УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 70-ОД от 06.06.2025 г.
М.П.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Природа в творчестве»
Уровень программы: базовый
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год (144 часа)
Возрастная категория: от 9 до 11 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется
на бюджетной основе
(на бюджетной/внебюджетной основе)
ID-номер Программы в Навигаторе: 66121
Автор-составитель:
Оганесян Тамара Грантовна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)
г. Туапсе, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название раздела
Стр.
п/п
Нормативно-правовая база
3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
6
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
6
1.2. Цель и задачи программы
9
1.3. Содержание программы
10
1.4. Планируемые результаты
15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
16
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
16
2.2. Условия реализации программы
22
2.3. Формы аттестации
23
2.4. Оценочные материалы
24
2.5. Методические материалы
25
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
27
2.7. Список литературы
31
2.8. Приложение
32
2
Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи
3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».
3
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
4
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны, утвержденные протоколом заочного голосования Экспертного совета
Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского
отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
5
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Природа в творчестве» относится к естественно-научной направленности.
Основным ориентиром в процессе разработки программы стала цель
гармоничного единства познавательного коммуникативного и социального
развития учащихся, обеспечение духовно-нравственного, гражданского,
патриотического и трудового воспитания детей, развития у них интереса к
познанию окружающей природы, различным видам деятельности. Как
показывает практика, освоение различных видов декоративно-прикладного
творчества не только поддерживает постоянный интерес к изучению природы
и окружающего мира, но и стимулирует мотивацию для занятия
исследовательской работой.
Программа имеет и профориентационную направленность, так как
нацеливает детей на осознанный выбор профессий (декоратор, художникоформитель, дизайнер), связанных с декоративно-прикладным творчеством.
Новизна
Программа «Природа в творчестве» модифицированная, обладает
процессами интеграции смежных направлений, способствует воплощению
теоретических знаний об окружающем мире в практические изделия, что в
свою очередь вызывает стремление к изучению природы через освоение
различных видов декоративно-прикладного творчества. Взаимодействие
декоративно-прикладного искусства с естественно-научной направленностью
формирует у ребёнка процессы восприятия и представления о предметах,
объектах и явлениях окружающего мира, позволяет активизировать
познавательную деятельность, а также обеспечить духовно-нравственное
развитие личности, сформировать творческий подход к труду.
Актуальность
Программа
актуальна,
поскольку,
являясь
интегрированной,
разнообразной, даёт возможность каждому учащемуся реально открывать для
себя красоту окружающей природы через знакомство с волшебным миром
декоративно-прикладного искусства, проявить себя в активной деятельности
широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных
способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение
детей к продуктивной деятельности, в которой они могут самостоятельно
воплотить в своих изделиях сюжеты из окружающей природы.
Программа помогает развивать объёмно-пространственное мышление,
мелкую моторику рук, творческую способность учащегося, что является
необходимым условием для творческой самореализации личности ребёнка, её
интеграции в систему мировой и отечественной культур. Актуализация
творческого потенциала ребёнка в различных видах деятельности эффективно
6
сказывается на формировании разносторонне развитой личности,
отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Педагогическая целесообразность
Программа вводит детей в удивительный мир творчества, даёт
возможность поверить в свои способности, предусматривает развитие у них
нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Воспитанный в
процессе занятий творческий подход к работе учащиеся перенесут в
дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Освоение разделов программы вооружает ребёнка - будущего взрослого
гражданина, способностью использовать полученные навыки не только в
декоративно-прикладном творчестве, но и в любой сфере жизнедеятельности,
распространяя её и на отношения с людьми и окружающей природой. А
развитие творческого подхода к работе благотворно скажется в познавательной
и научно-исследовательской деятельности.
Отличительные особенности
Программа «Природа в творчестве» является конвергентной программой
с опорой на естественно-научную направленность и включает в себя
особенности художественно-эстетической направленности.
Основное время в программе отводится практической работе, в которой
ясно просматривается взаимосвязь с окружающим миром, т.к. при воплощении
заимствованных из природы идей и сюжетов в изделиях происходит
знакомство детей с образной стилизацией растительного и животного мира.
Знакомство с различными материалами (пластиком, бумагой, бисером,
нитками, лентами) и способами их преобразования (вырезания, скручивания,
плетения, вышивания, шитья, декорирования) позволяет развить не только
мелкую моторику рук, но также творческие и познавательные способности
учащихся. Немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью
головного мозга. Как показывает практика, освоение различных видов
декоративно-прикладного творчества не только стимулирует мотивацию
учащихся, но и поддерживает постоянный интерес к изучению природы.
Адресат программы
Программа объединения «Природа в творчестве» составлена для
учащихся младшего школьного возраста от 9 до 11 лет и рассчитана на 1 год
обучения. Набор детей на обучение по программе ведется по желанию
учащихся и их родителей (законных представителей). Для детей с особыми
образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении.
У детей данного возраста хорошо развита механическая память,
7
развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки,
проявляется любознательность к окружающему миру. Практическое
знакомство с разными материалами даёт возможность прочувствовать
многообразие живой природы, а процесс освоения различных техник
выполнения изделий способствует общему развитию мышления. В процессе
творческой деятельности у ребёнка проявляются и формируются творческое
мышление и воображение, эстетический вкус, развивается память. Через
творческую деятельность формируется эстетическая восприимчивость
ребёнка к миру, оценка прекрасного. Детям свойственно познавать
окружающий мир непосредственно, эмоционально, следовательно,
практическое знакомство с различными материалами и способами их
преобразования - наиболее прямой путь к развитию мышления ребёнка.
Поэтому дополнительная программа «Природа в творчестве» составлена из
нескольких видов декоративно-прикладного творчества.
