УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 5 от 17.04.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 28-ОД от 17.04.2024 г.
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Жизнь замечательных зверей»
Уровень программы: ознакомительный
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе
(на бюджетной/внебюджетной основе)
ID-номер Программы в Навигаторе: 66138
Молдаванова Евгения Олеговна
педагог дополнительного образования
Автор-составитель:
Меньшикова Анастасия Юрьевна
___________методист_________
(Ф.И.О. и должность разработчика)
г. Туапсе, 2025
Содержание
№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение
2
Стр.
3
6
6
9
10
14
16
16
20
21
23
27
31
34
35
Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
5
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Жизнь замечательных зверей» имеет естественно-научную направленность,
предназначена для обучения детей младшего школьного возраста. Программа
ориентирована на ознакомление учащихся с многообразием животного мира,
усвоение правил и норм поведения в мире природы, развитие познавательной
активности и интеллектуальных способностей.
Новизна
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир.
Особое место в нём отведено животным, многие из которых нуждаются в
защите. От людей во многом зависит многообразие и численность животного
мира. Данная программа предоставляет возможность привить детям любовь к
животным, освоить необходимые навыки в содержании декоративных
питомцев, обогатить эмоционально-нравственную сферу, развить творческий
и исследовательский потенциал.
Для Эколого-биологического центра новизна программы заключается в
том, что она является дополнительной адаптированной общеразвивающей
программой (ДАОП) для детей с ОВЗ и рассчитана на реализацию в условиях
инклюзивного образования для широкого круга обучающихся с различными
видами ограниченных возможностей здоровья.
Также новизна программы состоит:
- в интерактивном характере проведения занятий, объединяющих
биологический, психологический, творческий подход к изучению природных
объектов;
- в дополнении и расширении представлений учащихся о природе, о
животном мире при непосредственном общении с животными ЭБЦ,
использовании полученных знаний на практике: участие в акциях, конкурсах,
тематических мероприятиях, ведение проектной и творческой деятельности.
Актуальность
Получение образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
Дополнительное образование ставит перед собой задачу максимально
эффективной
организации
учебно-воспитательного
процесса
для
обеспечения знакомства учащихся с окружающей средой, поскольку с
ухудшением мировой экологической обстановки и необходимостью
сохранности окружающей среды наиболее актуальным становится раннее
экологическое воспитание. От сформированных в детстве навыков поведения
6
в природе, проявления заботы о животных, понимания существующих в
природе взаимосвязей, убеждённости в важности охраны природных
богатств зависит развитие отдельной «экологически мыслящей личности», и,
как следствие, формирование грамотного общества, соблюдающего основные
правила рационального природопользования.
Реализация дополнительной программы строится на основании
«Концепции развития дополнительного образования детей»:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие возрастным индивидуальным особенностям детей;
- вариативность и мобильность;
- разноуровневость (ступенчатость);
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер.
Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что она
несёт в себе большой развивающий потенциал: создаются условия для
саморазвития
учащихся;
формируются
их
познавательные,
исследовательские интересы и способности.
Педагогическая целесообразность
Реализация программы «Жизнь замечательных зверей» основывается
на важной и неотъемлемой части формирования экологической культуры гуманного обращения с животными. Занятия по программе стимулируют
познавательную активность и любознательность учащихся, обогащают их
нравственный опыт, воспитывают такие положительные качества личности
как ответственность, самостоятельность, сопереживание. Разнообразные
дидактические
игры
развивают
внимание,
наблюдательность,
сообразительность, дают возможность решать различные педагогические
задачи в игровой форме, наиболее доступной для обучающихся с ОВЗ.
Используя игры, можно добиться более прочных и осознанных знаний,
умений и навыков. Коммуникативные игры способствуют успешной
социальной адаптации и развитию навыков общения. Создание рисунков
развивает творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
Отличительные особенности
Программа рассчитана на удовлетворение любознательности тех
учащихся, которые стремятся к непосредственному общению с природой,
хотят больше знать о повадках, поведении, физиологических особенностях
животных, необыкновенных явлениях в животном мире.
Отличительной особенностью программы является то, что занятия,
наряду с изучением теоретического материала, ориентированы на развитие
практических умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся.
Ребята учатся оформлять творческие работы: рисунки, поделки, плакаты,
фотографии. Программа построена на принципах развивающего обучения и
направлена не только на формирование у учащегося основ экологического
сознания, но и на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать
собственные наблюдения, самостоятельно мыслить, логически рассуждать,
7
эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, речевое,
физическое развитие, развитие культуры чувств детей с ОВЗ.
Основные принципы работы со школьниками на занятиях: создание
условий для гармонично развитой личности, расширения кругозора,
систематизации знаний по интересующим вопросам, выравнивания
доступности для различных категорий детей в соответствии с их
образовательными потребностями и возможностями.
Адресат программы
Программа «Жизнь замечательных зверей» предназначена для
учащихся младших классов 7-11 лет с разным уровнем интеллектуального
развития. Программа рассчитана на реализацию в условиях инклюзивного
образования для широкого круга учащихся с различными видами
ограниченных возможностей здоровья. Обучение детей с ОВЗ строится по
индивидуальному учебному плану, разработанному с участием самих
учащихся и их родителей (законных представителей). Содержание и объём
программы учитывает физические возможности каждого ребёнка и
адаптируется конкретно под него.
Данная программа направлена на ознакомление учащихся с животным
миром, начиная с младшего школьного возраста, поскольку в этом возрасте
дети наиболее эмоционально открыты всему новому, необычному и
интересному, любознательны, активны.
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса
к окружающему миру. У детей младшего школьного возраста закладывается
фундамент нравственного поведения, конкретных представлений о природе,
формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы
дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки
доброжелательного отношения к животным. Усвоение систематических и
последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и
явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания
детей, так как заложенные на их основе первичные представления об
окружающей действительности позволят в дальнейшем обучении
формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые
условия для успешного усвоения природоведческих дисциплин, успешной
социализации ребенка в обществе.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Жизнь замечательных зверей» относится к ознакомительному уровню и
рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов по программе
составляет 72 ч. в год. Программа предполагает использование технологии
разноуровневого обучения, в рамках которого учащиеся усваивают учебный
материал, исходя из различных интересов, склонностей, потребностей,
способностей и мотивов, особенностей темперамента, мышления и памяти,
эмоциональной сферы.
8
Форма обучения – очная. Форма организации деятельности –
индивидуальная.
Режим занятий
Продолжительность занятия – 1 академический час или 2
академических часа с перерывом в 10 мин. Академический час равен 40 мин.
Учебная нагрузка и режим занятий определяются в соответствии с
действующими санитарными нормами.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными,
психологическими и физиологическими особенностями детей младшего
школьного возраста. Занятия проводятся в форме разнообразных игр,
создании рисунков, просмотра видео- и фотоматериала, бесед, экскурсий,
общения с животными в зооуголке ЭБЦ.
