УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 70-ОД от 06.06.2025 г.
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Экопатруль»
Уровень программы: базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год (144 часа)
Возрастная категория: от 12 до 17 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется
на бюджетной основе
(на бюджетной/внебюджетной основе)
ID-номер Программы в Навигаторе:
Автор-составитель:
Гётте Ольга Евгеньевна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)
г. Туапсе, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение
2
Стр.
3
6
6
10
11
13
15
15
18
19
20
21
23
27
28
Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
5
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экопатруль» имеет естественно-научную направленность, ориентирована на
включение подростков в социально-значимую жизнь, что способствует
формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и
общественной активности, помогает обрести личный жизненный опыт.
Новизна
Современное образование направлено на становление гармонично
развитой личности учащегося. Немаловажная роль в этом процессе отводится
экологическому воспитанию. Развитие молодежного движения входит в
число приоритетных направлений государственной молодежной политики.
Добровольчество является одним из эффективных способов получения
молодежью новых знаний, развития навыков общественной деятельности,
формирования нравственных ценностей и активной гражданской позиции.
Развитие современной рыночной экономики и обеспечение
устойчивости финансовой системы требуют от подростков высокого уровня
финансовой грамотности и экономической активности. В последние годы
наблюдается устойчивая тенденция среди учащихся существенно менять
свою позицию в отношении управления личными финансами. Они хотят
превратиться в активных участников финансового рынка, способных
самостоятельно определять уровень устойчивости своих сбережений,
выстраивать стратегию их роста и рационального использования.
Новизна
программно-методического
и
организационнотехнологического обеспечения реализации программы заключается:
- в организации сетевой формы реализации программы, предполагающей
использование ресурсов организации дополнительного образования - МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе и организаций-партнёров:
- ГБПОУ КК Туапсинский гидрометеорологический техникум г.Туапсе
(ТГМТ);
- организаций культуры:
1) МБУК Туапсинский историко-краеведческий музей Н.Г. Полетаева,
2) МКУ ТГП «Туапсинский городской молодёжный центр» (ТГМЦ),
- в интерактивном характере проведения занятий, экскурсий, мастер-классов,
досуговых мероприятий и событий за счет применения и использования в
образовательном процессе такой педагогической технологии, как
«Образовательное волонтёрское движение в области экологических знаний» .
Данная технология предполагает организацию образовательной деятельности
учащихся не только в стенах, но и вне стен образовательных учреждений с
привлечением материальных, кадровых ресурсов социальных партнеров, что
обусловливает сетевой характер ее реализации.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся,
6
изменившаяся экологическая и социально-экономическая обстановка в
стране требуют новых подходов и методов активизации подростков. Именно
поэтому появление новых форм вовлечения подростков в социальную
активность призвано способствовать формированию и совершенствованию
экологической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтёрское движение становится одной из таких форм работы.
Актуальность программы «Экопатруль» состоит в том, чтобы
отвечать потребностям современных учащихся, их родителей, а также
государственных органов, занимающихся сохранением и распределением
природных ресурсов. Экологическое образование направлено на
формирование гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы и окружающему миру в целом. В этой связи, большое значение
имеет форма работы в системе дополнительного образования, направленная
на формирование природоохранных умений учащихся через практическую
природоохранную деятельность. Вопрос сохранения природных ресурсов и
чистоты окружающей среды очень значим для современного общества, как в
Российской Федерации, так и во всём мире. В настоящее время чаще всего
под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны
окружающей среды.
Обеспечение открытого образовательного пространства, использование
ресурсов сетевых партнеров реализации программы, интерактивный характер
проведения занятий способствуют развитию у подростков активной
познавательной позиции в учебной, экскурсионной, волонтёрской,
исследовательской, художественно-творческой деятельности, а также
формированию у учащихся навыков XXI века: коммуникативность,
креативность, критичность мышления, командовзаимодействие. Сейчас, с
целью сохранения окружающей среды, «экологию» важно рассматривать не
только как науку о сохранении среды обитания, но и как составляющую
часть культуры народа. Основным из решений данной проблемы является
воспитание «нового» человека, становление экологической культуры
личности и общества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
ознакомлении детей с аспектом экокультуры со школьного возраста и
продолжение экологического воспитания в образовательных учреждениях
среднего и высшего звена. Последовательное воспитание и информирование
позволит сделать идеи сохранения окружающей среды и минимизации
пагубного влияния человека на природу внутренней позицией конкретной
личности и общества в целом. Культура - есть спасение. Образованный
культурный человек не столько будет единовременно выполнять какие-то
указания, сколько будет стараться постоянно минимизировать наносимый им
вред окружающей среде.
Отличительной особенностью данной программы является
возможность учащихся не только теоретически освоить важные
экологические идеи, но и на практическом опыте осознать важность
экологического воспитания, познакомиться с экологическим волонтёрским
7
движением в России, установить связь экологии с другими сферами жизни
человека: здоровьем, творчеством, профессиональной карьерой.