Предполагаемый состав группы – одновозрастные учащиеся,
заинтересовавшиеся предлагаемыми видами декоративно-прикладного
творчества. Набор учащихся в объединение производится по их желанию и
разрешению родителей (законных представителей). Количество учащихся в
группе от 12 человек, принимаются также дети с ОВЗ, для которых
предлагаются задания с учётом их особенностей и возможностей.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Природа в творчестве» относится к базовому уровню и рассчитана на один
год обучения. Общее количество часов по программе составляет 144 часа в год.
Формы обучения программы «Природа в творчестве» - очная, но может
быть реализована и на дистанционном обучении. Формы организации
деятельности: групповая с выраженным индивидуальным подходом.
Основными формами занятий являются: в теоретической части словесно-демонстрационная, в практической части – освоение техник
декоративно-прикладного творчества, выполнение поделок, различные
выставки.
Режим занятий
Периодичность занятий – 2 раза в неделю продолжительностью по 2
академических часа с перерывом по 10 минут. Перерывы, предусмотренные
нормами СП 2.4.3648-20, проходят в виде динамических перемен. Общее
количество часов по программе составляет 144 учебных часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
В объединении могут быть сформированы группы по 12 учащихся в
возрасте от 9 до 11 лет, состав группы постоянный, виды занятий комплексные,
поскольку содержание программы «Природа в творчестве» предусматривает
изучение различных техник выполнения изделий нескольких видов
декоративно-прикладного творчества во взаимосвязи с окружающей
природой. Каждый раздел программы начинается со знакомства с
используемыми материалами и необходимыми инструментами. Особое
8
внимание уделяется правилам техники безопасности с целью их обязательного
соблюдения в процессе практической работы.
Программа нового учебного года включает разделы: бросовый материал,
квиллинг, бисероплетение, ручное шитьё, ручное вышивание, искусство
декорирования. Содержание теоретических сведений согласовывается с
характером практических работ по каждой теме. Теоретическая часть
программы составляет не более 30% общего объёма времени. Теория
преподносится в словесной форме, сопровождающейся демонстрацией
приёмов работы, образцов и готовых изделий. Большая часть времени
отводится практической работе, которая проходит в виде выполнения сначала
учебных, а затем самостоятельных работ. Практические занятия,
предусмотренные к памятным датам и праздникам, проводятся в виде мастерклассов. Изучение каждого раздела программы завершается проведением
выставок.
Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства, включённых в
программу, даёт возможность учащимся наиболее полно реализовать свои
способности хотя бы в одном из освоенных видов творчества. В процессе
практической работы детям даётся возможность выбора тех или иных изделий
в зависимости от их индивидуальных способностей и пожеланий. Реализация
программы помогает ребятам развить не только свои творческие способности,
но и познавательные интересы, так как в процессе освоения навыков работы с
простейшими инструментами и материалами параллельно проводится
знакомство с разнообразием флоры и фауны. Это позволяет воплощать свои
творческие замыслы при изготовлении подарков, сувениров к различным
праздникам, семейным торжествам, участвовать в муниципальных и краевых
конкурсах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Содействие развитию интереса учащихся к
познанию окружающей природы через формирование умений и навыков
работы с различными материалами, вовлечение учащихся в активную
творческую деятельность.
Личностные задачи:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, сознательное, ответственное
отношение к работе;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- воспитывать уважение к труду и людям труда;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
- воспитывать трудовую культуру с обязательным соблюдением правил
техники безопасности в процессе практической работы;
- ориентировать на успех, как на реализацию собственных способностей.
Метапредметные задачи:
- развивать художественный вкус как основы мотивации к творческой
деятельности;
9
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
- формировать образное мышление и воображение;
- развивать познавательную активность и самостоятельность в работе;
- развивать инициативу, творческий потенциал, потребность в
самообразовании.
Образовательные (предметные) задачи:
- расширить представление учащихся об окружающей природе;
- познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в
предметной области;
- научить работе с различными материалами и способами их преобразования;
- научить отображать в своих творческих работах красоту окружающей
природы;
- приобщать к истокам народной культуры.
1.3. Содержание программы
Содержание программы «Природа в творчестве» представлено в
учебном плане.
Таблица 1
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела, темы
1.
Вводное занятие
2.
2.1
2.2
2.3
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
5.
5.1
5.2
5.3
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
7.
Квиллинг
Подготовка к творчеству
Выполнение композиций
Техника выполнения объёмного квиллинга
Бросовый материал
Поделки из газет, втулок и дисков
Полезный пластик
Бисероплетение
Увлекательное рукоделие
Техника плетения
Выполнение изделий
Техника вышивания по канве бисером
Ручное шитьё
Учимся шить
Выполнение игольниц
Мягкая игрушка
Ручное вышивание
Ниткография
Волшебный мир цветов в шёлковых лентах
Выполнение растительных композиций
Техника вышивания нитями
Искусство декорирования
Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
14
2
4
8
16
8
8
40
4
12
10
14
22
4
4
14
40
8
8
8
16
8
10
1
1
2
2
4
1
2
1
4
1
1
2
7
2
2
3
1
13
1
4
8
14
8
6
36
3
10
10
13
18
3
3
12
33
6
6
8
13
7
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тематический
контроль
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Мини-выставка
Промежуточная
аттестация
Текущий контроль
Выставка поделок
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Выставка поделок
7.1 Основы художественного ремесла
7.2 Декупаж
8. Итоговое занятие
Итого:
4
4
2
1
-
3
4
2
144
20
124
Итоговая
аттестация фотовыставка
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с учащимися. Правила поведения в ЭБЦ. Знакомство с
планом работы объединения, расписанием занятий. Знакомство с профессиями
декоративно-прикладного творчества: декоратор, художник-оформитель,
дизайнер.
Практическая работа: экскурсия по территории ЭБЦ.
Раздел 2. Квиллинг
2.1. Тема: Подготовка к творчеству
Теория: Знакомство с бумажным рукоделием, используемые материалы,
необходимые инструменты, соблюдение ПТБ.
Практическая работа: выполнение элементов классического квиллинга;
В.р.
Всероссийский
эколого-просветительский
конкурс
рисунков
«Разноцветные капли».
