"Исследователи природы"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
А.И. Воейкова г. Туапсе
Т.М. Бурл ай
При^з№ 70-ОД от 06.06.2025 г.

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Исследователи природы»
Уровень программы: ознакомительный

_____________________________

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: от 7 до 11 лет

Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)

Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе
(на бюджетной внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 63765
Автор-составитель:
Корелова Нина Ивановна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)

г. Туапсе, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

№
Название раздела
Стр.
п/п
Нормативно-правовая база
3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
6
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
6
1.2. Цель и задачи программы
10
1.3. Содержание программы
11
1.4. Планируемые результаты
13
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
15
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
15
2.2. Условия реализации программы
19
2.3. Формы аттестации
20
2.4. Оценочные материалы
21
2.5. Методические материалы
22
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной
23
работы
2.7. Список литературы
27
2.8. Приложение
28

2

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи
3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».

3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
4

реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны, утвержденные протоколом заочного голосования Экспертного совета
Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского
отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Программа «Исследователи природы» имеет естественно-научную
направленность, ориентирована на развитие самостоятельного мышления у
детей младшего школьного возраста и на их ознакомление с основами
экологических знаний.
Новизна
Программа закладывает фундамент экологического образования,
устанавливая тесную связь и преемственность в целях обучения, задачах,
методах и приемах эколого-ориентированной исследовательской работы с
детьми. В содержание программы включены краеведческие сведения, что
является важным компонентом реализации принципа региональности в
образовании. Это способствует тому, чтобы ребёнок осознавал себя не только
частью биосферы, но и ощутил неразрывную связь с природой родного края.
Опора на принцип региональности в экологическом образовании позволяет
воспринимать экологические проблемы как личные, отражающиеся на их
здоровье, качестве жизни, а также побуждать желание принимать активное
участие в их решении. Данная программа направлена на социальноэкономическое развитие муниципального образования и региона в целом,
поскольку знакомит учащихся с уникальностью природы своего региона, а
также с необходимостью сохранения природных богатств, с нормами и
правилами экологической деятельности.
Новизна
программно-методического
и
организационнотехнологического обеспечения реализации программы заключается в
организации сетевой формы реализации программы, предполагающей
использование ресурсов организации дополнительного образования – МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе и МБОУ СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова г.
Туапсе.
Актуальность
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача
сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях
разностороннего, глубочайшего экологического кризиса усиливается значение
экологического образования как ответственного этапа в становлении и
развитии личности ребенка. Миссией образовательного учреждения
дополнительного образования является создание социальной ситуации
развития
ребенка,
обеспечивающей
формирование
полноценного
экологического сознания и поведения, воспитания гуманной личности, для
которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации
своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.
Реализация дополнительной программы строится на основании
«Концепции развития дополнительного образования детей»:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
6

- соответствие возрастным индивидуальным особенностям детей;
- вариативность и мобильность;
- разноуровневость (ступенчатость);
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
учащихся с уникальностью природы своего региона, с необходимостью
сохранения природных богатств, а также с выбором будущей профессии в
сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики страны способствует
наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности граждан.
Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных основ
грамотного финансового поведения у учащихся в системе дополнительного
образования. Всё это делает программу конкурентоспособной среди других
программ естественно-научной направленности.
Педагогическая целесообразность
Организация внеклассной и внешкольной натуралистической работы с
учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес учащихся к
природе, способствует лучшему усвоению программного материала. Изучение
окружающего мира и его составляющих (растений и животных) помогает
ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей ее развития
в дальнейшем поможет бережнее относиться к природе. Ребенок душой
чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с
любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или
животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка
развивается
наблюдательность
и
любознательность,
формируется
эстетическое восприятие природы.
Педагогическая
целесообразность
программы
«Исследователи
природы» заключается в раннем формировании основ экологического
воспитания, что в дальнейшем будет способствовать решению экологических
проблем региона, страны, мира в целом.
Отличительные особенности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Исследователи природы» рассчитана на детей одной возрастной категории.
Содержание программы предусматривает практическую деятельность,
направленную на созидательную деятельность, формирование трудового
воспитания - приобретение трудовых умений и навыков, а также опытноэкспериментальную деятельность, формирующую интерес к познанию, к
мыслительной, исследовательской деятельности.
Своевременное, аккуратное и тщательное выполнение учащимися
порученной работы, содержание в порядке оборудования, инвентаря и
инструмента, соблюдение правил техники безопасности при работе
сельскохозяйственным инвентарем - входят в задачи учебно-воспитательной
работы педагога. В конце занятия в объединении подводят итоги
коллективного труда.
7

