"Основы медицины"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 70-ОД от 06.06.2025 г.

М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Основы медицины»
Уровень программы: базовый

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (144 часа)
Возрастная категория: от 14 до 17 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)

Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется

на бюджетной основе
(на бюджетной/внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе:

66119
Автор-составитель:
Корелова Нина Ивановна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)

г. Туапсе, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение

2

Стр.
3
6
6
9
10
15
16
16
23
24
25
26
28
31
32

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4

подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны, утвержденные протоколом заочного голосования Экспертного совета
Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского
отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы медицины» имеет естественно-научную направленность,
ориентирована на развитие интереса учащихся к профессии и формирование
на его основе профессиональных интересов и склонностей. Теоретические
занятия строятся на основе принципов развивающего обучения, включают
сведения об истории медицины и информацию о перспективах ее развития,
современные медицинские технологии.
Новизна
Дополнительная
программа
«Основы
медицины»
является
предпрофессиональной. Программа реализуется в МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе на протяжении нескольких лет. Ежегодно от 12 до 16 %
выпускников
поступают
в
учреждения
среднего
и
высшего
профессионального образования в сфере медицины.
С целью осуществления профессионального самоопределения
учащихся, обеспечения социальной защищенности выпускника, в условиях
нехватки квалифицированных рабочих кадров и существует данная
программа, которая создаёт условия для раскрытия потенциала, интереса к
профессии и позволяет практически ознакомиться с основами медицинской
профессии. На новый учебный год программа изменена и дополнена в
соответствии с методическими рекомендациями.
Актуальность
ХХI век принес человечеству не только блага цивилизации
и выдающиеся достижения в области науки и новых высоких технологий. Он
принес еще и невиданное ранее загрязнение окружающей среды, огромную
информационную и нервно-эмоциональную нагрузку, стремление человека
активно вмешиваться в естественные процессы на Земле, что привело к
возникновению конфликта между социальной жизнью общества и
естественными условиями существования человечества как вида. Отсюда
высокий уровень так называемых болезней цивилизации (заболевание
сердечно-сосудистой системы, нервно-психические нарушения и др.).
Актуальность программы обусловлена тем, что в условиях
модернизации здравоохранения необходимо дальнейшее неуклонное
повышение качества оказания медицинской помощи населению различных
возрастных периодов, подготовки кадров. В данной ситуации возникает
необходимость пропаганды и обучения элементарным медицинским знаниям
учащихся по оказанию помощи и уходу за больными, воспитания
ответственности у школьников за сохранение своего здоровья как важнейшей
обязанности человека, так как здоровье является главным экономическим
ресурсом любого государства.
6

Педагогическая целесообразность
Медицинская помощь и охрана здоровья являются одной из важнейших
государственных задач. Эффективность медицинской помощи во многом
зависит от качества работы младшего медицинского персонала.
С целью подготовки учащихся к активному включению в трудовую
деятельность по избранной профессии, облегчению их дальнейшей
профессиональной адаптации, по окончании курса предлагается выполнение
проектов – исследование проблем питания в жизни человека. Это позволяет
развивать их профессионально значимые способности: логическое
мышление, память, внимание, наблюдательность, организаторские
способности; формируется такое качество, как уверенность в себе, в своих
действиях и поступках; учащиеся обучаются общению с людьми, стилю
поведения в соответствии с принципами деонтологии.
В процессе производственной практики формируется адекватное
представление о профессиональной деятельности, создаются условия для
активной пробы сил, проверки соответствия своих возможностей и
требований избранной профессии. Содержание производственной практики
строится таким образом, чтобы выполнение действий способствовало
формированию положительного отношения к себе как к субъекту
профессиональной деятельности, раскрывало творческие возможности
профессии, воспитывало любовь и уважение к людям труда, прививало вкус к
творческому решению производственных задач.
Данная
программа
включает
оптимальное
описание
последовательности действия медицинских сестер и братьев при выполнении
основных манипуляций. Большое внимание уделяется вопросам
деонтологического воспитания и формированию личности. В данной
программе обращается внимание на то, что в конце каждой темы даются
контрольные вопросы, а также наиболее типичные конкретные ситуации,
характерные для практической деятельности медицинского работника.
Отличительная особенность программы заключается в ее
универсальности, дающей возможность научить необходимому минимуму
медицинских знаний, повысить уровень культуры и медицинской
грамотности молодежи, способствовать самостоятельному выбору профессии
и дальнейшей трудовой деятельности.
Программа составлена на высоком методическом уровне, включает в
себя модули, соответствующие получению необходимых знаний на должном
уровне в рамках реализации модели образования, следовательно, отвечает
требованиям уровня развития современной цивилизации, выполнению
социального заказа. Программа строится на принципах личностноориентированного образования. В ней заложено оптимальное сочетание
индивидуальной и совместной деятельности детей. Она предусматривает
возможность реализации индивидуального подхода к обучающемуся, работу
с группой детей, учитывает их возрастные, интеллектуальные и физические
особенности. Программа предусматривает решение ситуационных задач, что
должно готовить школьников к жизни и деятельности в широком,
7

динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно
возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие
умений и навыков строить и анализировать собственные действия.
Большинство программ по данной теме, представленных в сети
Интернет, являются платными, большей частью профессионального уровня.
Подготовительных,
предпрофессиональных
предлагается
немного.
Программа «Основы медицины» составлена с учетом особенностей и
возможностей МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе и взаимодействия
с сетевыми партнёрами Туапсинского района при её реализации.
Адресат программы
Набор учащихся в объединение производится без определенных
требований и ограничений, по желанию учащихся и их родителей (законных
представителей). Для детей с особыми образовательными потребностями
(детей-инвалидов и детей с ОВЗ), талантливых (одарённых, мотивированных)
детей или детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, при
необходимости может быть предусмотрена возможность занятий по
индивидуальной
образовательной
траектории,
подразумевающей
скорректированный учебный план и календарный учебный график с
применением дистанционных образовательных технологий. Индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ) представлен в Приложении.
Программа «Основы медицины» рассчитана на учащихся 14-17 лет. В
этот возрастной период происходит так называемое «превращение» ребёнка
во взрослую личность, переход от детскости к зрелости. Такая
трансформация затрагивает все стороны бытия подростка, его анатомофизиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное
созревание, а также все подвиды деятельности, а именно: игровую, учебную
и
трудовую.
Учебная
деятельность
осложняется
повышенными
требованиями, увеличением нагрузки, появлением новых наук, которые
необходимо систематически штудировать. Всё это требует от психических
процессов более глубокого уровня: основательных обобщений и
аргументированных доказательств, понимания абстрактных связей между
объектами, выработку отвлечённых понятий. В процессе усложнённой
учебной деятельности заметно совершенствуется интеллект подростков.
Содержание постигаемых знаний, модификация характера и содержания
учебной деятельности вырабатывают у них способность самостоятельно
мыслить,
обобщать, рассуждать, анализировать,
сопоставлять
и
резюмировать. Значимость рассматриваемого этапа формирования ребёнка
объясняется закладкой в данный период основ моральных, этических
принципов и социальных установок. Описываемый период знаменуется
вторичной социализацией, что предполагает большее задействование
когнитивных механизмов. Формируется мировоззрение, вырабатывается
ценностная база, представление о собственном предназначении, смысле
бытия. Вчерашние дети включаются в совершенно новую структуру
отношений. В этом возрасте подростки способны осуществить осознанный
выбор будущей профессии.
8

Программа ориентирована на формирование у детей позиции
признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и
укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по медицине и
формирование здорового образа жизни. Программой предусмотрено
ознакомление учащихся с медицинскими манипуляциями, овладение
системой медицинских знаний, приемами оказания доврачебной помощи,
развитие творческой инициативы и качеств, необходимых медицинскому
работнику. Программа знакомит школьников с процессами, происходящими в
организме человека при патологических состояниях, с гигиеническими
правилами, направленными на сохранение здоровья людей.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа «Основы медицины» реализуется на базовом уровне.
Рассчитана сроком обучения на 1 год, общий объём составляет 144 часа.
Форма обучения программы – очная. Формы и методы обучения
определены в соответствии с возрастными особенностями обучающихся,
индивидуальными, групповыми или коллективными видами деятельности,
материальным оснащением образовательной организации для проведения
практических работ.
Режим занятий
Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 4 учебных часа. Учебный
день – по расписанию. Общее количество часов по программе - 144 часа в
год. Из них 55 часов отведено на теоретическое обучение, 89 – на
практическую отработку полученных навыков. По окончанию курса
проводится итоговое тестирование. Учащиеся, успешно прошедшие его, а
также демонстрирующие успехи в течение всего периода обучения по
программе, получают свидетельство установленного образца.
Особенности организации образовательного процесса
В объединении могут быть сформированы группы учащихся в возрасте
14-17 лет. Состав групп постоянный. Программой предусмотрено
использование современных образовательных технологий
личностноориентированного образования, проектные, ИКТ, здоровьесберегающие.
Занятия проводятся в оборудованном кабинете, в котором есть всё
необходимое как для теоретического (парты, стулья, интерактивная доска,
проектор, ИКТ оборудование), так и для практического (тренажеры, макеты,
инструменты, материалы и другое) обучения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формирование у подростков медицинских знаний, воспитание
ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,
содействие профессиональной ориентации через формирование навыков
младшего и среднего медицинского персонала.
Личностные задачи:
- воспитывать активную жизненную позицию по отношению к собственному
здоровью и здоровью окружающих людей;
- воспитывать у учащихся потребность к сопереживанию, оказанию помощи
9

пострадавшим, больным людям;
- воспитывать потребность в выборе будущей профессии медицинского
работника.
Метапредметные задачи:
- сформировать у учащихся адекватное представление о профессиональной
деятельности медицинского работника;
- развивать способности самостоятельно планировать, ставить перед собой
задачу, выбирая способы её решения;
- развивать умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы;
- развивать практические навыки и умения по сбору, обработке и
представлению информации, умение работать с информационными
источниками;
- формировать устойчивую мотивацию к изучению материала программы.
Образовательные (предметные) задачи:
- формировать знания, умения и навыки общего ухода за больными и
оказания неотложной доврачебной помощи;
- научить основам медицинской этики и деонтологии, гигиены, анатомофизиологических особенностей взрослого и детского организма,
особенностям ухода за больными,
гигиеническим требованиям,
предъявляемым к организации ухода за больными в лечебнопрофилактических учреждениях и в домашних условиях;
- формировать знания о современной системе здравоохранения, содержании
труда в ней, основных направлениях ее развития.
- познакомить учащихся с медицинскими профессиями, типами лечебнопрофилактических учреждений, с основами фармакологии;
- научить технике оказания первой помощи при травмах, хирургических
заболеваниях, отравлениях, при неотложных состояниях.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы «Основы медицины»
№
п/п

Наименование раздела

Количество часов
Всего Теория Практика

Таблица 1
Формы
аттестации/
контроля

1

Вводное занятие

2

2

-

Беседа

2

Этические нормы поведения
патронажного работника

2

2

-

Педагогическое
наблюдение

3

Санитарнопротивоэпидемический режим.
Дезинфекция и стерилизация

8

2

6

Самостоятельные
задания

4

Основы анатомии и физиологии
человека

20

8

12

Устный опрос

5

Общий уход за больными

26

10

16

Промежуточная
аттестация

10

6

Хранение и применение
лекарственных средств (веществ)
– экономическая
целесообразность

14

4

10

Педагогическое
наблюдение
Устный опрос

7

Особенности ухода при
различных состояниях

54

12

42

Текущий контроль

8

Инородные тела

10

2

8

Устный опрос

9

Домашняя аптечка

4

2

2

Самостоятельные
задания

10 Интенсивная терапия

2

-

2

Тестирование

11 Итоговое занятие

2

-

2

Итоговая аттестация

144

44

100

Итого:

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с учащимися. План работы объединения. Инструктаж по
ТБ.
2. Этические нормы поведения патронажного работника
Теория: Медицинский этикет. Субординация. Ятрогения, как следствие
дефектов деятельности и общения медицинского персонала с пациентом.
Типичные причины, вызывающие ятрогению.
3. Санитарно-противоэпидемический режим. Дезинфекция и
стерилизация
Теория:
1. Личная гигиена медицинского персонала. Способы поддержания гигиены
персонала. Гигиена рук. Гигиенические требования и правила ношения
спецодежды и обуви.
2. Санитарно-противоэпидемический режим. Влажная уборка помещений.
Температура и влажность воздуха. Чистота воздуха и вентиляция в палатах.
Приказы № 288, № 720.
3. Дезинфекция, сущность, виды и методы. Физический метод дезинфекции и
средства, используемые при нем. Механическая очистка помещений, мебели,
применение пылесосов, мытье и стирка. Горячая вода и кипячение.
Ультрафиолетовые лучи, солнечный свет. Химический метод дезинфекции.
4. Стерилизация.
Практика:
Практическая работа - приготовление дезинфицирующих растворов с
соблюдением правил безопасности. Сроки и места хранения. Стерилизация.
Централизованная и децентрализованная стерилизация. Методы и способы
стерилизации. Стерилизация кипячением, прокаливанием, обжиганием,
автоклавированием, растворами химических препаратов.
В.Р. Решение ситуационных задач «Этика и психологические аспекты
будущей профессии».
4. Основы анатомии и физиологии человека
11

Теория:
1. Тело (структура тела, клетки).
2. Скелет. Мускулатура.
3. Кровь и сосудистый аппарат
4. Органы дыхания.
5. Органы пищеварения.
6. Железы внутренней секреции.
7. Мочеполовые органы.
8. Кожа.
9. Нервная система.
10. Органы чувств.
Практика: Практическая работа с программой «Открытая биология»,
исследование, работа с информационными источниками.
В.Р. Игра-путешествие по организму человека.
5. Общий уход за больными
Теория:
1. Личная гигиена больного и положение его в постели (2 ч). Функциональная
кровать.
Практика:
Практическая работа - приготовление постели. Смена нательного и
постельного белья у тяжело больных.
2. Основные требования к гигиене тела больного. Уход за волосами (2 ч).
Уход за кожей. Умывание. Душ, обтирание, мытье ног, стрижка ногтей. Уход
за половыми органами. Уход за волосами. Уход за глазами. Промывание глаз,
глазные ванночки. Уход за ушами. Уход за кожей при наличии пролежней.
Практика:
Практическая работа - обработка наружного слухового прохода. Уход за
носом. Уход за полостью рта.
3. Питание больных. Понятие о лечебном питании, основные принципы
лечебного питания. Особенности кормления больных в постели.
Практика:
Практическая работа - кормление с ложки и из поильника. Контроль за
хранением продуктов.
Теория:
4. Понятие о лечебных столах.
5. Лечебные столы.
6. Характеристика лечебных столов.
7. Физиотерапия: воздействие на организм больного.
8. Чистая вода.
9. Водные процедуры.
Практика:
Практическая работа - приготовление лечебной ванны, ванны для рук, ног и
сидячей ванны.
10. Чистый воздух.
11. Грелки, горчичники, банки. Техника постановки банок, горчичников и
12

грелок. Особенности применения пузыря со льдом.
12.
Пузырь со льдом, компрессы, гирудотерапия.
В.Р. Решение ситуационных задач «Назначение доктора»
6. Хранение и применение лекарственных средств (веществ) –
экономическая целесообразность
Теория:
1. Экономическая целесообразность правильного хранения лекарственных
препаратов. Наружное применение лекарственных средств.
Практика:
Практическая работа - втирание мазей, смазывание кожи, применение
пластырей, присыпок. Мазевые повязки
2. Практика:
Практическая работа - закапывание капель в уши, нос и глаза. Закладывание
мази за веко.
3. Сублингвальный способ применения лекарственных средств. Ректальный и
вагинальный способы применения лекарственных средств.
4. Парэнтеральное введение лекарственных средств.
5. Техника сборки шприца. Виды шприцев и игл. Устройство шприца и иглы.
Одноразовые шприцы и иглы.
Практика:
Практическая работа - техника сборки шприца.
6. Набор лекарств из ампул и флаконов. Разведение антибиотиков. Техника
внутримышечной инъекции.
Практика:
Практическая работа – техника внутримышечной инъекции.
7. Особенности ухода при различных состояниях
1. Помощь больным при заболеваниях органах дыхания: при одышке,
удушье и кашле. Сбор мокроты для исследования.
Практическая работа
2. Особенности ухода за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
3. Первая помощь при сердечно-сосудистой недостаточности — при
обмороке и коллапсе.
В.Р. Конкурс «Скорая помощь»
Практическая работа
4. Уход за больными с одышкой, отеками, болями в области сердца.
5. Особенности ухода за больными с заболеваниями ЖКТ.
Практическая работа
6. Основные признаки желудочно-кишечных заболеваний. Признаки
желудочного кровотечения и первая помощь при этом.
Практическая работа
7. Заболевания почек и мочевыводящих путей. Первая помощь при почечной
колике.
Практическая работа: Сбор мочи на общий анализ, первая помощь при
почечной колике.
8. Особенности ухода за больными с болезнями почек, мочевыводящих
13