2.2. Тема: Выполнение композиций
Практическая работа:
- начало выполнения выбранных композиций: «Цветы», «Рыбка», «Ажурная
бабочка» и др.;
- завершение работы, оформление композиции.
В.р. Поделки бабушкам и дедушкам – воспитание уважения к пожилым
людям.
2.3. Тема: Техника выполнения объёмного квиллинга
Практическая работа:
- выполнение элементов объёмного квиллинга;
- начало выполнения выбранной объёмной поделки (цветка, птички или ёлочки
и др.);
- завершение объёмной поделки;
- сборка и оформление объёмной поделки.
В.р. Выполнение открыток учителям. Всемирный день защиты животных.
Раздел 3. Бросовый материал
3.1. Тема: Поделки из газет, втулок и дисков
Практическая работа:
- скручивание трубочек из газет;
- выполнение карандашницы, вазочки;
- выполнение поделок из втулок;
- выполнение поделок из дисков.
В.р. Международная детско-юношеская премия «Экология – дело каждого».
Международный день Чёрного моря. «В преддверии 4 ноября».
11
3.2. Тема: Полезный пластик
Теория: Материалы, инструменты и приспособления, ПТБ, подготовка и
хранение материала, экологическое обоснование.
Практическая работа:
- вырезание различных деталей, выполнение снежинки.
Теория: Последовательность выполнения поделок из пластиковых бутылок.
Практическая работа:
- выполнение божьей коровки, чашечки и др.;
- выполнение колокольчика, вазочки, корзинки и др.;
- выполнение пингвина, цыплёнка.
В.р. Международный день Чёрного моря.
Раздел 4. Бисероплетение
4.1. Тема: Увлекательное рукоделие
Теория: Краткие исторические сведения, инструменты и материалы,
соблюдение ПТБ, простейшие способы низания.
Практическая работа:
- плетение одним концом выбранной поделки (браслета или букетика);
- оформление подарка, расчёт затраченных средств.
В.р. Подарок Дедушке Мороза ко дню его рождения.
4.2. Тема: Техника плетения
Теория: Техника низания двумя концами, обозначения на схемах.
Практическая работа:
- плетение плоских поделок по выбранным схемам (мышки, лисички и др.);
- выполнение брелоков-животных (ящерицы, крокодила и др.).
Теория: Порядок выполнения объёмных поделок.
Практическая работа:
- начало плетения объёмных поделок по выбранным схемам;
- продолжение работы над выбранной поделкой;
- завершение плетения;
- оформление поделки.
В.р. Подарок ко дню Матери.
Международный день домашних животных.
4.3. Тема: Выполнение изделий
Практическая работа:
- начало плетения небольшого панно с цветами (лепестков и тычинок);
- продолжение работы (плетение чашелистиков и листьев);
- сбор готовых элементов, оформление изделия;
- плетение новогодних поделок;
- завершение работы, оформление поделок.
В.р. «Сдай макулатуру – спаси дерево!».
4.4. Тема: Техника вышивания по канве бисером
Теория: Особенности вышивания бисером по канве, инструменты и
материалы. Соблюдение ПТБ.
Практическая работа:
12
- выполнение «монастырского шва»;
- вышивка миниатюрных сердечек;
- подбор бисера к выбранному небольшому рисунку, начало вышивки;
- выполнение выбранного рисунка;
- продолжение вышивки;
- завершение вышивки;
- оформление изделия.
В.р. «Светлый праздник – Рождество Христово».
Раздел 5. Ручное шитьё
5.1. Тема: Учимся шить
Теория: Технология шитья вручную, используемые инструменты и материалы,
соблюдение ПТБ.
Практическая работа:
- выполнение ручных швов;
- раскрой и сшивание футляров для сотовых телефонов.
5.2. Тема: Выполнение игольниц
Теория: Последовательность выполнения игольниц.
Практическая работа:
- раскрой и смётывание деталей игольницы;
- соединение смётанных деталей, набивка наполнителем.
5.3. Тема: Мягкая игрушка
Теория: Техника выполнения плоской мягкой игрушки.
Практическая работа:
- раскрой ткани по лекалам, смётывание деталей игрушки;
- сшивание смётанных деталей, оформление игрушки.
Теория: Техника выполнения объёмной мягкой игрушки.
Практическая работа:
- выполнение собачки или другого животного (раскрой ткани по лекалам, их
смётывание);
- сшивание смётанных деталей головы собачки (ушек, лобика);
- сшивание брюшка и лапок;
- набивка наполнителем, соединение готовых деталей.
- оформление игрушки.
В.р. День открытия Антарктиды. Всероссийский конкурс экологических
рисунков. Накорми птиц зимой! Подарки к Дню защитника Отечества и 8
марта.
Раздел 6. Ручное вышивание
6.1. Тема: Ниткография
Теория: Знакомство с различными видами ручного вышивания. Необходимые
инструменты и материалы. Соблюдение ПТБ.
Практическая работа:
- прошивание по разметкам различных углов, окружностей.
Теория: Стилизация рисунков животных (упрощение каждой части рисунка в
виде линий, углов, окружностей).
13
Практическая работа:
- разметка деталей выбранного рисунка на картоне, начало вышивки;
- продолжение заполнения отверстий нитями;
- завершение вышивки, оформление рисунков.
В.р. Всероссийский конкурс детского рисунка «21 век глазами детей»
6.2. Тема: Волшебный мир цветов в шелковых лентах
Теория: Закрепление ленты в игле. Плоский узел, прямой стежок.
Практическая работа:
- выполнение плоского узла, шва «вперёд иголку» прямыми стежками.
Теория: Техника вышивания лентами.
Практическая работа:
- выполнение ленточного стежка, французского узелка, швов «петля» и
простого ленточного;
- вышивание розочек (объёмных, на каркасе, гофрированных);
- выполнение пиона и других пышных цветов.
В.р. Всероссийская акция «День леса». Всероссийская акция «День птиц».
