"Юный эколог"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 70-ОД от 06.06.2025 г.

М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный эколог»
Уровень программы: ознакомительный

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)

Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе

(на бюджетной/внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 66126
Автор-составитель:
Ковинская Лидия Андреевна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)

г. Туапсе, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение

2

Стр.
3
6
6
9
10
12
13
13
16
18
19
20
21
25
26

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4

подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности «Юный эколог», направлена на:
- воспитание качеств личности, необходимых для ценностного отношения к
природе, экологической ответственности как важнейшего компонента
экологической культуры;
- воспитание гуманных отношений ко всему живому, чувства сопричастности
к жизни, ответственности за местное наследие, умение рационально
организовывать свою жизнь и деятельность;
- изучение той части нашей огромной страны, которая называется малой
Родиной – наш край, наш район, наш город.
Новизна программы «Юный эколог» является корпоративной, в ней
расширенно дается материал о нашей планете Земля, нарушении на ней
экологии, антропогенного влияния, причины ее загрязнения и экологических
бедствий. Знакомство с охраняемыми территориями нашего края, с
экологическими профессиями, влияние экологии на здоровье человека.
Актуальность программы определяется как ориентированность на
решение экологических проблем путем повышения уровня экологической
образованности общества.
Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем,
экологическая обстановка и здоровье являются одними из важнейших.
Очевидно, что повышение уровня экологической образованности общества в
целом может изменить и стиль мышления, и поведение каждого гражданина.
Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую
угрозу, снять ее остроту и ликвидировать последствия, как нужно вести
хозяйство, чтобы не допустить нарушения экологического равновесия.
Экологическое образование помогает:
осознать ценность природы для материальных, познавательных,
эстетических и духовных потребностей человека;
- понять, что человек – часть живой природы;
- познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих
поступках руководствоваться этими законами;
- понять необходимость сохранения всего многообразия жизни;
- раскрыть сущность происходящих экологических катаклизмов;
- вызвать стремление принимать личное участие в решении экологических
проблем.
В ходе изучения данной программы учащиеся овладеют основами
практико-ориентированных знаний о природе и человеке, научатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе
на материале природы родного края.
6

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в
возможности использования детьми приобретенных знаний в последующем
освоении предметов в общеобразовательной школе, а также в повседневной
жизни. Приобретенные экологические знания помогут ребятам определять
возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, а
также определять необходимые меры охраны природы. Обучение и
воспитание в процессе изучения курса будут способствовать
познавательному интересу и овладению элементарной экологической
грамотностью, что позволит сделать в дальнейшем осознанный выбор в
направлении своего дополнительного образования.
Отличительные особенности
В сравнении с программой из начальной школы по предмету
«Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой,
причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы, где
теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное.
Предлагаемый материал в программе «Юный эколог» направлен на изучение
проблем экологии в целом и ориентирован на вклад каждого человека в
решение экологических проблем.
Адресат программы
Программа разработана для учащихся 7-11 лет, мальчиков и девочек с
учетом возрастных особенностей развития, без предварительной подготовки.
Формируются одновозрастные группы от 12 до 15 человек. Набор детей на
обучение по программе ведется по желанию учащихся и их родителей
(законных представителей). Для детей с особыми образовательными
потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ), талантливых (одарённых,
мотивированных) детей или детей, попавших в трудную жизненную
ситуацию, при необходимости может быть предусмотрена возможность
занятий по индивидуальной образовательной траектории, подразумевающей
скорректированный учебный план и календарный учебный график с
применением дистанционных образовательных технологий. Индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ) представлен в Приложении.
Начальная школа - начальный этап человеческой личности. В этот
период закладывается основы личностной культуры. Ребенок учится
правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части
природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он
пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в
природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность
людей. Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания
младших школьников является - воспитание ценностного отношения к
природе, окружающей среде, экологическое воспитание. В экологическом
воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и
эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической
деятельностью по ее улучшению, взаимосвязи глобального, национального и
7

краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек природа - общество.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа «Юный эколог» реализуется на ознакомительном уровне,
рассчитана сроком на один год обучения (36 недель). Общее количество
часов по программе составляет 72 часа в год.
Форма обучения программы «Юный эколог» - очная. Возможна
дистанционная форма обучения.
Формы организации деятельности: индивидуальная, в парах, работа по
подгруппам, групповая.
Режим занятий
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа или по 1 часу 2 раза
в неделю. Занятие длится 40 минут, перемена между занятиями 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Программа объединяет школьников, желающих расширить знания в
изучении природы родного края, истории образования своего района и
города, исследовании местной флоры и фауны.
В рамках реализации образовательной программы занятия проводятся
групповые, состав группы постоянный. В группах могут заниматься дети с
ОВЗ. Для них предлагаются задания с учетом их особенностей и упрощением
в практической части. Набор детей на обучение по программе «Юный
эколог» ведется по желанию учащихся и их родителей (законных
представителей).
В ходе изучения учебных дисциплин проводятся комбинированные
занятия: рассказ педагога, беседа, диалог, дискуссия. наблюдение, опыт,
практическая работа, игра, игра - викторина, деловая игра, круглый стол,
просмотр компьютерной презентации и видеофильмов, работа с
информацией в группах (знакомство с экологической и научно-популярной
литературой), ролевые игры, встречи с людьми эколого-биологических
профессий, экологические проекты, участие в акции «Зеленая планета»,
создание эко знаков.
Для усвоения элементарных представлений об эко-культурных
ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов
России, нормах экологической этики, об экологически грамотном
взаимодействии человека с природой ведутся беседы, просматриваются
видеофильмы. Дети получают первоначальный опыт эмоциональночувственного непосредственного взаимодействия с природой в ходе
экскурсий, прогулок, туристических походов.
Первоначальный опыт в природоохранной деятельности, в создании и
реализации коллективных природоохранных проектов, ребята получают при
встрече с людьми эколого-биологических профессий, подготовке
презентаций, участия в экологических акциях, работе с информацией в
группе, разработке и создании эко-знаков, составлении памяток.
8

Практическая деятельность программы осуществляется через
самостоятельную работу (исследования, наблюдения), поиск информации,
подготовку докладов, сообщений.
Одними из основных методов обучения являются систематические
фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в
природе и позволяющие заложить основы экзоцентрической картины мира у
детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с
календарем природы, а также ведение дневника наблюдения.
Для проверки усвоения знаний проводятся не только блиц-опросы, но и
викторины, круглый стол, ролевые игры. Предполагаются различные формы
привлечения семьи к совместной экологической деятельности: участие в
конкурсе «Семейные экологические проекты», в проведении Недели
экологии, в оказании помощи по оборудованию и озеленению кабинета,
являющегося местом проведения занятий с детьми, участие в организации
праздников и в выполнении летних заданий.
Основными принципами в отборе экологических знаний, предлагаемых
учащимся, являются: принцип научности; доступности; наглядности;
экологического гуманизма; практической направленности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создать активную мотивирующую образовательную среду для
формирования познавательного интереса учащихся, их ценностного
отношения к природе, воспитания основ экологической ответственности как
важнейшего компонента экологической культуры.
Личностные задачи:
- воспитывать в каждом учащемся лучшие духовно-нравственные качества:
любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым
помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- формировать уважительное отношение к чужому мнению;
- воспитывать активную гражданскую позицию и любовь к Родине;
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные задачи:
- развивать мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому
образу жизни;
- развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной
роли человека в природе;
- развивать коммуникативные навыки совместимости и адаптации в
коллективе;
- развивать потребности общения с природой;
- развивать умение воспринимать окружающий мир посредством
познавательного интереса.
9

Образовательные (предметные) задачи:
- расширить представление об окружающем мире;
- познакомить с основными понятиями, терминами, определениями в
области экологии;
- расширить знания о природе Краснодарского края и Туапсинского района,
об охраняемых животных, растениях, занесенных в Красную Книгу;
- познакомить с существующими в природе взаимосвязями растений,
животных и человека;
- познакомить с глобальными проблемами человечества и путями решения
этих проблем.
1.3. Содержание программы
Таблица 1
Учебный план программы «Юный эколог»
№

Наименование раздела

1

Вводное занятие

2

Природа Краснодарского
края, Туапсинского района
Охраняемые территории
Краснодарского края
Биосфера
Гидросфера

3
4
5

Атмосфера
Литосфера
Экология и здоровье
человека
9 Экология в мире профессий
10 Планета Земля в
Солнечной системе
11 Итоговое занятие «Земля
наш общий дом»
Итого

6
7
8

Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
2
1
1
Педагогическое
наблюдение
10
3
7
Самостоятельная
работа, викторина
12
4
8
Устный опрос
Игра
4
1
3
Блиц-опрос
10
2,5
7,5
Промежуточная
аттестация
4
1
3
Тестирование
6
2
4
Викторина
10
3
7
Защита сообщений и
докладов
4
1,5
2,5
Викторина
8
2
6
Защита сообщений и
докладов
2
1
1
Итоговая
аттестация
72
22
50

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория: Наука экология. История ЭБЦ г. Туапсе. Инструктаж по ТБ. Знакомство
с биографией А.И. Воейкова.
Практика: Знакомство с рабочими карточками фенологических наблюдений,
таблицами, географическими картами, дневниками наблюдений. Экскурсия.
2. Природа Краснодарского края, Туапсинского района
Теория: Климат Краснодарского края и Туапсинского района. Характеристика
природных комплексов. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны
Краснодарского края. История создания Красной книги. Виды растений,
занесенных в Красную книгу. Виды животных, занесенных в Красную книгу.
10