Данная программа является предпрофессиональной. Подростки
знакомятся с атласом новых профессий в сфере экологии: «Экоаудитор»,
«Парковый эколог», «Эковожатый», «Специалист по преодолению
системных экологических катастроф», «Специалист по экологическому
просвещению». Учащимся для принятия решения, выбора «старта в
профессию» нужно хорошо знать мир профессий по направлению
«Экология», их основные требования и рейтинг на рынке труда, они должны
правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.
За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование,
проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути,
«профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути
к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному
благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является
начальным звеном профессионального развития личности.
Ведущими
педагогическими
технологиями
организации
образовательного процесса выступают такие интерактивные педагогические
технологии как: «технология проектно-исследовательской деятельности»,
«технология
коллективно-творческой
деятельности»,
позволяющие
заинтересовать ребят экологической обстановкой, культурой родного края,
сформировать у подростков эмоционально-ценностное отношение,
готовность к познанию природы, экологии, культуры города Туапсе.
Адресат программы «Экопатруль» - учащиеся 12-17 лет (юноши и
девушки), проявляющие особый интерес к окружающей экологической
обстановке. Эти потребности могут быть реализованы в процессе освоения
программы. Набор детей на обучение по программе ведется по желанию
учащихся и их родителей (законных представителей). Для детей с особыми
образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении.
Состав группы постоянный, наполняемость – от 12 до 15 человек.
Возраст 12-17 лет, с точки зрения теории возрастной периодизации Д.Б.
Эльконина, является подростковым. Основные новообразования возраста:
самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости и
самостоятельности, подчинение коллективным нормам. Кризис данного
возраста зачастую протекает достаточно бурно, подросток исследует
социальные нормы и проверяет их границы. Основной ведущей
деятельностью в старшем подростковом возрасте (12-17 лет) является
учебно-профессиональная. Подросток углубляется в изучение предметов,
8
готовится к выбору своего профессионального пути, который может быть
связан с современными профессиями экологической направленности в сфере
«Экологии». Программа «Экопатруль» предлагает подростку исследовать
вопросы экологии и природопользования, проявляя активность,
самостоятельность, находясь в группе единомышленников, и направлять
свою «бунтарскую» энергию с мирными целями на сохранение природы.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экопатруль» относится к базовому уровню и рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов по программе составляет 144 часа в год.
Форма обучения – очная, возможна дистанционная форма проведения
занятий, включающая самостоятельное дистанционное участие подростков в
проводимых мероприятиях с обязательным фотоотчётом результатов своей
деятельности. Форма организации деятельности – групповая, с ярко
выраженным индивидуальным подходом.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю в выходной день по 4
академических часа с перерывом в 10 мин., согласно Положению о режиме
занятий учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе
(академический час - 40 мин.). В связи с проведением акций, выездных
мероприятий занятия могут переноситься на соответствующие даты.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по программе проводятся в формах: экскурсия; акция; конкурс;
олимпиада, выставка работ; мастер-класс; творческая мастерская по
созданию поделок, коллективная работа по созданию видеороликов,
презентаций, сценария мероприятия; спектакль; встреча с интересными
людьми; эколекторий. Большое количество часов отведено проведению
акций, конкурсов и тематических мероприятий экологической, социальной,
патриотической, спортивной, культурной, художественно-эстетической
направленности, а также пропаганды ЗОЖ среди молодёжи.
Отличительные черты программы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- разнообразие форм и методов обучения;
- связь с окружающей действительностью и повседневной жизнью;
- возможность участия в конкурсах экологической направленности.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
- принцип доступности обучения: учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
- принцип совместного и индивидуального творческого поиска;
- принцип личностной оценки каждого учащегося;
- принцип непрерывной связи теории с практикой;
- принцип наглядности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип деятельного подхода.
9
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формирование экологического мировоззрения и культуры
учащихся, популяризация и повышение престижа экологического образа
жизни в подростковой среде через совместную природоохранную,
волонтёрскую и эколого-просветительскую деятельность.
Личностные задачи:
- воспитывать бережное и позитивное отношение к природе как к
общечеловеческой ценности;
- формировать уважительное отношение к результатам своего и чужого
труда;
- воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность;
- формировать экологическую культуру учащихся, способствующую
воспитанию грамотного поведения в природе и социуме;
- воспитывать потребность в повышении экологических знаний, самооценке
своих достижений.
Метапредметные задачи:
- предоставить возможность попробовать себя в отрасли экологии с целью
профориентации и раскрытия потенциала;
- развивать навыки поиска и обработки информации, практического
применения знаний об окружающей среде и химических, физических
процессах в рамках природоохранных действий;
- развивать навыки публичного выступления;
- формировать ответственное отношение к работе в группе, ведению
исследовательской и проектной деятельности;
- способствовать адаптации в новом коллективе, активном участии в его
жизнедеятельности.
Образовательные (предметные) задачи:
- познакомить учащихся с основами и принципами волонтёрской
экологической деятельности;
- информировать о науке «Экология», об экологических проблемах и
природоохранных мерах;
- информировать о причинах загрязнения окружающей среды и доступных
способах её сохранения (раздельный сбор бытовых отходов, сбор батареек,
макулатуры и др.);
- научить вторичному использованию бытовых отходов на примере
изготовления поделок;
- формировать практические навыки возобновления природных ресурсов
через участие в экологических акциях.
