"Фенологические наблюдения"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
^-^им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Т.М. Бур л ай
При^§/№70-ОД от 06.06.2025 г.

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Фенологические наблюдения»
Уровень программы: ___________ базовый_________________________
('ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы:

Возрастная категория:
Форма обучения:

1 год (144 часа)

от 12 до 17лет
__________ очная________
(очная, очно-заочная, дистанционная)

авторская

Вид программы:

(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется

на бюджетной основе
(на бюджетной внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 63793

Автор-составитель:
Мальцева Елена Владимировна
методист
(Ф.И.О. и должность разработчика)

г. Туапсе, 2025

Содержание
№
Название раздела
Стр.
п/п
Нормативно-правовая база
3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
6
содержание,планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
6
1.2 Цель и задачи программы
11
1.3 Содержание программы
12
1.4 Планируемые результаты
14
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
16
включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
16
2.2 Условия реализации программы
20
2.3 Формы аттестации
22
2.4 Оценочные материалы
23
2.5 Методические материалы
26
2.6 Раздел воспитания, календарный план воспитательной
28
работы
32
2.7 Список литературы
33
2.8 Приложение

2

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи
3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и
технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций,
слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с
участием организованных групп детей, проводимых организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха
детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов
государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких
мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023 г.
№ АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
реализации
профориентационного
минимума
для
образовательных
организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
4

реализации профориентационного минимума в образовательных организациях
субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны, утвержденные протоколом заочного голосования Экспертного совета
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
по
вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха
№ АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ Регионального модельного
центра дополнительного образования детей Краснодарского края», авторсоставитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат педагогических наук,
руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Фенологические наблюдения» - естественнонаучная. Программа разработана для детей среднего школьного возраста и
ориентирована на познание природы, а именно на отслеживание
закономерностей сезонных изменений в животном и растительном мире.
Новизна
Современное образование направлено на становление гармонично
развитой личности учащегося. Немаловажная роль в этом процессе отводится
экологическому воспитанию, которое является важной составляющей базовых
ценностей российского народа.
Новизна программно-методического и организационно-технологического
обеспечения реализации программы заключается:
1) в организации сетевой формы реализации программы, предполагающей
использование ресурсов организации дополнительного образования - МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе и организаций-партнёров:
- Гидрометеобюро-1 Краснодарского центра по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды, филиала ФГБУ "Северо-Кавказское УГМС";
- Туапсинское районное отделение Русского географического общества.
2) в интерактивном характере проведения занятий, экскурсий, мастер- классов,
досуговых мероприятий за счет применения и использования в
образовательном процессе различных педагогических технологий в области
экологических знаний. Эти технологии предполагают организацию
образовательной деятельности учащихся не только в стенах МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г. Туапсе, но и вне его стен с привлечением материальных,
кадровых ресурсов социальных партнеров, что обусловливает сетевой характер
ее реализации.
Актуальность программы «Фенологические наблюдения» определяется
тем, что она ориентирована на наблюдение за сезонными изменениями в
природе с учетом многолетнего опыта и практических знаний о наблюдении за
природой Русского географического общества. Методика наблюдений,
описанная в программе, разработана с учетом внимательного изучения
исторического опыта, что дает возможность не только сопоставлять данные,
полученные в ходе наблюдений, но и продолжать ряды этих наблюдений на
перспективу. Рост интереса общества к исследованию природы родного края, ее
богатств и ресурсов, особенностях ее функционирования в современных
условиях изменения климата определяют значимость программы.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся,
изменившаяся экологическая и социально-экономическая обстановка в стране
требуют внедрения новых подходов и методов активизации подростков.
Именно поэтому появление новых форм вовлечения подростков в социальную
6

и научно-исследовательскую активность и призвано способствовать
формированию и совершенствованию экологической и социальной
компетентности подрастающего поколения.
Фенологические наблюдения становятся одной из таких форм работы.
Неотъемлемым
свойством
нашей
планеты
являются
закономерно
чередующиеся ежегодные изменения, воспринимаемые нами как смена времен
года. Каждой природной зоне, каждой территории свойственны свои сезонные
явления и календарные сроки их наступления. Сезонная ритмика захватывает
все геологические оболочки. Наибольшего разнообразия сезонные изменения
достигают в биосфере – мире живых организмов, вся жизнедеятельность
которых определяется приспособлениями к сезонной ритмике абиотических и
биотических компонентов Земли. Фенологические знания необходимы также и
в лесном хозяйстве, так как для борьбы с вредителями леса необходимо знать
сроки их развития, стадии роста и развития повреждаемых культур. Лесному
хозяйству также необходимы данные точных фенологических наблюдений за
развитием растений в зависимости от погодных условий. Это помогает
определить оптимальные сроки сбора семян, посева их в питомнике и др.
Фенологические знания находят широкое применение и в пчеловодстве,
охотничьих и рыбоводческих хозяйствах, медицине, метеорологии, дорожном и
военном деле.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
учащихся с уникальностью природы своего региона, с необходимостью
сохранения природных богатств, а также с выбором будущей профессии в
сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики страны способствует
наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности граждан.
Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных основ
грамотного финансового поведения у учащихся в системе дополнительного
образования. Занятия по программе позволят учащимся представить и
проанализировать общие закономерности развития природы нашего региона,
накопить значительный массив информации, нашедший применение в
различных отраслях народного хозяйства, стать активными участниками
преобразований, происходящих в стране. Всё это делает программу
конкурентоспособной среди других программ естественно-научной
направленности.
Педагогическая целесообразность
программы заключается в
стимулировании познавательной деятельности подростков и продолжении
формирования их экологической культуры. Занятия по программе стимулируют
любознательность учащихся, прививают интерес к исследовательской работе,
развивают умение накапливать, систематизировать данные наблюдений, делать
выводы. Программа ставит учащихся в позицию первооткрывателя, искателя
истины, умеющего точно обрисовать ближние и дальние перспективы,
предстоящие природные неприятности и катаклизмы. Кроме того, работа по
программе «Фенологические наблюдения» обогащает нравственный опыт
7

