"Экологи леса"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 70-ОД от 06.06.2025 г.

М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Экологи леса»
Уровень программы: базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (144 часа)
Возрастная категория: от 11 до 16 лет
Форма обучения: очная

(очная, очно-заочная, дистанционная)

Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется

на бюджетной основе

(на бюджетной/внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 66128
Автор-составитель:
Иванова Екатерина Евгеньевна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)

г. Туапсе, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение

2

Стр.
3
6
6
9
11
15
17
17
21
23
24
25
27
31
32

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи
3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
4

общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны, утвержденные протоколом заочного голосования Экспертного совета
Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского
отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности «Экологи леса» ориентирована на
формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных
интересов у учащихся в области экологии и лесного дела. Программа
позволяет включать учащихся в практическую лесохозяйственную
деятельность, направлена на овладение ими основ охраны, защиты,
переработки и восстановления лесных ресурсов, рационального
лесопользования с учетом социально-экономических проблем территорий
края и района, связана с процессами личностного и профессионального
самоопределения.
Новизна программы состоит в том, что она включает в себя
региональный компонент, то есть посвящена проблеме грамотного
лесопользования и охраны лесов Туапсинского района. Программа «Экологи
леса» дает возможность расширить и углубить содержание отдельных
предметов естественнонаучного цикла общеобразовательной школы, создает
условия для формирования практико-ориентированных умений и навыков
природоохранной деятельности.
Актуальность
В настоящее время перед обществом остро стала проблема исчезновения
лесов и ценных пород деревьев. Современные проблемы взаимоотношений
человека с окружающей средой могут быть решены только при условии
формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их
экологической грамотности и культуры.
Государственная политика Российской Федерации в области лесных
отношений направлена на:
- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не
истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей
общества в лесах и лесных ресурсах;
- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия
лесов, повышение их потенциала;
- использование лесов с учетом их глобального экологического значения.
Программа «Экологи леса» способствует раскрытию проблем
сохранения леса и его защиты, прогнозированию появления проблем и их
последствий в жизни общества, отвечает потребностям учащихся проявлять
свои познавательные, творческие, практические знания и учебноисследовательские умения. Обучение по программе является одной из
эффективных форм получения профессиональных знаний и опыта в области
лесоводческой деятельности, а также трудового воспитания молодого
поколения.
6

Педагогическая целесообразность программы «Экологи леса»
заключается в привитии школьникам любви к природе родного края;
формировании трудовых умений и навыков в области лесоводства,
лесовосстановления и лесоразведения, охраны природы и рационального
природопользования; осуществлении подготовки к сознательному выбору
профессии. Опыт, полученный на занятиях по программе, может пригодиться
в последующие годы при выборе профессии и становлении ценностных
ориентаций.
Отличительная особенность
Данная дополнительная программа даёт базовую основу дальнейшего
профессионального самоопределения школьников, так как они постигают азы
лесоводства: сажают лес, выращивают его, ухаживают и защищают,
занимаются практической, опытнической и научно-исследовательской
работой, получая глубокие знания о лесе. Ведущая идея программы – идея
взаимодействия человека и естественных экосистем через изучение и
восстановление главного природного богатства – леса.
Направления работы по программе:
Природоохранная деятельность:
- охрана лесов от пожаров,
- проведение опросов населения.
Лесохозяйственная деятельность:
- уход за лесными культурами,
- изготовление кормушек, скворечников,
- работа в питомнике и дендропарке.
Эколого-просветительская деятельность:
- изготовление средств
наглядной агитации (буклетов,
листовок,
презентаций и т.д.),
- проведение экологических семинаров, игр, викторин, встреч с работниками
лесного хозяйства.
Учебно-исследовательская деятельность:
- теоретические занятия,
- проведение научно-исследовательских работ,
- экологические проекты.
Адресат программы
Общеразвивающая программа «Экологи леса» разработана для
учащихся в возрасте от 11 до 16 лет. Численный состав объединения – от 12
до 15 человек. Состав может быть разновозрастной, с постоянным составом
учащихся. Особых условий приёма учащихся нет, предварительная
подготовка не требуется. Набор детей на обучение по программе ведется по
желанию учащихся и их родителей (законных представителей). Для детей с
особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
7

предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении.
Характерной
чертой
подросткового
возраста
является
любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и
самостоятельности, потребность в самоутверждении в деятельности,
имеющей личностный смысл. Занятия по программе позволяют удовлетворить
потребности подростков в получении новых знаний, самопознании,
повышении эрудированности и компетентности, приобрести опыт социально
полезной и творческой деятельности, повысить самооценку и авторитет среди
сверстников. Включение учащихся в самостоятельную исследовательскую
деятельность также способствует развитию их аналитических способностей,
интеллекта, логического мышления, повышению общего уровня культуры
через освоение норм научной этики и культуры общения.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экологи леса» относится к базовому уровню и рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов по программе составляет 144 часа в год.
Форма обучения - очная. Форма организации деятельности – групповая,
с ярко выраженным индивидуальным подходом. Возможна дистанционная
форма работы.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю в выходной день по 4 академических
часа с перерывами на отдых или с комбинированием дистанционной формы.
Возможно выполнение большего количества часов за счёт выездных
тематических экскурсий и природоохранных акций. Программа
предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с
участниками исследовательских групп на природе и на опытном участке.
Особенности организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса по программе «Экологи леса»
осуществляется на основе:
− практико-ориентированного подхода, обеспечивающего глубокое
осмысление и понимание теоретических знаний, и освоение определенных
навыков и ключевых компетентностей в результате самостоятельной
познавательной
деятельности
(исследовательской,
проектной,
природоохранной, игровой и др.);
− личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие
интереса и мотивации школьника в выбранных им направлениях
деятельности;