- формировать финансовую грамотность учащихся (подготовленность к
участию в финансовых отношениях, к адаптации и активному
функционированию в них).
10
1.3. Содержание программы
Содержание программы «Экопатруль» представлено в учебном плане.
Таблица 1
Учебный план программы «Экопатруль»
Название раздела,
№
темы
п/п
1 Введение в программу
Экология леса, моря
2 Социальная
пропаганда ЗОЖ
3 Сбережём планету
вместе!
Формы контроля
Количество часов
Всего Теория Практика
20
4
16
Собеседование
Педагогическое наблюдение
8
2
6
Коллективная защита работ
16
2
14
4
Экология и творчество
20
4
16
5
Экология флоры и
фауны
Патриотическое
движение
Тепло сердец
16
2
14
12
2
10
12
2
10
Экологический
марафон.
Финансовая
безопасность. Атлас
новых профессий.
Победный май
24
2
22
4
2
2
12
-
12
144
22
122
6
7
8
9
10
Итого:
Педагогическое
наблюдение,
анализ участия в акции
Выставка работ
Промежуточная аттестация
Педагогическое наблюдение,
мини-выставка
Фотоотчёт, анализ
командной работы
Фотоотчёт, выставка
поделок
Анализ участия в акциях,
фотоотчёт, самоанализ
Проектная сессия
Фотовыставка
Итоговая аттестация
Содержание учебного плана
1. Введение в программу
Экология леса, моря
Теория: Знакомство с учащимися, инструктаж по ТБ, ознакомление с темами
и планом работы по программе «Экопатруль». Термин «экопатруль».
Практика: Дискуссия «Для чего нужны экологические акции?» Входящее
собеседование, анкетирование, работа с информационными источниками.
Участие в природоохранной акции «Зеленая Россия». Подготовка и
проведение акции «Помоги лесу» (пересадка саженцев, подготовка
информативных листовок для раздачи. Акция «Помоги лесу!» - уборка
территории лесопарка «Кадош». Организация проведения акции
«Международный день Чёрного моря» - очистка береговой зоны пляжа
«Приморье»; просмотр видеофильма к «Всемирному дню защиты
животных».
Воспитательная работа:
− Акция, посвященная Всемирному дню моря «Охрана моря».
− Международная детско-юношеская премия «Экология – дело каждого».
− Всемирный день защиты животных.
11
− Международный день «Чёрного моря».
2. Социальная пропаганда ЗОЖ
Теория: Беседа на тему ЗОЖ со специалистом наркологического диспансера.
Практика: Коллективное создание плакатов и видеороликов для акций
«Лучшая социальная реклама», «Физическая культура и спорт – альтернатива
пагубным привычкам».
Воспитательная работа:
− Всероссийский экологический диктант
− Международный день волонтёров
3. Сбережём планету вместе!
Теория: Эколекторий «Сбережём планету вместе».
Практика: Участие в экологических акциях: «Вода России» - очистка русла
р.Паук, «Зелёный ветер» - уборка территории, прилегающей к ЭБЦ;
экскурсия
в
ТГМТ,
приуроченная
к
«Дню
международного
энергосбережения», встреча со специалистом.
Воспитательная работа:
− Всероссийский день заповедников и национальных парков
− Краевой творческий конкурс «Сортируй отходы - береги природу!»
4. Экология и творчество
Теория: Тематические беседы на тему вторичной переработки.
Практика: Мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала.
Творческая мастерская – коллективное создание новогодней ёлки из
природного материала. Работа над организацией проведения мероприятия
«Новый год в ЭБЦ», постановка спектакля. Новогоднее костюмированное
поздравление ветеранов с Новым годом.
5. Экология флоры и фауны
Теория: Беседа, эколекторий от специалиста ТГМТ «Экология Туапсинского
района».
Практика: Экскурсия в музей им. Н.Г. Полетаева, приуроченная к «Дню
заповедников и национальных парков», экологический мастер-класс по
созданию кормушек, подкормка птиц, расположение кормушек на
территории ЭБЦ.
Воспитательная
работа:
«Месячник
оборонно-массовой
и
патриотической работы».
6. Патриотической движение
Теория: Эколекторий «Никто не забыт, ничто не забыто».
Практика: Акция «Блокадный хлеб». Коллективный сбор и отправка
посылки, просмотр видеофильма, обсуждение.
Воспитательная работа:
- Акция «Блокадный хлеб».
7. Тепло сердец
Теория: Беседа.
Практика: Природоохранная акция «Внимание, первоцвет!» - создание
листовок об охране первоцветов, вручение жителям города. Творческая
12
мастерская «Экоподарок маме» - создание поделок из бросового и
природного материала. Встреча с ветераном ВОВ к «8 марта».
Воспитательная работа: «Внимание, первоцвет!».
8. Экологический марафон
Теория: Тематические беседы.
Практика: Участие в флешмобе, природоохранных акциях
Воспитательная работа:
- Всероссийский флешмоб «Голубая лента».
- Природоохранные акции: «Посади дерево» (подготовка и раздача саженцев
пальм жителям города), «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Сад памяти»,
«Чистые берега» - очистка территории пляжа «Приморье», «День Земли» (сбор батареек, сдача в пункт приёма).