учащихся, воспитывает их ответственность и самостоятельность. Идея
сохранения окружающей среды и минимизации пагубного влияния человека на
природу – краеугольный камень программы. Фенология одна из наук, дающая
доступный способ узнавания будущего.
И поэтому, очень важно, чтобы
организация обучения по фенологии была направлена на формирование качеств
и свойств личности.
Отличительные особенности программы
В последние годы прослеживается огромный интерес к экологической
работе Русского Географического Общества, возрождение интереса к познанию
природы родного края, особенно у подрастающего поколения, фенологическим
наблюдениям и материалам. Однако в практике работы кружковых
объединений
дополнительного
образования
детей
обнаруживается противоречие между необходимостью повышать качество
знаний учащихся по фенологии, развитию их фенологической компетентности
и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях
традиционного обучения в системе дополнительного образования детей.
Данная программа предлагает один из способов решения этой проблемы.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих
программ в том, что она направлена на удовлетворение любознательности тех
учащихся, которые стремятся к непосредственному общению с природой, хотят
изучать закономерности природных процессов.
Ведущими педагогическими технологиями организации образовательного
процесса выступают такие интерактивные педагогические технологии как:
- «технология проектно-исследовательской деятельности»,
- «технология коллективно-творческой деятельности», позволяющие
заинтересовать ребят экологической обстановкой, культурой родного края,
сформировать у подростков эмоционально-ценностное отношение, готовность к
познанию природы, экологии, культуры города Туапсе.
Адресат программы «Фенологические наблюдения» - учащиеся 12-17
лет (юноши и девушки). Программа рассчитана на учащихся, проявляющих
особый интерес к исследовательской деятельности. Эти потребности могут
быть реализованы в процессе освоения данной программы. Набор в
объединение свободный, по желанию детей и с согласия их родителей или
законных представителей. Состав группы постоянный, наполняемость - 12-15
человек.
Набор детей на обучение по программе ведется по желанию учащихся и
их родителей (законных представителей). Для детей с особыми
образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть предусмотрена
возможность занятий по индивидуальной образовательной траектории,
подразумевающей скорректированный учебный план и календарный учебный
график с применением дистанционных образовательных технологий.
8

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) представлен в
Приложении.
Данный возраст (12-17 лет), с точки зрения теории возрастной
периодизации Д.Б. Эльконина, является подростковым. Основные особенности
подросткового возраста: самооценка, критическое отношение к людям,
стремление к взрослости и самостоятельности, подчинение коллективным
нормам. Основной ведущей деятельностью в старшем подростковом возрасте
(12-17 лет) является учебно-профессиональная. Подросток углубляется в
изучение предметов, готовится к выбору своего профессионального пути,
который может быть связан с такой перспективной и актуальной на данный
момент профессией, как эколог.
Таким образом, данная программа предлагает подростку исследовать вопросы
экологии и природопользования, проявляя активность, самостоятельность,
находясь в группе единомышленников, и направлять свою энергию на изучение
природный явлений, взаимосвязей и сохранение природы.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фенологические наблюдения» относится к базовому уровню и рассчитана на 1
год обучения. Общее количество часов по программе составляет 144 часа в год.
Программа предполагает использование технологии разноуровневого обучения,
в рамках которого учащиеся усваивают учебный материал, исходя из различных
интересов, склонностей, потребностей, способностей и мотивов, особенностей
темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Форма обучения – очная. Также могут применяться формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь –
фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г.
Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение материала
программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591 (мастерклассы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно ФЗ
№237, допускающему сочетание различных форм получения образования и
форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
9

Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа с перерывами в 10
мин. после каждого академического часа. Согласно Положению о режиме
занятия учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе, учебный час 40 мин.
Особенности организации образовательного процесса
Для активизации образовательной деятельности учащихся, когда
преобладающая роль отводится
практико-ориентированным
методам,
стимулирующим инициативу
и самостоятельность детей, такие
образовательные технологии как мастерские, тренинги, профессиональные
пробы, практики, рефлексивные практики становятся приоритетными в
образовательном процессе, через включение учащихся в деятельность
профессиональных объединений, решающих практические задачи.
Занятия по программе «Фенологические наблюдения» строятся в соответствии
с возрастными, психологическими и физиологическими особенностями
подростков. Занятия проводятся в различных формах: лекторий, лекция-беседа,
экскурсия, акция, конкурс, выставка, мастер-класс, встреча со специалистами,
круглый стол. Календарный учебный график составляется на весь
образовательный период, допускается внесение изменений.
Принципы, на которых базируется программа:
- соответствие образовательной программы и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательной программы;
- разноуровневость образовательной программы;
- модульность содержания образовательной программы, возможность
взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательной программы;
- открытый и сетевой характер реализации.
Формы занятий: фронтальные занятия (лекция, беседа, семинар,
конференция,
мастер-класс,
круглый
стол,
тренинг,
экскурсия),
индивидуальные и групповые консультационные занятия по индивидуальным
планам выполнения творческих работ и проектов, групповые практические и
лабораторные работы, открытые занятия. Разработка исследовательских
проектов, решение задач, предложенных на интеллектуальных турнирах,
выполнение лабораторных и практических работ осуществляется учащимися
индивидуально или группами 2–3 человека с обсуждением промежуточных и
окончательных результатов всем ученическим коллективом.

10

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – расширение и углубление естественнонаучных
знаний и навыков ведения фенологических наблюдений учащимися.
Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели в рамках
программы:
Личностные задачи:
- способствовать личностному развитию;
- способствовать формированию интереса к экологии, фенологии;
- развитие критического, креативного мышления;
- развитие коммуникативных навыков и навыков публичного выступления;
- формирование информационной культуры;
- воспитывать бережное и позитивное отношение к природе как к
общечеловеческой ценности;
- формировать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность;
формировать экологическую культуру учащихся, способствующую
воспитанию грамотного поведения в природе и социуме;
- воспитывать потребность в повышении экологических знаний, самооценке
своих достижений.
Метапредметные задачи:
- развитие учебно-познавательных способностей учащихся;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- развитие творческого мышления;
- исследовательских навыков учащихся;
развивать навыки поиска и обработки информации, практического
применения знаний об окружающей среде и химических, физических процессах
в рамках природоохранных действий;
- развивать навыки публичного выступления;
формировать ответственное отношение к работе в группе, ведению
исследовательской и проектной деятельности.
Образовательные (предметные) задачи:
- познакомить учащихся с основными понятиями экологии, связями и
закономерностями в природе;
- расширить знания о природе своей страны, Краснодарского края, Чёрного
моря, Туапсинского района;
- познакомить с представителями флоры и фауны, занесёнными в Красную
книгу России и Краснодарского края;
- научить первоначальным знаниям поиска, преобразования и хранения
информации;
- развивать познавательный интерес к изучению природы;
- формировать представления об основных методах ведения фенологических
наблюдений;
- обогатить знания учащихся об исследуемых природных объектах.
11

