроля способствует формированию у учащихся
ответственности за выполнение работы, логики мышления, умения говорить
перед аудиторией, отстаивать свое мнение, правильно использовать
необходимую научную терминологию, грамотно вести дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, активно принимавшие
участие в мероприятиях Центра, получают грамоты, дипломы.
Система итоговых показателей для фиксации наблюдений по уровням
овладения учащихся ЗУН материала программы представлена в следующих
таблицах:
Таблица 3
Система показателей ЗУН учащихся
1. Диагностика
теоретических
знаний
Собеседование,
участие в викторинах,
дидактических играх
2. Диагностика
практических
Уровень
теоретических
знаний
- низкий уровень
- средний уровень
- высокий уровень
Уровень
практических
Описание
-Учащийся владеет менее 50% знаний
-Учащийся владеет более 50% знаний
-Учащийся владеет более 75% знаний
Описание
18
навыков
Наблюдение за
практической
деятельностью
учащихся,
практические задания
навыков
- низкий уровень
- средний уровень
- высокий уровень
3. Диагностика
социальных
установок,
ценностных
ориентаций
Педагогическое
наблюдение, беседа
Уровень
социальных
установок,
ценностных
ориентаций
- низкий уровень
- средний уровень
- высокий уровень
Учащийся выполняет действия под руководством
педагога
Учащемуся на всех этапах самостоятельного
осуществления деятельности требуется контроль
и одобрение со стороны педагога
Учащийся самостоятельно планирует,
осуществляет деятельность и может достаточно
адекватно оценить ее результаты
Описание
Учащийся слабо проявляет свои экологические
убеждения и ценности только под руководством
педагога
Учащийся самостоятельно проявляет свои
экологические убеждения и ценности,
интересуются предметом под наблюдением
педагога
Учащийся проявляет активность, инициативу в
проявлении своих экологических убеждений и
ценностей, интересуются предметом
самостоятельно
Таблица 4
Мониторинг реализации дополнительной программы
Группа № _____
Педагог: Панца Анастасия Игоревна
№ п/п
Ф.И.О.
Промежуточный
Итоговый
1
З
У
Н
З
У
Н
2
3…
1 – низкий
2 – средний
3 – низкий
Результат усвоения материала (промежуточный и итоговый мониторинг):
___ % низкий уровень
___ % средний уровень
___ % высокий уровень
19
2.5. Методические материалы
Для работы по программе используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический,
поисковый, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Воспитательные методы: убеждение, поощрение, упражнения, стимулирование, мотивация.
Используются следующие виды технологий: групповое обучение, коллективное взаимообучение,
дифференцированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, проектная деятельность, игровая
деятельность, здоровьесберегающая технология.
Таблица 5
№
Раздел
программы
Формы занятий
1
Введение в
программу
Эвристическая
беседа.
Игра-имитация.
Сюжетно-ролевая
игра.
Творческая
мастерская.
2
Мы - эковолонтёры
Эвристическая
беседа.
Викторина,
лаборатория.
Выполнение
заданий группой,
индивидуально.
Мозговой штурм
Приемы и методы
организации учебновоспитательного
процесса
(в рамках занятия)
- Игровой,
- проектный-проблемнопоисковый,
- иллюстративный метод,
- уровневая
дифференциация.
-Мозговой штурм
- Экспериментальный
метод.
- Групповая работа создание собственной
эмблемы и девиза.
Дидактический
материал
Раздаточный,
демонстрационный,
иллюстративный
материал,
музыкальная
шкатулка,
видеоматериал,
презентации,
обучающие
мультфильмы.
Раздаточный,
демонстрационный,
иллюстративный
материал.
Познавательный
кинопродукт.
Техническое
оснащение
занятий
Формы подведения
итогов
Компьютер,
колонки.
Викторина, КТД
Создание мини-проектов.
Моделирование разных
форм суши. Наблюдение
водоёмов. Работа в малых
группах. Индивидуальная
работа - создание минипроекта «Моя
родословная».
Компьютер,
колонки.
КТД
Викторины, практические
задания на
индивидуальное
выполнение
3
Экологические
акции
Мозговой штурм.
Работа с
познавательным
видеоматериалом.
Занятие-сказка.