8

− натуралистического
подхода
(или
использования
природного
компонента), который подразумевает проведение основной части работы в
условиях естественной природы;
− исследовательского подхода, как главного условия в обеспечении
эффективности процесса познания природы и освоения навыков
исследовательской деятельности и ключевых компетенций;
− подхода общественной значимости в организации практической и
природоохранной деятельности объединения.
Занятия по программе могут проходить в различных организационных
формах:
- теоретические занятия, в том числе лекции в лесу;
- практические занятия;
- семинары;
- практикумы;
- экскурсии;
- мастер-классы;
- интеллектуальные марафоны;
- круглые столы;
- встречи со специалистами лесной отрасли;
- экологические праздники;
- экологические акции;
- олимпиады;
- проектная и исследовательская деятельность;
- агитационно-просветительская деятельность;
- слёты;
- выставки и фотовыставки;
- закладка питомника;
- благоустройство территории;
- посадка деревьев.
Сочетание теоретических знаний с лесоводственной практикой,
опытной и исследовательской работой позволяет школьникам приобрести
представление о жизни леса, основах бережного отношения к природе,
сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, получить практические
навыки и осознанно подойти к выбору профессии среди лесохозяйственных и
экологических специальностей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование бережного отношения учащихся к
лесным богатствам родного края через вовлечение в практикоориентированную деятельность по изучению, охране и восстановлению
лесных экосистем.
Достижение цели достигается определением следующих задач:
Личностные задачи:
9

- воспитывать чувство любви к лесу родного края, ответственности за его
сохранение, стремления участвовать в практических делах по охране, защите
и воспроизводству лесов «своей малой родины»;
- воспитывать ценностные ориентации экологического характера, личные
качества ребёнка (гуманизм, коллективизм, трудолюбие);
- воспитывать гуманное отношение к природе родного края через экологопросветительскую деятельность, индивидуальное и коллективное участие в
экологических конкурсах различного уровня;
- развивать потребность в самообразовании и творческой реализации;
- воспитывать интерес к профессиям, связанным с сохранением лесов, желание
им соответствовать через ведение природоохранной деятельности;
- формировать представление об особенностях взаимоотношений человека и
природы, умение оценивать поступки с точки зрения их экологической
допустимости.
Метапредметные задачи:
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, память, как основу
мотивации к изучению природы родного края;
- формировать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- развивать способности самостоятельно планировать свою деятельность,
проводить её самоанализ;
- развивать мышление, фантазию, речь и коммуникативные навыки работы в
команде;
- развивать осознанное отношение к действиям по сохранению окружающей
природной среды, по защите, воспроизводству и использованию лесов;
- развивать способности к эстетическому восприятию природной среды;
- формировать практические навыки ведения экологического просвещения и
природоохранной работы.
Предметные задачи:
- познакомить с лесообразующими породами Кавказского леса, с
особенностями и ценностью этих пород;
- углубить знания, дополняющие школьную программу, по географии,
биологии, окружающему миру, кубановедению;
- обучить приемам самостоятельной работы с печатными изданиями и
Интернет-ресурсами;
- обучить навыкам выращивания и посадки лесных растений, охраны лесных
участков, оказания помощи Туапсинскому лесничеству в благоустройстве
лесных зон;
- расширить географию путешествий учащихся посредством выездных и
виртуальных экскурсий;
- вовлекать в деятельность по изучению, охране и восстановлению лесных
экосистем;
- познакомить со спектром профессиональной деятельности работников
лесного хозяйства.
10

1.3. Содержание программы
Содержание программы «Экологи леса» представлено в учебном плане.
Таблица 1
Учебный план программы
№
п\п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория Практика

1

Введение в программу

2

1

1

2

Основные сведения о
лесном хозяйстве

28

9

19

3

Животный мир леса

12

4

8

4

Лесные почвы

22

6

16

5

Экология леса

8

2

6

14

6

8

6

2

4

22

6

16

14

4

10

10 Природоохранная работа

12

-

12

11 Итоговое занятие

4

-

4

144

40

104

6
7
8
9

Возобновление леса и
лесоразведение
Защитное лесоразведение
и озеленение
Таксация леса,
лесопользование
Животный мир леса

Итого

Формы аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Практическая работа
Мини-выставка
Выпуск листовок и
плаката
Практическая работа
Защита рефератов
Конкурс
Защита докладов и
сообщений
Реализация проектов
Самостоятельная
работа
Викторина
Педагогическое
наблюдение
Защита творческих
работ

Содержание учебного плана
1. Введение в программу
Теория: Организационные моменты. Вводный инструктаж по ТБ.
Практика: Коммуникативная игра на знакомство.
Воспитательная работа:
День открытых дверей в МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
2. Основные сведения о лесном хозяйстве
Теория: Лес – элемент географического ландшафта. Совокупность древесных,
кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов,
биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга и внешнюю среду.
Лесной фонд российской Федерации. Общее понятие о лесе, типы лесов,
площадь лесов, его географическое размещение.
Лес и климат.
Светолюбивые, теневыносливые породы. Древостой. Высота насаждений.
Полнота насаждений. Подрост, подлесок, лесная подстилка. Значение леса в
природе. Защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое, эстетическое
значение леса. Распространение и разнообразие лесов в Туапсинском районе.
Характеристика хвойных пород. Характеристика лиственных пород. Редкие и
реликтовые растения.
11