Практика: Организация фенологических наблюдений. Составление плана
описания сезонов. Таблицы для наблюдений.
3. Охраняемые территории Краснодарского края
Теория: Заповедники и заказники Краснодарского края и Туапсинского района.
Национальные парки, памятники природы Краснодарского края. Полезные
растения для человека. Растения, опасные для человека. Комнатные растения,
польза и вред. Правила поведения человека в природе. Черноморское побережье
Краснодарского края – главная курортная зона России.
Практика: Составление правил поведения в природе. Работа с географической
картой Краснодарского рая. Выполнение охранных знаков (работа с карточками).
4. Биосфера
Теория: Биосфера. Антропогенное воздействие на биосферу. Военные действия,
аварии, катастрофы. Природные (стихийные, экологические) бедствия.
Последствия бедствий – землетрясения, цунами, извержение вулканов,
наводнения, штормы, смерчи.
Практика: Доклады, сообщения, видеофильм, слайды на интерактивной доске.
5. Гидросфера
Теория: Вода - источник жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Льды в
Антарктиде. Чёрное море, история возникновения. Флора и фауна Чёрного моря.
Экологические проблемы Чёрного моря, природоохранные меры.
Практика: Промежуточная аттестация. Подготовка докладов, сообщений,
составление таблиц, просмотр слайдов с последующими записями, презентация.
6. Атмосфера
Теория: Понятие «Атмосфера», строение, состав воздуха. Экологические
последствия загрязнений: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные
дожди, запыленность. Пути решения проблем.
Практика: Защита докладов, сообщений, просмотр слайдов, работа с рисунками.
7. Литосфера
Теория: Понятие «Литосфера». Почва и ее экологическое значение.
Экологическое земледелие. Новые открытия в экологии. Проекты утилизации
бытовых отходов.
Практика: Защита сообщений, докладов, просмотр слайдов, заполнение
таблицы.
8. Экология и здоровье человека
Теория: Биологическое загрязнение и здоровье человека. Химическое
загрязнение и здоровье человека. Погода и самочувствие человека. Ландшафт
как фактор здоровья. Потребность здорового образа жизни. Экология жилища.
Влияние электромагнитного излучения, электробытовая техника.
Практика: Брейн-ринг (дидактическая игра), защита сообщений, докладов,
ролевая игра.
9. Экология в мире профессий
Теория: Портовый эколог, парковый эколог, биоэколог. Гидробиолог, агроэколог,
инженер по защите в чрезвычайных ситуациях, гидроэколог.
11

Практика: Встреча с людьми некоторых профессий экологического
направления.
10. Планета Земля в солнечной системе
Теория: Вселенная и галактика. Солнечная система. Земля - уникальная планета.
Научные исследования и открытия в космосе.
Практика: Сообщения, доклады, презентации.
11. Итоговое занятие «Земля - наш общий дом».
Теория: Земля - наш общий дом. Практика: Викторина, итоговая аттестация.
1.4. Планируемые результаты
Содержание программы «Юный эколог», формы и методы работы
позволят достичь следующих результатов учащихся:
Личностные результаты:
- приобретут лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и
природе, будут стремиться к добрым поступкам, чистым помыслам и
чувствам;
- появится ответственное отношение к окружающей среде;
- научатся уважительно относиться к чужому мнению;
- появится установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- появится мотивация к экологически грамотному поведению и здоровому
образу жизни;
- приобретут интерес к изучению природы родного края, понимание
активной роли человека в природе;
- приобретут коммуникативные навыки совместимости и адаптации в
коллективе;
- появится потребность общения с природой;
- научатся воспринимать окружающий мир посредством познавательного
интереса.
Предметные результаты:
- расширят представления об окружающем мире;
- ознакомятся с основными понятиями, терминами, определениями в области
экологии;
- познакомятся с природой Краснодарского края, Туапсинского района,
узнают какие животные и растения занесены в Красную книгу;
- узнают существующие в природе взаимосвязи растений, животных и
человека;
- познакомятся с экологическими профессиями;
- узнают о глобальных экологических проблемах и способах решения этих
проблем.

12

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы «Юный эколог»
Таблица 2
№
п/п

Тема занятия

1.

Вводное занятие
Наука экология.
История ЭБЦ г.
Туапсе.
Инструктаж по ТБ.
Природа
Краснодарского
края
Климат
Краснодарского
края и
Туапсинского
района.

2.
2.1

2.2
2.3

2.4

2.5
3.