9. Финансовая безопасность. Атлас новых профессий.
Теория: Защита от финансового
мошенничества. Эколекторий от
специалиста ТГМТ «Профессии в сфере «Экология».
Практика: Проектная сессия - решение задач в сфере финансовой
грамотности.
Воспитательная работа: «День экологических знаний».
10. Победный май
Теория: Дискуссия.
Практика: Подведение итогов. Фотовыставка за год, рефлексия, награждение
дипломами, грамотами за активную деятельность.
Воспитательная работа:
- Участие в акции «Георгиевская лента» - раздача ленточек жителям
города.
- Поздравление ветеранов ВОВ с 9 мая.
- Проведение акции «Зелёная весна».
1.4. Планируемые результаты
К концу обучения по дополнительной общеобразовательной программе
«Экопатруль» учащиеся научатся:
Личностные результаты:
- бережно и позитивно относиться к окружающей природе;
- уважительному отношению к результатам труда (своего и чужого);
- организованности, ответственности, самостоятельности;
- будут показывать более высокий уровень экологической культуры,
правильного поведения в природе и социуме;
- проявлять потребность в повышении экологических знаний и навыков,
самооценке своих достижений.
- демонстрировать готовность к формулировке и достижению собственных
финансовых целей, осознание последствий рискованного поведения.
Метапредметные результаты освоения программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД):
13
1. Регулятивные УУД: ставить задачи, планировать, наблюдать,
реализовывать возможности попробовать себя в отрасли экологии с целью
профориентации и раскрытия потенциала;
2. Познавательные УУД: развивать навык поиска и обработки
информации, публичного выступления, применять знания об окружающей
среде в рамках природоохранных действий;
3. Коммуникативные УУД: формировать ответственное отношение к
коллективной работе, наработка навыка ведения исследовательской и
проектной деятельности, быстрой адаптации в новом коллективе.
Предметные результаты:
- понятия «экология», знании существующих экологических проблем;
- способов практического сбережения чистоты окружающего мира,
- знание о вреде, наносимом природе нерациональным использованием
природных ресурсов в бытовых и производственных рамках;
- практических умениях вторичного использования бытовых отходов на
примере изготовления кормушек, тематических поделок.
14
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы «Экопатруль»
№
п/п
Раздел, тема
занятия
1
Введение в
программу. Экология
леса, моря.
«Зеленая Россия»
В.р. Акция,
посвященная
Всемирному дню моря
«Охрана моря»
В.р. Международная
детско-юношеская
премия «Экология –
дело каждого»
В.р. «Всемирный день
защиты животных»
1.1
1.2
1.3
КолМесто
во
проведечасов
ния
20
4
ЭБЦ
4
ТГМЦ
4
ЭБЦ
1.4
«Помоги лесу!»
4
ЭБЦ
1.5
В.р. «Международный
день Чёрного моря»
(31 октября)
Социальная
пропаганда ЗОЖ
«Физическая
культура и спорт –
альтернатива
пагубным
привычкам»
В.р. Всероссийский
экологический
диктант
«Лучшая социальная
реклама»
В. р. Международный
день волонтёров
4
МЦТР
пляж
Приморье
Сбережём планету
вместе!
«Вода России»
16
«Зелёный ветер»
В.р. Всероссийский
день заповедников и
национальных парков
4
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
Форма
занятия/
деятельность
Форма
контроля
Знакомство,
инструктаж по ТБ
Подготовка и
проведение акции
Входящее
анкетирование,
собеседование
Педагогическое
наблюдение
Природоохранная Фотоотчет
акция
Просмотр
видеофильма,
обсуждение
Акция по уборке
л/п «Кадош»
Акция по
очистке
береговой зоны
Текущий
контроль
Текущий
контроль
Педагогическое
наблюдение
8
4
ЭБЦ
Беседа со
специалистом,
создание
видеоролика
Текущий
контроль,
самоанализ
4
ЭБЦ
Коллективная
работа по
созданию
плаката и
видеоролика
Коллективная
защита работ
МЦТР
р. Паук
Приморье
ЭБЦ
Акция по
очистке русла
реки
Акция по уборке
территории
Анализ участия
в акции
4
15
Текущий
контроль
Дата
план факт
3.3
3.4
4
4.1
«День
международного
энергосбережения»
«Сбережём планету
вместе»
В.р. Краевой
творческий конкурс
«Сортируй отходы береги природу!»
Экология и
творчество
«Вторичная
переработка и её
польза»
4
ТГМТ
4
ЭБЦ
4
ЭБЦ
«Новогодняя
экоёлка»
4
ЭБЦ
4.3
«Новый год в ЭБЦ»
4
ЭБЦ
4.4
Спектакль «Новый год
в ЭБЦ»
4
ЭБЦ
4.5
«Поздравляем
ветеранов!»
4
г.Туапсе
(на дому)
Экология флоры и
фауны
В.р. «День
заповедников и
национальных
парков»
«Поможем
зимующим птицам!»