Основой образовательного процесса, осуществляемого по программе,
выступают принципы: доступности, наглядности, содружества, гуманизма,
индивидуального и дифференцированного подхода.
Обучение по программе подразумевает индивидуальный подход
педагога к учащемуся, проявление им педагогический такта, поощрения за
малейшие успехи, оказание своевременной практической помощи в процессе
работы, развитие у ребёнка веры в собственные силы и возможности.
Ребёнок имеет право овладеть знаниями и умениями в индивидуальном
темпе, объёме и уровне сложности.
Программа предполагает осуществление системно-деятельностного
подхода:
- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных,
возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
учащихся;
- разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей
учащегося (включая детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в
познавательной деятельности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: реализация образовательных потребностей ребёнка
с ОВЗ, формирование познавательного интереса к изучению животного мира,
воспитание доброжелательного и бережного отношения к животным.
Достижение цели достигается определением следующих задач:
Личностные задачи:
- воспитывать экологическую культуру, развивать навыки бережного
отношения к животным;
- воспитывать чувство любви к природе, умение беречь и охранять природу;
9
- воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность,
потребность в общественной активности;
- прививать элементарные правила нравственного поведения в мире
природы, умение оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения
их экологической допустимости;
- воспитывать аккуратность, усидчивость в процессе творческой работы;
- воспитывать умение видеть вокруг удивительное и интересное.
Метапредметные задачи:
- развивать познавательную активность, внимание, любознательность,
наблюдательность, память;
- формировать умение анализировать и делать выводы;
- активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- формировать уважительное отношение к результатам своего и чужого
труда;
- развивать коммуникативные навыки, способствовать социальной
адаптации;
- развивать творческие и исследовательские способности;
- формировать практические навыки экологически правильного поведения.
Образовательные (предметные) задачи:
- расширить представления о многообразии животного мира;
- развивать познавательный интерес к изучению живой природы;
- познакомить с существующими мерами охраны диких животных;
- познакомить с представителями фауны, занесёнными в Красную книгу
России и Краснодарского края;
- научить излагать собственные мысли;
- научить фотографировать, делать зарисовки и поделки животных;
- формировать специальные умения и навыки по содержанию домашних
животных.
1.3. Содержание программы
Содержание программы «Жизнь замечательных зверей» представлено в
учебном плане.
Таблица 1
Учебный план программы
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Введение в программу
1
0,5
0,5
2.
Животные России
22
7,5
14,5
3.
Охрана животных
23
6
17
4.
Домашние животные
25
7
18
5.
Итоговое занятие
ИТОГО:
1
72
21
1
51
10
Формы
аттестации/контроля
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Мини-выставка
Конкурс рисунков
Защита мини-проекта
Выставка поделок
Фотовыставка
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу (1 ч.)
Теория: Знакомство, решение организационных вопросов, инструктаж по
правилам поведения во время занятий.
Практика: Просмотр видеоролика «Многообразие животных России»,
разгадывание загадок.
Раздел 2. Животные России (22 ч.)
Тема 1: Животные тундры (2 ч.)
Теория: Интересные факты о животных тундры.
Практика: Просмотр видеоролика о животных тундры, мастерская поделок
«Заяц-беляк».
Тема 2: Животные тайги (2 ч.)
Теория: Интересные факты о животных тайги.
Практика: Разгадывание загадок об обитателях тайги, мастерская рисунков
«Таёжная птица».
Тема 3: Всемирный день защиты животных (04.10) (1 ч.)
Теория: Беседа о защите животных.
Практика: игра «Угадай животное»
Воспитательная работа: Всемирный день защиты животных (1 ч.)
Практика: Совместное чтение стихотворений о животных, практическая
работа «Лепка животного на выбор».
Тема 4: Животные леса (2 ч.)
Теория: Интересные факты о животных леса.
Практика: Разгадывание кроссворда «Мир животных», мастер-класс «Сова
из бумаги».
Тема 5: Животные гор (2 ч.)
Теория: Интересные факты о животных гор.
Практика: Разгадывание загадок «Горные обитатели».
Тема 6: Животные степи (2 ч.)
Теория: Интересные факты о животных степи.
Практика: Мастерская поделок (оригами) «Жаворонок».
Тема 7: Международная детско-юношеская премия «Экология – дело
каждого!» (2 ч.)
Теория: Рассказ о конкурсе, просмотр детских работ, обсуждение.
Практика: Создание тематического рисунка к конкурсу.
Тема 8: Воспитательная работа: «Экология – дело каждого!» (2 ч.)
Практика: Экскурсия в ЭБЦ, работа над конкурсным материалом
(фотография или видеосюжет на выбор).
Тема 9: Животные пустыни (2 ч.)
Теория: Интересные факты о животных пустыни.
Практика: Просмотр видеоматериала «Животные пустыни», игра «Назови
меня».
Тема 10: Обитатели водоёмов (2 ч.)
Теория: Интересные факты об обитателях водоёмов.
11
Практика: Мастерская рисунков из акварели «Подводный мир».
Тема 11: Животные России (1 ч.)
Практика: Игра, мини-выставка работ раздела «Животные России».
Воспитательная работа: Международный день домашних животных
(30.11) (1 ч.)
Практика: Беседа, просмотр м/ф, аппликация «Мои друзья».
Раздел 3. Охрана животных (23 ч.)
Тема 1: Защитим животных! (1 ч.)
Теория: Беседа о животных, их значении для планеты.
Практика: Разгадывание загадок, творческая мастерская – создание памяток
по охране животных.
Тема 2: Способы охраны животных (2 ч.)
Теория: Рассказ о Красной книге и охранных мероприятиях.
Практика: Просмотр презентации «Красная книга», работа с Красной книгой
Краснодарского края (том «Животные»).
Тема 3: Красная книга (2 ч.)
Практика: Работа с книгой, просмотр фотографий, мастер-класс по созданию
лэпбука «Красная книга».
Тема 4: Охрана домашних животных (2 ч.)
Практика: Просмотр видеоматериала «Как можно охранять домашних
животных», создание рассказа «Мой питомец».
Тема 5: ООПТ – Особо охраняемые природные территории (2 ч.)
Теория: Рассказ об охраняемых природных территориях России.
Практика: заочная экскурсия в Кавказский биосферный заповедник, игра в
Мемори «Заповедники России».
Тема 6: Животные Краснодарского края (1 ч.)
Теория: Какие животные обитают в нашем крае?
Практика: Викторина, Виртуальная экскурсия по заповедникам и
заказникам Краснодарского края.
Воспитательная работа: Всероссийский день заповедников и
национальных парков (11.01) (1 ч.)
Практика: Экскурсия в Туапсинский краеведческий музей им. Н.Г.
Полетаева.
Тема 7: Охрана животного мира в нашем крае (2 ч.)
Теория: Охрана животных в Краснодарском крае.
Практика: Разгадывание загадок, конкурс рисунков «Животные
Краснодарского края».
Тема 8: Красная книга Краснодарского края (2 ч.)