3.1

3.2

Характеристика
природных
комплексов края.
Редкие и
исчезающие виды
флоры и фауны
Краснодарского
края.
История создания
Красной книги.
Виды растений
края, занесенных в
Красную книгу.
Виды животных
края, занесенных в
Красную книгу.
Охраняемые
территории
Краснодарского
края
Заповедники и
заказники
Краснодарского
края.
Национальные
парки, памятники
природы
Краснодарского
края и

Кол- Тео Прак
Форма
Форма
во
рия тика
занятия/
контроля
часов
деятельность
2
1
1
Рассказ
Педагогическое
педагога.
наблюдение
Экскурсия на
территории
ЭБЦ
10
3
7
2

1

1

Рассказ
педагога.
Практика:
работа с
календарем
наблюдений
Беседа.
Презентация

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Видеоурок.
Описание в
дневниках
наблюдений

Викторина

2

0,5

1,5

Видеоурок,
зарисовки в
дневниках
наблюдений

Самостоятельная
работа

2

0,5

1,5

Описание в
дневниках
наблюдений

Защита
сообщений

12

4

8

2

1

1

Презентация,
круглый стол

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

Видеоурок,
круглый стол

Устный опрос

13

Текущий
контроль

Дата
план

факт

3.3

3.4
3.5
3.6

4.
4.1

4.2

5.
5.1
5.2
5.3
5.4

5.5

6.
6.1

Туапсинского
района.
Растения, опасные
для человека.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Беседа

2

0,5

1,5

Играпутешествие
(виртуальное)

4
2

1
0,5

3
1,5

2

0,5

1,5

10
2

2,5
0,5

7,5
1,5

Круговорот воды в
природе. Льды в
Антарктиде
Чёрное море,
история
возникновения.
Флора и фауна
Чёрного моря.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

Экологические
проблемы Чёрного
моря,
природоохранные
меры.
Атмосфера
Понятие

2

4
2

Комнатные
растения, польза и
вред.
Правила поведения
человека в природе.
Черноморское
побережье
Краснодарского
края – главная
курортная зона
России.
Биосфера
Биосфера.
Антропогенное
воздействие на
биосферу. Военные
действия, аварии,
катастрофы.
Природные
(стихийные,
экологические)
бедствия,
последствия
бедствий.
Гидросфера
Вода - источник
жизни на Земле.

Беседа,
Самостоятельная
охранные
работа
знаки (работа с
карточками)
Просмотр
Викторина
презентации
Текущий
контроль
Игра

Беседа,
просмотр
слайдов

Блиц-опрос

Беседа,
заполнение
таблицы в
дневнике
наблюдений

Решение
экологических
ситуаций

Рассказ
педагога,
презентация
Просмотр
слайдов,
круглый стол
Составление
таблицы

Педагогическое
наблюдение

1,5

Просмотр
слайдов,
круглый стол

0,5

1,5

Беседа,
просмотр
презентаций
учащихся

Промежуточная аттестация
Самостоятельная
работа
Защита докладов
и сообщений

1
0,5

3
1,5

Беседа,
14

Решение
экологических
ситуаций
Викторина

Педагогическое

«Атмосфера»,
состав воздуха.
6.2

7.
7.1

7.2
7.3
8.
8.1
8.2
8.3

8.4
8.5

9.

таблица в
дневниках
наблюдений
Беседа, показ
слайдов

наблюдение

Просмотр
презентации

Педагогическое
наблюдение

Рассказ,
просмотр
слайдов
Просмотр
презентации

Викторина

Беседа,
просмотр
слайдов
Беседа,
работа с
таблицей
Брейн-ринг
(дидактическая
игра)

Педагогическое
наблюдение

Защита
сообщений и
докладов
Ролевая игра

Экологические
последствия
загрязнений:
парниковый
эффект, озоновые
дыры, кислотные
дожди,
запыленность.
Пути решения
проблем.
Литосфера
Понятие
«Литосфера».
Почва, её
экологическое
значение.
Экологическое
земледелие.
Новые открытия в
экологии.

2

0,5

1,5

6
2

2
1

4
1

2

0,5

1,5

Проекты
утилизации
бытовых отходов.
Экология и
здоровье человека
Биологическое
загрязнение и
здоровье человека.
Химическое
загрязнение и
здоровье человека.
Погода и
самочувствие
человека.
Ландшафт как
фактор здоровья.
Потребность
здорового образа
жизни.
Экология жилища.
Влияние
электромагнитного
излучения,
электробытовая
техника.
Экология в мире
профессий

2

0,5

1,5

10

3

7

2

1

1

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Дискуссия

2

0,5

1,5

Просмотр
презентации

4

1,5

2,5
15

Тестирование

Фронтальный
опрос

Текущий
контроль
Защита
сообщений и
докладов

9.1

Портовый эколог,
парковый эколог,
биоэколог.

