УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
^и^А.И. Воейкова г. Туапсе
cb ’Zfeb&Ajjy'.es Т.М. Бурл ай
Прикё?№70-ОД от 06.06.2025 г.
Ст/61,0
V.
■•й°n^ero
/°
/С
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный гидробиолог»
Уровень программы: ознакомительный
_________________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Форма обучения:
очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)
Вид программы:
модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе
(на бюджетной внебюджетной основе)
ID-номер Программы в Навигаторе: 63768
Автор-составитель:
Ковинская Лидия Андреевна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)
г. Туапсе, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение
2
Стр.
3
6
6
9
10
13
14
14
17
18
18
20
23
27
28
Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
5
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный гидробиолог» имеет естественно-научную направленность.
Программа способствует формированию научного мировоззрения, научного
мышления, научного познания мира и развитию исследовательских
способностей учащихся.
Новизна программы «Юный гидробиолог» заключается в самом
содержании: учащиеся в процессе изучения гидробиологии акцентируют
свое внимание на изучении Краснодарского края, исследуют состояние
гидробионтов бассейна Черного моря, среды их обитания, знакомятся с
проблемами Мирового океана. Новизна программно-методического и
организационно-технологического обеспечения заключается в организации
сетевой формы реализации программы, предполагающей использование
ресурсов организации дополнительного образования – МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г. Туапсе и МАОУ СОШ № 5 им. Г.И. Щедрина г. Туапсе.
Актуальность
программы
обусловлена
важностью
гидробиологических знаний в формировании целостной картины
окружающего мира, а также востребованности данной тематики у младших
школьников. Актуальность гидробиологии трудно переоценить. Ей
принадлежит важная, а в некоторых отношениях и ведущая роль в решении
крупнейших междисциплинарных задач глобального значения. Среди них:
создание основ рациональной эксплуатации биологических ресурсов
природных вод, разработка научных основ управления качеством вод,
формирование чистой воды в природных водоемах, создание научной базы
для ведения аквакультуры, экологически значимых видов рыб,
беспозвоночных и водорослей.
Программа актуальна, так как дает возможность повысить уровень
знаний учащихся по биологии, экологии, исследовательских работ.
Гидробиология актуальна для нашего региона Азово-Черноморского
бассейна.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
учащихся с уникальностью природы своего региона, с уникальностью
Чёрного моря и его биологическим разнообразием, а также с
необходимостью сохранения природных богатств, с выбором будущей
профессии в сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики страны
способствует наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности
граждан. Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных
основ грамотного финансового поведения у учащихся в системе
дополнительного
образования.
Всё
это
делает
программу
6
конкурентоспособной среди других программ естественно-научной
направленности.
Педагогическая целесообразность программы «Юный гидробиолог»
состоит в важности взаимосвязи выстроенной системы педагогом процесса
обучения и возможности использования детьми приобретенных знаний в
освоении предметов в общеобразовательной школе, как дополнительный
материал, а также в повседневной жизни. Программа предполагает, что при
ее реализации главными формами организации учебной деятельности наряду
с теоретическими являются практические занятия.
Отличительные особенности
Данная программа отличается от ранее созданных программ
построением учебно-тематического плана и в содержании занятий. В
сравнении с программой начальной школы «Окружающий мир», где знания
даются в общем виде и большинство тем данной программы отсутствуют или
освещаются поверхностно, предлагаемый материал в программе «Юный
гидробиолог» направлен на изучение проблем экологии Мирового океана и
ориентирован на вклад каждого человека в решении гидробиологических и
экологических проблем, а также на:
- воспитание качеств личности, необходимых для ценностного отношения к
природе, экологической ответственности как важного компонента
экологической культуры;
- воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства
сопричастности к жизни, ответственности за наследие, умение рационально
организовывать свою жизнь и деятельность;
- гармоничное развитие личности, дает навыки оценки состояния
окружающей среды.
Адресат программы
Программа разработана для учащихся 7-11 лет (мальчиков и девочек) с
учетом возрастных особенностей развития, без предварительной подготовки.
Формируются группы одновозрастные по 12-15 человек. В рамках
реализации образовательной программы занятия проводятся групповые,
состав группы постоянный. Для детей с особыми образовательными
потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ), талантливых (одарённых,
мотивированных) детей или детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию, при необходимости может быть предусмотрена возможность
занятий по индивидуальной образовательной траектории, подразумевающей
скорректированный учебный план и/или календарный учебный график с
применением дистанционных образовательных технологий, а также
индивидуальная диагностическая карта. Для детей с ОВЗ предлагаются
задания с учетом особенностей и упрощением в практической части.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) представлен в
Приложении.
Начальная школа - начальный этап человеческой личности. В этот
период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период
7
учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как части
природы, начинает связи и взаимоотношения в природе и замечают, как
природа влияет на деятельность человека. Одной из приоритетных целей
духовно-нравственного воспитания младших школьников является
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,
экологическое воспитание, выборе будущей профессии.