Теория: Животные Красной книги Краснодарского края.
Практика: Работа с литературой, разгадывание загадок, мастерская рисунков
и поделок.
Тема 9: Воспитательная работа: краевой конкурс «Экосемья» (2 ч.)
Практика: Работа над конкурсным материалом (фотография, рисунок на
выбор).
12
Тема 10: Экскурсия по территории ЭБЦ г. Туапсе (2 ч.)
Практика: Экскурсия по тематическим отделам ЭБЦ.
Тема 11: Мини-проект «Красная книга» (2 ч.)
Практика: Просмотр видеосюжета, создание мини-проекта «По страницам
Красной книги», защита проекта.
Тема 12: Воспитательная работа: Международный день защиты
морских млекопитающих (19.02) (2 ч.)
Практика: Экскурсия к Чёрному морю.
Раздел 4. Домашние животные (25 ч.)
Тема 1: Как животные оказались в нашем жилище? (2 ч.)
Теория: Традиции содержания животных у разных народов.
Практика: Просмотр видеороликов о животных, викторина «Домашние
животные».
Тема 2: Почему мы любим животных? (2 ч.)
Теория: Животные, с которыми можно дружить.
Практика: Просмотр презентации «Разнообразие животных», мастерская
рисунков «Животное, с которым я дружу».
Тема 3: Собаки и кошки – самые распространенные домашние питомцы
(2 ч.)
Теория: История одомашнивания собак, история домашней кошки.
Практика: Подвижная игра, творческий конкурс «Кошка и собака – мои
питомцы». Выставка рисунков.
Тема 4: Воспитательная работа: День Земли (20.03) (1 ч.)
Практика: Практикум «Посади дерево».
Тема 5: День птиц (01.04) (1 ч.)
Практика: Экскурсия по дендропарку, весенние наблюдения за птицами.
Воспитательная работа: Природоохранная акция «День птиц» (1 ч.)
Теория: Беседа о птицах, их роли в природе.
Практика: Изготовление голубя в технике оригами.
Тема 6: Животные на службе у человека (2 ч.)
Теория: Самые умные существа.
Практика: Просмотр видеоролика «Животные, помогающие людям», работа
с литературой, викторина.
Тема 7: Зооуголок Эколого-биологического центра (2 ч.)
Теория: Основы содержания домашних животных.
Практика: Экскурсия по зооуголку, работа над панно «Животные ЭБЦ».
Тема 8: Воспитательная работа: День экологических знаний (15.04)
(1 ч.)
Практика: Изготовление мини-книжки «экологические знания», игра
«Экологический светофор».
Тема 9: На птичьем дворе (2 ч.)
Практика: Наблюдение за птицами, дидактическая игра «Ферма»,
продолжение работы над панно «Животные ЭБЦ».
Тема 10: Отдел орнитологии (2 ч.)
13
Практика: Экскурсия по отделу орнитологии, завершение работы над панно
«Животные ЭБЦ», представление работы.
Тема 11: Животные - герои ВОВ (1 ч.)
Теория: Маленькие герои.
Практика: Просмотр презентации, беседа.
Воспитательная работа: Урок Победы «Роль животных в годы
Великой Отечественной войны» (1 ч.)
Практика: чтение стихотворений, создание фотоколлажа.
Тема 12: Необычные домашние питомцы (2 ч.)
Теория: Необычные питомцы.
Практика: Просмотр видеоматериала, работа с литературой, выставка
рисунков.
Тема 13: Воспитательная работа: Международный день
биологического разнообразия (флоры и фауны Земли) (22.05) (2 ч.)
Практика: Экскурсия в музей им. А.А. Киселева г. Туапсе.
Тема 14: Мы в ответе за тех, кого приручили (1 ч.)
Практика: Викторина «Забота о животных», составление памятки «Мы в
ответе за тех, кого приручили».
Раздел 4. Итоговое занятие (1 ч.)
Практика: Награждение грамотами за активную творческую работу.
Подведение итогов учебного года, выводы о необходимости бережного
обращения к животным. Фотовыставка работ за год.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание важности животных для жизни человека, ответственное
отношение к окружающей природе;
- сформированность навыков организованности, самостоятельности в поиске
информации, мотивация к самообразованию, самооценке;
- оценивание своих поступков и поступков других с точки зрения их
экологической допустимости;
- проявление убежденности в необходимости сохранности природы, чувство
долга, любви к природе, желание беречь и охранять природу родного края;
- проявление аккуратности, усидчивости в процессе творческой работы;
- умение видеть вокруг удивительное и интересное, осмысливать свои
наблюдения.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД: ставить задачи, планировать, наблюдать, критически
и креативно мыслить, оценивать результаты своей деятельности и
деятельности других, анализировать, делать выводы.
2. Познавательные УУД: проявлять познавательную активность,
любознательность, применять приобретенные знания и умения в творческой
14
и
исследовательской
деятельности,
презентовать
свои
работы,
демонстрировать активный словарный запас и связную речь, соблюдать
нормы и правила поведения в природе.
3. Коммуникативные УУД: проявлять коммуникабельность, дружелюбное
взаимоотношение, быстро адаптироваться в новом обстановке, уважительно
относиться к результатам своего и чужого труда.
Предметные результаты:
- расширение знаний о многообразии животного мира планеты;
- проявление познавательного интереса к изучению живой природы, к
конкретным представлениям и научным фактами;
- знакомство с типичными представителями животного мира;
- знание существующих способов и мер охраны диких животных, таких как
создание заповедников;
- знакомство со значением Красной книги, с представителями фауны,
занесённых в Красную книгу России и Краснодарского края;
- умение работать с литературой и информационными источниками, умение
излагать собственные мысли.
15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы
«Жизнь замечательных зверей»
Примечание: В.р. – Воспитательная работа
№
п/п
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Дата
план факт
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма
занятия/
деятельность
I полугодие сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 32 часа)
Введение в программу
1
Беседа
Знакомство, инструктаж.
Животные России
22
Животные тундры
2
Просмотр
видеоролика
«Удивительный
животный мир
тундры»,
мастерская
поделок «Заяцбеляк»
Животные тайги
2
Разгадывание
загадок
«Животный мир
тайги»,
мастерская
рисунков
«Таёжная птица»
Всемирный день защиты
1
Беседа, игра
животных (04.10.)
«Угадай
В.р. Всемирный день
1
животное»,
защиты животных
чтение
стихотворений о
животных,
практическая
работа «Лепка
животного на
выбор»
Животные леса
2
Разгадывание
кроссворда «Мир
животных»,
мастер-класс
«Сова из бумаги»
Животные гор
2
Разгадывание
загадок «Горные
обитатели»
Животные степи
2
Рассказ,
мастерская
поделок (оригами)
«Жаворонок»
16
Форма
контроля
Педагогическое
наблюдение
Текущий
контроль
Анализ
практической
деятельности
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Мини-выставка
2.7
Международная детскоюношеская премия
«Экология – дело
каждого!»