Практика: Определение растительных элементов леса. Экскурсия в лес.
Знакомство с особенностями местного леса. Правила поведения в лесу.
Изучение структуры лесонасаждения, влияние леса на климат и почву.
Определение родовой и видовой принадлежности основных хвойных пород по
хвое и шишкам. Определение основных видов лиственных пород по листьям,
побегам, плодам и семенам. Работа в дендрарии ЭБЦ (уход за редкими и
реликтовыми растениями). Игра «Лес наш друг».
Воспитательная работа:
- Международная детско-юношеская премия «Экология – дело каждого».
- Осенняя краевая акция «Сдай макулатуру - спаси дерево!»
- Краевой конкурс «Юные исследователи окружающей среды».
- Всероссийская акция «Посади лес».
3. Животный мир леса
Теория: Общая характеристика (богатство и разнообразие флоры и фауны
Туапсинского района). Условия обитания животных в лесу. Распространение
животных. Лесные животные: впадающие в зимнюю спячку, хищные и
травоядные, грызуны, млекопитающие и земноводные. Птицы нашего леса:
зимующие и перелётные. Голоса птиц. Охрана животных. Животные
Краснодарского края, занесённые в Красную книгу.
Практика: Описание животного мира местного леса. Выпуск листовок и
плаката «Лес - дом для зверей и птиц». Изготовление скворечников, кормушек
для птиц и животных.
Воспитательная работа:
Международный день добровольца.
4. Лесные почвы, охрана и защита леса
Теория: Характеристика лесных почв. Взаимосвязь растительности леса и
почвы. Морфологическое строение почвы. Механический состав почвы.
Обработка почвы. Подготовка почвы под лесные культуры. Основная
обработка. Поверхностная обработка. Удобрение лесных почв. Органические
удобрения. Минеральные удобрения.
Практика: Определение типа лесной почвы. Описание почвенного разреза.
Изучение влияния минеральных удобрений на рост и развитие лесных культур
хвойных пород. Опыт «Изучение влияния минеральных удобрений на рост и
развитие сеянцев сосны обыкновенной». Участие в подготовке почвы в
питомнике к посеву семян. Экскурсия в лесничество «Ознакомление с
механизированной обработкой почвы и внесением удобрений».
Экологическая игра «Корни». Объекты природы, подлежащие охране.
Понятие природоохранного комплекса. Национальный парк. Четыре типа
национальных парков. Памятники природы. Виды памятников в Туапсинском
районе. Заповедники и заказники. Значение заповедников и заказников.
Составление паспорта памятника природы «Скала Киселева». Характеристика
заповедников и заказников Туапсинского района. Экскурсия в заповедную
зону – «Лесопарк Кадош».
12

Воспитательная работа:
Творческий конкурс новогодних ёлок «Экоёлка».
5. Экология леса
Теория: Общие сведения об экологии. Конфигурация экологических факторов,
их значение и влияние на лес. Значение влаги, света для жизни и развития леса.
Экологические системы, биотоп, биоценоз, биогеоценоз. Взаимосвязь
растений, животных, микроорганизмов, почвы, атмосферы. Особенности
лесного биогеценоза, место леса в нём. Типы загрязнения среды и воздуха,
источник загрязнения.
Практика: Составление и защита рефератов. Практикум «Один на один с
лесом». Съедобные и ядовитые грибы, как обеззараживать воду, чем
почистить зубы, чем заменить чай, как определить время, как строить шалаш,
развести костёр, как обезопасить жильё от насекомых, и прочее. Этика
поведения в природе. Работа на экологической тропе. Конкурс «Лесные
Робинзоны».
Воспитательная работа:
- Всероссийский день заповедников и национальных парков.
- Всероссийский детский экологический конкурс «Зеленая планета».
6. Возобновление леса и лесоразведение
Теория: Естественное возобновление леса (предварительное, последующее,
сопутствующее). Семенное возобновление, семенные деревья, семенная
группа. Самосев. Подрост. Порослевое возобновление. Искусственное
возобновление леса (лесные питомники и культуры). Заготовка семян.
Способы сбора шишек. Извлечение семян из шишек. Стратификация. Методы
и способы стратификации. Применение сушилок. Лесные питомники. Отделы
питомника (посевное отделение, древесная школа, маточная плантация,
дендрологическое отделение). Создание лесных культур. Методы создания
лесных культур (посев семян, посадка саженцев). Способы посева. Правила
посадки саженцев.
Практика: Исследовательская работа «Восстановление хвойных пород».
Исследовательская работа «Учёт естественного возобновления под пологом
леса». Обследование и оценка естественного возобновления леса на вырубке.
Заготовка семян сосны обыкновенной, клёна остролистного, ясеня
обыкновенного. Подготовка семян к посеву (стратификация, намачивание,
ошпаривание семян). Определение нормы высева семян сосны при посеве их
в лесном питомнике. Посев семян в питомнике. Заготовка саженцев.
Обработка почвы. Посадка саженцев. Уход. Прополка.
Воспитательная работа:
- Природоохранная акция «Накорми птиц зимой».
- Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос».
- Международный день леса (21 марта).
- Всероссийский флешмоб «Голубая лента».
7. Защитное лесоразведение и озеленение
13

Теория: Защитное лесоразведение. Целевое назначение (лесные полосы,
полезащитные лесополосы, водорегулирующие, приовражные лесополосы и
др.). Правила закладки лесополос, виды использованных древесных и
кустарниковых пород.
Практика: Озеленение города. Проект озеленения двора ЭБЦ, участков
города. Составление чертежа участка. Обозначение места закладки цветников,
газонов, зелёных насаждений. Составление посадочной ведомости.
Реализация проекта. Акция по озеленению города, раздача листовок и
саженцев.
Воспитательная работа:
- Весенняя акция «Сдай макулатуру - спаси дерево!»
8. Таксация леса, лесопользование
Теория: Понятие о лесной таксации. Таксация срубленного дерева и его
частей. Плотный и складочный кубический метр. Таксация насаждений
(происхождение, форма, состав, полнота, средняя высота, диаметр, возраст,
класс бонитета, класс товарности, запас на 1 га, тип леса, подрост, подлесок,
напочвенный покров). Виды лесопользования. Рубки главного пользования
(сплошнолесосечные, выборочные). Рубки ухода за лесом. Виды рубок ухода
(осветление, прочистка, прореживание, проходная рубка). Побочные
пользования в лесу (заготовка ягод, грибов, пищевых и лекарственных
растений, техническое сырьё, сбор мха). Российское законодательство об
охране природы (Основы лесного законодательства Российской Федерации
1993 г., Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г. и ныне действующий
Лесной Кодекс 2006 г.) Понятие лесонарушения. Лесные пожары и борьба с
ними. Виды пожаров. Правила пожарной безопасности. Способы тушения
лесных пожаров. Предупреждение лесных пожаров. Вредители леса. Значение
и основные способы борьбы с вредителями леса (физико-механический метод,
биологический, химический метод). Вредители плодов и семян. Корневые
вредители. Вредители сеянцев лесных культур и естественного
возобновления. Стволовые вредители. Болезни леса и меры борьбы с ними.
Болезни плодов и семян. Болезни сеянцев и молодняка. Болезни стволов и
ветвей (негнилевые и гнилевые).
Практика: Определение объёма срубленного дерева, поленницы дров,
штабеля хвороста. Определение объёма растущего дерева. Исследовательская
работа «Экономическая оценка недревесных лесных культур». Заготовка
лекарственного сырья (почки берёзы, сосны, тополя, сбор листьев брусники,
земляники, сбор одуванчика лекарственного, ромашки аптечной, плодов
черёмухи, ягод малины). Экологическая игра «Лесное кафе».
Исследовательская работа «Разрушающее действие лесных пожаров».
Исследовательская работа «Определение вредителей леса по наносимым ими
повреждений (при помощи определительной таблицы определить тип
повреждения и вид вредителя)». Экскурсия в лес и сбор образцов гнилей
древесных растений. Определение по таблице и рисункам возбудителей
14