2

1

1

Гидробиолог,
агроэколог,
инженер по защите
в чрезвычайных
ситуациях,
гидроэколог.
10. Планета Земля в
Солнечной
системе
10.1 Вселенная и
галактика.

2

0,5

1,5

8

2

6

2

0,5

1,5

10.2 Солнечная система.

2

0,5

1,5

10.3 Земля - уникальная
планета.

2

0,5

1,5

10.4 Научные
исследования и
открытия в
космосе.
11. Итоговое занятие
«Земля наш общий
дом».
Итого

2

0,5

1,5

2

1

1

72

36

36

9.2

Просмотр
презентации,
работа с
информацией
в группе
Рассказ об
экологических
профессиях,
просмотр
слайдов

Защита
сообщений и
докладов,
ролевая игра

Видеоурок,
составление
таблицы в
дневниках
наблюдений
Видеофильм,
составление
таблицы в
дневниках
наблюдений
Беседа,
видеофильм,
таблица в
тетрадях
Просмотр
научного
видеоматериала
Круглый стол

Педагогическое
наблюдение

Викторина «Кто
есть -кто?»

Самостоятельная
работа

Защита
сообщений и
докладов
Педагогическое
наблюдение
Итоговая
аттестация
Викторина

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для занятий используется светлое проветриваемое помещение с
количеством посадочных мест на 12-15 человек. Помещение соответствует
правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- столы, стулья, шкаф для хранения пособий, стенды для организации
выставок работ обучающихся, инструкции по технике безопасности;
- классная доска, магнитная доска;
- компьютер, проектор, экран;
16

- глобус, географические карты;
- аудио- и видеоматериалы экологической тематики;
- технические средства обучения (видеомагнитофон,
телевизор,
видеокассеты, аудио магнитофон, аудиокассеты, мультимедийный
проигрыватель);
- канцелярские принадлежности (карандаши, ножницы, кисти, бумага,
цветная бумага, картон, линейки, стиральные резинки, клей, пластилин,
краски, фломастеры);
- стенды и плакаты по содержанию программы: «Природа вокруг нас»,
«Почвенные слои», «Солнечная система», «Три состояния воды»,
«Водоемы», «Обитатели морей», «Кто летает в небе», «Зимующие и
перелетные птицы», «Очистные сооружения»,
- оборудования для лабораторных работ (бумага, микроскопы);
- раздаточный материал (карточки с названиями растений, птиц, животных,
распечатки, трафареты и т.п.).
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Живая планета» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное образование или
средне-профессиональное образование по специальности «Педагогика и
психология», либо средне-профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении.
Реализацию программы «Живая планета» осуществляет педагог
дополнительного образования МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе Ковинская Лидия Андреевна, имеющая высшее педагогическое образование
по специальности «Биология, география». Стаж педагогической работы - 48
лет. Педагог имеет награды: «Отличник народного просвещения», «Орден
дружбы народов», награждена «Почётной грамотой просвещения
Министерства образования РСФСР».
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
Педагог владеет технологиями работы с одаренными учащимися, а
также обладает следующими компетентностями:
- профессиональная компетентность;
17

- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- правовая компетентность.
2.3. Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе», аттестация в
объединении «Юный эколог» проводится в следующих формах:
- собеседование в начале года;
- выполнение тестовых, контрольных заданий теоретического и
практического характера (промежуточная аттестация по форме ЗУН)
Промежуточная аттестация проводится в конце 1 полугодия
(викторина по экологии «Чёрное море»)
В ходе беседы, игры, фронтального опроса по викторине и выявляются
знания учащихся об окружающем мире и экологии.
Формами итоговой аттестации является: итоговое тестирование,
викторина по теме «Земля наш общий дом».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
В процессе реализации общеобразовательной программы «Юный
эколог» осуществляется постоянный контроль усвоения учащимися
материала:
- дневник наблюдений для практических занятий;
- к текущему контролю относится: тестирование, правильные ответы при
проведении викторины, при решении экологических ситуаций, активность
при блиц-опросах, фронтальный опрос;
- контроль за участием в акциях, конкурсах, праздничных мероприятиях,
проводимых на базе ЭБЦ. (Приложение 1,2,3)
Для отслеживания результативности обучения младших школьников
и с целью выявления качества усвоенных ими знаний в рамках программы
«Юный эколог» используется:
- педагогическое наблюдение;
- ведение журнала посещаемости;
- педагогический анализ результатов опроса, активности на занятиях,
участия в дидактических играх, викторинах, акциях, презентациях работ,
оценочные материалы;
- педагогический мониторинг и анализ практической деятельности.
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов
Предъявлением и демонстрацией образовательных результатов
является: открытое занятие, участие в конкурсе, применение системы
показателей для фиксации наблюдений по уровням овладения навыками,
умениями и знаниями.