Уровень программы, объем, сроки реализации
Программа «Юный гидробиолог» реализуется на ознакомительном
уровне, рассчитана сроком на один год обучения (36 недель). Общее
количество часов по программе составляет 36 часов в год. Программа
предполагает использование технологии разноуровневого обучения, в рамках
которого учащиеся усваивают учебный материал, исходя из различных
интересов, склонностей, потребностей, способностей и мотивов,
особенностей темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Форма обучения программы - очная. Также могут применяться
формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь
– фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение
материала программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591
(мастер-классы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно
ФЗ №237, допускающему сочетание различных форм получения образования
и форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Режим занятий
Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 1 часу, согласно
расписанию, перерыв между занятиями - 10 минут. Общее количество часов
по программе - 36 учебных часов в год.
Особенности организации образовательного процесса
Программа объединяет школьников, желающих расширить знания в
области гидробиологии Мирового океана и Черного моря, в частности,
истории образования, в значимости воды для планеты, о ее сохранности, в
исследовании флоры и фауны океанов и морей. В ходе изучения учебных
8
дисциплин проводятся комбинированные занятия: рассказ педагога, беседа,
диалог, дискуссия, наблюдение, экскурсия, опыт, практическая работа, игра,
игра-викторина, игра-путешествие, деловая игра, круглый стол, просмотр
компьютерной презентации видеофильмов, работа с информацией в группах
(знакомство
с
научно-популярной
литературой,
географической,
экологической, биологической), ролевые игры, встречи с людьми экологобиологических профессий, экологические проекты, участие в акции «Зеленая
планета», создание экознаков. В результате разнообразия занятий учащиеся
имеют большой интерес к науке, получают первоначальный опыт
эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой,
сами становятся первооткрывателями и исследователями Голубого океана.
Практическая направленность программы осуществляется через
самостоятельную работу (исследования, наблюдения, поиска информации,
доклады, сообщения). Для проверки усвоения знаний проводятся не только
викторины, тестовые задания, но, круглый стол, ролевые игры и др.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
деятельности: «Семейные экологические проекты» (участие в конкурсах),
проведение недели экологии, День моря, участие в организации праздников и
выполнение летних заданий.
Основными принципами в отборе гидробиологических знаний,
предлагаемых учащимся, являются: принцип научности; доступности;
наглядности; экологического гуманизма; практической направленности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формировать познавательный интерес учащихся к изучению
гидробиологии, флоры и фауны Мирового океана, экологических проблем и
путей их решения, содействовать развитию осознанного отношения к
сохранению водных ресурсов.
Личностные задачи:
- воспитывать потребность в самообразовании, самооценку собственного
«Я», чувство коллективизма;
- прививать бережное отношение к живой природе;
- научить отстаивать и аргументировать свое мнение и уважительно
относиться к чужому.
Метапредметные задачи:
- развивать любознательность, как основу мотивации к обучению,
наблюдательность, память, пространственные представления;
- развивать коммуникативные навыки, любознательность, наблюдательность,
память;
- развивать навыки находить информацию из различных источников с
помощью компьютера.
Образовательные (предметные) задачи:
- формировать систему гидробиологических знаний как компонент научной
картины мира;
9
- познакомить с существующими в природе Мирового океана взаимосвязями
растений, животных и человека;
- познакомить с основными понятиями, терминами, определениями в области
гидробиологии.
1.3. Содержание программы
Таблица 1
Учебный план программы «Юный гидробиолог»
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
1.
Вводное занятие
1
0,5
Практи
ка
0,5
2.
3.
4.
Гидросфера
Мировой океан
Атлантический океан, моря
океана
Северный Ледовитый
океан, его части
Тихий океан, моря океана
Бассейн Индийского океана
Биологические ресурсы
Мирового океана
Экологические проблемы
Мирового океана и пути их
решения
Мировой океан как объект
биологических
исследований
Итоговое занятие.
Профессии, связанные с
гидробиологией.
Итого:
1
3
5
0,5
1
2
0,5
2
3
5
2
3
6
2
5
2
0,5
1
4
1,5
4
Защита сообщений
Устный опрос
Выступления учащихся
3
0,5
2,5
Научная конференция
4
0,5
3,5
Защита докладов и
сообщений
1
0,5
0,5
Викторина
36
11
25
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Всего
Теория
Формы аттестации,
контроля
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Самостоятельная работа
Конкурс рисунков
Викторина
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория: Наука «Гидробиология». История становления науки. Цели и задачи.
Инструктаж по ТБ.
Практика: Знакомство с географическими картами, рабочими карточками,
тетрадями, формами занятий.
2. Гидросфера
Теория: понятие «Гидросфера». Роль воды в жизни живой природы, водаисточник жизни на Земле.
Практика: Составление таблицы: значение воды для нашей планеты.
3. Мировой океан
10
Теория: рождение океанов и их роль в развитии Земли. Уровень океана,
приливы, отливы, течения. Гольфстрим – водное отопление Европы. Условия
в жизни в океанах и морях: соленость, отсутствие света на глубине,
кислородный режим, температура, высокое давление. Удивительный мир
океанов: загадки, находки, катастрофические явления, открытия.
Практика: работа по географической карте, определение глубин, теплых и
холодных течений.