6.3. Тема: Выполнение растительных композиций
Практическая работа:
- выполнение зарисовок первоцветов, вышивка элементов выбранного цветка;
- расположение и закрепление вышитых деталей первоцвета;
- завершение и оформление вышивки;
- оформление пасхальных подарков (украшение пасхальных яиц).
В.р. «Близкий далёкий космос».
6.4. Тема: Техника вышивания нитями
Теория: Простые способы вышивания по канве: полукрестом с наклоном
вправо и крестом.
Практическая работа:
- выполнение полукреста толстой пряжей, прокладывание нижних и верхних
стежков в вышивке крестом.
Теория: Вышивание простой и тоновой гладью.
Практическая работа:
- выполнение двусторонней и Владимирской глади.
Теория: Выполнение небольших рисунков.
Практическая работа:
- выбор рисунка, начало вышивки нитью основного цвета;
- продолжение работы;
- заполнение «окошек» нитями нужных цветов;
- вышивка пропущенных клеточек;
- завершение вышивки;
- оформление рисунка.
В.р. День Земли. Пасхальные изделия. «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Раздел 7. Искусство декорирования
7.1. Тема: Основы художественного ремесла
Теория: Знакомство со способами декорирования сосудов (баночек,
14
бутылочек) различными материалами.
Практическая работа:
- оклеивание баночек приготовленной из мягкой бумаги массой,
- пропитка морилкой, украшение природным материалом, покрытие лаком.
7.2. Тема: Декупаж
Практическая работа:
- аккуратное вырезание мотивов из подобранных декоративных салфеток с
растительными мотивами, оклеивание ими баночек, оформление поделки;
- декорирование в технике декупажа разовых тарелочек, виниловых пластинок.
В.р. День полярника.
Раздел 8. Итоговое занятие
Практическая работа:
- проведение отчётной выставки детских работ.
Итого: 144 час. (20 т., 124 п.)
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- появится сознательное, ответственное отношение к работе;
- сформируется чувство коллективизма и взаимопомощи;
- появится уважение к труду и людям труда;
- будут приобщаться к истокам народной культуры;
- появится желание вести здоровый образ жизни;
- появится усидчивость, аккуратность при выполнении творческих работ;
- учащиеся будут использовать технику безопасности при работе с острыми и
режущими предметами;
- будет формироваться потребность в самообразовании;
- появится желание работать самостоятельно;
- появится желание на успех в творческой работе как на реализацию
собственных способностей.
Метапредметные результаты:
- будет развиваться художественный вкус, появится мотивация к творческой
деятельности;
- будет развиваться эстетическое восприятие окружающей природы;
- будет развиваться познавательная активность, образное мышление и
воображение;
- появятся инициативы, повысится творческий потенциал.
Предметные результаты:
- расширится кругозор творческих идей об окружающей природе;
- ознакомятся с основными понятиями, терминами и определениями в
предметной области;
- научатся применять различные способы преобразования материала в
творческую идею;
- научатся видеть красоту окружающего мира и воплощать её в своих
творческих работах.
15
3.3
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы «Природа в творчестве»
Примечание: В.р. – Воспитательная работа
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
Дата
План Факт
Раздел, тема занятия
Вводное занятие
Теория: Знакомство с учащимися.
Правила поведения в ЭБЦ.
Знакомство с планом работы
объединения, расписанием занятий,
профессиями, связанными с
декоративно-прикладным
творчеством.
Квиллинг
Подготовка к творчеству
Знакомство с бумажным рукоделием,
используемые материалы,
необходимые инструменты,
соблюдение ПТБ.
- Выполнение элементов
классического квиллинга.
В.Р. Всероссийский экологопросветительский конкурс рисунков
«Разноцветные капли»
Выполнение композиций
- Начало выполнения выбранных
композиций: «Цветы», «Рыбка»,
«Ажурная бабочка» и др.
В.Р. Поделки бабушкам и дедушкам –
воспитание уважения к пожилым
людям.
Техника
выполнения
объёмного
квиллинга
- Выполнение элементов объёмного
квиллинга.
В.Р. Выполнение открыток учителям.
- Начало выполнения выбранной
объёмной поделки (цветка, птички
или ёлочки и др.).
В.Р. Всемирный день защиты
животных.
- Завершение объёмной поделки
- Сборка и оформление объёмной
поделки.
Бросовый материал
Поделки из газет, втулок и дисков.
- Скручивание трубочек из газет.
16
Кол
-во
час.
2
Форма
занятия
Экскурсия по
территории
ЭБЦ
Форма
аттестации/ко
нтроля
Педагогическое
наблюдение
14
Словесная,
Устный опрос
2
Наглядная
демонстрация
Практическая
работа
2
Творческая
мастерская
Практическая
работа
Выставка
творческих
поделок
Текущий
контроль
2
Мастер-класс
Мини-выставка
2
Наглядная
демонстрация
Тематический
контроль
Практическая
работа
Мини-выставка
Практическая
работа
Текущий
контроль
2
2
2
16
2
3.2.
4.
4.1.
4.2.
- Выполнение карандашницы,
вазочки.
- Выполнение поделок из втулок.
2
- Выполнение поделок из дисков.
2
Полезный пластик
Материалы, инструменты и
приспособления, ПТБ, подготовка и
хранение материала, экологическое
обоснование.
В.Р. Международная детскоюношеская премия «Экология – дело
каждого».
- Вырезание различных деталей,
выполнение снежинки.
Последовательность выполнения
поделок из пластиковых бутылок.
- Выполнение божьей коровки,
чашечки и др.
В.Р. Международный день Чёрного
моря.
- Выполнение колокольчика, вазочки,
корзинки и др.
- Выполнение пингвина, цыплёнка.
В.Р. В преддверии 4 ноября.
Бисероплетение
Увлекательное рукоделие.
Краткие исторические сведения,
инструменты и материалы,
соблюдение ПТБ, простейшие
способы низания.