Одна из наиболее распространенных форм занятий – экскурсии в
природу. Они дают возможность педагогу углубить интересы. На экскурсиях в
природу учащиеся накапливают конкретные знания о разнообразии
растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов
растений и животных. Материалы экскурсий наглядно оформляются и широко
используются на занятиях, активно ведутся дневники фенологических
наблюдений в природе. Результаты проведенных наблюдений и выполненных
работ можно оформить и представить в виде схем, аппликаций, диаграмм,
графиков, макетов. Составленные учащимися альбомы, поделки нужно
хранить и использовать как наглядные пособия на занятиях.
В работе объединения нужно предусмотреть проведение массовых
мероприятий: «Праздник урожая», «Праздник цветов», «День леса», «День
птиц», выставок, конкурсов, соревнований, интеллектуальные и подвижные
игры экологического направления.
Адресат программы
Программа разработана для учащихся младших классов с учетом
возрастных особенностей развития. Набор учащихся в объединение
производится без определенных требований и ограничений, по желанию
учащихся и их родителей (законных представителей). Для детей с особыми
образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий (в приложении). Для детей с ОВЗ предлагаются
задания с учетом особенностей и упрощением в практической части.
Младший школьный возраст – это период, когда ребёнок вступает в роли
пытливого испытателя и исследователя природы. Поэтому исследовательская
деятельность в этом возрасте чрезвычайно важна в деле развития творческих
способностей. Основные исследовательские навыки и умения (наблюдение,
опыт, информационный поиск, анализ, выявление результатов, презентация
достижений) необходимо прививать на ранних стадиях получения
экологических знаний. Ребёнок должен получить возможность почувствовать
себя свободным, компетентным исследователем жизни вокруг себя. В этот
период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи
взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Учитывая возрастные особенности учащихся, их большую подвижность,
неустойчивость внимания и интереса, педагог должен стремиться к тому,
чтобы каждое занятие было интересным.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Программа «Исследователи природы» реализуется на ознакомительном
уровне, рассчитана сроком на один год обучения. Общее количество часов по
программе составляет 36 часов в год. Программа предполагает использование
технологии разноуровневого обучения, в рамках которого учащиеся усваивают
8

учебный материал, исходя из различных интересов, склонностей,
потребностей, способностей и мотивов, особенностей темперамента,
мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Форма обучения - очная. Также могут применяться формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь
– фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова
г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение материала
программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591 (мастерклассы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно
ФЗ №237, допускающему сочетание различных форм получения образования
и форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Режим занятий
Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 1-му учебному часу.
Особенности организации образовательного процесса
В объединении могут быть сформированы группы учащихся 2–4
классов. Состав групп постоянный. В основу содержания положены
практические работы, тематика которых составлена по периодам в
соответствии с сезонностью выполнению работ. Работы, связанные с уходом
за животными и растениями, проводятся систематически, независимо от
изучаемой темы. Практические работы и задания должны быть
увлекательными и не слишком длительными, чтобы учащиеся обязательно
доводили их до конца.
Теоретическая часть занятия должна быть краткой. Использование
наглядных пособий, технических средств (компьютер, интерактивная доска)
способствует лучшему усвоению материала и позволяет разнообразить формы
и методы занятий.
Освоение учащимися экологических понятий происходит не только на
занятиях в кабинете. Предпочтение отдается поисково-исследовательской
деятельности, наблюдениям в природе, практической работе по уходу за
животными и растениями. Закрепление и уточнение знаний происходит через
разнообразные формы работы.
В программе представлены различные формы подачи образовательного
материала, которые подскажут, как сделать познавательную деятельность
9