4. Атлантический океан, моря океана
Теория: Индивидуальные особенности и своеобразие морей АзовоЧерноморского бассейна. Море Тетис. Геологическое прошлое. Легенды и
мифы. Флора и фауна Черного, Азовского и Каспийских морей.
Биологические ресурсы: промысловые рыбы, морские млекопитающие,
морские птицы. Черное море на картинах художников, экологические
проблемы Черного моря, решения проблем.
Практика: работа в тетрадях: реки, впадающие в моря, виды растений и
животных. Конкурс рисунков, доклады учащихся.
5. Северный Ледовитый океан, его части
Теория: История открытия Северных морей, экспедиции, исследования,
путешественники. Флора и фауна Баренцевого, Белого, Карского морей, моря
Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского морей. Большой Арктический
заповедник. История создания, охраняемые виды. Дрейфующие научные
станции в Арктике.
Практика: описание морей по плану, занесение растений и животных в
таблицу, сообщения учащихся о путешественниках, исследованиях, просмотр
слайдов и зарисовки. Промежуточная аттестация – викторина.
6. Тихий океан, моря океана
Теория: Дальневосточные моря. История открытия морей, изучение,
исследования, путешественники. Флора и фауна Берингова, Охотского,
Японского морей. Промысловые рыбы, морские животные. Дальневосточный
морской биосферный заповедник. Тропические моря. Флора и фауна.
Коралловые рифы и их значение для человека. Понятие «Атолл», «лагуна»,
Симбиоз кораллов и водорослей, взаимная выгода. Большой Барьерный риф одно из чудес света. Гипотезы образования рифов. Угрозы коралловых рифов
и как с ними бороться?
Практика: Изучение по географической карте, маршруты путешествий,
определение глубин, просмотр слайдов с описанием морских растений и
животных. Решение проблем по сохранению коралловых рифов, сообщения
учащихся.
7. Бассейн Индийского океана
Теория: История открытия морей, экспедиции, путешествия, исследования,
флора и фауна морей Индийского океана. Редкие растения и животные.
Практика: Просмотр слайдов, маршруты путешествий по карте, описание
растений и животных.
8. Биологические ресурсы Мирового океана
11
Теория: Китобойное дело. История развития китобойного промысла.
Китобойные суда. Рыболовство. Основные промысловые рыбы. Разведка
звуком, трал, сети, лов на свет. Изучение и промысел морских растений.
Промысел и хозяйственное значение съедобных моллюсков. Марикультура.
Разведение моллюсков. Перламутр, жемчуг. Вредные моллюски. Вредные
морские организмы: морские звезды, китайский краб, кишечнополостные
(медузы, кораллы), губки, опасные рыбы, морские змеи.
Практика: презентации учащихся, доклады, рисунки, просмотр слайдов,
видеофильмов, описание растений и животных.
9. Экологические проблемы Мирового океана и пути их решения
Теория: Естественное и антропогенное загрязнение океанов и морей.
Программа ООН по защите окружающей среды: борьба с радиоактивными
отходами, промышленными и бытовыми отходами. Биологическое
самоочищение воды в океане:
А) моллюски как биофильтры водных экосистем.
Б) водные организмы, разрушающие нефть и нефтепродукты.
В) свечение морских организмов и его биологическое значение.
Красная книга: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды
морских растений и животных.
Практика: просмотр слайдов, видеофильмов, составление таблицы редких
растений и животных. Научная конференция.
10. Мировой океан как объект биологических исследований
Теория: Удивительный мир океанов и морей: находки, загадки, открытия
автоматизированные исследования океанической среды.
А) подводные дистанционно-управляемые аппараты, их типы, сферы
применения.
Б) акваланги, водолазные скафандры, батискафы, батисферы, аппарат «Русь»,
глубоководная аппаратная робототехника «Посейдон».
Современные научно-исследовательские суда: академик Николай Страхов,
профессор Визе, академик Крылов, академик Курчатов. Полярные научные
станции в Антарктиде.
Практика: просмотр слайдов подводных аппаратов, записи в тетрадях. Где и
для чего применяются, доклады учащихся о научно-исследовательских
судах, сообщения учащихся об открытиях.
11. Итоговое занятие. Профессии, связанные с гидробиологией
Теория: Профессии, связанные с гидробиологией: гидробиолог, гидроэколог,
гидрогеолог, гидролог, океанолог, биохимик.
Практика: итоговая аттестация, викторина.
12
1.4. Планируемые результаты
Содержание программы «Юный гидробиолог», формы и методы
работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
- появится потребность в самообразовании, самооценке собственного «Я»,
чувство коллективизма;
- будут осознанно относиться к живой природе;
- научатся отстаивать и аргументировать свое мнение и уважительно
относиться к чужому.
Метапредметные результаты:
- появится любознательность, как основа мотивации к обучению,
наблюдательность, память, пространственные представления;
приобретут
коммуникативные
навыки,
любознательность,
наблюдательность, память;
- приобретут навыки находить информацию из различных источников с
помощью интернета.