18

2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
Система показателей для фиксации наблюдений по уровням овладения ЗУН
Минимальный
(1 балл)
• интерес к
направлению
деятельности
неустойчив, слабо
выражен;
• эмоциональный
отклик возникает
только при активном
побуждении
педагога;
• учащийся видит
общие признаки
предметов, их
некоторые
характерные
особенности;
• узнаёт знакомую
информацию;
• владеет знаниями
о свойствах песка,
воды, воздуха, не
замечает то, как
приспосабливаются к
этим свойствам
птицы, растения,
животные;
• учащийся
применяет
элементарные
практические
навыки
деятельности в
природе только при
активной помощи
взрослого;
• знает основные
экологические
понятия, приборы и
инструменты, но не
хватает умения
пользоваться ими;
• не достаточно
освоены навыки и
умения;
• самостоятельность
не проявляет.

Общий
(2 балла)
• у учащегося есть
интерес к направлению
деятельности;
• он выделяет основные
признаки объектов,
сезонные изменения,
внешние признаки и
отличия;
• с помощью педагога
устанавливает простые
закономерности;
• правильно пользуется
материалами и
инструментами;
• владеет знаниями о
свойствах песка, воды,
воздуха, замечает то, как
приспосабливаются к
этим свойствам птицы,
растения, животные,
выявляет их с частичной
помощью педагога;
• учащийся знает о
смене дня и ночи, при
помощи педагога
показывает на глобусе;
• проявляет интерес к
физическим явлениям и
процессам в ходе опытов;
• учащийся знает и
использует основные
экологические понятия,
представления об
окружающем мире,
включающее овладение
знаниями о взаимосвязях в
природе, о роли человека в
ней и использует их с
помощью педагога;
• применяет
элементарные
практические навыки
деятельности в природе с
помощью педагога;
• проявляет
самостоятельность.
19

Продвинутый
(3 балла)
• учащийся умеет самостоятельно
классифицировать объекты;
• умеет самостоятельно находить
существенный признак и отличия;
• умеет самостоятельно
устанавливать простые
закономерности;
• умеет самостоятельно выявлять
свойства, замечает то, как
приспосабливаются к этим свойствам
растения, животные, птицы;
• умеет видеть смену дня и ночи при
помощи глобуса;
• умеет самостоятельно наблюдать и
осмысливать некоторые физические
явления и процессы в ходе опытов;
• знает и использует основные
экологические понятия на базе
элементарных, естественно- научных
представлений;
• знает и использует элементарные
экологические представления об
окружающем мире, включающее
овладение знаниями о взаимосвязях в
природе, о роли человека в ней;
• имеет элементарные практические
навыки деятельности в природе;
• может объективно оценивать свою и
чужую работу;
• имеет потребность, мотивы
поведения, установки на разумную
деятельность в природе с учетом
экологических законов;
• имеет понятия о ценности природы и
ценности жизни;
• имеет желание и умеет наблюдать за
природными объектами и явлениями;
• понимает последствия действий
человека в окружающей среде;
• сформирована потребность к ЗОЖ;
• имеет позитивное отношение к
природе и самим себе, как ее части;
• стремится быть в гармонии с
природой, которая его окружает;
• понимает связь человечества со всем
окружающим миром.

2.5. Методические материалы
Методические материалы включают в себя:
Методы обучения: словесный, наглядный практический, обьяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский,
игровой, дискуссионный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнения, стимулирование,
мотивация.
Технологии обучения: информационные, групповое обучение, коллективное
взаимообучение, дифференцированное обучение, развивающего обучения,
проблемное обучение, игровая деятельность.
Для работы по программе были разработаны методические и
дидактические материалы:
1. Слайды:
1. Памятники природы Краснодарского края
2. Полезные и вредные растения
3. «Кислотные дожи»
4. «Озоновые дыры»
5. «Парниковый эффект»
6. Проекты утилизации бытовых отходов
7. «Экологические профессии»
8. «Заповедники Краснодарского края»
9. «Круговорот воды в природе»
2. Карточки:
1. Природные комплексы Краснодарского края
2. Животные, занесенные в Красную книгу
3. Растения, занесенные в Красную книгу
3. Викторины:
1. «Знаешь ли ты животных Краснодарского края»
2. «Птичьи хороводы»
3. Здоровый образ жизни
4. Памятка «Правила поведения человека в природе»
Алгоритм учебного занятия:
Дата_____________
Тема__________________
Цель занятия_______________________
Оборудование: дидактические материалы, технические средства обучения
Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа)
Организационный (приветствие, организация внимания учащихся)
Подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний (
озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по теме)
Основной: (организация продуктивной деятельности учащихся, виды
деятельности).
Итоговый (подведение итогов).
Самоанализ занятия
20