путей.
9. Сахарный диабет. Понятие о сахарном диабете.
Практическая
работа:
Помощь
при
гипогликемической
и
гипергликемической коме. Сбор анализа мочи на сахар.
10. Помощь при гипогликемической и гипергликемической коме.
11. Первая помощь при травмах.
Практическая работа
12. Принципы и средства оказания первой помощи.
Практическая работа: Обращение с пострадавшим. Средства первой
помощи.
13. Уход за больными с ушибами, растяжениями, вывихами.
Практическая работа
14. Первая доврачебная помощь при переломах, наложение шины.
Практическая работа
15. Десмургия.
Практическая работа
16. Виды повязок.
17. Раны, первая помощь, остановка кровотечения при повреждении сосудов.
18. Внутреннее кровотечение. Острое малокровие при потере крови.
19. Понятие о степени ожога. Первая помощь.
Практическая работа: Оказание первой помощи.
20. Особенности химических ожогов.
В.Р. Экскурсия в ГБПОУ Ейский мед. колледж с. Агой
21. Обморожения. Степени, первая помощь.
22. Особые виды травм.
23. Травмы и повреждения головы.
Практическая работа: Положение больного при травмах головы.
24. Переломы ключицы и ребер.
Практическая работа
25. Признаки повреждения внутренних органов.
26. Травмы таза и позвоночника.
27. Азы медицины – основа финансовой грамотности
В.Р. «Лекарственные растения»
8. Инородные тела
1. Инородные тела в ране, глазах, носу, ушах, дыхательных путях, органах
пищеварения.
Практическая работа
2. Укусы насекомых и животных.
Практическая работа
3. Отравление пищевыми продуктами и газами (окись углерода, углекислый
газ).
4. Отравление суррогатами алкоголя (этанолом) и никотином.
5. Отравление лекарственными препаратами.
9. Домашняя аптечка
Теория: Лекарственные препараты и их аналоги. Лекарственные растения.
14

Изучение лекарственных препаратов, имеющих аналоги, сравнение состава и
цены. Обзор лекарственных растений, которые могут играть роль аналогов
лекарственным препаратам. Целесообразность экономически оптимального
способа лечения.
Практика: экскурсия, сбор лекарственных трав.
10. Интенсивная терапия.
Практика: Техника реанимационных мероприятий: наружный массаж
сердца, искусственное дыхание «изо рта в рот». Особенности ухода за детьми
и лицами пожилого и старшего возраста. Тестирование. Практическая работа
– правила ухода.
11. Итоговое занятие
Практика: Итоговый контроль - практические задания, отчёты.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
- будут иметь потребность в здоровом образе жизни;
- будут иметь потребность к сопереживанию, оказанию помощи
пострадавшим, больным людям;
- обретут активную жизненную позицию по отношению к собственному
здоровью и здоровью окружающих людей.
Метапредметные:
- получат элементарные практические навыки деятельности по оказанию
помощи больным людям;
- будут иметь адекватное представление о профессиональной деятельности
медицинского работника.
Предметные:
Учащиеся будут знать:
- основы медицинской этики и деонтологии;
- основы гигиены;
- основы оказания врачебной помощи;
- анатомо-физиологические особенности взрослого и детского организма;
- особенности ухода за больными с различной патологией;
- гигиенические требования, предъявляемые к организации ухода за
больными в лечебно-профилактических учреждениях;
- перечень практических навыков в домашних условиях;
Будут уметь:
- проводить санитарно-гигиенический режим в ЛПУ;
- делать в/м инъекции на фантоме;
- проводить общий уход за больными;
- проводить специализированный уход за больными с различной патологией;
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- владеть простейшими реанимационными мероприятиями.

15

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы «Основы медицины»
Примечание: В.Р. – Воспитательная работа
№
п/п
1

2
3
3.1
3.2
3.3

3.4

4
4.1

Тема занятия

Кол-во
часов
2

Форма занятия,
деятельность
Круглый стол

Материалы, методические
приемы
План работы объединения.
Инструкция по ТБ

Форма контроля

2

Дискуссия

Учебная литература

Педагогическое
наблюдение

2

Пресс-конференция

Педагогическое
наблюдение

2. Санитарнопротивоэпидемический
режим.
3. Дезинфекция, ее сущность,
виды и методы.
4. Стерилизация.

2

«Телепередача»

Приказы № 288, № 720.
Средства для личной
гигиены
Приготовление дез.
раствора

2

Средства для
стерилизации

Беседа

В.Р. Решение ситуационных
задач «Этика и
психологические аспекты
будущей профессии»
Основы анатомии и
физиологии человека
1. Тело (структура тела,
клетки).

2

Урок - консультация
Практическая работа приготовление дез.
растворов
Круглый стол,
коллективная игра

Совместная деятельность
с учащимися

Педагогическое
наблюдение

Исследование
Работа с программой

Иллюстративный
материал

Устный опрос

Вводное занятие
Знакомство с учащимися.
План работы объединения.
Инструктаж по ТБ.
Этические нормы поведения
патронажного работника
Санитарно-противоэпидемический режим. Дезинфекция
и стерилизация
1. Личная гигиена
медицинского персонала.

Беседа

8

Самостоятельные
задания

20
2

16

Дата
план

Дата
факт

4.2

2. Скелет. Мускулатура.

2

Работа с программой

4.3

2

4.4

3. Кровь и сосудистый
аппарат.
4. Органы дыхания.

Исследование
Работа с программой
Работа с программой

4.5

5. Органы пищеварения.

2

4.6

2

4.7

6. Железы внутренней
секреции.
7. Мочеполовые органы.

4.8

8. Кожа.

2

4.9

9. Нервная система.
10. Органы чувств.

2

Исследование
Работа с программой

Программа «Открытая
биология»
Иллюстративный
материал
Программа «Открытая
биология»
Программа «Открытая
биология»
Программа «Открытая
биология»
Иллюстративный
материал
Программа «Открытая
биология»
Иллюстративный
материал

2

Беседа
Коллективная игра

Программа «Открытая
биология»

Игра

2

2

Исследование
Работа с программой
Работа с программой
Исследование
Работа с программой
Работа с программой

Текущий контроль
Фронтальный опрос
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Текущий контроль
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль

4.10 В.Р. Игра-путешествие по
организму человека
5
Общий уход за больными

26

5.1

1. Личная гигиена больного и
положение его в постели.