1.3. Содержание программы
Содержание программы представлено в учебном плане.
Таблица 1
Учебный план программы «Фенологические наблюдения»
№
п/п

Количество часов Формы
Практи аттестации/
Всего Теория
контроля
ка
Собеседование
4
2
2

Название раздела

1

Введение в фенологию

2

Фенологические наблюдения за
гидрометеорологическими
явлениями

36

12

24

Дневник наблюдений

3

Фенологические наблюдения за
животными

32

8

24

Промежуточная
аттестация

32

4

28

Дневник наблюдений

20

2

18

Дневник наблюдений

Анализ фенологических данных.
Подведение итогов года

20

6

14

Конференция
Итоговая
аттестация

Итого:

144

36

108

4
5

6

Стартовый контроль

Фенологические наблюдения за
растениями
Фенологические наблюдения за
сельскохозяйственными
культурами

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в фенологию (4 час.)
Теория: История фенологии. Значение фенологических наблюдений Основные
подходы и методы в фиксации фенологических наблюдений
Воспитательная работа: День открытых дверей в МБОУ ДО ЭБЦ им. А. И.
Воейкова.
Раздел 2. Фенологические наблюдения за гидрометеорологическими
явлениями (36 час.)
Теория: Метеорология. Предмет и задачи метеорологии. Метеорологические
величины и атмосферные явления Значение метеорологии для практической
деятельности человека и охраны природной среды. Сезонные ритмы в природе.
Климат и погода. Народные приметы о погоде. Образование, виды и способы
измерения атмосферных осадков. Осадки. Осадкомер. Туман, условия его
образования. Анализ погоды.
Практика: Метеорологические наблюдения и методы фиксации –
существующие виды оборудования.
Температура и влажность воздуха.
Термометр, гигрометр. Атмосферное давление, приборы и единицы его
измерения. Барометр. Виды облаков Наблюдение за облачностью. Наблюдение
за атмосферными явлениями (сумерки, заря, миражи, радуга). Основные
характеристики определения атмосферных явлений.
Воспитательная работа: Знакомство с профессией «Метеоролог».
Воспитательная работа: Международный день Черного моря. Акция
12

«Чистые берега» (31 октября).
Раздел 3. Фенологические наблюдения за животными (32 час.)
Теория: Общая характеристика животных. Основы систематики. Сезонные
явления в жизни животных (размножение, миграции, линька). Знакомство с
наиболее распространенными видами местной фауны. Таксоны животных,
включенных в программу фенологических наблюдений для Туапсинского
района. Работа с коллекциями. Работа с определителями
Практика: Общая характеристика класса птиц, их биология, значение,
представители. Работа с коллекциями. Работа с определителями. Прилеты,
пролеты, перелеты, стояние. Гнездование, кладка, насиживание яиц.
Появление, вылет птенцов. Последняя песня летом. Линька. Вторичное
гнездование. Появление зимующих птиц. Сезонная местность обитания птиц.
Воспитательная работа: Акция «День птиц».
Воспитательная работа: Международный день добровольца (5 декабря).
Воспитательная работа: Акция «Каждой пичужке кормушка».
Раздел 4. Фенологические наблюдения за растениями (32 час.)
Теория: Общая характеристика царства растений. основы систематики.
Жизненный цикл растений. Весеннее пробуждение растений. представители.
Сроки и периоды вегетации. Состояние растительности в период зацветания
первоцветов.
Практика: Распространенные виды местной флоры. Виды растений,
включенных в фенологические наблюдения. Листопадные и вечнозеленые
растения. Строение листьев. Осенняя окраска листьев. Пигменты. Выявление
пигментов у осенних листьев. Фазы развития растений Осенние явления в
жизни растений. Грибы. Строение, представители. Зимний покой у растений.
Выгонка растений из состояния покоя. Цветок. Соцветие. Опыление.
Насекомые-опылители.
Воспитательная работа: Международный день леса (21 марта).
Воспитательная работа: Акция «Внимание. Первоцвет»
Раздел 5. Фенологические наблюдения за с/х культурами (20 час.)
Теория: Хозяйственное значение растений, основные сельскохозяйственные
культуры. Устройство теплицы.
Практика: Особенности выращивания овощных культур в теплице.
Работа в теплице по подготовке к посевному сезону. Посев семян овощных
культур на рассаду. Наблюдение за ростом и развитием сельскохозяйственных
культур. Работа в теплице.
Раздел 6. Анализ фенологических данных (18 час.)
Теория: Подготовка к итоговой научно-практической конференции.
Обоснование актуальности проекта. Работа с литературой, интернетисточниками. Основные подходы к анализу фенологических данных. Выбор
метода и методик исследования.
Практика: Анализ полученных данных. Оформление работы. Научнопрактическая конференция. Защита проекта.
Воспитательная работа: «Урок Победы» - акция «Сад Памяти».
13

1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- бережное и позитивное отношение к окружающей природе;
- уважительное отношение к результатам труда (своего и чужого);
- организованность, ответственность, самостоятельность;
- повышение уровня экологической культуры, правильного поведения в
природе;
- проявление потребности в повышении экологических знаний и навыков, в
самооценке своих достижений, готовности к формулировке и достижению
собственных финансовых целей.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, преобразовывать практическую задачу в
познавательную; умения учиться
2.Познавательные УУД:
- развивать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа
информации, представленной в разных формах: текст, таблица, схема,
экспонат, модель, иллюстрация, слайд, другие и интерпретации этой
информации.
3. Коммуникативные УУД:
-уметь контактировать в коллективе, налаживать взаимодействие в команде,
быстро адаптироваться в новой обстановке, ценить результаты труда.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве
Предметные результаты:
- освоение основных понятий экологии, связей и закономерностей в природе;
- расширение знаний о природе своей страны, Краснодарского края, Чёрного
моря, Туапсинского района;
- знакомство с представителями флоры и фауны, занесёнными в Красную книгу
России и Краснодарского края;
- владение первоначальными знаниями поиска, преобразования и хранения
информации;
- освоение основных методов ведения фенологических наблюдений;
- расширение знаний об исследуемых природных объектах и явлениях.
В результате обучения по программе учащиеся должны знать следующие
понятия:
- наука фенология, практическое и научное значение,
- биологические особенности объектов фенологических наблюдений,
- феноиндикаторы, сезонные явления – фенологические индикаторы сезонов в
нашей природной зоне.
В результате обучения по программе учащиеся должны уметь:
14

- вести наблюдения за погодой (отмечать температуру воздуха, направление
ветра, облачность, осадки),
- строить график температур (вручную и программа), «розу ветров», диаграмму
облачности, делать выводы из своих наблюдений,
- выполнить анализ сезона по плану,
- делать краткосрочные прогнозы на основе народного «погодоведения»,
- определять фенологические фазы развития растений и животных,
- анализировать и делать выводы,
- работать с литературой.