Предметные результаты:
- познакомятся с наукой гидробиологией, как компонентом научной картины
мира;
- познакомятся с существующими в природе Мирового океана взаимосвязи
растений, животных и человека;
- познакомятся с основными понятиями, терминами, определениями в
области гидробиологии;
- познакомятся с экологическими профессиями;
- узнают о глобальных экологических проблемах и способах решения этих
проблем.
13
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы «Юный гидробиолог»
Таблица 2
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема занятия
КолФорма
Форма
во
занятия
контроля
часов
I полугодие: Сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 16 ч.)
1. Вводное занятие
1
Беседа,
Педагогическое
Наука «Гидробиология», цели и
экскурсия
наблюдение
задачи. История становления науки.
Инструктаж по ТБ.
2. Гидросфера
1
Беседа,
Устный опрос
Понятие «Гидросфера». Роль воды в
просмотр
жизни живой природы.
слайдов
Вода-источник жизни на Земле.
3. Мировой океан
3
Рождение океанов и их роль в
развитии Земли. Уровень океана.
Приливы. Отливы. Гольфстрим –
водное отопление Европы.
Условия жизни в океанах и морях:
соленость, отсутствие света на
глубине, кислородный режим,
температура, высокое давление.
Удивительный мир океанов: загадки,
находки, катастрофические явления,
открытия.
4. Атлантический океан,
моря океана
Индивидуальные особенности и
своеобразие морей АзовоЧерноморского бассейна. Море Тетис.
Геологическое прошлое. Легенды и
мифы.
Флора и фауна Черного, Азовского,
Каспийского морей.
Биологические ресурсы Черного и
Азовского морей:
- промысловые рыбы
- морские млекопитающие
- морские птицы.
Черное море на картинках
художников «Море». Сообщения
учащихся о редких животных и
растениях Черного моря.
Экологические проблемы Черного
моря, пути решения проблем.
1
Деловая игра
Педагогическое
наблюдение
1
Презентация
Блиц-опрос
1
Самостоятель
ная работа
Защита
сообщений
5
1
Беседа
Педагогическое
наблюдение
1
1
Игра –
путешествие
Беседа,
работа в
тетрадях
Педагогическое
наблюдение
Конкурс
рисунков
1
Вернисаж
1
Деловая игра
14
Защита
сообщений
Игра
Дата
план
Дата
факт
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
5. Северный Ледовитый океан, его
части
История открытия Северных морей,
экспедиции исследования,
путешественники.
5
Флора и фауна Баренцевого моря.
Флора и фауна моря Лаптевых,
Восточно-Сибирского, Чукотского
морей.
Большой Арктический заповедник.
История создания. Охраняемые виды.
1
1
Дрейфующие научные станции в
Арктике
6. Тихий океан, моря океана
Дальневосточные моря. История
открытия морей, изучение,
исследование, путешественники.
1
1
1
Путешествия
по Северным
морям
(виртуально)
Беседа
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Просмотр
видеоролика,
обсуждение
Играпутешествие
Викторина
6
1
Устный опрос
Фронтальный
опрос
Промежуточная
аттестация
Путешествия Педагогическое
по морям
наблюдение
Тихого океана
(виртуально)
II полугодие: Январь-май 2026 г. (20 недель, 20 ч.)
Флора и фауна Берингова моря,
1
Самостоятель Блиц-опрос
Охотского и Японского морей.
ная работа
Промысловые рыбы, морские
1
Составление
Защита
животные. Дальневосточный
таблицы
сообщений
морской биосферный заповедник.
Тропические моря. Флора и фауна
1
Виртуальное
Защита проектов
тропических морей. Коралловые
путешествие
рифы и их значение для человека.
Понятие «Атолл», «Лагуна».
Симбиоз кораллов и водорослей, в
1
Круглый стол Защита проектов
чем взаимная выгода? Большой
Барьерный риф одно из чудес света.
Гипотезы образования рифов.
Угрозы коралловым рифам и как с
1
Беседа
Викторина
ними бороться?
7. Бассейн Индийского океана
2
История открытия морей,
1
Занятие - игра Педагогическое
экспедиции, путешествия,
наблюдение
исследования.
Флора и фауна морей Индийского
1
Просмотр
Устный опрос
океана. Редкие растения и животные.
видеоматериала
8. Биологические ресурсы
5
Мирового океана
Китобойное дело. История развития
1
Беседа
Педагогическое
китобойного промысла. Китобойные
наблюдение
суда.
Рыболовство. Основные
1
Беседа
Устный опрос
промысловые рыбы. Разведка звуком,
15
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
трал, сети. Лов на свет.
Изучение и промыслы морских
растений. Промысел и хозяйственное
значение съедобных моллюсков
Марикультура. Разведение
моллюсков. Перламутр, жемчуг.
Вредные моллюски.
Исследование и изучение Мирового
океана.
9. Экологические проблемы
Мирового океана и пути их решения
Естественное и антропогенное
загрязнение океана. Программа ООН
по защите окружающей среды:
борьба с радиоактивными,
промышленными и бытовыми
отходами.
Биологическое самоочищение воды в
океане: - моллюски как биофильтры
водных экосистем.
- водные организмы, разрушающие
нефть и нефтепродукты.