В.р. «Экология – дело
каждого!»
2
Создание рисунка
к конкурсу
Анализ
практической
деятельности
2
Презентация
творческих
работ
2.9
Животные пустыни
2
2.10
Обитатели водоёмов
2
2.11
Животные России
В.р. Международный день
домашних животных
(30.11)
1
1
Экскурсия в ЭБЦ,
работа над
конкурсным
материалом (на
выбор)
Просмотр
видеоматериала
«Животные
пустыни», игра
«Назови меня»
Мастерская
рисунков
«Подводный мир»
Игра, минивыставка работ
раздела
«Животные
России».
Беседа, просмотр
м/ф, аппликация
«Мои друзья»
3
3.1
Охрана животных
Защитим животных!
23
1
Конверт загадок
3.2
Способы охраны животных
2
3.3
Красная книга
2
3.4
Охрана домашних
животных
2
3.5
ООПТ – Особо охраняемые
природные территории
2
Беседа,
творческая
мастерская –
создание памяток
по охране
животных
Просмотр
презентации
«Красная книга»,
работа с книгой
(том
«Животные»)
Просмотр
фотографий,
мастер-класс:
лэпбук «Красная
книга»
Работа с
карточками,
создание рассказа
«Мой питомец»
Заочная экскурсия
в Кавказский
биосферный
заповедник
2.8
17
Игра
Текущий
контроль
Мини-выставка
Текущий
контроль
Анализ
практической
деятельности
Конверт загадок
Чтение рассказа
Педагогическое
наблюдение
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
II полугодие январь-май 2026 г. (20 недель, 40 часов)
Животные Краснодарского
1
Просмотр
края
видеоматериала
В.р. Всероссийский день
1
Экскурсия в
заповедников и
краеведческий
национальных парков
музей им. Н.Г.
(11.01)
Полетаева
Охрана животного мира в
2
Разгадывание
нашем крае
загадок, конкурс
рисунков
«Животные края»
Красная книга
2
Мастерская
Краснодарского края
рисунков и
поделок, работа с
литературой
В.р. Краевой конкурс
2
Создание рисунка
«Экосемья»
(фото) для
участия в
конкурсе
Экскурсия по территории
2
Экскурсия
ЭБЦ г. Туапсе
Мини-проект «Красная
2
Просмотр
книга»
видеосюжета,
практикум –
создание минипроекта «По
страницам
Красной книги»
В.р. Международный день
2
Экскурсия к
защиты морских
Чёрному морю
млекопитающих (19.02)
Домашние животные
25
Как животные оказались в
2
Викторина
нашем жилище?
«Домашние
животные»
Почему мы любим
2
Просмотр
животных?
презентации,
творческая
мастерская
«Животное, с
которым я дружу»
Собаки и кошки – самые
2
Подвижная игра,
распространенные
конкурс рисунков
домашние питомцы
«Кошка и собака
– мои питомцы»
В.р. День Земли (20.03)
1
Практикум
«Посади дерево»
День птиц (01.04)
1
Экскурсия по
В.р. Природоохранная
1
дендропарку.
акция «День птиц»
Изготовление
оригами «Голубь»
18
Викторина
Конкурс
рисунков
Конверт загадок
Анализ
практической
деятельности
Педагогическое
наблюдение
Защита минипроекта
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Анализ
практической
деятельности
Выставка
рисунков
Педагогическое
наблюдение
Текущий
контроль
4.6
Животные на службе у
человека
2
4.7
Зооуголок Экологобиологического центра
2
4.8
В.р. День Экологических
знаний (15.04)
1
4.9
На птичьем дворе
2
4.10
Отдел орнитологии
2
4.11
Животные - герои ВОВ
В.р. Урок Победы
Роль животных в годы
Великой Отечественной
войны.
Необычные домашние
питомцы
1
1
В.р. Международный день
биологического
разнообразия (флоры и
фауны земли) (22.05)
Мы в ответе за тех, кого
приручили
2
Итоговое занятие
1
Итого:
72
4.12
4.13
4.14
5
2
1
19
Просмотр
видеоролика
«Животные,
помогающие
людям»
Экскурсия по
зооуголку, работа
над панно
«Животные ЭБЦ»
Игра
«Экологический
светофор»,
изготовление
мини-книжки
«Экологические
знания»
Дидактическая
игра «Ферма»,
работа над панно
«Животные ЭБЦ»
Экскурсия по
отделу
орнитологии,
представление
панно «Животные
ЭБЦ»
Просмотр
презентации.
Чтение стихов,
создание
фотоколлажа.
Работа с
литературой,
мастерская
рисунков
Экскурсия в
музей им. А.А.
Киселева г.
Туапсе.
Викторина
«Забота о
животных»,
составление
памятки «Мы в
ответе за тех, кого
приручили»
Подведение
итогов учебного
года, награждение
Викторина
Педагогическое
наблюдение
Конверт загадок
Анализ
практической
деятельности
Представление
творческой
работы
Анализ
практической
деятельности
Выставка
рисунков
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Фотовыставка
творческих
работ за год
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кабинет, в котором проводятся занятия, соответствует СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное
проветривание кабинета. В процессе обучения учащиеся и педагог
соблюдают правила техники безопасности труда. Практические занятия и
экскурсии проводятся на территории Эколого-биологического центра:
зооуголок, отдел орнитологии.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
- ученическая парта;
- ученические стулья;
- персональный компьютер, сеть интернет;
- интерактивная доска с программным обеспечением;
- проектор;
- магнитная доска;
- образовательные фильмы и презентации;
- географическая карта России, карта Краснодарского края;
- природный материал для поделок;
- канцелярские принадлежности: бумага белая, 2 простых карандаша,
стиральная резинка, цветные мелки и карандаши, краски (гуашь, акварель),
кисточки;
- раздаточный материал (карточки с изображениями животных, загадками,
тематические раскраски);
- папка с файлами для портфолио;
- стимулирующий фонд – грамоты, сертификаты.
Информационное обеспечение
- аудио-, видео-, фото-, интернет-источники, флэш-карта.
Кадровое обеспечение
Образовательный процесс по
программе «Жизнь замечательных
зверей»
обеспечивается педагогическими кадрами, соответствующими
требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых», имеющими высшее образование, либо
среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогические науки» или профессиональное образование в
рамках иного направления при условии его соответствия программе и
получения
дополнительного
профессионального
образования
по
направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Основные направления деятельности педагога, работающего по
программе:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение ДООП
(дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа);
20
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих ДООП, при решении задач обучения, развития и
воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения ДООП;
- реализация ДООП.
Педагог дополнительного образования, работающий по программе,
должен обладать следующими компетентностями:
- компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
- компетентность в области мотивации учебной деятельности;
- компетентность в области обеспечения информационной основы
деятельности;
- компетентность в области разработки программы, методических и
дидактических материалов и принятии педагогических решений;
- компетентность в организации учебной деятельности;
- информационно-коммуникационная компетентность;
- аналитико-прогностическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- правовая компетентность;
- компетентность в сфере инновационной деятельности.