16
«Экология
Туапсинского
района»
В.р. «Месячник
оборонно-массовой и
патриотической
работы»
Патриотическое
движение
В.р. «Блокадный
хлеб»
5.1
5.2
5.3
5.4
6
6.1
Педагогическое
наблюдение
Мастер-класс по
изготовлению
поделок из
бросового
материала
Творческая
мастерская создание ёлки
из природного
материала
Составление
сценария,
распределение
ролей
Участие в
проведении
новогоднего
спектакля
Встреча с
интересными
людьми
Выставка работ
Текущий
контроль
20
4.2
5
Экскурсия в
техникум, беседа
со специалистом
Эколекторий,
просмотр
видеофильма,
обсуждение
Представление
работы
Текущий
контроль,
анализ работы
над сценарием
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение
4
Музей
Экскурсия в
им. Н.Г.
музей
Полетаева
Педагогическое
наблюдение
4
ЭБЦ
Выставка работ
4
ТГМТ
4
ЭБЦ
Мастер-класс по
созданию
кормушек
Эколекторий от
специалиста
ТГМТ
Самостоятельная
работа - рисунки
для конкурса
Патриотическая
акция
Фотоотчёт
Наблюдение
Наблюдение,
мини-выставка
12
4
ТГМЦ
16
6.2
«Никто не забыт,
ничто не забыто»
4
ЭБЦ
6.3
«Посылка и письмо
солдату»
4
ЭБЦ
7
7.1
12
4
7.2
Тепло сердец
В.р. «Внимание,
первоцвет!»
«Экоподарок маме»
7.3
«Тепло сердец»
4
8
Экологический
марафон
В.р. «Посади дерево»
24
4
ЭБЦ
В.р. «Голубая лента»
В.р. Всероссийский
Эко-марафон
«Переработка «Сдай
макулатуру - спаси
дерево!»
В.р. «Сад памяти»
4
4
ЭБЦ
ЭБЦ
4
ЭБЦ
8.5
В. р. «Чистые
берега»
4
8.6
В.р. «День Земли»
4
МЦТР
пляж
Приморье
ЭБЦ
8.1
8.2
8.3
8.4
9
9.1
10
10.1
10.2
10.3
Финансовая
безопасность. Атлас
новых профессий.
Финансовая
безопасность.
Профессии в сфере
«Экология»
В.р. «День экологических знаний»
Победный май
В.р. Урок Победы
«Георгиевская лента»
«Поздравляем
ветеранов с
победой!»
«Зелёная весна»
Итого:
4
Эколекторий,
просмотр
видеофильма
Коллективный
сбор и отправка
посылки
Наблюдение
Акция по
раздаче листовок
Творческая
мастерская
Встреча с
ветераном ВОВ
Анализ участия
в акции
Выставка
поделок
Текущий
контроль
Акция по
раздаче пальм
Флешмоб
Подготовка и
сдача
макулатуры
Педагогическое
наблюдение
Фотоотчёт
Текущий
контроль
Посадка
деревьев
Акция по
очистке пляжа
Педагогическое
наблюдение
Самоанализ,
фотоотчёт
Акция по сбору
и сдаче батареек
Фотоотчёт
ЭБЦ
ТГМТ
Учебное
исследование
Эколекторий от
специалистов
Проектная
сессия
ТГМЦ
ЭБЦ
г. Туапсе
(на дому)
Акция по
раздаче лент
Встреча с
интересными
людьми
Акция по высадке
растений
Текущий
контроль
Фотоотчёт
ТГМЦ
ЭБЦ
ЭБЦ
г. Туапсе
(на дому)
Анализ
командной
работы
4
4
12
4
4
4
МЦТР
ЭБЦ
144
17
Итоговая
аттестация
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется помещение с хорошим дневным
освещением,
соответствующее
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». До начала занятий и после их
окончания осуществляется сквозное проветривание кабинета. В процессе
обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности.
Особое материально-техническое обеспечение: горшки, грунт,
керамзит, саженцы растений/семена, лопаты и совки, перчатки, мешки,
контейнер для крышек и батареек, краски, клей, кисти, карандаши,
фломастеры, листы формата А2, А3, А4.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
- персональный компьютер, сеть интернет;
- интерактивная доска с программным обеспечением;
- проектор;
- магнитная доска;
- образовательные фильмы и презентации;
- канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение
-аудио, -видео, -фото, интернет-источники, телефон, принтер.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Экопатруль» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Педагог дополнительного образования должен систематически повышать
свою профессиональную квалификацию, обладать профессиональной,
информационной, коммуникативной, правовой компетентностями.
Данную программу реализует педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории – Гётте Ольга Евгеньевна. Педагог
имеет средне-специальное образование по специальности «Педагог
дошкольного
образования»,
Туапсинский
социально-педагогический
колледж, 1984 г. Общий стаж педагогической работы – 13 лет. В 2022 г.
Ольге Евгеньевне была вручена Почётная грамота Министерства
просвещения РФ за многолетний добросовестный труд и значительные
заслуги в сфере образования.
Волонтёрской работой педагог занимается 6 лет, имеет опыт в
организационной работе. Эковолонтёры под руководством педагога
регулярно занимают призовые места в краевых конкурсах волонтёрских
отрядов, подтверждённые грамотами, дипломами. Работа эковолонтёров
отмечена на уровне Туапсинского района и Краснодарского края.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащегося, направленной на освоение
18
дополнительной общеобразовательной программы;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогически контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
разработка
программно-методического
обеспечения,
реализация
дополнительной общеобразовательной программы.