- Плетение одним концом выбранной
поделки (браслета или букетика).
- Оформление подарка, расчёт
затраченных средств.
В.Р. Подарок Дедушке Морозу ко дню
его рождения.
Техника плетения
Техника низания двумя концами,
обозначения на схемах.
- Плетение плоских поделок по
выбранным схемам (мышки, лисички
и др.).
- Выполнение брелоков-животных
(ящерицы, крокодила, и др.).
Порядок выполнения объёмных
поделок.
- Начало плетения объёмных поделок
по выбранным схемам.
- Продолжение работы над
выбранной поделкой.
17
2
Наглядная
демонстрация
2
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
2
Практическая
работа
Тематический
контроль
2
Творческая
мастерская
Мини-выставка
Рассказ
Устный опрос
Практическая
работа
Выставка работ
Наглядная
демонстрация
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Текущий
контроль
Творческая
мастерская
Выставка
поделок
2
40
2
2
2
2
2
2
В.Р. Подарок ко дню Матери.
- Завершение плетения.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
2
В.Р. Международный день домашних
животных.
Оформление поделки.
Выполнение изделий
- Начало плетения небольшого панно
с цветами (плетение лепестков и
тычинок).
- Продолжение работы (плетение
чашелистиков и листьев).
- Сбор готовых элементов,
оформление изделия.
- Плетение новогодних поделок
2
В.Р. «Сдай макулатуру – спаси
дерево!».
Техника вышивания по канве
бисером
Особенности вышивания бисером по
канве, инструменты и материалы.
Соблюдение ПТБ.
- Выполнение «монастырского шва».
- Вышивка миниатюрных сердечек.
В.Р. «Светлый праздник –
Рождество Христово».
- Подбор бисера к выбранному
небольшому рисунку, начало
вышивки.
- Выполнение выбранного рисунка.
2
- Продолжение вышивки.
2
- Завершение вышивки.
2
- Оформление изделия.
2
Ручное шитьё
Учимся шить
Технология шитья вручную,
используемые инструменты и
материалы, соблюдение ПТБ.
-Выполнение ручных швов.
В.Р. День открытия Антарктиды.
- Раскрой и сшивание футляров для
сотовых телефонов.
Выполнение игольниц.
Последовательность выполнения
игольниц.
- Раскрой и смётывание деталей
игольницы.
22
2
18
2
2
Наглядная
демонстрация
Тематический
контроль
Практическая
работа
Выставка
поделок
2
2
Акция
2
Наглядная
демонстрация
Тематический
контроль
2
Промежуточ
ная
аттестация
Мини-выставка
2
2
2
2
Практическая
работа
Наглядная
демонстрация
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Текущий
контроль
Наглядная
демонстрация
Педагогическое
наблюдение
5.3.
6.
6.1.
6.2.
- Соединение смётанных деталей,
набивка наполнителем.
В.Р. Всероссийский конкурс
экологических рисунков.
Мягкая игрушка
Техника выполнения плоской мягкой
игрушки.
- Раскрой ткани по лекалам,
смётывание деталей игрушки.
- Сшивание смётанных деталей,
оформление игрушки.
Техника выполнения объёмной
мягкой игрушки.
- Выполнение собачки или другого
животного (раскрой ткани по
лекалам, их смётывание).
- Сшивание смётанных деталей
головы собачки (ушек, лобика).
- Сшивание брюшка и лапок.
В.Р. «Накорми птиц зимой!».
- Набивка наполнителем, соединение
готовых деталей.
- Оформление игрушки.
В.Р. Подарки к Дню защитника
Отечества и 8 марта.
Ручное вышивание
Ниткография
Знакомство с различными видами
ручного вышивания: ниткографией,
лентами и др. Необходимые
инструменты и материалы.
Соблюдение ПТБ.
- Прошивание по разметкам
различных углов, окружностей.
Стилизация рисунков животных
(упрощение каждой части рисунка в
виде линий, углов, окружностей).
- Разметка деталей выбранного
рисунка на картоне, начало вышивки.
В.Р. Всероссийский конкурс детского
рисунка «21 век глазами детей».
- Завершение вышивки.
Волшебный мир цветов в шёлковых
лентах.
Закрепление ленты в игле. Плоский
узел, прямой стежок.
- Выполнение плоского узла, шва
«вперёд иголку» прямыми стежками.
Техника вышивания лентами
- Выполнение ленточного стежка,
французского узелка, швов «петля» и
19
2
2
2
Творческая
мастерская
Наглядная
демонстрация
Выставка
рисунков
Тематический
контроль
Практическая
работа
Мини-выставка
Акция
Педагогическое
наблюдение
Рассказ
Устный опрос
Наглядная
демонстрация
Тематический
контроль
Практическая
работа
Выставка
рисунков
Наглядная
демонстрация
Текущий
контроль
2
2
2
2
2
40
2
2
2
2
2
Практическая
работа
6.3.
6.4.
7.
7.1.
простого ленточного.
В.Р. Всероссийская акция «День леса».
- Вышивание розочек (объёмных, на
каркасе, гофрированных).
- Выполнение пиона и других
пышных цветов.
В.Р. Всероссийская акция «День
птиц».
Вышивка растительных композиций
- Выполнение зарисовок
первоцветов,
вышивка элементов выбранного
цветка.
- Расположение и закрепление
вышитых деталей первоцвета.
- Завершение и оформление вышивки.
В.Р. «Близкий далёкий космос».
- Оформление пасхальных подарков
(украшение пасхальных яиц).
Техника вышивания нитями.
Простые способы вышивания по
канве: полукрестом с наклоном
вправо и крестом.
- Выполнение полукреста толстой
пряжей, прокладывание нижних и
верхних стежков в вышивке крестом.
Вышивание простой и тоновой
гладью.
- Выполнение двусторонней и
Владимирской глади.
В.Р. «День Земли».
Выполнение небольших рисунков.
- Выбор рисунка, начало вышивки
нитью основного цвета.