Педагог должен владеть умением работать с учащимися, имеющими
проблемы в развитии здоровья, заниматься самосовершенствованием, в том
числе повышением квалификации по направлению работы с детьми с ОВЗ.
Программу реализует педагог дополнительного образования
Молдаванова Евгения Олеговна, которая имеет высшее профессиональное
образование по квалификации «Преподаватель русского языка и
литературы», Кубанский государственный университет, 2003 г. Стаж
педагогической работы – 19 лет.
Евгения Олеговна награждена в 2018 г. Почётной грамотой
Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края за достигнутые успехи в обучении и воспитании детей, многолетнюю
плодотворную работу, высокое профессиональное мастерство.
В 2023 г. педагогом был пройден курс повышения квалификации по
программе «Проектирование образовательной деятельности для детей с ОВЗ
в дополнительном образовании» в АНО ДПО «Институт современного
образования» г. Воронеж.
2.3. Формы аттестации
Согласно Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе аттестация
проводится в формах промежуточной и итоговой аттестации. Данной
программой предусмотрено наличие входной диагностики, позволяющей
определить индивидуальные особенности учащегося для определения
индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, основными
формами аттестации дополнительной программы выступают:
21
1. Входная (стартовая) диагностика – проводится в форме
анкетирования и диагностических методик в рамках первых занятий,
направлена на изучение психологических особенностей учащегося, его
интересов, сформированность умений, «отношений», «желаний» к изучению
живой природы.
2. Промежуточная аттестация – проводится с целью определения
степени усвоения учащимся учебного материала после прохождения тем в
конце I-го полугодия в формах: викторина, представление творческих работ,
анализ участия в конкурсах и мероприятиях, показатели индивидуального
образовательного маршрута. Уровень освоения содержания модуля
оценивается через качество применения полученных знаний и умений при
выполнении заданий познавательного и творческого характера.
3. Итоговая аттестация – проводится с целью определения изменения
уровня развития ребёнка, его творческих способностей на конец срока
реализации программы после прохождения тем в формах: итоговая
викторина, защита мини-проектов, фотовыставка продуктов деятельности за
год.
Формы аттестации
В процессе реализации программы осуществляется постоянный
контроль усвоения учащимся материала: разгадывание загадок, викторина,
участие в конкурсах и акциях, выставка рисунков и поделок, защита
проектов, промежуточный контроль, итоговый контроль. В течение всего
года проводится текущий контроль в формате выполнения поставленных
задач на занятиях, проявления интереса к выбранному виду деятельности,
тематических выставок, участия в конкурсах и массовых мероприятиях.
Для отслеживания результативности обучения с целью выявления
качества усвоенных учащимся знаний в рамках программы используется:
- педагогическое наблюдение;
- ведение журнала посещаемости;
- педагогический мониторинг контрольных заданий, диагностики
личностного роста;
- анализ практической деятельности;
- педагогический анализ активности на занятиях, результатов устного опроса;
- анализ участия в дидактических играх, викторинах, акциях (дипломы,
благодарности, грамоты, сертификаты);
- фотографии занятий и фотовыставка творческих работ;
- ведение диагностических карт учащегося;
- анализ портфолио, отражающего уровень освоения программы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической
диагностики, выставка творческих работ, портфолио, диагностические карты,
открытые занятия, акции, конкурсы, итоговый отчёт педагога.
22
2.4. Оценочные материалы
Для оценки качества освоения содержания программы используются
разнообразные оценочные материалы:
- анкетирование,
- индивидуальное участие в конкурсах, акциях, мероприятиях экологической
направленности,
- результаты творческих работ,
- диагностические методики,
- индивидуальные диагностические карты освоения программы.
Диагностические методики
Для входной (стартовой) диагностики учащихся на первых занятиях,
текущей диагностики в течение последующих занятий по программе, а также
контроля результативности занятий используются разнообразные методики,
такие как:
1. Метод анкетирования для выявления интересов и имеющегося опыта
учащегося, помогающий определить подходящий план обучения.
2. Диагностический опросник на определение сформированности умений,
отношений и желаний у учащегося к изучению животного мира природы.
3. Методика для определения имеющихся знаний о живой природе.
4. Метод «Корректурная проба» для диагностики устойчивости,
сосредоточенности, объёма, переключения и распределения внимания
младшего школьника.
5. Методика «Как вы относитесь к занятиям в объединении» на изучение
сформированности мотивации к занятиям.
6. Психологический тест «Несуществующее животное».
(полное описание методик - в Приложении).
В качестве формы оценки сформированности предметных,
метапредметных и личностных результатов используются уровни оценочных
критериев. В ходе педагогического контроля (стартовая диагностика,
промежуточная и итоговая аттестация) отслеживание результатов проводится
по разным критериям:
Стартовая диагностика
Высокий уровень:
- знает разнообразную информацию о животных
- умеет работать с информацией
- знает способы познания окружающего мира
- готов к исследовательской деятельности
- обладает общей эрудированностью на высоком уровне
- присутствует креативное мышление
- умеет слышать и слушать
- умеет доводить начатое дело до конца
- умеет организовывать свою деятельность
- умеет совершать логические действия
- нравственно-эстетически ориентирован.
23
Средний уровень:
- имеет достаточную информацию о животном мире
- частично умеет работать с информацией
- частично знает способы познания окружающего мира
- частично готов к исследовательской деятельности
- общая эрудированность на среднем уровне
- развитие креативного мышления на среднем уровне
- недостаточно слышит и слушает
- частично умеет организовывать свою деятельность
- частично умеет совершать логические действия
- частично нравственно-эстетически ориентирован.
Низкий уровень:
- испытывает трудности в определении видов и особенностей животных
- не знает способы познания окружающего мира
- не умеет работать с информацией
- не готов к исследовательской деятельности
- затрудняется в последовательности выполнения работы
- не проявляет креативного мышления
- при выполнении задания не проявляет воображение и фантазию
- не умеет слышать и слушать
- не умеет организовывать свою деятельность
- нравственно-эстетическая ориентация отсутствует.