заболеваний. Выпуск листовок по результатам исследований.
Воспитательная работа:
- Международный День птиц.
- День экологических знаний.
- Всероссийский конкурс на участие в профильной смене «Лесной подрост».
9. Животный мир леса
Теория: Многообразие животного мира местного леса (птицы,
млекопитающие, насекомые). Взаимосвязь леса и животных. Учёт диких
зверей и птиц. Значение охотничьего хозяйства в экономике страны.
Практика: Экскурсия в «Лесопарк Кадош». Определение птиц в лесу по
голосам, по внешнему виду. Определение животных по следам. Викторина о
лесных животных. Работа над экологическими проектами.
Воспитательная работа:
Конкурс исследовательских проектов школьников в рамках краевой научнопрактический конференции «Эврика».
10. Природоохранная работа
Практика: Изготовление, распространение листовок, акции «Зеленая весна»,
«Сад памяти». Профессии лесной сферы - встреча со специалистами лесных
профессий.
Воспитательная работа:
- Краевая акция «Зелёная весна».
- Международная акция «Сад памяти».
11. Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов за год. Опрос по пройденному материалу,
защита исследовательских работ. Награждение грамотами.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
Результаты освоения программы «Экологи леса» определяются
способностью учащихся применять в практической деятельности личные
качества:
- сформированность основ экологической и лесной культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления;
- проявление сознательной ответственности за установление гармоничного
взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как
личности и индивидуальности;
- наличие заинтересованности в дальнейшей профессиональной ориентации в
лесохозяйственной области;
- наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к осуществлению природоохранной деятельности);
Метапредметные результаты включают освоенные учащимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
15

познавательные, коммуникативные):
1. Регулятивные УУД:
- умение ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и
условия ее достижения;
- планировать действия в соответствии с собственными возможностями;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
2. Познавательные УУД:
- умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение и делать выводы;
- умение добывать, перерабатывать и представлять информацию.
3. Коммуникативные УУД:
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования
информационно - коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Показателями результативности освоения программы служит совокупность
знаний, умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся по
завершении изучения программного курса.
Учащиеся должны знать:
- основные понятия о лесе, основы лесоведения, основы лесоводства, основы
лесной таксации;
- основы охраны и защиты леса, общеразвивающая способы
лесовосстановления;
Учащиеся должны уметь:
- определять породы деревьев, кустарников по коре, хвое, листьям, семенам;
- заготавливать семена хвойных деревьев, производить сев семян, ухаживать
за сеянцами;
- производить посадку леса, ухаживать за лесными культурами;
- собирать и использовать лекарственные растения;
- изготавливать и развешивать кормушки, скворечники; вести подкормку
птиц;
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности
человека на природу;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- вести самостоятельную деятельность по работе над исследованиями и
проектами, демонстрировать умение презентовать готовую работу.
16

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2
Календарный учебный график программы «Экологи леса»
Примечание: В.р. – Воспитательная работа
КолФорма
Тема занятия
во
проведения
часов
Модуль 1 – сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 64 ч.)
1. Введение в программу
2
Вводный инструктаж по ТБ
Давайте знакомиться.
Беседа
1.1
В.р. День открытых дверей
2
Игра на
в МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
знакомство
Воейкова г. Туапсе.
2. Основные сведения о лесном хозяйстве
28
Беседа,
Лес – элемент
составление
2.1
2
географического ландшафта.
технологической
карты
Лесной фонд Российской
Тематическая
2
2.2
Федерации
дискуссия
2.3
В.р. Международная детскоТворческая
юношеская премия
2
мастерская
«Экология – дело каждого».
2.4
Практическое
Строение леса и его
занятие 2
элементы.
изготовление
макета леса
2.5
В.р. Осенняя краевая акция
Экологическая
«Сдай макулатуру - спаси
2
просветительдерево!»
ская акция
2.6
Тематическая
Лес и климат.
2
дискуссия
2.7
Просмотр
Распространение и
презентаций,
разнообразие лесов в
2
обсуждение
Туапсинском районе.
докладов
2.8
Практикум –
Характеристика хвойных
составление
2
пород Туапсинского района.
технологической
карты
В.р. Краевой конкурс «Юные
Краткосрочный
2.9
исследователи окружающей
2
проект
среды».
2.10
Определение родовой и
2
Экскурсия в лес
видовой принадлежности
№
п/п

Дата
план

Дата
факт

17

Форма
контроля

Педагогическое
наблюдение
Собеседование

Практическая
работа
Устный опрос
Фотоотчет

Мини-выставка

Фотоотчет
Блиц-опрос
Защита докладов

Задания по
подгруппам
Защита проекта
Педагогическое
наблюдение

основных хвойных пород по
хвое и шишкам.