- Продолжение работы.
В.Р. Пасхальные изделия.
- Заполнение «окошек» нитями
нужных цветов.
- Вышивка пропущенных клеточек.
2
2
2
Акция
Мини-выставка
2
Наглядная
демонстрация
Тематический
контроль
2
Практическая
работа
2
2
2
2
Наглядная
демонстрация
Тематический
контроль
Практическая
работа
Мини-выставка
Наглядная
демонстрация
Текущий
контроль
2
2
2
2
- Завершение вышивки.
В.Р. «Никто не забыт, ничто не
забыто!»
- Оформление рисунка.
2
Искусство декорирования
Основы художественного ремесла
Знакомство со способами
декорирования сосудов (баночек,
бутылочек) различными
материалами.
8
20
Педагогическое
наблюдение
2
2
7.2.
8.
- Оклеивание баночек
приготовленной из мягкой бумаги
массой.
- Пропитка морилкой, украшение
природным материалом, покрытие
лаком.
Декупаж
- Аккуратное вырезание мотивов из
подобранных декоративных салфеток
с растительными мотивами,
оклеивание ими баночек, оформление
поделки.
В.Р. День полярника.
- Декорирование в технике декупажа
разовых тарелочек, виниловых
пластинок.
Итоговое занятие
Проведение отчётной выставки
детских работ.
Итого:
21
2
Практическая
работа
Тематический
контроль
2
Наглядная
демонстрация
Практическая
работа
Мини-выставка
2
Выставка
работ за год
Итоговая
аттестация
Фотовыставка
2
144
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Характеристика помещения, используемого для реализации программы,
соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 от 01.01.2021 г.
Для занятий используется светлое проветриваемое помещение с
количеством посадочных мест на 12-15 человек. Направленность светового
потока от окон на рабочую поверхность – левостороннее.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- проектор,
- видеофильмы, соответствующие тематике проводимых занятий,
- иллюстративный материал.
- столы,
- стулья, шкафы,
- выставочные стенды,
- коллекция наглядных пособий (образцы рисунков, узоров, готовые изделия),
- инструкционные и технологические карточки со схемами и описаниями,
- лекала для выкроек, рабочие ксерокопии схем,
- книги и журналы с иллюстрациями.
Инструменты:
ножницы, пинцет, макетный нож, иглы (швейные, вышивальные, бисерные),
напёрстки, пяльцы, шило, карандаши, ластики, кисточки, линейки
трафаретные с окружностями, кусачки.
Материалы:
- для бросового материала: пластиковые бутылки, диски, пластинки;
- для квиллинга: бумага цветная двухсторонняя, наборы для квиллинга, белый
и цветной картон, клей карандашный и ПВА;
- для бисероплетения: различный по цвету, фактуре и размеру бисер,
стеклярус, бусины, тонкая проволока, леска, нитки;
- для ручного шитья: лоскуты различных видов ткани, мех, ленты, нитки,
наполнитель (вата, синтепон, поролон), картон, пуговицы, бусины, клей;
- для вышивания: нитки (катушечные, мулине, синтетические и шерстяные),
атласные ленты разной ширины, канва, мелкий разноцветный бисер.
-для декорирования сосудов: бечёвка или толстая пряжа, декоративные
салфетки, яркие цветные картинки из журналов, открыток, различные по
формам и размерам бутылочки, баночки, разовые тарелочки, виниловые
пластинки, мягкая бумага, клей ПВА, природный материал, морилка, лак.
Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-, интернет-источники.
Кадровое обеспечение
Данную программу реализует специалист с высшим техническим
образованием Оганесян Тамара Грантовна, прошедшая в 2022 г.
профессиональную
переподготовку
по
программе
«Педагогика
22
дополнительного образования детей и взрослых».
В 2021 г. педагогу была вручена благодарность Министерства
просвещения Российской Федерации за добросовестный труд, достижения и
заслуги в сфере образования.
Стаж педагогической работы - 38 лет. Стаж работы в должности педагога
дополнительного образования - 12 лет.
Педагог владеет технологиями работы с одаренными учащимися,
обладает профессиональной, коммуникативной, правовой информационной
компетентностями.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
2.3. Формы аттестации
Аттестация (промежуточная и итоговая)
Аттестация проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке,
установленном в «Положении о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе».
В конце декабря проводится промежуточная аттестация в форме
обсуждения пройденных видов декоративно-прикладного творчества и
выставки поделок учащихся за первое полугодие.
После завершения программы проводится итоговая аттестация в
форме отчётной выставки детских творческих работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Для отслеживания результативности по данной программе используются
различные виды контроля.
С целью определения уровня развития учащихся в течение учебного года
проводится текущий контроль, который осуществляется через учёт
посещаемости, выполнение поставленных задач и обсуждения результатов
практической работы на занятиях, проявление интереса к выбранному виду
деятельности. После изучения каждого раздела проводится тематический
контроль в форме обсуждения пройденного материала и мини-выставок
детских поделок.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Для отслеживания результативности по данной программе используются
23
различные виды контроля.
С целью определения уровня развития учащихся в течение учебного года
проводится текущий контроль знаний, который осуществляется через учёт
посещаемости, выполнение поставленных задач и обсуждения результатов
практической работы на занятиях, проявление интереса к выбранному виду
деятельности. После изучения каждого раздела проводится тематический
контроль в форме обсуждения пройденного материала и мини выставок
детских поделок.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Предъявление и демонстрация образовательных результатов проводится
в форме открытых занятий, участия учащихся в оформлении стендов,
праздничных мероприятий, проводимых в ЭБЦ и соответствующих школах,
выставок детских творческих работ, а также участия ребят в муниципальных и
краевых конкурсах.
2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
Диагностическая карта
Учащегося_________________________________________________
Раздел
программы
Квиллинг
Бросовый
материал
Критерий
Степень выраженности
оцениваемого качества
Знание ПТБ,
необходимых
инструментов и
материалов данного
вида декоративноприкладного
творчества, простейшее
строение растений,
разнообразие
животного мира,
освоение техники
квиллинга,
самостоятельное
выполнение
композиций.