Занятие-игра.
Экскурсии.
4
Экологические
часы (изготовление
поделок из
бросового и
природного
материала).
Эко-лаборатория.
Занятиепутешествие.
Творческая
мастерская.
5
Занятие-эколаборатория.
Занятиелаборатория
- Метод наглядности,
- проблемная ситуация,
- информационнокоммуникационные
технологии,
- технология интенсификации обучения на основе
схемных и знаковых
моделей материала,
- исследовательская
деятельность,
- здоровьесберегающая
технология,
- технология обучения
смысловому пониманию
естественнонаучного
материала.
- Проектная деятельность.
Материал, созданный
информационными
технологиями.
Раздаточный
материал.
Карточки с
изображениями.
Материал, созданный
информационными
технологиями.
Компьютер,К
олонки.
Викторина «Кладовая
Земли».
Задания проблемного
характера для выполнения
в малых группах.
Командное соревнование
«Оказание первой
помощи».
Задания для подгрупп.
Раздаточный
материал.
Демонстрационный
материал.
Компьютер,
колонки.
Изготовление макета
солнечной системы.
- Здоровьесберегающая
технология,
- информационно –
коммуникационные
технологии,
- исследовательская
деятельность.
Экспериментальный
метод.
Метод наглядности.
Раздаточный
материал.
Демонстрационный
материал.
Материал, созданный
информационными
технологиями.
Компьютер,
колонки.
Викторина
«Органы слуха и зрения».
Выполнение заданий по
осуществлению опытов.
21
Занятиеконференция.
6
Часы Красной
книги
7
Итоговое занятие
Занятие-игра.
«Состязание
аргументов».
Викторина.
Мозговой штурм.
Творческая
мастерская.
Эксперимент.
Проблемноисследовательская
работа.
- индивидуальный
мозговой штурм,
- технология обучения
смысловому пониманию
естественнонаучного
материала,
- информационнокоммуникационные
технологии,
- проектноисследовательская
деятельность.
- информационнокоммуникационные
технологии,
- интерактивные
технологии,
- мозговой штурм,
- индивидуальный
мозговой штурм,
22
Материал, созданный
информационными
технологиями.
Компьютер,
колонки.
Индивидуальная защита
проекта.
Материал, созданный
информационными
технологиями.
Компьютер,
колонки.
Викторина «У кого какой
характер».
Викторина «Животные
жарких стран».
Викторина «Животные
крайнего севера».
Викторина «Из жизни
животных». Работа в
малых группах. Минипроекты «Красная книга»,
«Животные на земле».
Рефлексия.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Юный эковолонтёр»
осуществляется в соответствии с программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А. И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Воспитательная работа направлена на экологическое и патриотическое
воспитание учащихся, на формирование навыков здорового образа жизни и
бережного отношения к природе. Основным в воспитательной работе
является содействие саморазвитию личности, реализации творческого
потенциала, обеспечение активной социальной адаптации, создание
необходимых и достаточных условий для активизации усилий учащихся по
преодолению экологических проблем.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию,
сознательному выбору жизненной позиции в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- воспитывать любовь к Родине и уважение к подвигу героев нашей страны
через изучение истории и экскурсионных объектов – памятников истории;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности и участия в
экологических акциях;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
- воспитывать экологические привычки, экономное и бережное отношение к
ресурсам,
- формировать коммуникативные компетенции, навыки работы в коллективе;
- воспитать уверенность в своих силах применительно к реализации себя в
будущей профессии, к самоанализу своих основных способностей и
склонностей.
Основные целевые ориентиры программы определяются на основе
российских базовых конституционных ценностей с учетом целевых
ориентиров результатов воспитания учащихся:
- применения научных знаний для рационального природопользования,
снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы,
окружающей среды;
- опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия
России, природного наследия Российской Федерации, ответственного
отношения к животным;
- опыта социально значимой деятельности в волонтерском движении,
экологических, научно-исследовательских объединениях.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого применяется широкий круг средств и методов воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
Практические занятия (практикум, творческая мастерская, экскурсия,
виртуальная экскурсия, круглый стол, мастер-класс, субботник, семинар,
встреча с интересными людьми, конференция, участие в дискуссиях, в
природоохранных акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
В акциях и конкурсах проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: выставка, викторина, фотовыставка,
выступление, презентация достижений – способствуют закреплению
ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
учащихся.