Промежуточная и итоговая аттестация (модуль 1 и 2), итоговый
контроль (модуль ¾)
Высокий уровень:
- знает большой объём информации о разнообразных животных, их
местообитании, повадках, особенностях
- знает методы исследования
- знает способы организации экологической деятельности
- умеет проводить мини-исследования
- умеет работать с информацией
- умеет общаться со сверстниками, работать в коллективе
- умеет строить речевые высказывания, выступать перед классом
- умеет быть терпеливым и внимательным, доводить начатое дело до конца
- умеет ставить проблему, цель и планировать деятельность
- умеет контролировать и оценивать деятельность
- видит смысл в получаемых знаниях и структурирует их
- умеет действовать логически
Средний уровень:
- имеет достаточную информацию о разнообразии животных, их
местообитании, повадках, особенностях
- частично знает методы исследования
- частично знает способы организации экологической деятельности
- частично умеет работать с информацией
24
- частично умеет проводить мини-исследования
- частично умеет общаться со сверстниками, работать в коллективе
- частично умеет строить речевые высказывания, выступать перед классом
- частично умеет быть терпеливым и внимательным, доводить начатое дело
до конца
- частично умеет ставить проблему, цель и планировать деятельность
- частично умеет контролировать и оценивать деятельность
- частично обладает смыслообразованием и структурированием знаний
- частично умеет действовать логически
Низкий уровень:
- испытывает трудности в определении животных, их местообитания и
особенностей жизни
- не знает методы исследования
- не знает способы организации экологической деятельности
- не умеет работать с информацией
- не умеет проводить мини-исследования
- не умеет общаться со сверстниками, работать в коллективе
- не умеет строить речевые высказывания, выступать перед классом
- не умеет быть терпеливым и внимательным, доводить начатое дело до
конца
- не умеет ставить проблему, цель и планировать деятельность
- не умеет контролировать и оценивать деятельность
- не обладает смыслообразованием и не умеет структурировать знания
- не умеет действовать логически
- не проявляет креативного мышления.
Таблица 3
Индивидуальная диагностическая карта №1
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии
Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
25
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3
– углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель
уровня в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого
критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех
показателей развития учащегося. Диагностическая карта составляется на
каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных модулей
программы в течение всего учебного года (минимальный, общий,
продвинутый).
По результатам заполнения диагностических карт составляется общая
таблица - Сводный мониторинг результатов освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Таблица 4
Система показателей ЗУН
1. Диагностика
теоретических знаний
учащихся:
Собеседование,
тестирование,
подготовка к
тематическим
праздникам,
экологическим акциям,
участие в викторинах,
дидактических играх.
2. Диагностика
практических
навыков учащихся:
Наблюдение за
практической
деятельностью
обучающихся,
практические задания,
участие в конкурсах,
Уровень
теоретических
знаний:
- минимальный
(низкий) уровень
Описание
– учащийся владеет менее 50 % знаний
- базовый (средний)
уровень
– учащийся владеет более 50 % знаний
- углублённый
(высокий) уровень
– учащийся владеет более 75 % знаний.
Уровень
практических
навыков:
- минимальный
(низкий) уровень
- базовый (средний)
уровень
Описание
26
– учащийся выполняет действия под
руководством педагога
– учащемуся на всех этапах
самостоятельного осуществления
деятельности требуется контроль и
одобрение со стороны педагога
экологических акциях.
- углублённый
(высокий) уровень
3. Диагностика
соц. установок,
ценностных
ориентаций учащихся:
Педагогическое
наблюдение, беседа,
тестирование.
Уровень соц.
установок,
ценностных
ориентаций:
- минимальный
(низкий) уровень
- базовый (средний)
уровень
- углублённый
(высокий) уровень
– учащийся самостоятельно планирует,
осуществляет деятельность и может
достаточно адекватно оценить её
результаты.
Описание
- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
педагог наблюдает действия, не
соответствующие декларируемым
взглядам.
- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает отдельные случаи действий,
не соответствующие декларируемым
взглядам.
– учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает поведение учащегося,
соответствующее ценностным
ориентациям экоцентричной личности.
2.5. Методические материалы
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ «Жизнь
замечательных зверей» основывается на следующих принципах:
- создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого
ребенка с ОВЗ в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями,
- взаимодействие учащихся в ОВЗ с их нормально развивающимися
сверстниками;
- приобщение всех учащихся к социокультурным и экологическим нормам.
Принципы и подходы к формированию ДАОП для детей с ОВЗ:
- обеспечение уровня подготовки детей с ОВЗ для успешной образовательной
инклюзии и социальной адаптации в обществе;
- комплексный подход к реализации потенциальных возможностей детей с
ОВЗ в обучении, воспитании, развитии;
- гуманистическая направленность учебного процесса, предполагающая
уважение к личности ребенка и развитие его индивидуальности;
- гибкость и динамичность, предполагающие возможность оперативной
корректировки содержания, форм, методов обучения в соответствии с
особенностями различных категорий детей и возможностями их семей;
27
- целостный подход к образованию и социализации ребенка на основе
взаимосвязи между различными видами деятельности, соблюдение
планомерности и непрерывности этого процесса;
- дифференциация образовательного процесса детей с ОВЗ.
Дидактические материалы: наглядные пособия, фото-презентации,
разработки викторин, тематические раскраски, карточки с загадками,
раздаточный материал.
На занятиях по программе используются методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, дискуссия),
• наглядный (демонстрация иллюстраций, видео- и фотоматериалов, показ
образца готового изделия, работа с раздаточным материалом);
• объяснительно-иллюстративный, позволяющий передавать готовые знания
посредством любых видов дидактического материала;
• метод проблемного изложения – создание проблемы и наглядное и
подробное объяснение способов её решения;
• практический (практические задания, подготовка и участие в тематических
мероприятиях),
• частично-поисковый (эвристический) – самостоятельная деятельность,
поиск путей решения проблемы, анализ результатов;
• игровой метод.
В процессе реализации программы применяются современные
образовательные технологии:
- информационно-коммуникативная (способствует улучшению качества
обучения и информационной культуры);
- разноуровневого обучения;
- проектной деятельности (активное участие в получении знаний);
- проблемно-диалогического изложения (организация самостоятельной
поисковой работы по решению учебных проблем);
- развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- создания ситуации успеха;
- дифференцированного обучения;
- исследовательской деятельности;
- развития критического мышления (выработка собственной позиции,
самооценка);
- интегрированного обучения;
- игровой деятельности (усиливают мотивацию к изучению предмета,
развивают фантазию и воображение);
- кейс-технологии (ролевые игры, метод проектов, ситуативный анализ);
- технологии портфолио;
- творческих мастерских;
- здоровьесберегающие;
- педагогика сотрудничества;
28
- ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии) - презентации,
видеоролики, образовательные видеофильмы.
Формы организации учебного занятия.
• экскурсия,
• заочная экскурсия,
• путешествие,
• познавательная
беседа (с использованием разнообразного наглядноиллюстративного материала),
• рассказ
• мастер-класс,
• творческая мастерская,
• конверт загадок,
• викторина,
• кроссворд,
• дидактическая игра.