более интересной и практически направленной: ролевые, дидактические,
имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы,
исследовательские проекты, изготовление поделок из природных материалов,
экскурсии и прогулки в природу, экологические акции, знакомство с
определителями, гербаризация и другие. Широко используются эвристические
беседы,
просмотр
фотографий,
презентаций,
моделирование,
экспериментально-исследовательская работа.
В процессе занятий большое внимание уделяется выращиванию
растений, содержанию животных и проведению наблюдений и опытов,
предусматривается активное и посильное участие обучающихся в охране
зеленых насаждений, птиц, помощь животным, попавшим в беду и т.д.
Основные принципы содержания программы:
- Принцип единства сознания и деятельности.
- Принцип наглядности.
- Личностной ориентации.
- Принцип целостности и системности.
- Принцип практической направленности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: содействие формированию ценностного отношения к природе,
создание
условий
для
гармоничного
развития
ребёнка
через
исследовательскую деятельность.
Личностные задачи:
- воспитание здоровьесберегающего отношения к себе и другим, пропаганда
здорового образа жизни;
- формирование позитивного отношения к природе и самим себе, как ее части;
- воспитание стремления быть в гармонии с собственной природой и той,
которая окружает.
Метапредметные задачи:
- формирование элементарных практических навыков деятельности в
природе;
- становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости
любого природного объекта, признанию самоценности Природы;
- развитие
способностей
формирования
научных,
эстетических,
нравственных суждений по экологическим вопросам;
- развитие эстетико-познавательного потенциала на примерах регионального
компонента;
- развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, стремлении к активной практической деятельности по
охране окружающей среды.
Образовательные (предметные) задачи:
- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека;
- обучение методике поиска, сбора и представления информации
10

экологического направления;
- формирование осознанных представлений, о нормах и правилах поведения
в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
- развитие элементарных естественно-научных экологических представлений
об окружающем мире, включающих овладение знаниями о взаимосвязях в
природе, о роли человека в ней;
- включение в экологическое движение по изучению и улучшению
экологического состояния среды города.
1.3. Содержание программы
Учебный план программы «Исследователи природы»
№
п/п

Наименование раздела

Количество часов
Всего
Теория Практика

Таблица 1

Формы
аттестации/
контроля

1.

Вводное занятие.

1

0,5

0,5

2.

Почва и её роль. Воздух, без
дыхания нет жизни. Вода –
источник жизни.
Осень, осенние явления в
природе. Подготовка к зиме в
мире животных. Грибы.
Насекомые – вредители
культурных растений.
Деревья, кустарники,
лекарственные и сорные
растения Туапсинского
района.
Лес и его обитатели. Птицы
Туапсинского района.

3

1,5

1,5

6

2,5

3,5

4

1

3

6

2,5

3,5

4

2

2

Основные представители
амфибий. Пресмыкающиеся
Туапсинского района.
Охрана природы.
Виртуальные визиты в
природу
Итоговое занятие.

6

2

4

5

1

4

Беседа
Текущий контроль

1

-

1

Итоговая
аттестация
Конференция

36

13

23

3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

Всего:

Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельная
работа
Устный опрос
Текущий контроль
Промежуточная
аттестация
Устный опрос
Викторина
Игра
Самостоятельная
работа
Викторина

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория, практика: Экскурсия по отделам эколого-биологического центра,
ознакомление с растениями открытого и закрытого грунта, животными и
учебными объектами.
2. Почва и её роль. Воздух, без дыхания нет жизни. Вода – источник жизни.
11

Теория, практика: Виды почв, роль почвы в жизни растений. Чистый воздух.
Роль воздуха в жизни животных и растений. Вода – источник жизни. Вода в
жизни растений, животных и человека.
3. Осень, осенние явления в природе. Подготовка к зиме в мире животных.
Грибы.
Теория, практика: Предсказание погоды по местным признакам. Экскурсия в
метеотехникум для ознакомления с приборами.
Причины
изменения
окрасок листьев деревьев и кустарников. Листопад. Осенние
явления
в
жизни животных.
В.Р.: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями природы
(экскурсия).
Подготовка животных к зиме. Спячка. Линька. Значение зимней подкормки
птиц. Техника изготовления кормушек. Изготовление
кормушек
и
развешивание их в саду ЭБЦ. Наблюдение за птицами, посещающими
кормушки.
В.Р.: Игра «Путешествие в лесное царство».
Грибы съедобные и ядовитые. Виды грибов. Сбор и транспортировка грибов.
4. Насекомые – вредители культурных растений.
Теория, практика: Краткая характеристика и биологические особенности
вредных насекомых сада и огорода. Вредители комнатных растений и вред,
причиняемый ими. Меры борьбы с вредными насекомыми с учетом их
биологических особенностей. Ознакомление с коллекцией «Вредные
насекомые сада и огорода». Обмывание листьев и стеблей комнатных растений
мыльным раствором. Биологические методы борьбы с насекомымивредителями культурных растений.
В.Р.: Устный журнал «Полезные и вредные насекомые» (игра-викторина).
Промежуточный контроль.
5. Деревья, кустарники, лекарственные и сорные растения Туапсинского
района.
Теория, практика:
В.Р.: Игра «В царстве Берендея» (интеллектуальная игра).
Виды декоративных деревьев и кустарников, произрастающих на территории
эколого-биологического центра (основные).
Экскурсия - ознакомление с деревьями и кустарниками. Краткая
характеристика. Виды лекарственных растений, произрастающих на
территории ЭБЦ, их особенности, лечебные свойства и индивидуализация
лечения. Экскурсия в отдел лекарственные растения.
Рецепты, сборы из лекарственных растений. Некоторые предосторожности
при использовании лекарственных растений. Сроки и техника сбора
лекарственных растений. Техника засушки и правильность хранения
лекарственного
сырья.
Характеристика,
особенности
наиболее
распространенных сорных растений и борьба с ними. Понятие о гербицидах,
их роль. Демонстрация видеофильма «Полевые сорные растения и борьба с
ними», обсуждение.
6. Лес и его обитатели. Птицы Туапсинского района.
12