2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Юный эколог» осуществляется
в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования
познавательного интереса учащихся, их ценностного отношения к природе,
воспитания основ экологической ответственности как важнейшего
компонента экологической культуры.
Задачи воспитания:
- воспитывать в каждом учащемся духовно-нравственные качества: любовь к
людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и
чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать активную гражданскую позицию и любовь к Родине;
- формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к
материальным и духовным ценностям;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации;
- воспитывать интерес к экологическим профессиям.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, виртуальная экскурсия,
занятие-путешествие,
конференция,
участие
в
дискуссиях,
в
природоохранных акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
21

Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выступления,
презентации проектов и исследований – способствуют закреплению ситуации
успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные
умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические
беседы,
родительские
собрания,
индивидуальные
консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение к участию в конкурсах,
участие родителей в практических заданиях детей).
Календарный план воспитательной работы
объединения «Юный эколог» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Ковинская Лидия Андреевна
№
п/п

1.

2.

Раздел

Название
мероприятия
(тема
программы)

Комплектование День открытых
группы
дверей в МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г.
Туапсе.
Раздел 3.
Тема 3.2
Охраняемые
Национальные
территории
парки, памятники

Сроки

Форма
проведения

сентябрь

Экскурсия в ЭБЦ

Сентябрь

Круглый стол

22

Практический
результат,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели мероприятия
Знакомство с учебновоспитательной
работой Центра, его
историей, биографией
А.И. Воейкова
Воспитание
экологической
культуры, чувства

Краснодарского
края

3.

11 января Всероссийский
день
заповедников и
национальных
парков.
Индивидуальная
работа с
учащимися и
родителями

природы
Краснодарского
края и
Туапсинского
района.
Праздник «День
заповедников».

Январь

Виртуальная
экскурсия

Международная
детскоюношеская
премия
«Экология – дело
каждого».

Октябрьноябрь

Конкурс

4.

Раздел 5.
Гидросфера

Тема 5.5.
Экологические
проблемы
Чёрного моря,
природоохранные
меры.

Январь

5.

Раздел 7.
Литосфера

Тема 7.1.
Экологическое
земледелие.

Февраль

6.

Раздел 8.
Экология и
здоровье
человека

Тема 8.4.
Потребность
здорового образа
жизни.

Март

7.

20 марта - День
Земли

Праздник «День
Земли».

Март

8.

Раздел 9.
Тема 9.1.
Экология в мире Портовый эколог,
профессий
парковый эколог,
биоэколог,
гидроэколог.

Апрель

патриотизма,
ответственности за
природу края,
сформированность
навыков грамотного
природопользования.

Привитие чувства
любви к природе,
сформированность
понимания
необходимости заботы
и бережного
отношения к ней.
Беседа, викторина Воспитание чувства
ответственности за
природу, умения
соблюдать её законы,
сформированность
навыков грамотного
природопользования.
Беседа, викторина Приобщение детей к
труду и земледелию,
заинтересованность
возможностей
созданием домашнего
огорода.
Дискуссия
Сформированность
потребности в
здоровом образе
жизни, привитие
практических навыков
ЗОЖ.
Творческая
Воспитание
мастерская
познавательного
(самостоятельная интереса и
подготовка и
любознательности,
защита
формирование
сообщений,
творческих
выставка
способностей,
рисунков)
коммуникативных
навыков.
Защита докладов и Сформированность
сообщений
понимания личной
ответственности
человека за состояние
окружающей среды.
23

9.

10.

Индивидуальная
Праздник
работа с
Победы
учащимися и
родителями
Индивидуальная Работа с
работа с
родителями
родителями

Май

Конкурс «Рисуем
победу»

в течение
учебного
года

Индивидуальные
беседы,
посещение
родительских
собраний,
совместное
участие в
мероприятиях