Красная книга: редкие и находящиеся
под угрозой исчезновения виды
морских растений и животных.
10. Мировой океан как объект
биологических исследований
Удивительный мир океанов и морей:
находки, загадки, открытия.
Автоматизированные исследования
океанической среды:
- подводные дистанционноуправляемые аппараты, их типы,
сферы применения.
- акваланги, водолазные скафандры,
аппарат «Русь», глубоководная
аппаратная робототехника
«Посейдон».
Современные научноисследовательские суда:
Академик Николай Страхов.
Профессор Визе. Академик Крылов.
Академик Курчатов.
Полярные научные станции в
Антарктике.
11. Итоговое занятие
Профессии, связанные с
гидробиологией: гидробиолог,
гидроэколог, гидрогеолог, гидролог,
океанолог, биохимик.
Итого:
1
Презентация
Защита
сообщений
1
Беседа,
просмотр
слайдов
Научная
конференция
Викторина
1
Беседа
Решение
экологических
задач
1
Деловая игра
Игра
1
Конференция
Научная
конференция
Путешествие
(виртуально)
Беседа,
просмотр
видеороликов
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
1
Беседа,
просмотр
слайдов
Педагогическое
наблюдение
1
Беседа
1
Круглый стол
Защита докладов
и сообщений
Викторина
1
Выступления
учащихся
3
4
1
1
36
16
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для занятий используется светлое проветриваемое помещение с
количеством посадочных мест на 12-15 человек. Помещение соответствует
правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- столы, стулья, шкаф для хранения пособий, стенды для организации
выставок работ учащихся;
- классная доска, магнитная доска;
- компьютер, проектор, экран;
- глобус, географические карты;
- аудио- и видеоматериалы экологической тематики;
- технические средства обучения;
- аудио и видеоматериалы по теме «Моря и океаны», «Промысловые рыбы
Черного моря», дидактический материал.
- канцелярские принадлежности (карандаши, ножницы, кисти, бумага,
цветная бумага, картон, линейки, стиральные резинки, клей, пластилин,
краски, фломастеры).
Кадровое обеспечение
Реализацию программы «Юный гидробиолог» осуществляет педагог
дополнительного образования МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Ковинская Лидия Андреевна, имеющая высшее образование по
специальности «Биология, география». Стаж педагогической работы - 48 лет.
Педагог имеет награды: «Отличник народного просвещения», «Орден
дружбы народов», награждена «Грамотой просвещения РСФСР».
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся,
осваивающих
дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую программу, при решении задач обучения, развития и
воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
Педагог владеет технологиями работы с одаренными учащимися, а
также обладает следующими компетентностями:
- профессиональная компетентность;
- информационная компетентность;
17
- коммуникативная компетентность;
- правовая компетентность.
2.3. Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе», аттестация в
объединении проводится в следующих формах:
- собеседование в начале года;
- выполнение тестовых, контрольных заданий теоретического и
практического характера (промежуточная аттестация по форме ЗУН).
Промежуточная аттестация проводится в конце 1 полугодия. В ходе
беседы, игры, фронтального опроса, викторины выявляются знания
учащихся. Формами итоговой аттестации является: итоговое тестирование,
викторина.
В процессе реализации общеобразовательной программы «Юный
гидробиолог» осуществляется постоянный контроль усвоения учащимися
материала: журнал посещаемости, тестирование, правильные ответы при
проведении викторины, активность при блиц-опросах, наблюдение при
участии в акциях, конкурсах, праздничных мероприятиях, проводимых на
базе ЭБЦ, в школах, решение экологических ситуаций, текущий контроль.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов
являются: открытое занятие, участие в конкурсе, применение системы
показателей для фиксации наблюдений по уровням овладения навыками и
умениями (Таблица 3), результаты мониторинга реализации дополнительной
образовательной программы по форме ЗУН.
2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
Система показателей для фиксации наблюдений по уровням овладения
навыками и умениями
Минимальный балл
(1 балл)
- интерес к
направлению
деятельности
неустойчив, слабо
выражен;
-эмоциональный,
отклик возникает
только при активном
побуждении педагога
- учащийся видит
общие признаки
предметов, их
некоторые
характерные
Общий
(2 балла)
- у учащегося есть интерес
к направлению
деятельности;
-он выделяет основные
признаки объектов,
сезонные изменения,
внешние признаки и
отличия;
- с помощью педагога
устанавливает простые
закономерности;
-правильно пользуется
материалами и
инструментами;
18
Продвинутый
(3 балла)
- учащийся умеет самостоятельно
классифицировать объекты;
-умеет самостоятельно находить
общий существенный признак и
отличия;
- умеет самостоятельно
устанавливать простые
закономерности;
- умеет самостоятельно выявлять
свойства песка, воды, воздуха,
замечает то, как
приспосабливаются к этим
свойствам растения, животные,
птицы;
особенности;
-узнает знакомую
информацию;
- владеет о свойствах
песка, воды, воздуха,
не замечает то, как
приспосабливаются к
этим свойствам
растения, животные,
птицы;
- применяет
элементарные
практические навыки
деятельности в
природе только при
активной помощи
взрослого;
-знает основные
экологические
понятия, приборы и
инструменты, но не
хватает умения
пользоваться ими;
-недостаточно
освоены навыки и
умения;
-самостоятельность
не проявляет.