«Дневник
лесника»

2.11
Характеристика лиственных
пород Туапсинского района.
Определение основных
лиственных пород по
листьям, побегам, плодам и
семенам.
2.13
Редкие и реликтовые
растения Туапсинского
района.
В.р. Всероссийская акция
«Посади лес».
2.14
Экологическая игра «Лес
наш друг!»
3. Животный мир леса
Общая характеристика
3.1
флоры и фауны
Туапсинского района

2

Практикум –
составление
технологической
карты

Самостоятельная
работа

2

Практическая
работа в
дендрарии ЭБЦ

Педагогическое
наблюдение

2

Мастер-класс изготовление
папки-раскладки
Экологическая
акция

Мини-выставка
Фотоотчет

2

Деловая игра

2.12

Игра

12
2

Теоретическое
занятие

Устный опрос

3.2

Условия обитания
животных в лесу

2

Практикум –
составление
технологической
карты

Самостоятельная
работа

3.3

Охрана животных

4

Практикум

Выпуск листовок
и плакатов

Технология изготовления
скворечников, кормушек
для птиц и животных
В.р. Международный
3.5
день добровольца.
4. Лесные почвы, охрана и защита леса
3.4

4.1

Характеристика лесных
почв.

4.2

Описание почвенного
разреза.

4.3
4.4

2
2

Коллективная
творческая
мастерская
Просветительская акция

Выставка работ
Фотоотчет

22
2
2

Обработка почвы.

2

Удобрение лесных почв.

2

Подготовка почвы под
лесные культуры.
4.5

2

18

Теоретическое
занятие
Практикум –
работа с макетом
почвенного
разреза
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практикум –
составление
технологической
карты

Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельная
работа

4.6

4.7
4.8
4.9

4.10

Экологическая игра
«Корни».
Ознакомление с
механизированной
обработкой почвы и
внесением удобрений.
В.р. Творческий конкурс
новогодних ёлок «Экоёлка».
Объекты природы,
подлежащие охране
Заповедники и заказники
Краснодарского края.
Экскурсия в Туапсинский
заказник.

2

Деловая игра

2

Экскурсия в
лесничество

2
2

4

Творческая
мастерская
Практическое
занятие составление
памяток
Экскурсия

Модуль 2 – январь-май 2026 г. (20 недель, 80 ч.)
5. Экология леса
8
Общие сведения об
5.1
экологии. Лес как
2
Лекция
экосистема.
«Один на один с лесом»
В.р. Всероссийский день
5.2
2
Практикум
заповедников и
национальных парков.
Работа на экологической
Практическое
5.3
2
тропе.
занятие
«Лесные Робинзоны»
В.р. Всероссийский
Экологический
5.4
детский экологический
2
конкурс
конкурс «Зеленая
планета».
6. Возобновление леса и лесоразведение
14
Естественное
возобновление леса.
Теоретическое
6.1
В.р. Природоохранная
2
занятие
акция «Накорми птиц
Акция
зимой».
6.2
Искусственное
возобновление леса.
2
Беседа
Стратификация.
В.р. Всероссийский
Защита
конкурс «Моя малая
6.3
2
краткосрочных
родина: природа,
проектов
культура, этнос».
Лесные питомники.
Практикум –
6.4
2
работа группы
над буклетом
В.р. Международный день
Круглый стол.
6.5
леса (21 марта).
2
«Лес – легкие
планеты»
19

Игра
Педагогическое
наблюдение
«Дневник
лесника»
Фотоотчет
Защита рефератов

Ведение
«Дневника
лесника»
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Конкурс

Блиц-опрос
Фотоотчет
Защита докладов и
сообщений
Педагогическое
наблюдение
Выпуск
буклета
Викторина

6.6
6.7

Создание лесных культур

2

В.р. Всероссийский
флешмоб «Голубая лента».

2

7. Защитное лесоразведение и озеленение
7.1

2
Озеленение города
2

7.2
В.р. Весенняя акция
7.3
«Сдай макулатуру спаси дерево!»
8. Таксация леса, лесопользование
Понятие о лесной
8.1
таксации.
Таксация насаждений.

2

8.5

8.6

8.7
8.8

Фотоотчет

Беседа
Практикум –
озеленение
ЭБЦ
Акция по
озеленению –
раздача
листовок и
саженцев
растений
Просветительс
кая акция

Педагогическое
наблюдение
Участие в акции

Фотоотчет

22
2

8.2

8.4

Фотоотчёт

6

Защитное лесоразведение

8.3

Практическое
занятие
Экологическая
акция

2
В.р. Международный
День птиц.
Виды лесопользования.
Рубки главного
пользования.
Рубки ухода за лесом.
Побочные пользования в
лесу.

2
2
2

Заготовка лекарственных
растений.

2

В.р. День экологических
знаний.
Российское законодательство
об охране природы.

2

Теоретическое
занятие
Практическое
занятие –
работа над
технологической
картой
Экологическая
акция
Теоретическое
занятие
Экологическая
игра «Лесное
кафе»
Практическое
занятие –
заготовка
лекарственного
сырья
Информационн
ый семинар

Блиц-опрос
Самостоятельная
работа

Фотоотчет
Педагогическое
наблюдение
Игра

Практическая
работа
Викторина

2

Семинар

8.9

Лесные пожары и борьба с
ними.

2

Экскурсия в
Лесопожарную
часть

Ведение
«Дневника
лесника»

8.10

В.р. Всероссийский конкурс
на участие в проф.смене
«Лесной подрост».

2

Краткосрочный
проект

Педагогическое
наблюдение

20

Устный опрос

Вредители леса, болезни леса
и меры борьбы с ними.
9. Животный мир леса
Многообразие животного
9.1
мира леса.
8.11

9.2

В.р. Конкурс
исследовательских
проектов школьников в
рамках краевой научнопрактический
конференции «Эврика».

9.3

Учёт диких зверей и птиц,
задачи учёта.