2

Дискуссия
Практическая работа

Бельё

Самостоятельные
задания

5.2

2

Дискуссия

2

Практическая работа

2

5.5

5. Лечебные столы.

2

Пресс-конференция
Практическая работа
Исследование

Средства для личной
гигиены, видеоматериалы
Средства для личной
гигиены
Посуда, поильник

Устный опрос

5.4

2. Основные требования к
гигиене тела больного.
3. Питание больных. Понятие
о лечебном питании.
4. Понятие о лечебных столах

5.6

6. Характеристика лечебных
столов.

2

Дискуссия

5.3

17

Меню лечебного стола
Беседа
Меню лечебного стола
Обсуждение

Самостоятельные
задания
Текущий контроль
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение

5.7

7. Физиотерапия: воздействие
на организм больного.

2

Исследование
Практическая работа

5.8

8. Чистая вода.

2

5.9

9. Водные процедуры.

2

Игра
Практическая работа
Урок - консультация
Практическая работа
Деловая игра

5.10 10. Чистый воздух.

2

5.11 11. Грелки, горчичники, банки
12. Пузырь со льдом,
компрессы, гирудотерапия

2

Урок - консультация
Практическая работа

5.12 В.Р. Решение ситуационных
задач «Назначение доктора»

2

Практическая работа

5.13 Промежуточный контроль

2

Урок-зачет

6

6.1

6.2

6.3
6.4

Хранение и применение
лекарственных средств
(веществ) – экономическая
целесообразность
1. Экономическая
целесообразность правильного
хранения лекарственных
препаратов.
2. Наружное применение
лекарственных средств.
Закапывание капель.

14

3. Сублингвальный способ
применения лекарственных
средств.
4. Парэнтеральное введение

Иллюстративный
материал, инвентарь для
физиотерапии
Иллюстративные и
видеоматериалы
Инвентарь для ухода за
больными
Иллюстративные и
видеоматериалы
Банки, горчичники,
грелка. Пузырь со льдом,
материалы для
компрессов.
Иллюстративный
материал, инвентарь для
физиотерапии
Индивидуальные задания,
тестовый материал

Самостоятельные
задания
Текущий контроль
Самостоятельные
задания
Текущий контроль
Самостоятельные
задания
Самостоятельные
задания
Промежуточная
аттестация

2

Консультация
Практическая работа

Медицинский инвентарь

Устный опрос

2

Практическая работа

Самостоятельные
задания

2

«Интервью»

Мед. инвентарь, капли для
ушей, носа, глаз
Пластырь, присыпки,
мази, бинт
Лекарственные средства,
видеоматериалы

2

Урок - консультация

Лекарственные средства,

Педагогическое

18

Педагогическое
наблюдение

6.5

лекарственных средств.
5. Техника сборки шприца.

видеоматериалы
Шприцы, иглы

наблюдение
Устный опрос

Игра
Практическая работа
Игра
Практическая работа

Шприцы, иглы, ампулы,
флаконы
Шприцы, иглы, набор
лекарств в ампулах и
флаконах.

Самостоятельные
задания
Самостоятельные
задания

Моделирование
ситуаций
Практическая работа
Урок - консультация
Лекция

Средства для сбора
мокроты, иллюстративные
материалы
Иллюстративные,
видеоматериалы

Педагогическое
наблюдение

2

Конкурс

Иллюстративные,
видеоматериалы

Практические
задания

4. Уход за больными с
одышкой, отеками, болями в
сердце.

2

Моделирование
ситуаций

Инвентарь для ухода за
больными

Самостоятельные
задания

5. Особенности ухода за
больными с заболеваниями
ЖКТ.
6. Основные признаки
желудочно-кишечных
заболеваний.
7. Заболевания почек и
мочевыводящих путей. Первая
помощь при почечной колике.

2

Консультация
Деловая игра

Иллюстративные, видеоматериалы

Текущий контроль

2

Дискуссия
практическая работа

Самостоятельные
задания

2

Урок – консультация
практическая работа

Учебные материалы,
инвентарь для оказания
помощи при ЖКЗ
Инвентарь для ухода за
больными

2

Деловая игра

6. Набор лекарств из ампул и
флаконов.
7. Техника внутримышечной
инъекции.

2

Особенности ухода при
различных состояниях.
1. Помощь больным при
заболеваниях органов
дыхания.
2. Особенности ухода за
больными с сердечнососудистыми заболеваниями.
3. Первая помощь при
сердечно-сосудистой
недостаточности.
В.Р. Конкурс «Скорая помощь»

54

7.4

7.5

6.6
6.7
7
7.1
7.2

7.3

7.6
7.7

2

2
2

19

Текущий контроль

Устный опрос

7.8
7.9

8. Особенности ухода за
больными с болезнями почек,
мочевыводящих путей.
9. Сахарный диабет.

2

Беседа
Практическая работа

2

Инвентарь для сбора мочи
на анализ для оказания
первой помощи
Инвентарь для оказания
первой помощи
Мед. инвентарь
Иллюстративный
материал
Инвентарь для оказания
помощи при травмах
Иллюстративный
материал
Инвентарь для оказания
первой помощи

Самостоятельные
задания

Текущий контроль

7.10 10. Помощь при
гипогликемической и
гипергликемической коме.
7.11 11. Первая помощь при
травмах.
7.12 12. Принципы и средства
оказания первой помощи.
7.13 13. Уход за больными с
ушибами, растяжениями,
вывихами.
7.14 14. Первая доврачебная
помощь при переломах.
7.15 15. Десмургия.

2

Игра
Практическая работа
«Клуб знатоков».

2

Урок - консультация

2

2

Исследование
Практическая работа
Моделирование
ситуаций
Практическая работа
Деловая игра

2

Урок - консультация

7.16 16. Виды повязок.