Педагог владеет: технологиями работы с одаренными учащимися;
умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии здоровья;
умением работать с социально-запущенными детьми, в том числе имеющими
отклонения в социальном поведении.
2.3 Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе» аттестация в
объединении «Экопатруль» проводится в следующих формах:
- Промежуточная аттестация - проводится в середине учебного года по форме
ЗУН: анализ участия в мероприятиях, выставка работ.
- Итоговая аттестация – проводится в конце учебного года: фотовыставка за
год, анализ участия в течение года в конкурсах, акциях.
Выставка творческих работ, анализ практической деятельности
учащихся позволяют определить уровень знаний, умений и навыков по
предмету, а также увидеть личностный рост, сформированность
экологического
мышления,
практические
навыки
грамотного
природопользования.
Программа подразумевает стартовый (входной) контроль по
результатам собеседования в начале учебного года, позволяющий
определить:
- имеет ли учащийся интерес к экологическим проблемам окружающей
среды, животному и растительному миру;
- наличие первичной мотивации для выбора общеобразовательной
программы;
- характер, темперамент, уровень эмоциональности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Для отслеживания результативности обучения подростков и с целью
выявления качества усвоенных ими знаний в рамках программы
«Экопатруль» осуществляется:
- педагогический мониторинг,
- педагогическое наблюдение,
- ведение журнала посещаемости,
- анализ результатов опроса, активности на занятиях, участия в акциях,
викторинах, олимпиадах, конкурсах,
- анализ практической деятельности (листовки, рисунки, тематические
плакаты, презентации, видеоролики),
19
- ведение волонтёрских книжек.
Предъявление
и
демонстрация
образовательных
результатов
проводится в формах:
- открытые занятия,
- выставка творческих работ,
- участие в акциях, праздничных мероприятиях,
- призовые места за участие в муниципальных, краевых и всероссийских
конкурсах (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности).
2.4. Оценочные материалы
Вопросник для входного собеседования
ФИО__________________________________________________________
1. Термин «экология» ввел в науку
2. Сдаете ли Вы макулатуру?
3. Сколько раз в год Вы сдаете макулатуру?
4. Согласны ли Вы с высказыванием «Мыслит глобально! Этим человек
отличается от остальных животных»? (поясните)
А) Да
Б) Нет
5. Согласны ли Вы с высказыванием «Будущее должны строить те, кто будет
в нём жить»? (поясните)
А) Да
Б) Нет
6. Знаете ли вы адреса пунктов приема токсичных отходов недалеко от
вашего дома («Экобоксы», стационарные пункты приема, «Экомобиль»)?
А) Да (укажите примерный адрес)
__________
Б) Нет
7. Когда вы с близкими и/или друзьями едете на пикник (шашлыки, гулять в
лесу, купаться в реке) всегда ли вы убираете весь мусор за собой в мешки и
выкидываете их в специальном для этого месте?
А) Мы весь мусор вывозили и выкидывали в мусорные баки
Б) Иногда мы оставляли его под деревом
В) Мы все сжигали (одноразовую посуду, бутылки, бумагу и т.д.)
Г) Мы собирали мусор в мешки, а потом скидывали их в большую кучу
мусора у дороги (без обозначения мусорной свалки)
Таблица 3
Сводная таблица результативности образовательного процесса в группе
I. Предметные теоретические и практические знания
Теоретическая
1
подготовка. Владение
специальной терминологией
Практическая подготовка (практические умения и
навыки, предусмотренные программой)
Творческие навыки
II. Учебно-интеллектуальные умения
20
% от общего кол-во уч-ся
низкий средний высокий
Подбирать и анализировать специальную
литературу
Пользоваться компьютерными источниками
информации
III. Учебно-коммуникативные умения
Слушать и слышать педагога
Выступать перед аудиторией
Вести полемику, участвовать в дискуссии
IV. Учебно-организационные умения и навыки
Организовывать свое рабочее и учебное место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил ТБ
Аккуратно выполнять работу
2.5. Методические материалы
Для работы по программе используются следующие методы обучения:
словесный; наглядный; практический; поисковый; объяснительноиллюстративный; исследовательский; дискуссионный; проектный; игровой;
самостоятельной
работы
(самостоятельная
творческая
работа);
индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Воспитательные методы: убеждение; поощрение; стимулирование;
мотивация.
Используются следующие виды технологий:
- информационные;
- индивидуализации обучения;
- группового обучения;
- коллективного взаимообучения;
- сетевого взаимодействия;
- дифференцированного обучения;
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- дистанционного обучения;
- исследовательской деятельности;
- проектной деятельности;
- игровой деятельности;
- здоровьесберегающие.
Формы организации учебного занятия:
- акция;
- встреча с интересными людьми (в процессе сетевого взаимодействия);
- выставка;
- фотовыставка;
- олимпиада;
- мастер-класс;
- экскурсия;
- дискуссия;
21
- практическое занятие;
- эколекторий;
- конкурс;
- творческая мастерская;
- открытое занятие.