15

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
программы «Фенологические наблюдения»
Календарный учебный график программы «Фенологические наблюдения»
имеет индивидуальные особенности: даты изучения тем программы могут быть
проставлены в вариативном порядке и распределены в течение всего учебного
года, поскольку обучение по программе происходит, преимущественно, в
практических формах и зависит от многих факторов: погодных условий,
текущих акций, краевых конкурсов, муниципальных мероприятий, режима
работы организаций-партнёров и др. Педагог может корректировать даты
проведения будущих тем с учётом данных факторов, с соблюдением общего
количества часов по каждому разделу программы.
Таблица 2
Календарный учебный график программы «Фенологические наблюдения»
Примечание: В.р. – Воспитательная работа
№
п/п

1
1.1

2

2.1

Раздел, тема занятия

КолФорма занятия/
Форма
во
деятельность
контроля
часов
Модуль 1 – сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 64 ч.)
Введение в фенологию
4
В.р.: День открытых дверей
2
Экскурсия по ЭБЦ Собеседование
в МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Знакомство с
Стартовый
Воейкова
учащимися,
контроль
инструктаж по ТБ
(входная
диагностика)
История фенологии.
1
Просмотр
Педагогическое
Значение фенологических
презентации:
наблюдение
наблюдений
«Фенологические
наблюдения»
Основные подходы и
1
Работа с
Педагогическое
методы в фиксации
информационными наблюдение
фенологических
источниками
наблюдений
Фенологические
36
наблюдения за
гидрометеорологическим
и наблюдениями
Метеорология. Предмет и
2
Круглый стол
Педагогическое
задачи метеорологии.
Работа с
наблюдение
Метеорологические
информационными Текущий
величины и атмосферные
источниками
контроль
явления Значение
метеорологии для
практической деятельности
человека и охраны
16

Дата
план факт

природной среды
Просмотр
видеоматериала
Ознакомительная
экскурсия на
метеостанцию
ТГМТ
Экскуссия в ТГМТ
Семинар со
специалистом
Экологический
десант

Педагогическое
наблюдение
Эвристическая
беседа

2

Круглый стол
Просмотр
видеофильма

Температура и влажность
воздуха. Термометр,
гигрометр

2

Образование, виды и
способы измерения
атмосферных осадков.
Осадки. Осадкомер. Туман,
условия его образования
Атмосферное давление,
приборы и единицы его
измерения. Барометр.

2

Лабораторная
работа «Замер
температуры и
влажности»
Лабораторная
работа «Замер
уровня осадков»

Викторина
«Пословицы,
загадки и
обычаи разных
народов»
Фиксация
данных в
дневнике
наблюдений
Фиксация
данных в
дневнике
наблюдений

Виды облаков
Наблюдение за облачностью

4

Наблюдение за
2.9 атмосферными явлениями
(сумерки, заря, миражи,
радуга). Основные
характеристики определения
атмосферных явлений
2.10 Анализ погоды

4

Фенологические
наблюдения за животными
3.1 Общая характеристика
животных. Основы
систематики.

32

2.2

2.3

2.4

2.5

2.7

2.8

3

Сезонные ритмы в природе

2

Метеорологические
наблюдения и методы
фиксации – существующие
виды оборудования
В.р.: Знакомство с
профессией «Метеоролог»

4

В.р: Международный день
Черного моря. Акция
«Чистые берега»
(31 октября)
Климат и погода
Народные приметы о погоде

4

4

2

4

2

Фотоотчет
Фотоотчет

Лабораторная
работа «Замер
атмосферного
давления»
Экскурсия
«Облачные
фантазии»
Самостоятельная
работа с
фотофиксацией
наблюдений

Фиксация
данных в
дневнике
наблюдений
Вернисаж
«Ассоциативный
ряд»
Фенологические
наблюдения
Фотовыставка

Практическая
работа

Индивидуальный
мини-проект
«Краткосрочный
прогноз погоды»

Демонстрация
фильма о
животных по

Тестирование

17

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

4
4.1

Сезонные явления в жизни
животных (размножение,
миграции, линька)
Знакомство с наиболее
распространенными видами
местной фауны. Таксоны
животных, включенных в
программу фенологических
наблюдений для
Туапсинского района.
Работа с коллекциями.
Работа с определителями

2

материалам РГО,
портала Эко-класс

2

Познавательная
беседа

2

Практическое
занятие

Линька. Вторичное
гнездование. Появление
зимующих птиц. Сезонная
местность обитания птиц.
В.р.: Акция «Каждой
пичужке кормушка»

4

Наблюдение в
течение года

4

Экологический
мастер-класс
«Кормушка».

Фенологические
наблюдения за растениями
Общая характеристика
царства растений. основы
систематики. Жизненный
цикл растений.

32

Распространенные виды
местной флоры. Виды

2

Подбор
фотоматериалов
для проектов

Составление
реестра
животных
Общая характеристика
2
Лабораторное
Заполнение
класса птиц, их биология,
занятие в зооуголке карточки
значение, представители.
фенологических
Работа с коллекциями.
наблюдений
Работа с определителями
2
Практическое
Составление
занятие
реестра птиц
В.р.: Акция «День птиц»
4
Изготовление
Фотоотчет
информационных
буклетов
Прилеты, пролеты,
2
Наблюдение
Фиксация
перелеты, стояние.
данных в
дневнике
наблюдений
В.р.: Международный день
2
Природоохранная
Фотоотчёт
добровольца (5 декабря)
акция
Гнездование, кладка,
4
Наблюдение в
Фиксация
насиживание яиц.
течение года.
данных в
Появление, вылет птенцов.
дневнике
Последняя песня летом.
наблюдений
Модуль 2 – январь-май 2026 г. (20 недель, 80 ч.)