В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и
добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины. Воспитательная работа проводится не только в
рамках проведения учебных занятий, но и во включении учащихся в
массовые мероприятия согласно плану воспитательной работы. В план
входят гражданско-патриотические мероприятия, социально-значимые
проекты,
туристско-краеведческие
проекты,
проекты
ранней
профессиональной
ориентации
и
мероприятия
экологической
направленности.
Результат воспитания:
- учащиеся будут знать и уметь рассказать о природе, климате, истории и
героях своей Родины, о подвиге защитников города Туапсе в годы Великой
Отечественной войны;
- смогут подготовиться к получению профессии экскурсовода, смогут
построить свой рассказ о природе и окружающем мире;
- будут стремиться к аккуратности, уважительному отношению к взрослым и
сверстникам;
- будут проявлять самостоятельность в социальной деятельности и её
самооценке.
Работа с коллективом учащихся
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
24
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие
родителей в практических заданиях детей, в походах, экскурсиях,
экологических акциях).
Таблица 6
Календарный план воспитательной работы
объединения «Юный эковолонтёр» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Панца Анастасия Игоревна
№
п/п
Мероприятие
Сроки
проведения
Форма
проведения
1
Участие в краевой
экологической акции
«Чистые берега»
Сентябрьоктябрь
Акция
2
Участие в экологоблаготворительной
акции «Добрые
крышечки»
Участие в Краевой акции
«Сдай макулатуру –
спаси дерево!»
Участие в
Международной детскоюношеской премии
«Экология – дело
каждого»
Участие в акции «День
Черного моря»
В течение
всего
учебного
года
В течение
учебного
года
До 1
октября
Акция
Конкурспремия
31 октября
Акция
Октябрьноябрь
Всероссийские
уроки
ноябрь
Конкурс
ноябрь
Конкурс
3
4
5
6
7
8
Участие во
Всероссийских уроках
«Урок Эколят»
Участие во
Всероссийском конкурсе
«ВместеЯрче»
Участие во
всероссийском конкурсе
Акция
25
Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Воспитание бережного
отношения к природе и
здоровью; побуждение к участию
в природоохранных
мероприятиях, к пропаганде
экологических идей.
Желание участвовать в
природоохранных мероприятиях,
в пропаганде экологических идей
Воспитание бережного
отношения к природе и здоровью
Воспитание экологической
культуры учащихся через
участие в конкурсе.
Сформированность понимания
важности экологопросветительской работы.
Воспитание экологической
культуры учащихся.
Воспитание экологической
культуры учащихся через
участие в конкурсе.
Воспитание экологической
культуры учащихся через
9
10
11
12
13
14
15
16
«Стенд Эколят»
Всероссийский день
матери
Участие в Краевом
конкурсе «Сортируй
отходы – береги
природу»
Участие в краевом
экологическом конкурсе
«Семейные
экологические проекты»
Мастер-класс
«Экологическая
Новогодняя игрушка»
Участие в краевой
экологической акции
«Экологический
марафон»
Участие в краевом
экологическом конкурсе
«Зеленая планета»
Участие во
Всероссийской акции
«День без пластиковой
бутылки»
Участие в акции «День
леса»
ноябрь
Праздник
ноябрь
Конкурс
декабрь
Конкурс
декабрь
Мастер-класс
В течение
всего
учебного
года
Январьфевраль
Акция
Конкурс
январь
Акция
март
Акция
март
Флешмоб
Март-май
Акция
17
Всероссийский флешмоб
«Голубая лента»
18
Участие в
Международной акции
«Сад Памяти»
19
Участие в акции «Рисуем
Победу»
Апрель-май
Акция
20
Участие в акции
«Георгиевская ленточка»
Апрель-май
Акция
26
участие в конкурсе.
Сохранение семейных
ценностей, воспитание уважения
и любви к матерям.
Воспитание любви к
окружающей природе и
бережного отношения к её
ресурсам.
Воспитание экологической
культуры учащихся через
участие в конкурсе.
Воспитание бережного
отношения к природе и
здоровью.