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
- планов проведения акций;
- материала анкетирования;
- видеопрезентаций и видеоматериала по темам, представленным в
Календарно-учебном графике программы;
- наглядных пособий: плакаты по профилактике асоциальных явлений и
пропаганде здорового образа жизни; видеофильмы и социальные ролики;
раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари); информационный
материал и фотографии, используемые для оформления стендов.
Алгоритм учебного занятия
В зависимости от форм организации занятий (экскурсия, акция и др.)
этапы занятия могут быть изменены.
Таблица 4
Этап
I этап
Наименование
Организационный
II этап
Проверочный
III этап
Подготовительный
IV этап
Основной
V этап
Контрольный
VI этап
Итоговый
VII
этап
VIII
этап
Рефлексивный
Информационный
Деятельность
Организация начала занятия. Создание
психологического настроя на учебную деятельность и
активизация внимания.
Проверка домашнего задания (при наличии),
выявление пробелов и их коррекция. Проверка
усвоения знаний предыдущего занятия.
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности (пример, познавательная
задача, проблемное задание).
Усвоение новых знаний и способов действий.
Первичная проверка понимания.
Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний.
Используются тестовые задания, виды устного и
письменного опроса, вопросы и задания различного
уровня сложности (репродуктивного, творческого,
поисково-исследовательского).
Подведение итогов: как работали учащиеся на
занятии, что нового узнали, какими умениями и
навыками овладели.
Мобилизация на самооценку.
Информация о домашнем задании (если необходимо),
инструктаж по его выполнению, определение
перспективы следующих занятий.
22
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Экопатруль» осуществляется в
соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ ДО ЭБЦ им. А.
И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Воспитательная работа направлена на экологическое и патриотическое
воспитание учащихся, на формирование навыков здорового образа жизни и
бережного отношения к природе. Основным в воспитательной работе
является содействие саморазвитию личности, реализации творческого
потенциала, обеспечение активной социальной адаптации, создание
необходимых и достаточных условий для активизации усилий учащихся по
преодолению экологических проблем.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию,
сознательному выбору жизненной позиции в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- формировать коммуникативные компетенции, навыки работы в коллективе;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации;
- воспитать уверенность в своих силах применительно к реализации себя в
будущей профессии, к самоанализу своих основных способностей и
склонностей.
Основные целевые ориентиры программы «Экопатруль» определяются
на основе российских базовых конституционных ценностей с учетом целевых
ориентиров результатов воспитания учащихся:
- воспитания российского национального исторического сознания на основе
исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти
предков;
- применения научных знаний для рационального
природопользования,
снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы,
окружающей среды;
- опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия
России, природного наследия Российской Федерации, ответственного
отношения к животным;
- опыта социально значимой деятельности в волонтерском движении,
экологических, научно-исследовательских объединениях.
23
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, творческая мастерская, экскурсия,
виртуальная экскурсия, круглый стол, мастер-класс, субботник, семинар,
встреча с интересными людьми, конференция, участие в дискуссиях, в
природоохранных акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
В акциях и конкурсах проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: соревнование, выставка, викторина,
фотовыставка, выступление, презентация достижений – способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную
сферу учащихся.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
Воспитательная работа
проводится не только в рамках проведения учебных занятий, но и во
включении учащихся в массовые мероприятия согласно плану
воспитательной работы. В план входят гражданско-патриотические
мероприятия, социально-значимые проекты, туристско-краеведческие
проекты, проекты ранней профессиональной ориентации и мероприятия
экологической направленности.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
24
- формирование патриотического настроя, уважительного отношения к своей
Родине, её защитникам;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие
родителей в практических заданиях детей и совместных акциях).
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
объединения «Экопатруль» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Гётте Ольга Евгеньевна
№
п/п
Мероприятие
Сроки
проведения
Формы работы
1
День открытых дверей
в МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г.
Туапсе
Акция, посвященная
Всемирному дню моря
«Охрана моря»
Международная
детско-юношеская
премия «Экология –
дело каждого»
Всемирный день
защиты животных
Международный день
«Черного моря»
сентябрь
Экскурсия
сентябрь
Экологическая
акция
октябрь
Творческая
мастерская
4 октября
Викторина
31 октября
Экологическая
акция
Диктант как
просветительская
акция
Волонтёрские
мероприятия
2
3
4
5
6
Всероссийский
экологический диктант
ноябрь
7
Международный день
волонтёров
5 декабря
8
Всероссийский день
заповедников и
национальных парков
11 января
Игра
9
Краевой творческий
конкурс «Сортируй
отходы - береги
январь
Индивидуальная
работа
25
Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в акции.
Воспитание экологической
культуры учащихся через
участие в конкурсе.
Воспитание бережного
отношения к животным.
Воспитание чувства
ответственности за
экологическую ситуацию
Чёрного моря.
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в диктанте.
Сформированность
экологически ценностных
ориентаций у подростков.
Воспитание нравственности,
патриотических чувств к
Родине через экологическое
воспитание, бережное
отношение к природе.
Воспитание экологической
культуры учащихся через
участие в конкурсе.
10
11
12
природу!»
Месячник оборонномассовой и
патриотической
работы.