Знание ПТБ,
необходимых для
поделок инструментов и
материалов, освоение
техники скручивания
трубочек из газет и
журналов,
преобразование
бросового материала
(пластика) в
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
объёма знаний, предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
24
На
начало
обучения
На
окончание
обучения
интересные изделия.
Бисероплете
ние
Ручное
шитьё
Ручное
вышивание
Знание ПТБ,
необходимых
инструментов и
материалов,
простейшее строение
растений,
разнообразие
животного мира,
освоение простейших
способов низания,
плетения по схемам,
самостоятельное
выполнение изделий.
Знание ПТБ,
необходимых
инструментов и
материалов,
простейшее строение
растений,
разнообразие
животного мира,
освоение ручных швов,
техники выполнения
изделий (раскрой,
смётывание, сшивание).
Знание ПТБ,
необходимых
инструментов и
простейшее строение
растений, разнообразие
животного мира,
материалов, освоение
техники вышивания
стебельчатым и
тамбурным швами,
изонитью,
самостоятельное
выполнение изделий.
объёма знаний, предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
объёма знаний, предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
объёма знаний, предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
объёма знаний, предусмотренных
программой.
2.5. Методические материалы
Описание методов обучения и воспитания
На занятиях используются различные
методы обучения: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический и их
сочетание; объяснительно-иллюстративный;
методы воспитания: убеждение, упражнение, стимулирование, мотивация,
поощрение.
Описание технологий
Для реализации программы используются следующие технологии:
25
- группового и развивающего обучения,
- коллективной творческой деятельности,
- коммуникативная,
- коллективного взаимообучения, здоровьесберегающая.
Формы организации учебного занятия
В теоретической части - словесно-демонстрационная, в практической части –
освоение техник декоративно-прикладного творчества, выполнение поделок,
различные выставки.
Дидактические материалы
На занятиях используются раздаточные материалы, лекала, схемы,
инструкционные и технологические карты, образцы готовых изделий,
иллюстрированные журналы, книги.
Алгоритм учебного занятия
Основная структура занятия состоит из:
- темы занятия;
- поставленной цели и задач, раскрывающих пути её достижения;
- подготовки необходимых материалов и оборудования для конкретного
занятия;
- вводного инструктажа, представляющего организационные моменты:
приветствие, знакомство с темой и целью занятия, необходимые теоретические
сведения, инструктаж по технике безопасности;
- текущего инструктажа (практической работы), представляющего пошаговый
процесс выполнения изделия с обязательным соблюдением правил техники
безопасной работы используемыми инструментами под контролем педагога;
- заключительного инструктажа, состоящего из подведения итогов в конце
занятия, сообщения темы следующего занятия, уборки рабочих мест.
26
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Природа в творчестве»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, проявляющей интерес к изучению природы родного края,
к познанию окружающего мира через формирование умений и навыков работы
с различными материалами.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- воспитывать желание следовать принципу «Экология – дело каждого!»;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, сознательное, ответственное
отношение к работе;
- воспитывать трудовую культуру с обязательным соблюдением правил
техники безопасной работы в процессе практической работы;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать интерес к изучению профессий, связанных с декоративноприкладным творчеством;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (экскурсия, творческая мастерская, подготовка к
конкурсам, выставкам), способствуют усвоению и применению учащимися
правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют.
Воспитательная работа в объединении осуществляется как в процессе
учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия в массовых
мероприятиях – конкурсах, акциях.
В течение всего учебного года ведётся работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
Итоговые мероприятия (конкурсы, выставки творческих работ)
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
27
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на
эмоциональную сферу детей.
Воспитательное значение активности учащихся при реализации данной
программы наиболее наглядно проявляется в экологической, патриотической,
трудовой деятельности. В работе с учащимися применяется широкий круг
средств и методов воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Результат воспитания:
- учащиеся будут осознавать необходимость ответственного поведения в
окружающей среде;
- смогут оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их
экологической допустимости;
- будут стремиться к аккуратности, уважительном отношении к взрослым и
сверстникам;
- будут проявлять самостоятельность в социальной деятельности и её
самооценке.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие родителей
в практических заданиях детей).
Таблица 4
Календарный план воспитательной работы
объединения «Природа в творчестве» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Оганесян Тамара Грантовна
№
п/п
1.
Название события,
мероприятия
День открытых дверей
в МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе
Сроки
Форма
проведения
Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
сентябрь
Экскурсия в
ЭБЦ
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
28
2.
Всероссийский экологопросветительский конкурс
рисунков «Разноцветные капли»
сентябрь Индивидуальная
работа
3.
Выполнение поделок бабушкам и
дедушкам
4.
Выполнение открыток ко Дню
учителя
5.
Всемирный день защиты
животных
Международная детскоюношеская премия «Экология –
дело каждого».
До
1
октября
До
5
октября
4
октября
Октябрь
6.
Творческая
мастерская
Мастер-класс
Практическая
работа
Творческая
мастерская
7.
Международный день Чёрного
моря
31
октября
Творческая
мастерская
8.
Изготовление поделок к
празднованию дня рождения
Деда Мороза
Подарок к Дню матери
До 18
ноября
Волшебная
мастерская
До 30
ноября
Практическая
работа
10.
Акция «Сдай макулатуру – спаси
дерево!»
Декабрь
Акция
11.
«Светлый праздник – Рождество
Христово»
Январь
Мастер-класс
12.
День открытия Антарктиды
28
января
Беседа
13.
Всероссийский конкурс
экологических рисунков
Февраль
Индивидуальная
работа
14.
«Накорми птиц зимой!»
Февраль
Акция
9.
29
Сформированность
представлений об
окружающей природе,
воспитание экологической
культуры.
Воспитание уважительного
отношения к пожилым людям.