- владеет знаниями о
свойствах песка, воды,
воздуха, замечает то, как
приспосабливаются к этим
свойствам растения,
животные, птицы, выявляет
их с частичной помощью
педагога;
- знает о смене дня и ночи,
при помощи педагога
показывает на глобусе;
- проявляет интерес к
физическим явлениям и
процессам в ходе опытов;
- знает и использует
основные экологические
понятия, экологические
представления об
окружающем мире,
включающее овладение
знаниями о взаимосвязях в
природе, о роли человека в
ней и использует их с
помощью педагога;
- применяет элементарные
практические навыки
деятельности в природе с
помощью педагога;
- проявляет
самостоятельность.
19
- умеет видеть смену дня и ночи
при помощи глобуса;
- умеет самостоятельно наблюдать
и осмысливать некоторые
физические явления и процессы в
ходе опытов;
- знает и использует основные
экологические понятия на базе
элементарных, естественнонаучных представлений;
- знает и использует элементарные
экологические представления об
окружающем мире, включающее
овладение знаниями о
взаимосвязях в природе, о роли
человека в ней;
- имеет элементарные
практические навыки деятельности
в природе
-может объективно оценивать свою
и чужую работу;
- имеет потребность, мотивы
поведения, установки на разумную
деятельность в природе с учетом
экологических законов;
- имеет понятия о ценности
природы и ценности жизни;
- имеет желание и умеет наблюдать
за природными объектами и
явлениями;
- понимает последствия человека в
окружающей среде
- сформирована потребность к
здоровому образу жизни;
- имеет позитивное отношение к
природе и самим себе, как ее части;
- стремится к гармонии с
собственной природой и той,
которая его окружает;
- чувствует себя гражданином,
понимает связь человечества со
всем окружающим миром.
Таблица 4
Мониторинг реализации дополнительной программы
«Юный гидробиолог»
Группа № _____
Педагог:__________________________________
№ п/п
Ф.И.О.
Промежуточный
1
З
У
Н
2
3
4
5
6
1 – низкий
2 – средний
3 – низкий
Результат усвоения материала (промежуточный мониторинг):
___ % низкий уровень
___ % средний уровень
___ % высокий уровень
Результат усвоения материала (итоговый мониторинг):
___ % низкий уровень
___ % средний уровень
___ % высокий уровень
З
Итоговый
У
Н
2.5. Методические материалы
При реализации программы могут использоваться методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный метод в форме эвристических бесед,
дискуссий, демонстрация фото и видео материалов, электронных
презентаций.
- Репродуктивный метод реализуется через воспроизведение знаний при
решении задач, воспроизведении опытов.
- Частично-поисковый метод обучения реализуется при выполнении
практических работ.
- Проблемный метод в форме проблемного изложения учебного материала с
использованием проблемных вопросов и решением проблемных задач.
- Проектный метод.
- Исследовательский метод.
Особое место в программе занимают следующие формы обучения:
практическая работа, самостоятельная работа с литературными и
информационными
источниками,
самостоятельная
проектная,
исследовательская деятельность учащихся.
Методы воспитания: программа реализуется через создание на
занятиях проблемных ситуаций, ситуации прогнозирования последствий
поведения человека, ситуаций свободного выбора поступка.
Алгоритм учебного занятия: учебное занятие включает в себя две
части: теоретическую и практическую. Объяснение нового материала
20
включает в себя просмотр электронных презентаций, наглядных пособий,
географических карт, таблиц. Практическая часть занятия может включать в
себя выполнение творческих заданий, круглые столы, практические работы,
викторины.
Педагогические технологии: технология развивающего обучения,
технология
эвристического
обучения,
технология
личностноориентированного обучения, технология создания ситуации успеха и другие.
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль
самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это
взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание,
планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов
деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной
совокупности качеств личности.
Эвристическая технология обучения - это способ организации
творческих, продуктивных процессов мышления учащихся путем овладения
ими новыми, более рациональными вариантами действий в новых ситуациях.
Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную
деятельность учащегося. Конечная цель эвристического обучения творческая самореализация учащегося. Эвристическая деятельность
развивает у учащихся способности: понимать и творчески использовать пути
и методы продуктивной познавательной деятельности; систематизировать
учебную информацию и применять ее в эвристическом поиске;
адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты;
прогнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип
образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность
педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие
личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе
обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его
убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира»,
при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом
механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих
стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах
сотрудничества и свободы выбора.
Цель
технологии
личностно-ориентированного
обучения –
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей
ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности. Содержание, методы и приемы технологии личностноориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы
раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь
становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Педагогическая технология «создания ситуации успеха» подразумевает
использование различных приемов работы с учащимися: «эмоциональное
поглаживание» - улыбкой, взглядом дать понять, что педагог одобряет
21
поведение; «гадкий утенок» - создание возможностей для развития
творческого потенциала ребенка; «мышь в сметане» - вселение уверенности в
свои силы, призыв к преодолению трудностей; «лестница» - постепенное
ведение учащегося лестницей психологического самоопределения;
«умышленная ошибка» - активизация внимания учащихся и активная
жизненная позиция.