Значение охотничьего
9.4
хозяйства в экономике
страны.
Определение птиц в лесу по
9.5
голосам.
Определение животных по
9.6
следам.
Взаимосвязь леса и
9.7
животных.
10. Природоохранная работа
В.р. Краевая акция
10.1
«Зелёная весна».
В.р. Международная акция
10.2
«Сад памяти».
10.3

Практикум –
работа в парах

Выпуск листовок

14
2

Экскурсия в
лесопарк
«Кадош»

2

Защита проекта

2

Практикум –
Выпуск листовок
работа над
технологической
картой

2

Проблемная
лекция

2
2
2

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Работа над
экопроектами

Ведение
«Дневника
лесника»
Рейтинг работ

Викторина
Педагогическое
наблюдение
«Дневник
лесника»
Самостоятельная
работа

12
4
4

Профессии «Лесной сферы».

4

11. Итоговое занятие
11.1

2

Природоохранная акция
Природоохранная акция
Встреча со
специалистами

Педагогическое
наблюдение

Круглый стол
«Экологи леса»

Защита
творческих работ

Фотоотчёт
Фотоотчёт

4
Подведение итогов за год.
ИТОГО:

4
144

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется помещение с хорошим
дневным освещением, соответствующее СП 2.4.3648–20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». Для практических занятий
имеется учебно-опытный участок, дендропарк, 3 теплицы.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
- парты и стулья;
21

- рабочее место преподавателя с мультимедийным программным
обеспечением (адаптивное рабочее место с персональным компьютером,
принтером для распечатки работ учащихся, предустановленным
мультимедийным программным обеспечением и проекционной
системой);
- видео-фото и аудиоаппаратура;
- интерактивная доска;
- образовательные фильмы и презентации;
- гербарии;
- плакаты, открытки, фотографии;
- коллекции насекомых;
- срезы древесины;
- коллекции плодов и семян;
- компас, бинокль, лупа, рулетка;
- микроскоп;
- ножовка, лопаты;
- канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение
На занятиях используются электронные образовательные ресурсы:
мультимедийные презентации, видео и фотоматериалы.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Экологи леса» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Педагог дополнительного образования должен систематически повышать
свою профессиональную квалификацию, обладать профессиональной,
информационной, коммуникативной, правовой компетентностями.
Педагог должен владеть: технологиями работы с одаренными
учащимися; умением работать с социально запущенными детьми, в том числе
имеющими отклонения в социальном поведении.
Данную программу реализует педагог дополнительного образования
Иванова Екатерина Евгеньевна. Педагог имеет высшее профессиональное
образование по квалификации «Экономика и управление на предприятии»,
Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) г.
Ростов-на-Дону, 2014 г. В 2023 г. педагогом был пройден курс
профессиональной
переподготовки
по
программе
«Педагогика
дополнительного образования детей и взрослых» в ООО «Московский
институт профессиональной подготовки и повышения квалификации
педагогов», г. Москва.
Основными направлениями деятельности педагога являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
22

- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания результативности обучения, с целью выявления
качества усвоенных учащимися знаний в рамках программы «Экологи леса»
осуществляется:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов бесед, участия в мероприятиях,
активности учащихся на занятиях и т. п.;
- педагогический мониторинг журналов учета посещаемости;
- устный опрос;
- деловая игра;
- ведение журнала посещаемости;
- анализ результатов опроса, активности на занятиях;
- анализ участия в акциях, викторинах;
- анализ участия в конкурсной деятельности;
- анализ практической деятельности (листовки, тематические плакаты,
презентации, доклады).
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
- текущий контроль знаний проводится с целью определения уровня развития
учащихся в течение учебного года, осуществляется через учёт посещаемости
занятий, выполнение поставленных задач, проявление интереса к выбранному
виду деятельности, участия в экологических конкурсах различного уровня,
природоохранных акциях и агитационных мероприятиях;
- промежуточная аттестация (декабрь) проводится с целью определения
степени усвоения учащимися учебного материала, диагностики личностного
роста и продвижения;
- итоговая аттестация (май) – диагностика изменения уровня развития детей,
их творческих способностей на конец срока реализации программы,
проводится в форме защиты творческих работ.
В процессе реализации программы осуществляется постоянный
контроль усвоения учащимися материала: устный опрос, педагогическое
наблюдение, защита рефератов и докладов, самостоятельная работа, участие в
акциях, защита творческих работ, ведение «Дневника лесника».
Предъявление и демонстрация образовательных результатов проводится
в формах: открытые занятия, выставка творческих работ, фотоотчёт,
фотовыставка, участие в акциях, тематических мероприятиях, тематических
конкурсах, диктантах и олимпиадах.
23

2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
Система показателей ЗУН учащихся по программе «Экологи леса»
1. Диагностика
теоретических знаний
учащихся:
Собеседование,
тестирование,
подготовка к
тематическим
праздникам,
экологическим акциям,
участие в викторинах,
дидактических играх.
2. Диагностика
практических
навыков учащихся:
Наблюдение за
практической
деятельностью
обучающихся,
практические задания,
участие в конкурсах,
экологических акциях.

Уровень
теоретических
знаний:
- низкий
уровень

3. Диагностика
соц. установок,
ценностных
ориентаций:
Педагогическое
наблюдение, беседа,
тестирование.

Уровень соц.
установок,
ценностных
ориентаций:
- низкий
уровень

Описание
– учащийся владеет менее 50 % знаний

- средний
уровень

– учащийся владеет более 50 % знаний

- высокий
уровень

– учащийся владеет более 75 % знаний.

Уровень
практических
навыков:
- низкий
уровень

Описание
– учащийся выполняет действия под
руководством педагога

- средний
уровень

– учащемуся на всех этапах
самостоятельного осуществления
деятельности требуется контроль и
одобрение со стороны педагога

- высокий
уровень

– учащийся самостоятельно планирует,
осуществляет деятельность и может
достаточно адекватно оценить её
результаты.
Описание

- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
педагог наблюдает действия, не
соответствующие взглядам.
- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает отдельные случаи действий,
не соответствующие взглядам.
– учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает поведение учащегося,
соответствующее ценностным
ориентациям экоцентричной личности.