2

Работа с
информационными
источниками
Просмотр
презентаций
Экскурсияпрактикум в парк
18

Фиксация
данных в
дневнике
наблюдений
Выставка работ
Промежуточная
аттестация
Тестирование

Заполнение
таблиц

4.2

4.3

4.4

4.5
4.6

4.7

4.8

5

5.1

5.2

5.3

растений, включенных в
фенологические наблюдения
Листопадные и
вечнозеленые растения.
Строение листьев. Осенняя
окраска листьев. Пигменты.
Выявление пигментов у
осенних листьев.
В.р.: Международный день
леса (21 марта)

ЭБЦ
4

Экскурсияпрактикум

4

систематики
растений
Фотоотчет
Мини гербарий

Фазы развития растений
Осенние явления в жизни
растений
Грибы. Строение,
представители
Зимний покой у растений.
Выгонка растений из
состояния покоя

4

Акция по высадке
саженцев деревьев
в МЦТР
Экскурсия в парк

4

Экскурсия в лес

4

Практическое
занятие

Весеннее пробуждение
растений. представители.
Сроки и периоды вегетации.
Состояние растительности в
период зацветания
первоцветов.
Цветок. Соцветие.
Опыление. Насекомыеопылители.
В.р.: Акция «Внимание,
Первоцвет!»

2

Работа с
информационными
источниками
Просмотр видео
фильмов

2

Наблюдение в
парке ЭБЦ

Фотоотчет

4

Природоохранная
акция, раздача
информационных
буклетов

Мини-сочинение
по результатам
акции

Фенологические
наблюдения за
сельскохозяйственными
культурами
Хозяйственное значение
растений, основные
сельскохозяйственные
культуры. Устройство
теплицы.
Особенности выращивания
овощных культур в теплице

20

2

Творческая
мастерская.

Изготовление
макета теплицы

2

Работа в теплице по
подготовке к посевному
сезону.
Посев семян овощных
культур на рассаду

4

Работа с
информационными
источниками
Практическое
занятие
Инструктаж по т/б
Практическое
занятие по посеву

Работа с
семенным
материалом
Педагогическое
наблюдение

4

19

Фотоотчёт
Выставка
рисунка «Осень
на пороге»
Фотоотчет о
царстве грибов
Мастер-класс по
методам
выгонки
растений
Подбор
фотоматериалов
для проектов

Педагогическое
наблюдение и

материала

коррекция

Наблюдение за ростом и
развитием
сельскохозяйственных
культур
Работа в теплице

4

Практическое
занятие по уходу за
посевами

Педагогическое
наблюдение и
коррекция

4

Практическое
занятие

Педагогическое
наблюдение и
коррекция

20

Выбор тем
индивидуальных и
групповых
проектов
Практическое
занятие
Работа с
информационными
источниками по
материалам РГО
Высадка саженцев

Педагогическое
наблюдение

6.3

Анализ фенологических
данных. Групповая
проектная работа.
Подведение итогов года
Подготовка к итоговой
научно-практической
конференции. Обоснование
актуальности проекта
Работа с литературой,
интернет-источниками
Основные подходы к
анализу фенологических
данных. Выбор метода и
методик исследования
В.р.: «Урок Победы» - акция
«Сад Памяти»
Анализ полученных данных

4

Практическая
работа

6.4

Оформление работы

4

Практическое
занятие

Обработка
данных
фенологических
наблюдений
Проектная
работа.

6.5

Итоговая аттестация.
Научно-практическая
конференция Защита
проекта

4

Конференция

5.4

5.5

6

6.1

6.2

2

2
2

2

Педагогическое
наблюдение
Блиц-опрос

Фотоотчет

Защита проектов
Итоговая
аттестация

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется помещение с хорошим дневным
освещением,
соответствующее
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное
проветривание кабинета. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают
правила техники безопасности.
Практические занятия и экскурсии проводятся на территории Экологобиологического центра (дендропарк, зооуголок, отдел орнитологии, теплицы), в
20

окрестностях г. Туапсе.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
- персональный компьютер, сеть интернет;
- интерактивная доска с программным обеспечением;
- проектор;
- магнитная доска;
- образовательные фильмы и презентации;
- канцелярские принадлежности;
- горшки, грунт, керамзит, саженцы растений/семена, лопаты и совки, перчатки,
галстуки, футболки, мешки, контейнер для крышек и батареек, краски, клей,
кисти, карандаши, фломастеры, листы формата А2, А3, А4.
Информационное обеспечение:
- аудио-, видео-, фото-, интернет- источники.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Фенологические наблюдения» педагог
дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
деятельности
в
образовательном учреждении. Педагог дополнительного образования должен
систематически повышать свою профессиональную квалификацию, обладать
профессиональной,
информационной,
коммуникативной,
правовой
компетентностями.
Данную программу реализует педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе – Молдаванова Евгения Олеговна
с высшим профессиональным образованием «Преподаватель русского языка и
литературы», Кубанский государственный университет, 2003 г. Стаж
педагогической работы – 18 лет.
Евгения Олеговна награждена в 2018 г. Почётной грамотой Министерства
образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края за
достигнутые успехи в обучении и воспитании детей, многолетнюю
плодотворную работу, высокое профессиональное мастерство.
Педагог
обладает
компетентностями:
профессиональной,
информационной, коммуникативной, правовой.
Педагог владеет:
- технологиями работы с одаренными учащимися;
- умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии здоровья;
- умением работать с социально-запущенными детьми, в том числе имеющими
отклонения в социальном поведении.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащегося, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
21

- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогически
контроль
и
оценка
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы;
- разработка
программно-методического
обеспечения,
реализация
дополнительной общеобразовательной программы.
2.3. Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе МО Туапсинского
района», аттестация в объединении «Фенологические наблюдения» проводится
в следующих формах
- Стартовый (входной) контроль по результатам собеседования в
начале учебного года, позволяющий определить:
- имеет ли учащийся интерес к фенологическим наблюдениям
окружающей среды, животному и растительному миру;
- наличие первичной мотивации для выбора общеобразовательной
программы;
- темперамент, уровень эмоциональности.
- Промежуточная аттестация - проводится в середине учебного года
по форме ЗУН: тестирование, участие в акциях.
- Итоговая аттестация – проводится в конце учебного года по форме
ЗУН: защита группового проекта, анализ участия в течение года в конкурсах и
акциях.
Анализ практической деятельности учащихся позволяют определить
уровень их знаний, умений и навыков по предмету, а также увидеть
личностный рост, сформированность экологического мышления, практические
навыки грамотного природопользования.
Для отслеживания результативности обучения подростков и с целью
выявления качества усвоенных ими знаний в рамках программы
«Фенологические наблюдения» осуществляется:
педагогический мониторинг,
педагогическое наблюдение,
ведение журнала посещаемости,
анализ результатов опроса, активности на занятиях, участия в
акциях, викторинах, конкурсах,
анализ практической деятельности.
Предъявление и демонстрация образовательных результатов проводится в
следующих формах:
- открытые занятия,
- выставка творческих работ,
- фотоотчёт, фотовыставка,
22

- участие в акциях, праздничных мероприятиях,
- призовые места за участие в муниципальных и краевых конкурсах
(дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности).
Итогом процесса обучения является завершенная самостоятельная
исследовательская работа учащегося и её защита на конференции в
объединении.
2.4. Оценочные материалы
Способами проверки результатов реализации программы выступают:
1.
Предметная диагностика
- Конференция – позволяет оценить уровень сформированности следующих
умений и навыков исследовательской деятельности:
1) умение построить выступление – логика, полнота, структура выступления;
2) навык публичного выступления – уверенность, ответы на вопросы, владение
материалом;
3) умение подготовить презентацию для выступления;
4) культура общения на конференции – умение задавать вопросы, вести диалог.
- Анализ исследовательских работ учащихся – способствует наиболее точному
определению уровня техники их исполнения и творческой стороны
деятельности подростков.
- Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
2. Педагогическая диагностика
- Анкетирование позволяет выявить:
1) основные мотивы исследовательской деятельности подростков, динамику
уровня мотивации учащихся;
2) уровень экологической культуры учащихся.
- Анализ исследовательских работ учащихся способствует определению уровня
самостоятельности и творческой деятельности подростков.
Для входной диагностики уровня экологической культуры учащихся на
используются методики, представленные в таблице:
Таблица 3
Диагностические методики изучения экологической культуры
учащихся
Критерии
Когнитивный
Эмоциональномотивационный
Деятельностный

Цель
выявить имеющиеся
экологические знания
выявить отношение учащихся к
природе
выявить сформированность
умения оценивать ситуацию,
выбрать целесообразный
способ деятельности.

Учащиеся, показавшие высокий
характеризуются прочными знаниями
23

Диагностические методики
Методика № 1. Анкета в виде теста
(Смолина Н.М.)
Методика № 2. «Мое отношение к
природе» (Макаренко Ю.Ф.)
Методика № 3. «Экологические
ситуации» (Григорьева И.Е.)

уровень экологической культуры,
по вопросам экологии, которые

используются в практической экологической деятельности, проявляется
развитый эстетический вкус. Ученик соблюдает нормы и правила
экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к
самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе.
Средний уровень определяется осознанием важности экологии для
здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и
природы. Учащийся обеспечивает осмысленное и активное участие в
экологической деятельности. У него имеются отдельные знания по вопросам
общей экологии.
Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний по вопросам
экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не
учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к
окружающему миру - нейтральное или безразличное, отсутствует
положительный опыт эколого-созидательной деятельности, не сформированы
потребности к общению с природой.
Система итоговых показателей для фиксации наблюдений по уровням
овладения учащимися ЗУН представлена в Таблице:
Таблица 4
Система показателей ЗУН
1. Диагностика
теоретических знаний
учащихся:
Собеседование, тестирование,
подготовка к тематическим
праздникам, экологическим
акциям, участие в викторинах,
дидактических играх.

Уровень
теоретических
знаний:
- низкий
уровень
- средний
уровень
- высокий
уровень
2. Диагностика
Уровень
практических
практических
навыков учащихся:
навыков:
Наблюдение за практической
- низкий
деятельностью обучающихся, уровень
практические задания, участие - средний
в конкурсах, экологических
уровень
акциях.
- высокий
уровень
3. Диагностика
соц. установок, ценностных
ориентаций учащихся:
Педагогическое наблюдение,
беседа, тестирование.

Уровень соц.
установок,
ценностных
ориентаций:
- низкий
уровень
24

Описание
– учащийся владеет менее 50 % знаний
– учащийся владеет более 50 % знаний
– учащийся владеет более 75 % знаний.
Описание
– учащийся выполняет действия под
руководством педагога
– учащемуся на всех этапах
самостоятельной деятельности
требуется контроль и одобрение со
стороны педагога
– учащийся самостоятельно планирует,
осуществляет деятельность и может
достаточно адекватно оценить
результаты.
Описание

- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,

педагог наблюдает действия, не
соответствующие взглядам.
- средний
уровень

- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает отдельные случаи действий,
не соответствующие взглядам.
– учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает поведение учащегося,
соответствующее ценностным
ориентациям экоцентричной личности.

- высокий
уровень

Таблица 5
Оценка проектной деятельности учащегося
ФИО учащегося:_________________________________________________
Баллы:
Критерии оценки деятельности учащегося
I. Критерии оценивания выполнения проекта:
Актуальность выбранной темы (субъективная, объективная)
Глубина раскрытия темы, выполнение поставленных задач
Практическая ценность проекта (субъективная, объективная)
Соответствие плану
Обоснованность выводов
II. Критерии защиты проекта (оценивается по содержанию и владению материалом
представленного проекта):
Выступление на представлении проекта (владение материалом
предоставляемого проекта, наглядность, культура речи)
Умение отвечать на вопросы
Умение защищать свою точку зрения
Итого:

Баллы:
«5» - ставится за правильное и точное выполнение проекта при отсутствии
ошибок при защите проекта,
«4» - за правильное выполнение проекта с учетом незначительных ошибок
при представлении проекта,
«3» - выполнение проекта с учетом неточностей и незначительных ошибок
при представлении,
«2» - за невыполнение проекта или несоответствие проекта критериям
оценивания.