Методические разработки: презентация, викторины, уроки –
путешествия, круглый стол, конференции, аудио и видеоуроки для
дистанционных занятий, деловая игра, экскурсии.
Методы
воспитания:
убеждение,
поощрение,
упражнения,
стимулирование, мотивация.
Технологии
обучения:
групповое
обучение,
коллективное,
дифференцированное
обучение,
традиционное
(классно-урочная),
информационно-коммуникационная (ИКТ), проблемное обучение, игровые
технологии, коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями новой
информации), получение новой информации по теме, «Корзина идей»,
интеллектуальная разминка.
Алгоритм учебного занятия
Дата______
Тема______
Цель занятия _____
Оборудование: дидактические материалы, технические средства обучения.
Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа)
Организационный (приветствие, организация внимания учащихся).
Подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний
учащихся по теме).
Основной: (организация продуктивной деятельности учащихся, виды
деятельности).
Итоговый (подведение итогов).
Самоанализ занятия:
Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения
недочетов очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого ответить
(самому себе) на следующие вопросы:
- добился ли я цели, которую ставил
- какова была атмосфера занятия
- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения
- насколько эффективны были применяемые методы и приемы
как
оцениваю
активность,
интерес,
самостоятельность
и
коммуникабельность учащихся
- какого настроение учащихся после занятия.
Как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми,
все ли возможности использованы для решения воспитательных задач).
22
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Юный гидробиолог»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, нравственной личности, содействие
развитию у учащихся осознанного отношения к сохранению водных
ресурсов.
Задачи воспитания:
- воспитывать любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам,
чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать ответственное и экологически грамотное поведение в
окружающей среде;
- воспитывать потребность в самообразовании, самооценку собственного
«Я», чувство коллективизма;
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации;
- воспитывать интерес к экологическим профессиям.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, виртуальная экскурсия,
занятие-путешествие,
конференция,
участие
в
дискуссиях,
в
природоохранных акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину.
23
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выступления,
презентации проектов и исследований – способствуют закреплению ситуации
успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные
умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение к участию в конкурсах,
участие родителей в практических заданиях детей).
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
объединения «Юный гидробиолог» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Ковинская Лидия Андреевна
№
п/п
Раздел
Название
мероприятия
(тема
программы)
Сроки
Форма
проведения
1.
Комплектование
группы
День открытых
дверей в МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И.
Сентябрь
Экскурсия в ЭБЦ
24
Практический
результат,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
мероприятия
Знакомство с учебновоспитательной
работой Центра, его
2.
Раздел 2.
Гидросфера
22 марта Всемирный день
водных ресурсов
Воейкова г.
Туапсе
Тема 2. Вода –
источник жизни
на Земле.
Праздник «День
воды»
Сентябрь
Беседа
Март
Всероссийский
флешмоб
«Голубая лента»
3.
Индивидуальная
работа с
учащимися и
родителями
Международная
детскоюношеская
премия
«Экология – дело
каждого»
Октябрь
Конкурс
4.
Раздел 3.
Мировой океан
Тема 3. Рождение
океанов и их роль
в развитии Земли.
Праздник «День
Чёрного моря»
Октябрь
Деловая игра
31 октября –
Международный
день Чёрного
моря
5.
Раздел 4.
Атлантический
океан, моря
океана
Тема 9. Чёрное
море на картинах
художников
«Море»
Ноябрь
Вернисаж
6.
Раздел 5.
Северный
Ледовитый океан,
его части
11 января Всероссийский
день
заповедников и
национальных
парков.
Раздел 6.
Тихий океан,
моря океана
Тема 14. Большой
Арктический
заповедник.
Праздник «День
заповедников»
Декабрь
Викторина
Январь
Виртуальная
экскурсия
Тема 16.
Дальневосточные
моря. История
Январь
Виртуальное
путешествие
7.
25
историей, биографией
А.И. Воейкова
Воспитание
познавательного
интереса и
любознательности,
сформированность
понимания
необходимости
бережного отношения
к пресной воде и
водным ресурсам.
Привитие чувства
любви к природе,
сформированность
понимания
необходимости
заботы о природе,
бережного отношения
к ней.
Развитие
познавательного
интереса к изучению
своей страны, края.
Воспитание
эстетических чувств,
умения видеть
прекрасное,
стремиться к красоте,
сформированность
интереса к истории и
культуре своей
страны.
Воспитание
нравственности,
патриотических
чувств к Родине через
экологическое
воспитание, бережное
отношение к природе.
Воспитание
экологической
культуры, любви к
открытия морей,
изучение,
исследование,
путешественники.
8.
19 февраля Всемирный день
защиты морских
млекопитающих
или День кита
Праздник «День
кита»
Февраль
Защита
сообщений
9.
Раздел 9.