Дидактические материалы для очных и очно-дистанционных
занятий:
- наглядные пособия (таблицы, рисунки, репродукции картин, плакаты,
экологические знаки,
- настольные игры:
• дидактическое лото («Мои домашние животные», «Дикие животные»,
(«Животные Краснодарского края», «Фауна Чёрного моря», «Подводный
мир», «Живая география»),
• ребусы, головоломки, карточки для игровых моментов,
• серия игр на запоминание «Мемори»: «Удивительные животные»,
«Птицы»,
- игра «Шкатулка Чёрного моря»,
- образовательные видеоролики и мультфильмы («Сохраним природу детям»,
«Кавказский заповедник», «Кто живёт в лесах Туапсе?», «Видеоэкскурсия по
ЭБЦ»);
- презентации («Красная книга России», «Животные России», «Домашние
питомцы», «Самые-самые животные»),
- викторины («Красная книга», «Животные России», «Животные ЭБЦ»);
- кроссворды;
- трафареты для рисования (дикие и домашние животные);
- тематические раскраски;
- раздаточный материал (фотографии с изображением животных);
- географическая карта мира, России, Краснодарского края;
- обучающие карточки («Животные России», «Зимующие и перелетные
птицы»).
- карточки с заданиями и загадками;
- шаблоны и образцы поделок для мастер-классов.
29
Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап.
- организация начала занятия, приветствие, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
- повторение и закрепление ранее изученного материала, проверка домашнего
задания (при наличии).
2. Основной этап.
- сообщение темы, цели занятия, мотивация учебной деятельности (вопрос,
загадка, ребус, проблемное задание),
- усвоение новых знаний и способов действий (с использованием заданий,
вопросов, игр),
- первичная проверка понимания изученного (применение пробных
практических заданий с объяснением),
- закрепление новых знаний и способов действий (самостоятельные задания,
творческая часть),
- обобщение и систематизация знаний, контроль (беседа, опрос, задания
творческого уровня).
3. Итоговый этап.
- подведение итогов занятия, оценка результатов, самооценка детьми своей
работоспособности),
- информация о содержании и конечном результате домашнего задания (при
наличии).
30
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Жизнь замечательных зверей»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой личности, формирование
познавательного интереса к изучению животного мира, воспитание
доброжелательного и бережного отношения к животным.
Задачи воспитания:
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- прививать элементарные правила нравственного поведения в мире
природы, умение оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения
их экологической допустимости;
- воспитывать аккуратность, усидчивость в процессе творческой работы;
- воспитывать умение видеть вокруг удивительное и интересное.
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
- воспитывать экологическую культуру, развивать навыки бережного
отношения к животным.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, творческая мастерская,
подготовка к конкурсам, выставкам, участие в природоохранных акциях и
др.) способствуют усвоению и применению учащимися правил поведения и
коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых они участвуют.
Воспитательная работа в объединении осуществляется как в процессе
учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия в массовых
мероприятиях – конкурсах, акциях. В течение всего учебного года ведется
работа по формированию сознательного и добросовестного отношения к
занятиям, привитию организованности, трудолюбия и дисциплины.
Итоговые мероприятия (конкурсы, выставки творческих работ) способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную
сферу детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации данной
программы наиболее наглядно проявляется в волонтёрских акциях,
31
в
экологической,
патриотической,
трудовой
деятельности.
В
коммуникативных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
деятельности и взаимопомощи.
В воспитательной работе применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебно-воспитательного процесса;
- атмосфера трудолюбия, творчества;
- система морального стимулирования.
Работа с родителями:
- организация индивидуальной работы с родителями (тематические беседы,
индивидуальные консультации);
- вовлечение в жизнедеятельность (привлечение в конкурсы, участие
родителей в практических заданиях ребёнка).
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
по программе «Жизнь замечательных зверей» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: _____________________________________________________
№
п/п
1.
2.
Название события,
мероприятия
День открытых дверей в
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе
Всемирный день защиты
животных (4 октября)
3.
Международная детскоюношеская премия
«Экология – дело
каждого»
4.
Всероссийский урок
«Эколята – молодые
защитники природы»
Международный день
домашних животных (30
ноября)
5.
6.
7.
Всероссийский конкурс
экологических рисунков
Всероссийский день
заповедников и
национальных парков (11
Сроки
Форма
проведения
Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
сентябрь
Экскурсия в Знакомство с учебноЭБЦ
воспитательной работой
Центра.
04 октября Практическое Воспитание бережного
занятие
отношения к животным с
помощью художественных
произведений и практических
навыков.
октябрь
Конкурс
Сформированность
творческих
экологически ценностных
ноябрь
работ
ориентаций у детей и их
родителей через совместное
участие в конкурсе.
ноябрь
Открытое
Сформированность
занятие
экологически ценностных
ориентаций у детей.
29 ноября Практическое Воспитание бережного
занятие
отношения к домашним
животным, чувства
ответственности за них через
практическую деятельность.
декабрь
Конкурс
Привлечение детей и родителей
рисунков
к участию в конкурсе.
11 января
Экскурсия в Развитие познавательного
музей
интереса к изучению своей
страны, края, воспитание любви
32
8.
9.
10.
января)
Краевой конкурс
«Экосемья»
Международный день
защиты морских
млекопитающих (19
февраля)
День Земли (20 марта)
31 января
19
февраля
Конкурс
творческих
работ
Экскурсия к
морю
20 марта
Практикум
11.
Природоохранная акция
«День птиц» (1 апреля)
01 апреля
Экскурсия,
акция
12.
День экологических
знаний (15 апреля)
15 апреля
Практическое
занятие
13.
Урок Победы (3-6 мая)
03-06 мая
Открытое
занятие
14.
Международный день
сохранения
биологического
разнообразия (флоры и
фауны Земли) – 22 мая
Работа с родителями
22 мая
Экскурсия в
музей
в течение
учебного
года
Беседа,
консультация,
участие в
мероприятиях
15.
33
к малой родине.
Воспитание экологической
культуры через творческую
деятельность.
Воспитание бережного
отношения к животным,
понимания важности решения
экологических проблем.
Сформированность
экологически-ценностных
ориентаций у детей через
практическую деятельность.
Воспитание заботливого
отношения к птицам и
понимания их важности для
природы.
Сформированность
экологически-ценностных
ориентаций у детей.
Воспитание патриотических
чувств к Родине и её
защитникам.
Воспитание бережного
отношения к природным
ресурсам, желания вносить
вклад в их восстановление.
Обеспечение открытости
учебно-воспитательного
процесса, участие в совместной
деятельности.
2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.
2. Бровкина Е. Т. Животные леса / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Красная книга Краснодарского края. Животные. III издание/ Отв. Ред.
А.С. Замотайлов, Ю.В. Лохман, Б.И. Вольфов. - Краснодар: Адм.
Краснодарского Края, 2017.-720 с.ил.
4. Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.
Список литературы для учащихся:
1. В мире животных. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс», 2019.- 32с., цв. ил.
серия «В мире знаний»).
2. Детки в клетке. Сборник стихотворений./С.Я. Маршак. - М.: Детская
литература, 1983 г.
3. Животные и птицы России. Детская энциклопедия/ Т.В. Скиба. - Ростов
н/Д: Владис, 2020.-128с.: ил.
4. Красная книга 1 и 2. Животные, рыбы, птицы/ О. Складина, Е. Слиж.Москва: Эксмо, 2020.- 48с.
5. Лесная газета./В.В. Бианки. - Аванта (АСТ), 2022 г.