Акция
«Блокадный хлеб»
Акция
«Внимание,
первоцвет!»
13
февральмарт
Занятие-беседа
Воспитание патриотических
чувств к Родине, уважения к
её защитникам.
февраль
Патриотическая
акция
февраль
Экологическая
акция
20 марта
Творческая
мастерская
Воспитание патриотических
чувств к Родине, уважения к
её защитникам.
Воспитание эстетических
чувств, умения видеть
прекрасное, заботливо
относиться к природным
дарам.
Воспитание познавательного
интереса, формирование
творческих способностей и
коммуникативных навыков.
Воспитание любви к
окружающей природе и
бережного отношения к её
ресурсам.
Воспитание
любознательности, понимания
необходимости бережного
отношения к пресной воде и
водным ресурсам.
Сформированность социально
ценностных ориентаций у
подростков.
Всемирный день Земли
14
Акция «Посади дерево»
21 марта
Экологическая
акция
15
Всероссийский
флешмоб «Голубая
лента»
22 марта
Флешмоб
16
Всероссийский Экомарафон «Переработка«Сдай макулатуру спаси дерево!»
март
Коллективное
дело
март
Экологическая
акция
17
Экологическая акция
«Чистые берега»
18
День экологических
знаний (15 апреля)
апрель
Просветительское
мероприятие
19
Акция «Георгиевская
ленточка»
Поздравление
ветеранов ВОВ с 9 мая
апрель
Мастер-класс
май
Беседа с
ветераном
20
21
Всероссийская акция
«Зелёная весна»
апрель-май
Акция
22
Работа с родителями
в течение
учебного
года
Индивидуальные
беседы, участие в
мероприятиях
26
Воспитание экологической
культуры и мировоззрения,
сформированность понимания
личной ответственности за
состояние окружающей среды.
Знакомство с важностью
эколого-просветительской
работы.
Воспитание патриотических
чувств к Родине.
Воспитание сознательного
отношения подростков к
исторической памяти,
уважения к участникам ВОВ.
Воспитание понимания
личной ответственности за
состояние окружающей среды.
Сплочение родительского
коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.
2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Супавегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение,
1995. – 94с.
2. Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся,
кружковая работа. ФГОС. Редактор: Гринин Л. Е., Перепелкина А. В.,
Вол.: Учитель, 2015. – 132с.
Список литературы для учащихся:
1. Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? - СПб: Союз,
2001. – 78с.
Список интернет-ресурсов:
3. Электронный ресурс: Животные красной книги Сайт: http://www.bookred.ru/
4. Электронный ресурс: Поступи Онлайн Сайт: https://postupi.online/
5. Электронный ресурс: Recycle Map Сайт: https://recyclemap.ru/
6. Электронный ресурс: Экологическое движение «РазДельный сбор» Сайт:
https://www.rsbor.ru/
27
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся) ______________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п
Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(план/факт)/
кол-во часов)
Место и форма
проведения
Форма
контроля/
аттестации
ФИО
педагога,
должность
№
п/п
Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары (очные,
заочные, дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Название
мероприятия
Место и
форма
проведения
ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность
№
п/п
Самостоятельная работа Дата
по ДООП
проведения
Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельн
о
Форма
выполнен
ных работ
Дополните
льная
информа
ция
№
п/п
Участие в мероприятиях Дата
в рамках ДООП
проведения
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования)
Название
мероприятия
Место
проведения
Результат
участия
№
п/п
Участие в профильных
образовательных
сменах, тренингах
Название
образователь
ной
Место
проведения
Дополните
льная
информа
Сроки
проведения
28
(«Научные мастерские»,
профильное тестирование,
летний профильный лагерь
и др.)
программы,
предмета
ция
Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии
Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию вносится показатель уровня в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня
сформированности всех показателей развития учащегося. Диагностическая карта
составляется на каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных
модулей программы в течение учебного периода (минимальный, общий, продвинутый).
29
Методика
«Как вы относитесь к занятиям в объединении?»
(педагог задаёт вопросы устно)
Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности
учащихся на дополнительных занятиях.
Прочитайте вопросы и для каждого блока укажите балл, соответствующий
варианту ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда
№
Отношение к занятиям
Баллы Свой ответ
блока
1
1. На занятии бывает интересно
2. Нравится педагог, ведущий занятие
3. Нравится заниматься творческой
деятельностью
4. Нравится участвовать в конкурсах,
акциях, выставках
5. Нравится общаться со сверстниками
2
1. Ходить на занятие заставляют родители
2. Учу, так как это мой долг
3. Предмет нужен для жизни
4. Приходится много учить
5. После занятий устаю
3
1. Узнаю много нового и удивительного
2. Люблю делиться своими
исследованиями с другими
3. Занятия легко даются
4. С нетерпением жду занятия
5. Получаю удовольствие от занятий
Обработка результатов:
Для каждого ученика вычисляется средний балл, затем строится график уровня
сформированности мотивации учебной деятельности: ситуативный интерес (I), учение по
необходимости (II), повышенный и познавательный интерес (III). Целесообразно
применять данный метод в начале, в середине и в конце учебного года для определения
изменения мотивов деятельности.
30