- средний
уровень

- высокий
уровень

24

2.5. Методические материалы
На занятиях по дополнительной программе «Экологи леса»
используются следующие методы обучения:
по характеру деятельности учащихся:
- информационно-рецептивный
- частично-поисковый
- объяснительно-иллюстративный
- исследовательский
- проблемный
- репродуктивный
по способу подачи материала:
- словесный (устное изложение материала, проблемное изложение материала,
рассказ, беседа, объяснение, анализ и т.д.).
- наглядный (показ видео- и аудиоматериалов, иллюстраций, демонстрация
плакатов, фотографий, гербариев, природных материалов, наблюдение и др.).
- практический (уход за лесными культурами, проведение природоохранных
рейдов, разработка проектов, создание творческих и исследовательских работ,
изготовление средств наглядной агитации и т.д.).
Программа основана на дидактических принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих
ценностей, свободного развития личности, создание максимально
благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития,
обучающегося («ситуация успеха», развивающее общение);
- принцип доступности и последовательности – простота изложения и
понимания материала, построения учебного процесса от простого к сложному;
- принцип природосообразности: учёт возрастных особенностей и задатков,
обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип креативности (увлекательности и творчества): развитие творческих
способностей обучающихся;
- принцип научности: учебный курс должен основываться на современных
научных достижениях;
- принцип наглядности: предполагает использование широкого круга
наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения,
делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным;
- принцип связи теории с практикой, связи обучения с жизнью: органичное
сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и
навыков в работе с детьми; возможность использования полученных знаний
на практике;
- принцип системности и преемственности в обучении;
- принцип сознательности и активности обучения;
принцип
интегрированного
обучения
(параллельного
и
взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
- принцип сотрудничества: совместная деятельность детей и взрослых;
25

- принцип межпредметности: связь с другими науками или другими областями
деятельности.
Дидактические материалы
На занятиях предусмотрено использование различного дидактического
материала:
- таблицы: «Основные типы экосистем», «Кустарники», «Первоцветы»,
«Растения хвойного леса», «Растения широколиственного леса»,
«Природные сообщества», «Грибы»;
- набор плакатов «Лиственные и хвойные растения», « Животные леса»;
- определители: древесных растений, основных вредителей леса, птиц,
насекомых, млекопитающих;
- расходные материалы – дидактические и раздаточные пособия для
самостоятельной работы.
Алгоритм учебного занятия
В зависимости от форм организации занятий (экскурсия, семинар, акция
и др.) этапы занятия могут быть изменены.
Таблица 4
Этап
I этап

Наименование
Организационный

II этап

Проверочный

III этап

Подготовительный

IV этап

Основной

V этап

Контрольный

VI этап

Итоговый

VII этап

Рефлексивный

VIII этап

Информационный

Деятельность
Организация начала занятия. Создание
психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания.
Проверка домашнего задания (при наличии),
выявление пробелов и их коррекция. Проверка
усвоения знаний предыдущего занятия.
Сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности (пример,
познавательная задача, проблемное задание).
Усвоение новых знаний и способов
действий. Первичная проверка понимания.
Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний.
Используются тестовые задания, виды устного и
письменного опроса, вопросы и задания
различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
Подведение итогов: как работали учащиеся на
занятии, что нового узнали, какими умениями и
навыками овладели.
Мобилизация на самооценку.
Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению,
определение перспективы следующих занятий.

26

2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Экологи леса» осуществляется в
соответствии с программой воспитательной работы МБОУ ДО ЭБЦ им. А. И.
Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Воспитательная работа направлена на экологическое и патриотическое
воспитание учащихся, на формирование навыков здорового образа жизни и
бережного отношения к природе. Основным в воспитательной работе является
содействие саморазвитию личности, реализации творческого потенциала,
обеспечение активной социальной адаптации, создание необходимых и
достаточных условий для активизации усилий учащихся по преодолению
экологических проблем.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию,
сознательному выбору жизненной позиции в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- формировать коммуникативные компетенции, навыки работы в коллективе;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
- воспитать уверенность в своих силах применительно к реализации себя в
будущей профессии, к самоанализу своих основных способностей и
склонностей.
Основные целевые ориентиры программы определяются на основе
российских базовых конституционных ценностей с учетом целевых
ориентиров результатов воспитания учащихся:
- применения научных знаний для рационального природопользования,
снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы,
окружающей среды;
- опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия
России, природного наследия Российской Федерации, ответственного
отношения к животным;
- опыта социально значимой деятельности в волонтерском движении,
экологических, научно-исследовательских объединениях.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого применяется широкий круг средств и методов воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
27

- дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
Практические занятия (практикум, творческая мастерская, экскурсия,
виртуальная экскурсия, круглый стол, мастер-класс, субботник, семинар,
встреча с интересными людьми, конференция, участие в дискуссиях, в
природоохранных акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
В акциях и конкурсах проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: выставка, викторина, фотовыставка,
выступление, презентация достижений – способствуют закреплению ситуации
успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные
умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
учащихся.
В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и
добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины. Воспитательная работа проводится не только в
рамках проведения учебных занятий, но и во включении учащихся в массовые
мероприятия согласно плану воспитательной работы. В план входят
гражданско-патриотические мероприятия, социально-значимые проекты,
туристско-краеведческие проекты, проекты ранней профессиональной
ориентации и мероприятия экологической направленности.
Результат воспитания:
- учащиеся будут осознавать необходимость ответственного поведения в
окружающей среде;
- смогут оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их
экологической допустимости;
- будут проявлять самостоятельность в социальной деятельности и её
самооценке.
Работа с коллективом учащихся
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
28

содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие родителей
в практических заданиях детей).
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
объединения «Экологи леса» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Иванова Екатерина Евгеньевна
№
п/
п
1.
2.

3.

4.

5.

Мероприятие

Сроки
проведения

Форма
проведения

День открытых дверей в
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе
Международная детскоюношеская премия
«Экология – дело
каждого»
Всероссийский конкурс
«Моя малая родина:
природа, культура,
этнос»
Осенняя краевая акция
«Сдай макулатуру –
спаси дерево!»