6. Маркин В. А. Я познаю мир. Экология. – Москва, 2000г.
7. Питомцы зоопарка./В.В. Чаплина. Умка, 2020 г.
8. По страницам Красной книги Краснодарского края, книга первая./ С.А.
Трепет, А.Р. Бибин, А.Г. Перевозов, Т.Г. Ескина, О.К. Озга. – Кубанское
книжное издательство, 2022 г.
9. По страницам Красной книги Краснодарского края, книга вторая./ С.А.
Трепет, А.Р. Бибин, А.Г. Перевозов, А.С. Трепет, Е. Дегтярь. – Кубанское
книжное издательство, 2022 г.
10. Энциклопедия для любознательных. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс»,
2019.- 32с., цв. ил.серия «В мире знаний»).
34
2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся) ______________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п
Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(план/факт)/
кол-во часов)
Место и форма
проведения
Форма
контроля/
аттестации
ФИО
педагога,
должность
№
п/п
Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары (очные,
заочные, дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Название
мероприятия
Место и
форма
проведения
ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность
№
п/п
Самостоятельная работа Дата
по ДООП
проведения
Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельн
о
Форма
выполнен
ных работ
Дополните
льная
информа
ция
№
п/п
Участие в мероприятиях Дата
в рамках ДООП
проведения
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования)
Название
мероприятия
Место
проведения
Результат
участия
№
Участие в профильных
Название
Место
Дополните
Сроки
35
п/п
образовательных
проведения
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное тестирование,
летний профильный лагерь
и др.)
образователь
ной
программы,
предмета
проведения
льная
информа
ция
Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии
Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию вносится показатель уровня в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня
сформированности всех показателей развития учащегося. Диагностическая карта
составляется на каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных
модулей программы в течение учебного периода (минимальный, общий, продвинутый).
36
Метод анкетирования
Вопросы для выявления интересов и имеющегося опыта учащихся,
помогающие определить подходящий план обучения
№
1
Вопросы
Нравится ли тебе
бывать в природе?
Предлагаемые ответы
Свой ответ
а) нравится
б) не нравится
в) иногда
2
Что ты больше всего а) слушать птиц, любоваться природой
любишь делать,
б) бродить по лесу, не мешая его жителям
находясь в природе? в) ловить бабочек и стрекоз
3
Есть ли у тебя
а) есть
домашние
б) нет, но мне бы хотелось
животные?
в) нет и не собираюсь заводить
4
Готов ли ты
а) да, мне нравится общаться с
ухаживать за
животными
животными ЭБЦ?
б) нет, это сложно
в) можно попробовать
г) пока не знаю
5
Приходилось ли тебе а) нет, не приходилось
оказывать помощь
б) подбираю бездомных животных и
животным?
ухаживаю за ними
в) подкармливаю зимой птиц
6
Можно ли забирать
а) да, если рядом нет его мамы
лесных животных
б) нельзя, животное может погибнуть
домой?
в) можно немного подержать дома, потом
отпустить
7
Какую пользу
а) украшают быт, веселят
приносят домашние
б) служат помощниками и компаньонами
животные?
человеку
в) никакую
г) учат любви и заботе
8
В каких делах по
а) не принимал участие
охране природы ты и б) делал с папой скворечник или
твои друзья
кормушку
принимали участие? в) принимал участие в очистке леса или
реки от мусора
9
Считаешь ли ты, что а) да, они часто страдают по вине
диких животных
человека
нужно беречь?
б) нет, они сами о себе позаботятся
в) беречь нужно только редких животных
10
Есть ли у тебя
а) не люблю книги о животных
любимые книги о
б) мне нравится много книг о животных
животных?
в) есть 1-2 любимые книги
в) люблю составлять свои рассказы о
животных
Вопросы анкеты обрабатываются. Педагог узнаёт, к какому виду деятельности
ребёнок проявляет больший интерес: к практическому изучению домашних животных
или практической деятельности по охране животных. Возможно проявление интереса к
обоим видам деятельности. В таком случае разумно использовать диагностический
опросник.
37
Методика для определения имеющихся у учащихся знаний
о животном мире
(Задание проводится индивидуально с каждым ребенком)
Цель:
Определить
уровень
знаний
детей
о
характерных
особенностях животных, птиц и насекомых.
Оборудование: Три больших карты с различным изображением природных
ландшафтов. Первая карта разделена на три части. На первой части
изображен хозяйственный двор, на второй - лес, на третьей – пейзаж жарких
стран. Вторая карта с изображением голубого неба, ветвей деревьев и
земли. Третья карта с изображением неба и разноцветного луга. Фигурки
вырезанных животных: Лошадь, корова, поросенок, коза, баран, собака;
Волк, лиса, медведь, заяц, олень, тигр, слон, жираф, зебра. Фигурки
вырезанных птиц: Голубь, синица, воробей, дятел, сорока, ворона, снегирь,
сова. Фигурки вырезанных насекомых: Бабочка, пчела, божья коровка,
стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, паук.
Инструкция к проведению:
1. Педагог предлагает ребенку взять первую карту, где изображено три
картинки: хозяйственный двор, лес и пейзаж жарких стран. Из всех
силуэтных картинок нужно выбрать животных и разместить их на карте с
учетом проживания.
2. Педагог предлагает ребенку взять вторую карту, где изображено небо,
земля и ветви деревьев. Из всех оставшихся картинок нужно выбрать птиц и
разместить их на карте по своему усмотрению.
3. Педагог предлагает ребенку взять третью карту, где изображено небо и
луг. Из оставшихся картинок нужно разместить на данной карте только
насекомых.
В случае, если на столе остались силуэты с изображением
каких-либо представителей, предложите ребенку еще раз подумать и
разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить ребенка, по каким
признакам размещены представители животного мира на картах. После того,
как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать две
картинки с изображением животных, три картинки с изображением птиц и
три картинки с изображением насекомых.
1. После чего педагог предлагает ребенку ответить на вопросы в
соответствии с выбранными картинками.
2. Как называется животное (птица, насекомое)?
3. Что ты можешь рассказать про это животное (птицу, насекомое)
4. Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по
видам: звери, птицы и насекомые. Аргументирует свой выбор. Соотносит
представителей животного мира со средой обитания. Знает их характерные
признаки. Без особого труда связно и последовательно отвечает на
38
поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально
выражает свое отношение к животным (птицам и насекомым).
Средний уровень
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении
представителей животного мира по видам: звери, птицы и насекомые. Не
всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей
животного мира со средой обитания. Знает их характерные признаки, но
иногда допускает
неточности в ответах. На поставленные вопросы
отвечает
последовательно, но иногда ответы бывают очень
краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к
животным (птицам и насекомым).
Уровень ниже среднего
Ребенок
допускает
частые ошибки при
распределении
представителей животного мира по видам: звери, птицы и насекомые. Не
всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей
животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать характерные
признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает,
то отвечает в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое
отношение к животным (птицам и насекомым).
39