2

Практическая работа

Инвентарь для оказания
первой помощи
Инвентарь для оказания
первой помощи
Средства для перевязки

7.17 17. Раны, первая помощь,
остановка кровотечения при
повреждении сосудов.
7.18 18. Внутреннее кровотечение.
Острое малокровие при потере
крови.
7.19 19. Понятие о степени ожога.
Первая помощь.
20. Особенности химических
ожогов.
7.20 В.Р. Экскурсия в ГБПОУ
Ейский мед. колледж с.Агой
7.21 21. Обморожения. Степени,

2

«Консилиум»
Практическая работа

Инвентарь для оказания
первой помощи

Самостоятельные
задания

2

Деловая игра

Иллюстративный
материал

Текущий контроль

2

Ролевая игра
Практическая работа
«Репортаж»

Самостоятельные
задания

2

Мастер-класс от
специалистов
«Консилиум»

Инвентарь для ухода за
больными с ожогами
Иллюстративный
материал
Инвентарь для оказания
первой помощи
Иллюстративный

2

2

20

Самостоятельные
задания
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельные
задания

Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль

Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль,

первая помощь.
7.22 22. Особые виды травм.
7.23 23. Травмы и повреждения
головы. Уход за больными с
травмой головы.
7.24 24. Переломы ключицы и
ребер.
7.25 25. Признаки повреждения
внутренних органов.
26. Травмы таза и
позвоночника.
7.26 27. Азы медицины – основа
финансовой грамотности
7.27 В.Р. «Лекарственные
растения»
8
Инородные тела
8.1 1. Инородные тела в ране,
глазах, носу, ушах,
дыхательных путях, органах
пищеварения.
8.2 2. Укусы насекомых и
животных.
8.3 3. Отравления пищевыми
продуктами и газами.
8.4 4. Отравления суррогатами
алкоголя и никотином.
8.5 5. Отравления
лекарственными препаратами.
9
Домашняя аптечка

2
2

Консультация
Практическая работа
Беседа
Практическая работа

материал
Инвентарь для ухода за
больными
Инвентарь для ухода за
больными с
повреждениями головы
Мед. инвентарь

Устный опрос
Самостоятельные
задания

2

Лекция

2

Беседа
Практическая работа

2

Исследование
Деловая игра
Экскурсия по ЭБЦ
Практическая работа

Иллюстративный
материал
Инвентарь для оказания
первой помощи
Иллюстративный
материал
Каталог лекарственных
растений

«Репортаж»
Практическая работа

Иллюстративный и видеоматериал, мед. инвентарь

Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль

Педагогическое

2
10
2

2

9.1

Состав аптечки

2

Исследование

Иллюстративный и видеоматериал, мед. инвентарь
Иллюстративный и
видеоматериал
Иллюстративный и
видеоматериал
Иллюстративный и
видеоматериал
Иллюстративный
материал
Аптечка

9.2

Лекарственные препараты и

2

Исследование

Иллюстративный и видео-

2
2

«Телепередача»
Практическая работа
Пресс-конференция

2

Круглый стол
Дискуссия
Исследование

4

Экскурсия

21

Текущий контроль
Устный опрос
Самостоятельные
задания
Текущий контроль
Самостоятельные
задания

Устный опрос
Текущий контроль
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль

их аналоги. Лекарственные
растения. Целесообразность
экономически оптимального
способа лечения.
10 Интенсивная терапия
10.1 Техника реанимационных
мероприятий: наружный
массаж сердца, искусственное
дыхание по методу «изо рта в
рот». Особенности ухода за
детьми и лицами пожилого и
старшего возраста.
11 Итоговое занятие
Итого:

2
2

2
144

материал, мед. инвентарь

наблюдение

Ролевая игра

Иллюстративный и видеоматериал, мед. инвентарь

Педагогическое
наблюдение
Тестирование

Урок-зачет

Практическая работа

Итоговая аттестация

22

2.2. Условия реализации программы
Характеристика помещения, используемого для реализации программы
«Основы медицины» соответствует Санитарным правилам СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Для занятий используется светлое проветриваемое помещение с
количеством посадочных мест от 12 до 15 человек.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- видеофильмы, соответствующие тематике проводимых занятий,
- иллюстративный материал.
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест: комплект изделий
медицинского назначения; комплект муляжей; комплект бланков медицинской
документации; комплект учебно-методической документации; наглядные
пособия.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: аппаратура
и приборы: весы; ростометр; биксы разных размеров; тонометры;
фонендоскопы; секундомеры; песочные часы; термометры медицинские;
лотки разные.
Медицинское оборудование и принадлежности: мерная посуда; емкости
для рабочих растворов дезинфицирующих средств (разные); упаковочный
материал для различных видов стерилизации упаковки (ламинат + бумага),
пакеты бумажные, крафт-пакеты).
Оборудование для мытья рук медицинского персонала:дозатор для
жидкого мыла, полотенцедержатель, бумажное полотенце; средства
индивидуальной защиты; комплект маркированных контейнеров (емкостей)
для проведения уборки; ветошь.
Медицинский инструментарий: корнцанги; ножницы; пинцеты;
шпатели; штанглазы; лотки разные; клеенчатая шапочка или косынка.
Предметы ухода: мягкий перевязочный материал; предметы личной
гигиены; средства для профилактики пролежней; мочеприемники разные;
судно; комплекты постельного и нательного белья; простыни; комплект
столовой посуды для кормления тяжелобольного пациента; судна
подкладные; фартуки клеенчатые; кувшины.
Документация: температурный лист (форма № 004/у); порционник;
журнал назначений.
Кадровое обеспечение
Данная дополнительная программа является предпрофессиональной.
Для реализации программы педагог дополнительного образования должен
иметь высшее профессиональное образование или средне-профессиональное
образование по специальности «Педагогика и психология», либо среднепрофессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Требования к педагогическому стажу работы и квалификационной категории
23