Воспитание внимательного
отношения и уважения к
профессии «Учитель».
Воспитания бережного
отношения к животным.
Сформированность понимания
необходимости заботы о
природе и бережного
отношения к растениям и
животным.
Воспитание познавательного
интереса и любознательности,
сформированность понимания
необходимости бережного
отношения к водным
ресурсам.
Воспитание заботливого
отношения к людям, развитие
творческой фантазии.
Воспитание любви к своим
родителям, умения проявить
заботу по отношению к ним.
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в просветительских
акциях.
Сформированность
практических навыков и
самостоятельности в
творческой работе.
Воспитание экологической
культуры, интереса к
путешествиям, уважения к
заслугам первооткрывателей.
Сформированность
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к участию в
конкурсе.
Воспитание заботливого
отношения к птицам,
15.
16.
Изготовление сувениров
(открыток) защитникам
Отечества
Выполнение подарочных
изделий к 8 Марта
17.
Всероссийский конкурс детского
рисунка «ХХI век глазами детей»
18.
Всероссийская акция «День
леса»
Всероссийская акция «День
птиц»
19.
20.
«Близкий далёкий космос»
21.
Всероссийская акция «День
Земли»
22.
Выполнение поделок – символов
Великой Пасхи
23.
«Никто не забыт, ничто не
забыто»
24.
Всероссийский урок Арктики,
посвящённый Дню полярника
25.
Работа с родителями
понимание их важности для
природы.
К 23
Творческая
Воспитание патриотических
февраля
мастерская
чувств к Родине, уважения к
её защитникам.
К8
Мастер-класс
Воспитание любви к родным
марта
женщинам, умения проявить
заботу по отношению к ним.
Март Конкурс
Сформированность
апрель
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к участию в
конкурсе.
21 марта
Творческая
Формирование бережного
мастерская
отношения к природе.
1 апреля Природоохранная Воспитание заботливого
акция
отношения к птицам,
понимание их важности для
природы.
К 12
Мастер-класс
Воспитание экологической
апреля
культуры, уважения к
заслугам первооткрывателей.
22
Акция
Расширение диапазона
апреля
экологических знаний через
участие в просветительских
акциях.
К 5 мая
Практическая
Воспитание патриотических
работа
чувств к Родине, уважения к
её культурному достоянию.
К 9 мая
Беседа
Воспитание патриотических
чувств к Родине, уважения к
участникам ВОВ.
21 мая
Тематический
Воспитание интереса к
урок
путешествиям и уважения к
первооткрывателям.
В
Индивидуальные Сплочение родительского
течение беседы, участие коллектива и вовлечение в
года
в мероприятиях жизнедеятельность
объединения.
30
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010 г. –
88с.: ил.
Жук С.М. Энциклопедия рукоделий — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,
2012 г. – 160с.: ил.
Зайцева А.А. Объёмный квиллинг. Цветы и фигурки животных. – Москва:
Издательство «Э», 2016. – 64с.: ил.
Зайцева А. А. Поделки из пластиковых бутылок: пошаговые мастер-классы
– Москва: Эксмо, 2015 – 64с.: ил.
Карлесси М.А. Всё из бисера. Цветы и деревья / пер. с итал. под ред.
Е.Зуевской. - М.: издательская группа «КОНТЭНТ», 2011 - 48с.: ил.
Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки – М.: АСТ,
СПб; Сова, 2007 - 176с.: ил.
Куликова Л.Г. Цветы из бисера, букеты, панно, бутоньерки./ Короткова Л.Ю.
— М.: Издательский Дом МСП, 2001 – 104с.: ил.
Ликсо Н.Л. Подарочные яйца из бисера. Минск: ХАРВЕСТ, 2011 – 112с.
Ляукина М.В. Подарки из бисера. Украшения, сувениры, офисные фенечки.
М.: Издательский Дом МСП 2004 – 96с.: ил.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие для
руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1983 - 176с.: ил.
Юртакова Л.В. Квилинг: создаем композиции из бумажных лент./ Юртакова
А.В. - М.: ЭКСМО, 2014 – 64с.: ил.
Список литературы для учащихся:
Васнецова Н.Ю. 365 советов юному мастеру. - М.: ООО «Издательство
Астрель», ООО Издательство АСТ, 2001 - 264с.: ил.
Курочкина Л. Быстрый квиллинг. / Щур Т., Ургард А. – М.: ООО «АСТПРЕСС КНИГА», 2015 – 35с.: ил.
Панкеев И.А. Поделки из природных материалов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,
2011. – 64 с.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас — М.: Просвещение,
2008 г.
Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. Шаг за шагом. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2007 –
32с.: ил.
Шнуровозова Т.В. Цветы и деревья из бисера. Уроки для начинающих. Ростов на /Д: ВЛАДИС; М.: РИПОЛ классик, 2011 - 144с.: ил.
31
2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся) ______________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п
Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(план/факт)/
кол-во часов)
Место и форма
проведения
Форма
контроля/
аттестации
ФИО
педагога,
должность
№
п/п
Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары (очные,
заочные, дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Название
мероприятия
Место и
форма
проведения
ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность
№
п/п
Самостоятельная работа
по ДООП
Дата
проведения
№
п/п
Участие в мероприятиях Дата
в рамках ДООП
проведения
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования)
32
Перечень тем,
Форма
работ, заданий, выполнен
выполненных
ных работ
самостоятельно
Дополните
льная
информа
ция
Название
мероприятия
Результат
участия
Место
проведения
№
п/п
Участие в профильных
Сроки
образовательных
проведения
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное тестирование,
летний профильный лагерь
и др.)
Название
образователь
ной
программы,
предмета
Место
проведения
Дополните
льная
информа
ция
Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии
Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию вносится показатель уровня в баллах, соответствующих степени
выраженности измеряемого критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня
сформированности всех показателей развития учащегося. Диагностическая карта
составляется на каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных
модулей программы в течение учебного периода (минимальный, общий, продвинутый).
33