Сентябрь

Экскурсия

В течение
года

Конкурс

Сентябрь октябрь

Конкурс

Октябрь

Краевой конкурс
«Юные исследователи
окружающей среды»
Всероссийская акция
«Посади лес»

Октябрь

7.

Международный день
добровольца (5 декабря)

Декабрь

8.

Творческий конкурс
новогодних ёлок
«Экоёлка»

Декабрь

9.

Всероссийский день
заповедников и
национальных парков
(11 января)
Всероссийский детский
экологический конкурс
«Зелёная планета»

Январь

6.

10.

Ноябрь

ЯнварьФевраль

Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Воспитание экологической
культуры учащихся через
участие в конкурсе.

Сформированность
понимания важности и
актуальности экологопросветительской работы.
Акция
Воспитание чувства
ответственности за
экологическую ситуацию в
крае, стране.
Круглый стол
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в конкурсе.
Экологическая
Воспитание нравственности,
акция
патриотических чувств к
Родине через экологическое
воспитание, бережное
отношение к природе.
Мастер-класс
Сформированность
экологически ценностных
ориентиров у подростков.
Конкурс
Сформированность
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к участию
в конкурсе.
Просветительская Воспитание любви к
акция
окружающей природе и
бережного отношения к её
ресурсам.
Конкурс
Воспитание уважительного и
бережного отношения к
природе родного края.
29

11.

Природоохранная акция
«Накорми птиц зимой!»

12.

Международный день
леса (21марта)

Март

13.

Всероссийский
флешмоб «Голубая
лента»

Март

14.

Весенняя акция «Сдай
макулатуру – спаси
дерево!».
Международный День
птиц (1 апреля)

Март

15.

16.

День экологических
знаний (15 апреля)

Февраль

Апрель

Апрель

17. Всероссийский конкурс
на участие в
профильной смене
«Лесной подрост»
18.
Конкурс
исследовательских
проектов школьников
«Эврика».

Апрель

19.

Краевая акция «Зелёная
весна»

Апрель

20.

Международная акция
«Сад памяти»

Май

21.

Работа с родителями

Апрель

В течение
года

Акция

Воспитание заботливого
отношения к птицам,
понимание их важности для
природы.
Экологическая
Воспитание любви к
акция
окружающей природе и
бережного отношения к
лесным ресурсам.
Флешмоб
Воспитание познавательного
интереса и
любознательности,
сформированность
понимания необходимости
бережного отношения к
пресной воде и водным
ресурсам.
Акция
Сформированность
экологически ценностных
ориентиров у подростков.
Просветительская Воспитание заботливого
акция
отношения к птицам,
понимание их важности для
природы.
Круглый стол
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в экологических
мероприятиях.
Конкурс
Воспитание познавательного
интереса, формирование
творческих способностей и
коммуникативных навыков.
Конференция
Сформированность
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к участию
в конкурсе.
Субботник
Воспитание любви к
окружающей природе и
бережного отношения к её
ресурсам.
Просветительская Воспитание сознательного
акция
отношения к исторической
памяти, уважения к
участникам ВОВ.
Индивидуальные Сплочение родительского
беседы, участие в коллектива и вовлечение в
мероприятиях
жизнедеятельность
объединения
30

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Боголюбов А.С. Учебно-исследовательская деятельность школьников в
природе (на полевых экологических практикумах): Учебная программа/А.С.
Боголюбов. - М.: Эсистема,2003. - 14 с.
2. Лесная энтомология: учеб. / Е.Г. 17. Мозолевская, А.В. Селиховкин, С.С.
Ижевксий и др. / под ред. Е.Г. Мозолевской. - М.: издат. центр «Академия»,
2011. - 416 с.
3. Степаненко И.И. Лесная типология. Методическое пособие по проведению
учебно-исследовательской работы в системе дополнительного образования. –
М.: Изд-вл МНЭПУ, 2006 – 96 с.
Список литературы для учащихся:
1. Бровкина Е. Т. Животные леса / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
2. Книга юного лесовода: Учебное пособие по основам лесоведения,
лесоводства и охраны природы для обучающихся по дополнительным
образовательным программам. 3-е изд., испр. и доп. Петрозаводск:
Карельский научный центр РАН, 2006.
3. Козлова Т.А. Растения леса / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

31

2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся) ______________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(план/факт)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары (очные,
заочные, дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная работа Дата
по ДООП
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельн
о

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в мероприятиях Дата
в рамках ДООП
проведения
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования)

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

32

№
п/п

Участие в профильных
Сроки
образовательных
проведения
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное тестирование,
летний профильный лагерь
и др.)

Название
образователь
ной
программы,
предмета

Место
проведения

Дополните
льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию вносится показатель уровня в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня
33

сформированности всех показателей развития учащегося. Диагностическая карта
составляется на каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных
модулей программы в течение учебного периода (минимальный, общий, продвинутый).

Методика
«Как вы относитесь к занятиям в объединении?»
(педагог задаёт вопросы устно)
Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности
учащихся на дополнительных занятиях.
Прочитайте вопросы и для каждого блока укажите балл, соответствующий
варианту ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда
№
Отношение к занятиям
Баллы Свой ответ
блока
1
1. На занятии бывает интересно
2. Нравится педагог, ведущий занятие
3. Нравится заниматься творческой
деятельностью
4. Нравится участвовать в конкурсах,
акциях, выставках
5. Нравится общаться со сверстниками
2
1. Ходить на занятие заставляют родители
2. Учу, так как это мой долг
3. Предмет нужен для жизни
4. Приходится много учить
5. После занятий устаю
3
1. Узнаю много нового и удивительного
2. Люблю делиться своими
исследованиями с другими
3. Занятия легко даются
4. С нетерпением жду занятия
5. Получаю удовольствие от занятий
Обработка результатов:
Для каждого ученика вычисляется средний балл, затем строится график уровня
сформированности мотивации учебной деятельности: ситуативный интерес (I), учение по
необходимости (II), повышенный и познавательный интерес (III). Целесообразно
применять данный метод в начале, в середине и в конце учебного года для определения
изменения мотивов деятельности.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».