25

2.5. Методические материалы
Для работы по программе используются следующие методы обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
поисковый;
объяснительноиллюстративный;
исследовательский;
дискуссионный;
проектный;
самостоятельная работа (самостоятельная творческая работа); индивидуальная,
групповая и коллективная работы.
В процессе реализации программы используются следующие
педагогические технологии:
• группового и развивающего обучения,
• личностно-ориентированного обучения,
• дифференцированного обучения,
• исследовательской деятельности,
• проблемного обучения,
• игровой деятельности,
• коллективной творческой деятельности,
• ИКТ
(Информационно-коммуникативные технологии) - презентации,
видеоролики, образовательные видеофильмы.
Используются следующие виды образовательных технологий:
- информационные;
- индивидуализации обучения;
- группового обучения;
- коллективного взаимообучения;
- сетевого взаимодействия;
- дифференцированного обучения;
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- исследовательской деятельности;
- проектной деятельности;
- здоровьесберегающие.
Формы организации учебного занятия: акция; встреча с интересными
людьми (в процессе сетевого взаимодействия); фотовыставка; круглый стол;
семинар; мастер-класс; экскурсия; практическое занятие; открытое занятие.
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
- планов проведения обучающих семинаров;
- планов проведения акций;
- видеопрезентаций и видеоматериала по темам, представленным в Календарноучебном графике программы;
- наглядных пособий: видеофильмы и социальные ролики; раздаточный
материал (буклеты, наклейки, календари); информационный материал и
фотографии.
Алгоритм проведения учебного занятия
В зависимости от форм организации занятий (экскурсия, семинар, акция и
др.) этапы занятия могут быть изменены.
26

Таблица 6
Этапы учебного занятия
Этап
I этап

Наименование
Деятельность
Организационный Организация начала занятия. Создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этап Проверочный
Проверка домашнего задания (при наличии), выявление
пробелов и их коррекция. Проверка усвоения знаний
предыдущего занятия.
III этап Подготовительный Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности (пример, познавательная задача,
проблемное задание).
IV этап Основной
Усвоение новых знаний и способов
действий. Первичная проверка понимания.
Закрепление знаний и способов действий Обобщение и
систематизация знаний.
V этап
Контрольный
Используются тестовые задания, виды устного и
письменного опроса, вопросы и задания различного уровня
сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского).
VI этап Итоговый
Подведение итогов: как работали учащиеся на занятии, что
нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап Рефлексивный
Мобилизация на самооценку.
VIII этап Информационный Информация о домашнем задании (если необходимо),
инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий.

Учащиеся объединения «Фенологические наблюдения» присоединяются к
Проекту Русского географического общества «Окружающий мир»
(https://fenolog.rgo.ru/node/18821) , который объединяет в себе два направления
науки:
− наблюдения за сезонными изменениями природы (фенология).
Учащиеся присоединяются
к проекту по указанной методике
(https://fenolog.rgo.ru/page/programma-fenologicheskih-nablyudeniy),
выбирают
объект или составляют маршрут и ведут наблюдение, результаты которого
загружаются в дальнейшем на сайт через форму «Добавить новое наблюдение»
(https://fenolog.rgo.ru/user/login?destination=node/add/watching).
− сбор полевых материалов для исследований.
Идея полевого сбора материалов для ученых с 2022 года вошла в состав
проекта «Окружающий мир»
Русского
географического общества
(https://fenolog.rgo.ru/collection). Помогая учёным в сборе материалов и проб,
необходимых для их исследований, учащиеся вносят свой посильный вклад в
развитие науки в нашей стране.
Принимая участие в Проекте Русского географического общества
«Окружающий мир» и проводя наблюдения за природой по своему региону,
учащиеся смогут не только приобщиться к исследованию окружающего мира,
но и внести свой вклад в развитие научных исследований в России.
27

2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Фенологические наблюдения»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию,
сознательному выбору жизненной позиции в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- формировать коммуникативные компетенции, навыки работы в коллективе;
- уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
- воспитать уверенность в своих силах применительно к реализации себя в
будущей профессии, к самоанализу своих основных способностей и
склонностей.
Ценностно-целевую основу воспитания детей при реализации программы
составляют целевые ориентиры воспитания, определённые на основе
российских базовых ценностей:
- воспитание российского национального исторического сознания на основе
исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти
предков;
- применение научных знаний для рационального природопользования,
снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы,
окружающей среды;
- опыт сохранения уникального природного и биологического многообразия
России, природного наследия Российской Федерации, ответственного
отношения к животным;
- формирование интереса к истории естествознания, познавательных
интересов, ценностей научного познания, опыта участия в значимых
научно-исследовательских проектах.
- опыт социально значимой деятельности в волонтерском движении,
экологических, научно-исследовательских объединениях.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого применяется широкий круг средств и методов воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
28

В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и
добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины.
Практические занятия (самостоятельная работа, творческая мастерская,
конференция, выполнение творческих заданий, работа с информационными
источниками) способствуют усвоению и применению учащимися правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к коллективу и событиям, в которых они участвуют.
В акциях и конкурсах проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность,
благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу учащихся.
При реализации программы воспитательный момент реализуется
следующими методами:
1. Поощрение - один из методов корректировки детского поведения. Оно
помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного.
Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы
поведения, тем самым, формируя у ребенка готовность к активному
послушанию.
2. Упражнение - это способ педагогического воздействия, с помощью
которого вырабатываются разнообразные полезные привычки поведения,
развиваются и совершенствуются волевые качества, формируется
психологическая устойчивость, накапливается опыт правильного поведения,
самостоятельности в решении задач.
3. Убеждение – это метод воспитательного процесса, представляющий
воздействие педагога на разумную сферу сознания учеников. Он создает
условия для решения ключевых задач воспитания, а именно: формирование
отношения к миру, личного мировоззрения, высоких моральных и
нравственных качеств, уверенности.
4. Стимулирование - это целенаправленное воздействие на мотивацию
учащихся, побуждающее их к определенной деятельности, подкрепленной
соответствующим эмоциональным настроем и направленной на достижение
цели учебно-воспитательной деятельности.
5. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил,
которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности.
Мотивация придает деятельности направленность, которая ориентирована на
достижение результата, через создание на занятиях проблемных ситуаций,
ситуации прогнозирования последствий поведения человека, ситуаций
свободного выбора поступка.
Результат воспитания
В процессе и по итогу освоения программы учащиеся продемонстрируют
29

результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями,
культурными интересами и личными качествами. Самоанализ и самооценка
учащихся по итогам деятельности, отзывы родителей и других участников
образовательных событий также дают возможность для выявления и анализа
наиболее значимых результатов воспитания.
Работа с коллективом учащихся
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции, формирование
патриотического настроя, уважительного отношения к своей Родине, её
защитникам;
- обучение
умениям
и
навыкам
организаторской
деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие
родителей в практических заданиях детей).
Таблица 7
Календарный план воспитательной работы
объединения «Фенологические наблюдения» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Молдаванова Евгения Олеговна
№
п/п

Мероприятие

Сроки
проведения

Формы работы

1

День открытых дверей
в МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г.
Туапсе
Знакомство с
профессией
метеоролог.
Международный день
«Черного моря». Акция
«Чистые берега»
(31 октября)
Международный день
добровольца (5
декабря).
Акция «Каждой
пичужке - кормушка!»