педагога не предъявляются.
Педагог должен обладать следующими компетентностями:
- профессиональная компетентность;
- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- правовая компетентность.
Педагог должен владеть:
- технологиями работы с одаренными учащимися;
-технологиями работы в условиях реализации программ инклюзивного
образования;
- умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- умением работать с девиантными, социально запущенными детьми, в том
числе, имеющими отклонения в социальном поведении.
Педагог дополнительного образования – Корелова Нина Ивановна,
работающий по программе «Основы медицины», имеет высшее
педагогическое образование по специальности «Учитель биологии»,
Горьковский педагогический институт, 1983 г. Стаж работы в должности
педагога дополнительного образования – 24 года, общий педагогический
стаж – 39 лет. Педагог имеет высшую квалификационную категорию. В 2015
г. за достигнутые успехи в сфере дополнительного образования детей и
многолетний плодотворный труд Корелова Н.И. была отмечена Почётной
грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
-разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
2.3. Формы аттестации
Аттестация проводится в формах, установленных локальными
нормативными актами МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе, с
периодичностью – 2 раза в течение учебного года. Для обучения по
программе «Основы медицины» принимаются все учащиеся старших
классов, желающие в дальнейшем выбрать профессию медицинского
работника. Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года
– конец декабря. Итоговая аттестация – после изучения всех тем программы.
Для подведения итогов работы по темам и разделам программы используются
такие формы контроля, как опрос, текущий контроль, наблюдение, анализ
24

практической работы, выполнение самостоятельных заданий.
Для отслеживания результативности по данной программе
используются
следующие
методы:
педагогическое
наблюдение,
педагогический анализ, педагогический мониторинг по реализации
программы (Таблица 3). Педагогический мониторинг включает в себя
диагностику личностного роста.
С целью определения уровня развития учащихся, через посещаемость
занятий и проявление интереса к данному виду деятельности в течение
учебного года проводится текущий контроль. С целью определения степени
усвоения учебного материала проводится промежуточная диагностика в
форме самостоятельной работы по заданной теме и тестирование. С целью
определения изменения уровня развития учащихся на конец срока
реализации программы проводится итоговая диагностика (тестирование).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- устный опрос;
- тестирование;
- самостоятельная работа;
- открытое занятие;
- педагогическое наблюдение;
- мониторинг результативности овладения знаниями по системе ЗУН;
- журнал посещаемости;
- отзывы родителей (законных представителей).
2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
Система показателей для фиксации наблюдений по уровням
овладения учащимися ЗУН
Минимальный
(1 балл)
- интерес к
направлению
деятельности
неустойчив, слабо
выражен;
- эмоциональный
отклик возникает
только при активном
побуждении педагога;
- видит общие
признаки предметов,
их некоторые
характерные
особенности;
- узнаёт знакомую
информацию;
- владеет знаниями о
некоторых свойствах

Общий
(2 балла)
- у учащегося есть
интерес к
направлению
деятельности;
- он выделяет
основные признаки
объектов изучения;
- с помощью педагога
устанавливает
простые
закономерности;
- правильно
пользуется
материалами и
инструментами;
- владеет знаниями о
строении организма
человека, правилах
25

Продвинутый
(3 балла)
- учащийся знает названия органов,
некоторые особенности
функционирования организма, правила
охраны органов чувств и ухода за ними;
- умеет объяснить, зачем нужны органы
и части тела, различия между человеком
и животными, причины, вызывающие
разное эмоциональное состояние;
- умеет самостоятельно содержать в
чистоте свое тело, управлять своим
настроением, чувствами, предвидеть
последствия поступков, слов;
- способен анализировать и оценивать
поведение свое и других людей и т.д.
- умеет оказывать первую медицинскую
помощь;
- умеет ухаживать за своим здоровьем и
телом;

организма человека,
не может объяснить
правила ухода за
своим организмом;
- применяет
элементарные
практические навыки
поведения во время
экскурсий только при
активной помощи
взрослого;
- знает основные
валеологические
понятия, приборы и
инструменты, но не
хватает умения
пользоваться ими;
- недостаточно
освоены навыки и
умения;
- самостоятельность
не проявляет.

ухода за своим
организмом;
- умеет объяснить,
зачем нужны органы и
части тела, различия
между человеком и
животными;
- проявляет интерес к
физиологическим
явлениям и процессам
в ходе обучения;
- знает и использует
основные
валеологические
понятия;
- применяет
элементарные
практические навыки
поведения во время
экскурсий с помощью
педагога;
- проявляет
самостоятельность.

- умеет работать в группе, в коллективе;
- способен применять полученные
знания в области здорового образа
жизни, основ психологии,
безлекарственных способах
поддержания своего здоровья на
практике;
- умеет планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей адекватно воспринимать предложения и
оценку учителя, товарища, родителя и
других людей;
- способен контролировать и оценивать
процесс и результат деятельности;
- умеет договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности
- умеет формулировать собственное
мнение и позицию
- способен применять полученные
сведения о ЗОЖ, безлекарственных
методах поддержания здоровья;
- умеет применять полученные в ходе
занятий знания для поддержания
активного и здорового образа жизни;
- умеет анализировать и сопоставлять,
обобщать, делать выводы, проявлять
настойчивость в достижении цели.
- умеет выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных
видах деятельности;
- способен быть сдержанным,
терпеливым, вежливым в процессе
взаимодействия;
- способен подводить самостоятельный
итог занятия; анализировать и
систематизировать полученные умения
и навыки.