Экологические
проблемы
Мирового океана
и пути их
решения
Тема 31. Красная
книга: редкие и
находящиеся под
угрозой
исчезновения
виды морских
растений и
животных.
Апрель
Конференция
10.
Раздел 11.
Итоговое занятие
Тема 36.
Профессии,
связанные с
гидробиологией.
Май
Круглый стол,
викторина
Индивидуальная
работа с
родителями
Работа с
родителями
в течение
учебного
года
Индивидуальные
беседы,
посещение
родительских
собраний,
совместное
участие в
мероприятиях
11.
26
природе, интереса к
путешествиям,
сформированность
чувства гордости к
своей стране и
уважения к её
первооткрывателям.
Привлечение
внимания к вопросам
защиты морских
животных,
сформированность
навыков бережного
отношения к
окружающей природе.
Воспитание
экологической
культуры и
мировоззрения
учащихся,
сформированность
понимания личной
ответственности
человека за состояние
окружающей среды.
Воспитание
положительного
отношения к труду,
заинтересованность в
выборе экологических
профессий.
Сплочение
родительского
коллектива и
вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.
2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Афонькин С.Ю. В морях и океанах: школьный путеводитель: для среднего
и старшего школьного возраста. - Санкт-Петербург: Балтийская книжная
компания, 2008. – 76 с.: цв. ил. – (Узнай мир).
2. Гидробиология и общая экология: словарь терминов/ В.В. Зданович, Е. А.
Криксунов, 2004. - 192 с.
3. Тамбиев А.X. Кто в море живет? Книга для чтения детям. - М.: Дрофа,
2008. - 45 с. - (Дошкольник. Мир природы).
4. Юный эколог /Ю. Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
Список литературы для учащихся:
1. Азбука природы: более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее
растительном и животном мире /гл. ред. рус. изд. Н. Ярошенко. - Москва:
Ридерз Дайджест, 1997. - 336 с.: ил. - Алф. указ.: с. 321.
2. Афонькин, С. Ю. Самые удивительные растения: школьный путеводитель /
С. Ю. Афонькин; худ. И. Г. Злотя. - Санкт-Петербург: БКК, 2008. - 80 с.:
цв.ил. - (Узнай мир).
3. Эттенборо Д. Живая планета: Портрет Земли. Научно-популярное издание.
- Москва: Издательство «Мир»: 1988.
27
2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п
Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Место и форма
проведения
Форма
контроля/
аттестации
ФИО
педагога,
должность
№
п/п
Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Название
мероприятия
Место и
форма
проведения
ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность
№
п/п
Самостоятельная
работа по ДООП
Дата
проведения
Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно
Форма
выполнен
ных работ
Дополните
льная
информа
ция
№
п/п
Участие в
мероприятиях в
Дата
проведения
Название
мероприятия
Место
проведения
Результат
участия
28
рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования и т.д.)
№
п/п
Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь и
др.)
Сроки
проведения
Название
образователь
ной программы,
предмета
Место
проведения
Дополните
льная
информа
ция
Таблица 2
Вариативный индивидуальный учебный план
ФИО ребёнка______________________________________________________
Дата
рождения
Школа
Класс
ФИО
родителей
Контакты
Адрес
Примечание
Обучение по дополнительной программе «_____________________________________»
Раздел/ тема
План
Выполнение
Участие в
Оценка Примечание
работы
конкурсах
педагога
1.
2.
3.
4.
29
Таблица 3
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии
Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель
уровня в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого
критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех
показателей развития учащегося. Диагностическая карта составляется на
каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных модулей
программы в течение всего учебного года (минимальный, общий,
продвинутый).
30
Викторина «Загадки подводного мира»
1. Что такое планктон?
2. Кто питается планктоном
3. Кто из обитателей морей на 90 % состоит из воды?
4. Кто живет на морском дне. Может менять окраску, имеет 8 щупалец?
5. Самое большое животное на свете?
6. Дельфины и киты – это рыбы?
7. Как называются самые быстрорастущие водоросли?
8. Какой морской обитатель имеет 5 лучей?
9. Для чего моржи используют свои бивни?
10. Где обитают рыба – топорик, рыба-гадюка, рыба удильщик?
Ответы на вопросы викторины
1. Планктон - масса мельчайших растений и животных, дрейфующая в океане
по воле волн.
2. Планктоном питаются и микроскопические и самые крупные морские
обитатели.
3. Медуза.
4. Осьминог.
5. Синий кит.
6. Млекопитающие.
7. Бурые водоросли.
8. Морская звезда.
9. Моржи используют свои бивни, как рычаги для передвижения.
10. В самой глубокой части океана – в морской бездне.
Таблица 4
Кол-во
Кол-во Максимальный Максимальное Набрано Уровень
участников вопросов,
балл за
количество
баллов
знаний
заданное
правильный
баллов
каждому
ответ
12
10
3
30
25-30
Высокий
15-20
Средний
7-14
Низкий
Правила проведения и методика подсчета результата.
1. 12 учащихся, каждый выбирает карточку с вопросами.
2. За каждый правильный ответ учащийся получает – 3 балла, за неполный
ответ – 2 балла, ответ с ошибками – 1 балл.
31