Активное участие в
природоохранных мероприятиях,
пропаганда экологических идей.
Воспитание бережного
отношения к природе и
здоровью.
Воспитание экологической
культуры и формирование
экопривычек.
Воспитание любви к
окружающей природе и
бережного отношения к лесным
ресурсам.
Сформированность понимания
важности экологопросветительской работы.
Формирование патриотических,
ценностных представлений о
любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей
малой Родине, уважительного
отношения к национальным
героям и культурным
представлениям российского
народа.
Формирование патриотических,
ценностных представлений о
любви к Отчизне, к своей малой
Родине.
Формирование патриотических,
ценностных представлений о
любви к Отчизне, формирование
представлений о ценностях
культурно-исторического
21
День Победы
22
Работа с родителями
май
Праздник
Весь
учебный год
Индивидуальн
ые беседы,
участие в
мероприятиях
27
наследия России, уважительного
отношения к национальным
героям и культурным
представлениям российского
народа.
Привитие уважения к подвигу
воинов Отечества, знакомство с
историей Родины, малой родины,
развитие коммуникативных
поведенческих навыков.
Обеспечение открытости учебновоспитательного процесса,
сплочение родительского
коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения.
1.7.
Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Виктория Иген, Нейла Чемпион/Детская энциклопедия. 1001 вопрос и
ответ. - Москва, ЗАО Издательский Дом ОНИКС».
2. Майкл Ди Специо, перевод с англ. М. Заболоцких, А. Расторгуева
Занимательные опыты: Свет и звук. - М.: АСТ.: Астрель, 2008.
3. Методические разработки экологических уроков. ecoclass.me
Список литературы для детей:
1. Вайткене Л.Д./Большая книга опытов и экспериментов для детей
взрослых. - Москва: Издательство АСТ, 2016.
2. Научно-познавательная литература для младшего и среднего
возраста/Тайны живой природы. - ООО» РОСМЭН-ИЗДАТ», 2000.
28
2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся) ______________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п
Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(план/факт)/
кол-во часов)
Место и форма
проведения
Форма
контроля/
аттестации
ФИО
педагога,
должность
№
п/п
Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары (очные,
заочные, дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Название
мероприятия
Место и
форма
проведения
ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность
№
п/п
Самостоятельная работа Дата
по ДООП
проведения
Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельн
о
Форма
выполнен
ных работ
Дополните
льная
информа
ция
№
п/п
Участие в мероприятиях Дата
в рамках ДООП
проведения
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования)
Название
мероприятия
Место
проведения
Результат
участия
№
Участие в профильных
Название
Место
Дополните
Сроки
29
п/п
образовательных
проведения
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное тестирование,
летний профильный лагерь
и др.)
образователь
ной
программы,
предмета
проведения
льная
информа
ция
Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии
Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию вносится показатель уровня в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня
сформированности всех показателей развития учащегося. Диагностическая карта
составляется на каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных
модулей программы в течение учебного периода (минимальный, общий, продвинутый).
30
Методика
«Как вы относитесь к занятиям в объединении?»
(педагог задаёт вопросы устно)
Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности
учащихся на дополнительных занятиях.
Прочитайте вопросы и для каждого блока укажите балл, соответствующий
варианту ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда
№
Отношение к занятиям
Баллы Свой ответ
блока
1
1. На занятии бывает интересно
2. Нравится педагог, ведущий занятие
3. Нравится заниматься творческой
деятельностью
4. Нравится участвовать в конкурсах,
акциях, выставках
5. Нравится общаться со сверстниками
2
1. Ходить на занятие заставляют родители
2. Учу, так как это мой долг
3. Предмет нужен для жизни
4. Приходится много учить
5. После занятий устаю
3
1. Узнаю много нового и удивительного
2. Люблю делиться своими
исследованиями с другими
3. Занятия легко даются
4. С нетерпением жду занятия
5. Получаю удовольствие от занятий
Обработка результатов:
Для каждого ученика вычисляется средний балл, затем строится график уровня
сформированности мотивации учебной деятельности: ситуативный интерес (I), учение по
необходимости (II), повышенный и познавательный интерес (III). Целесообразно
применять данный метод в начале, в середине и в конце учебного года для определения
изменения мотивов деятельности.
31