сентябрь

Экскурсия

октябрь

Экскурсия в ТГМТ
Семинар со
специалистом
Экологическая
акция

2

3

4

5

октябрь

декабрь

Природоохранная
акция

январь

Акция

30

Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Расширение диапазона
экологических знаний
Воспитание чувства
ответственности за
экологическую ситуацию
Чёрного моря.
Фотоотчёт
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в просветительских
акциях.

6

Акция «Внимание.
Первоцвет»

февраль

Просветительская
акция

7

Всемирный день леса
(21 марта)

март

Экологическая
акция

8

Международный день
птиц (1 апреля)

апрель

Экологическая
акция

9

«Урок Победы»

май

Международная
акция «Сад
Памяти»

10

Работа с родителями

в течение
учебного
года

Индивидуальные
беседы, участие в
мероприятиях

31

Привитие любви к родному
краю, сформированность
навыков бережного
отношения к окружающей
природе. Привлечение
внимания к вопросам защиты
краснокнижных растений
Воспитание любви к
окружающей природе и
бережного отношения к её
ресурсам.
Воспитание заботливого
отношения к птицам,
понимание их важности для
природы.
Воспитание сознательного
отношения подростков к
исторической памяти,
уважения к участникам ВОВ.
Сплочение родительского
коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.

2.7 Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Лапина Т.П. Выстраивание индивидуальной образовательной траектории при
организации
научно-исследовательской
деятельности
учащихся
в
учреждении дополнительного образования.// Муниципальная система
образования: современные проблемы и тенденции развития. Материалы
научно-практической конференции.– Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2006. –
с. 248-251.
2. Леонтович, А.В.; Савичев, А.С. Исследовательская и проектная работа
школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. [Текст]. – 2-е изд. – М.:
ВАКО, 2016. – 160 с.
3. Методика ведения фенологических наблюдений / Д.Р. Владимиров, А.А.
Гладилин, А.Е. Гнеденко и др. – М.: Русское географическое общество,
Альпина ПРО, оформление,2023, - 208с.: ил.
Список литературы для учащихся
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина,
Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
2. Беляев, Д. А. Календарь природы: фенологические наблюдения:
методическое пособие / Д. А. Беляев. — [Б. м.: б. и.], 2021. — 74 с.
3. В мире животных. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс», 2019.- 32с., цв. ил.
серия «В мире знаний»).
4. Геоморфологический словарь-справочник / сост. Л. М. Ахромеев; под ред.
П. Г. Шевченкова. — Брянск: Изд-во Брян. гос. ун-та, 2002. — 320 с.
5. Геоэкологический словарь: учеб. пособие / С. А. Ушаков, Л. Е. Пикалова,
Я. Г. Кац, Н. Г. Комарова. — М.: Готика, 2001. — 206 с. 200 201
6. Животные и птицы России. Детская энциклопедия/ Т.В. Скиба. - Ростов н/Д:
Владис, 2020.-128 с.: ил.
7. Красная книга Краснодарского края. Животные.IIIиздание/Отв. Ред. А.С.
Замотайлов, Ю.В. Лохман, Б.И. Вольфов. - Краснодар: Адм. Краснодарского
Края, 2017.-720с.ил.
8. Красная книга Краснодарского края. Растения и грибы.III издание/Отв. Ред.
С.А. Литвинская - Краснодар: Адм. Краснодарского Края, 2017.-850с.ил.
9. Красная книга 1 и 2. Животные, рыбы, птицы/ О. Складина, Е. Слиж.Москва: Эксмо, 2020.- 48с.
10. Николайкин, Н. И. Экология: учебное пособие / Н. И. Николайкин, Н. Е.
Николайкина, О. П. Мелихова. — М.: МГУИЭ, 2000. — 504 с.
Ресурсы открытого доступа сети "Интернет"
1. https://rgo.ru/
Официальный сайт Русского географического общества
2. https://www.rgo.ru/ru/krasnodarskoe-regionalnoe-otdelenie
Официальный сайт Краснодарского регионального отделения РГО
32

2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная
работа по ДООП

Дата
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в
мероприятиях в

Дата
проведения

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

33

рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования и т.д.)
№
п/п

Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь и
др.)

Сроки
проведения

Название
образователь
ной программы,
предмета

Место
проведения

Дополните
льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
34

Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в баллах,
соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем вычисляется средняя
оценка уровня сформированности всех показателей развития учащегося. Диагностическая
карта составляется на каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных
модулей программы в течение учебного периода (минимальный, общий, продвинутый).

Методика
«Как вы относитесь к занятиям в объединении?»
Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности
учащихся на дополнительных занятиях.
Прочитайте вопросы и для каждого блока укажите балл, соответствующий
варианту ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда
Таблица 3
№ блока Отношение к занятиям
Баллы Свой ответ
1
1. На занятии бывает интересно
2. Нравится педагог, ведущий занятие
3. Нравится заниматься творческой
деятельностью
4. Нравится участвовать в конкурсах,
акциях, выставках
5. Нравится общаться со сверстниками
2
1. Ходить на занятие заставляют родители
2. Учу, так как это мой долг
3. Предмет нужен для жизни
4. Приходится много учить
5. После занятий устаю
3
1. Узнаю много нового и удивительного
2. Люблю делиться своими
исследованиями с другими
3. Занятия легко даются
4. С нетерпением жду занятия
5. Получаю удовольствие от занятий
Обработка результатов:
Для каждого ученика вычисляется средний балл, затем строится график уровня
сформированности мотивации учебной деятельности: ситуативный интерес (I), учение по
необходимости (II), повышенный и познавательный интерес (III). Целесообразно применять
данный метод в начале, в середине и в конце учебного года для определения изменения
мотивов деятельности.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».