Теория, практика: Разнообразие видов животных, обитающих в лесах
Туапсинского района. Животные ельников и лиственных лесов. Ярусность.
Изучение животных в условиях живого уголка центра. Кормление и уборка
вольеров. Игра в зоологическое лото. Краткая характеристика
распространенных зимующих и перелетных птиц Туапсинского района. Связь
сроков появления перелётных птиц с изменениями температуры воздуха.
Значение птиц. Развешивание искусственных гнездовий.
В.Р.: Викторина «Хозяева неба» к празднованию «Дня птиц» (1 апреля).
7. Основные представители амфибий. Пресмыкающиеся Туапсинского
района.
Теория, практика: Хвостатые и бесхвостые земноводные. Основные факторы
внешней среды, обуславливающие жизнедеятельность. Годичный цикл. Редкие
земноводные, занесенные в Красную книгу Краснодарского края.
Экскурсия – знакомство с амфибиями. Привлечение земноводных (по
программе) . Змеи и ящерицы Туапсинского района – панорамный обзор.
Редкие виды пресмыкающихся в нашем городе. Желтопузик. Веретеница
ломкая. Правила безопасности в природе.
В.Р.: Правила безопасности в природе. Экологическая игра «Можно-нельзя»
(День экологических знаний 15 апреля).
8. Охрана природы. Виртуальные визиты в природу.
Теория, практика: Закон об охране природы - «Красная книга». Особо
охраняемые природные территории. Памятники природы Туапсинского
района. Отдых на природе. Работа с книжкой-раскраской. Виртуальная
экскурсия «Лесная сказка». Виртуальная экскурсия «Здравствуй, лето!».
В.Р.: Международный день сохранения биологического разнообразия (флоры и
фауны Земли) – 22 мая – путешествие по Красной книге.
9. Итоговое занятие.
Практика: Подготовка и проведение конференции с учащимися объединения.
1.4. Планируемые результаты
В завершении обучения по программе «Исследователи природы
учащиеся будут:
Личностные:
- иметь потребность к здоровому образу жизни;
- иметь позитивное отношение к природе и самим себе, как ее части;
- осознанно выполнять правила поведения в природе;
- иметь стремление быть в гармонии с собственной природой и той, которая
их окружает;
- обретут активную жизненную позицию по отношению к природе и ее
созданиям.
Предметные:
- уметь классифицировать объекты, находить общий существенный признак
и различия, устанавливать простые закономерности;
- знать основные группы растительных и животных организмов, понимать
значение растений и животных в жизни человека.
13

- знать основные экологические понятия на базе элементарных естественнонаучных представлений;
- иметь элементарные экологические представления об окружающем мире,
включающие овладение знаниями о взаимосвязях в природе, о роли человека
в ней;
- уметь наблюдать предметы и явления природы, вести дневник
опытнической работы и фенологических наблюдений;
- уметь ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы и
гербаризировать растения;
- смогут под руководством педагога вести исследовательскую работу.
Метапредметные:
- будут иметь потребность, мотивы поведения, установки на разумную
деятельность в природе с учетом экологических законов;
- будут иметь понятие о ценности природы и ценности жизни;
- будут иметь желание и умения наблюдать за природными объектами и
явлениями;
- смогут применять теоретические знания при общении с живыми
организмами и в практической деятельности по охране природы;
- будут уметь предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