2.5. Методические материалы
Для работы по программе используются следующие методы обучения:
словесный, наглядный, практический, проблемный, исследовательский,
дискуссионный, поисковый, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Воспитательные методы: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация.
Используются следующие виды технологий: групповое обучение,
коллективное взаимообучение, дифференцированное обучение, развивающее
обучение, проблемное обучение, игровая деятельность, коммуникативная,
проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии.
Формы организации учебного занятия:
26

- исследование,
- консультация, консилиум.
- «репортаж»,
- моделирование ситуаций,
- «клуб знатоков»,
- «интервью»,
- дискуссия,
- игра: деловая, ролевая, коммуникативная,
- «урок мудрости»,
- пресс-конференция,
- практическая работа,
- «телепередача»,
- открытое занятие,
- круглый стол,
- урок-зачёт.
Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап.
- организация начала занятия, приветствие, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
- повторение и закрепление ранее изученного материала.
2. Основной этап.
- сообщение темы, цели занятия, мотивация учебной деятельности (вопрос,
загадка, ребус, проблемное задание),
- усвоение новых знаний и способов действий (с использованием заданий,
вопросов, игр),
- первичная проверка понимания изученного (применение пробных
практических заданий с объяснением),
- закрепление новых знаний и способов действий (самостоятельные задания,
творческая часть),
- обобщение и систематизация знаний, контроль (беседа, опрос, задания
творческого уровня).
3. Итоговый этап.
- подведение итогов занятия, оценка результатов, самооценка детьми своей
работоспособности).

27

2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Основы медицины»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования у учащихся
экологической культуры, воспитание ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью других людей, содействие профессиональной
ориентации.
Задачи воспитания:
- воспитывать активную жизненную позицию по отношению к собственному
здоровью и здоровью окружающих людей;
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы социально-активной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать у учащихся потребность к сопереживанию, оказанию помощи
пострадавшим, больным людям;
- воспитывать потребность в выборе будущей профессии медицинского
работника.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, конференция, участие в
дискуссиях, в акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выступления,
презентации проектов и исследований – способствуют закреплению ситуации
успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные
умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
28

сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение к участию в конкурсах,
участие родителей в практических заданиях детей).
Таблица 4
Календарный план воспитательной работы
объединения «Основы медицины» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Корелова Нина Ивановна
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

День открытых
дверей в МБОУ ДО
ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе
Решение
ситуационных задач
«Этика и
психологические
аспекты будущей
профессии»

сентябрь

Экскурсия в ЭБЦ

сентябрь

Круглый стол,
коллективная игра

3.

Международная
детско-юношеская
премия «Экология –
дело каждого»

октябрь

Конкурс
Индивидуальная
работа с детьми

4.

Игра-путешествие

октябрь

Коммуникативная

2.

29

Практический результат,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Привлечение внимания
учащихся к особенностям
профессии мед. работника,
развитие коммуникативных
навыков и положительного
взаимодействия в
коллективе
Привитие чувства любви к
природе, к себе как её
части, понимания
необходимости бережного
отношения к окружающей
среде.
Формирование бережного

по организму
человека

игра

5.

Всероссийский День
матери

ноябрь

Беседа

6.

Решение
ситуационных задач
«Назначение
доктора»

декабрь

Практическая
работа

7.

Конкурс «Скорая
помощь»

февраль

Конкурс

8.

Экскурсия в ГБПОУ
Ейский мед. колледж
с. Агой

март

Экскурсия

9.

Лекарственные
растения: сбор
растений на участке,
приготовление
лекарственных
сборов
Международная
акция «Сад памяти»

апрель

Экскурсия в
Экологобиологический
центр

май

Акция

Работа с родителями

в течение
учебного
года

Индивидуальные
беседы, участие в
мероприятиях

10.

11.

30

отношения к своему
организму и установки на
ЗОЖ.
Воспитание уважения к
родителям, благодарности и
чувства гордости за них.
Привлечение внимания
учащихся к особенностям
профессии мед. работника,
развитие коммуникативных
навыков и положительного
взаимодействия в
коллективе.
Воспитание ответственного
отношения к своему
здоровью, чувства
сопереживания людям,
возможности оказания им
помощи.
Формирование навыков
профессионального
общения, уважения к труду,
соблюдения этики и правил
поведения.
Воспитание чувства
ответственности,
трудолюбия,
наблюдательности,
бережного отношения к
растениям.
Воспитание
патриотических чувств к
Родине, уважения к
участникам ВОВ.
Сплочение родительского
коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела. Курс
лекций. Сестринские технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 733 с.
2. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела:
Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа ГЭОТАРМедиа, 2013.
3. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету
«Основы сестринского дела» Москва Издательская группа ГЭОТАР-Медиа,
2013.
4. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела.– Ростов н/Д.:
Феникс, 2014. – 768 с.
5. Осипова В.Л. «Дезинфекция» Учебное пособие для медицинских училищ
и колледжей Москва Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа» 2015.
6. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для
медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «ГЭОТАРМедиа» 2015.
7. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. –
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
8. Туркина Н.В., Филенко А. – «Общий уход за больными». Учебник.
Товарищество научных изданий КМК 2007.
Список литературы для учащихся:
Профильные периодические издания (журналы):
• «Медицинская помощь» - ОАО Издательство «Медицина».
• «Медицинская сестра» - Издательский дом «Русский врач».
• «Медсестра» - Издательский Дом "ПАНОРАМА".
• «Сестринское дело» - Издательство "Современное сестринское дело".
• «Старшая медицинская сестра» - Издательство "Современное сестринское
дело".
Интернет-ресурсы:
1. www.med-pravo.ru– нормативные документы;
2. www.rosmedlib.ru– медицинская студенческая библиотека;
3. http://www.sisterflo.ru/index.php- сестринское дело.

31

2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся) ______________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары (очные,
заочные, дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная работа
по ДООП

Дата
проведения

№
п/п

№

Перечень тем,
Форма
работ, заданий, выполнен
выполненных
ных работ
самостоятельно

Дополните
льная
информа
ция

Участие в мероприятиях Дата
в рамках ДООП
проведения
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования)

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

Участие в профильных

Название

Место

Дополните

Сроки
32

п/п

образовательных
проведения
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное тестирование,
летний профильный лагерь
и др.)

образователь
ной
программы,
предмета

проведения

льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем
вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех показателей развития
учащегося. Диагностическая карта составляется на каждого учащегося для определения
уровня освоения обязательных модулей программы в течение учебного периода
(минимальный, общий, продвинутый).
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».