24

Воспитание
положительного
отношения к труду,
заинтересованность в
выборе экологических
профессий.
Воспитание
патриотических чувств
к Родине, уважение к
участникам ВОВ.
Сплочение
родительского
коллектива и
вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология,
здоровый образ жизни. -Волгоград: учитель 2002-154 с.
2. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников.
Начальная школа 2003 №5.
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М
Просвещение, 2006 г.
4. Кадырова, РО Непрерывное экологическое образование младших
школьников: социально-экологический проект «Вода без границ».
Начальная школа 2011 № 7.
5. Серов И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся М.
Академия, 2005 г.
6. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия,
экологические игры, викторины, экскурсии. Волгоград: Учитель, 2009 г.
7. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического
образования учащихся Начальная школа – 2002 г № 8.
Список литературы для учащихся:
1. Большая книга о природе Дрофа-Плюс 2008 г.
2. Вишневский Д.А. Куда идет мусор. Москва издательство АСТ 2019 г.
3. Газина О.М. Экологическая азбука для детей: Жизнь морей и океанов.
Москва 2000 г.
4. Красная книга России: Чудеса природы. Санкт-Петербург, 2010 г.
5. Образцов С.В. «Маленькие рассказы про животных» 2010 г.
6. Сахаров С.В. «Акулы на песке» 2010 г.
Литература для родителей:
1. Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом». Москва 2011 г.
2. Диканова И. «На экологической тропе» 2013 г.
3. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! Москва, 2014 г.
4. Лопатина А.А. Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание. Москва,
2008 г.
5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших школьников. Москва,
2004 г.

25

2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся) ______________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(план/факт)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары (очные,
заочные, дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная работа Дата
по ДООП
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельн
о

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в мероприятиях Дата
в рамках ДООП
проведения
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования)

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

№

Участие в профильных

Название

Место

Дополните

Сроки

26

п/п

образовательных
проведения
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное тестирование,
летний профильный лагерь
и др.)

образователь
ной
программы,
предмета

проведения

льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию вносится показатель уровня в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня
сформированности всех показателей развития учащегося. Диагностическая карта
составляется на каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных
модулей программы в течение учебного периода (минимальный, общий, продвинутый).
27

1. Пример текущего контроля
Устный опрос (на владение специальной терминологией).
1.
Какие деревья называют лиственными?
2.
Какие деревья называют хвойными?
3.
Какие сезонные изменения происходят в природе нашего края осенью?
4.
Какие сезонные изменения происходят в природе зимой?
5.
Какой климат называют субтропическим?
6.
Что такое фенология?
2. Тестовые задания:
1. Фактор окружающей среды, связанный с деятельностью человека
называется:
А- атмосферным Б- антропогенным
2. Какие запасные вещества откладываются у животных на зиму:
А-белки
Б – витамины
В- жиры
3.
После пожара лес может восстановиться через:
А- 100 лет
Б- 50 лет
В- 80 лет
4.
Полное изъятие природных территорий из хозяйственной деятельности
человека – это:
А- заказники Б- заповедники В- памятники природы Г- национальный парк
5.
Когда отмечают международный день птиц?
А- 22 марта
Б- 1 апреля
В- 22 апреля
3. Материал итоговой аттестации
Викторина «Земля – наш общий дом»
Педагог: ребята, сегодня вы покажите свои знания о природе, о животных и
растениях, о воде и воздухе, о проблемах Земли. У нас сегодня не простое
занятие, а занятие в виде викторины и называется Земля - наш общий дом
Посмотри, как он хорош
Дом, в котором ты живешь!
Край, который с детства дорог.
Родиной зовется.
Посмотри, как он хорош.
Дом, в котором ты живешь!
Правила проведения и методика подсчета результата.
1.
12 учащихся, каждый выбирает карточку с вопросами.
2.
За каждый правильный ответ учащийся получает 3 балла, за неполный
ответ – 2 балла, ответ с ошибками- 1 балл.
Кол-во
участников
12

Кол-во
вопросов,
заданное
каждому
10

Максимальный
балл за правильный
ответ

Максимальное
количество
баллов

Набрано
баллов

Уровень
знаний

3

30

25-30
15-20
7-14

высокий
средний
низкий

28

Викторина
1. Наука о связях живых существ с окружающей средой и бережном
отношении к природе (экология).
2. Охраняемые государством территории, где запрещена охота, сбор ягод,
трав (заповедники).
3. Как называется книга, где записаны исчезающие виды растений и
животных (Красная книга).
4. Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера).
5. Почему проблемы называются глобальными (охватывают все страны
мира.
6. Назовите 4 памятника природы Краснодарского края. (скала Киселева,
гора Парус, Воронцовская пещера, Гуамское ущелье).
7. Назвать 3 стихийных бедствия в Туапсинском районе (наводнения,
оползни, землетрясения).
8. 8. От чего защищает нашу планету трехмиллиметровый озоновый слой
(от ультрафиолетовых лучей).
9. В какой среде заселялись первые живые существа в почвенной или в
водной? (в водной).
10. Какое животные являются эмблемой Всемирного фонда дикой природы
(панда).
Анкета по экологии
для родителей на родительском собрании
1. Что такое экология?
2. Есть ли у вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли вы дерево?
5. Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок мультфильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав,
ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным,
растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе на занятиях по
программе «Юный эколог»?

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».