14

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы «Исследователи природы»
Примечание: В.Р. – Воспитательная работа
№
п/п
1

2
3
4

5
6
7
8

Тема занятия

Кол-во
Форма занятия,
Материалы,
часов
деятельность
методические приемы
I полугодие: Сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 16 ч.)
1. Вводное занятие
1
Экскурсия по отделам ЭБЦ,
1
Интегрированное
Отделы ЭБЦ
ознакомление с растениями,
занятие
животными и учебными объектами.
Экскурсия по ЭБЦ
2. Почва и ее роль. Воздух. Без
3
дыхания нет жизни. Вода – источник
жизни.
Виды почв, роль почвы в жизни
1
Интегрированное
Образцы почвы
растений.
занятие
Чистый воздух.
1
Интегрированное
Иллюстративный
занятие
материал
Вода – источник жизни. Вода в жизни
1
Интегрированное
Иллюстративный
растений, животных и человека
занятие
материал, пробы воды
3. Осень, осенние явления в природе.
6
Подготовка к зиме в мире животных.
Грибы.
1
Предсказание погоды по местным
Экскурсия в
Практическая
признакам.
метеотехникум
деятельность
1
Причины изменения окрасок листьев
Интегрированное
Практическая
деревьев и кустарников. Листопад.
занятие
деятельность
Осенние явления в жизни животных.
1
В.Р.: Фенологические наблюдения за
Экскурсия
Практическая
сезонными изменениями природы
деятельность
Подготовка животных к зиме. Спячка.
1
Интегрированное
Практическая совместная
Линька. Значение зимней подкормки
занятие
деятельность педагога с
птиц. Изготовление кормушек и
обучающимися
15

Форма контроля

Педагогическое
наблюдение

Текущий контроль
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельная
работа

Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение

Дата
план

Дата
факт

9
10

11

12

13
14

развешивание их в саду ЭБЦ,
наблюдение за птицами.
В.Р.: Игра «Путешествие в лесное
царство»
Грибы съедобные и ядовитые. Виды
грибов. Сбор и транспортировка.
4. Насекомые – вредители
культурных растений
Краткая характеристика и
биологические особенности вредных
насекомых сада и огорода. Вредители
комнатных растений. Меры борьбы с
вредными насекомыми.
Ознакомление с коллекцией «Вредные
насекомые сада и огорода».
Биологические методы борьбы с
насекомыми - вредителями культурных
растений.
В.Р.: Устный журнал «Полезные и
вредные насекомые»
Промежуточный контроль

5. Деревья, кустарники,
лекарственные и сорные растения
Туапсинского района
15 В.Р.: Игра «В царстве Берендея».
16

Экскурсия — ознакомление с
деревьями и кустарниками.

17

Краткая характеристика. Виды
лекарственных растений в ЭБЦ, их
особенности и лечебные свойства.

1

Игра-путешествие

1

Интегрированное
занятие

Практическая совместная
деятельность педагога с
обучающимися
Литература о грибах,
иллюстрации

Текущий контроль
Педагогическое
наблюдение

4
1

Интегрированное
занятие

Литература о насекомых, Текущий контроль
коллекции,
иллюстративный материал
Беседа, презентация

1

Интегрированное
занятие

Литература о насекомых,
иллюстративный материал
Практическая
деятельность

Устный опрос

1

Игра-викторина

Интерактивная программа

Игра

1

Занятие проверки
знаний

Тестирование

Промежуточная
аттестация

6
1

Интеллектуальная
игра
Экскурсия по ЭБЦ

Декоративные деревья и
кустарники ЭБЦ
1
Декоративные деревья и
кустарники ЭБЦ
II полугодие: Январь-май 2026 г. (20 недель, 20 ч.)
1
Экскурсия в отдел
Литература о
лекарственных
лекарственных растениях,
растений
образцы
16

Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

18

Рецепты, сборы из лекарственных
растений. Предосторожности при
использовании лекарственных
растений.
Сроки и техника сбора лекарственных
растений. Техника засушки и
правильность хранения
лекарственного сырья.
Характеристика, особенности сорных
растений и борьба с ними. Понятие о
гербицидах, их роль. Демонстрация
видеофильма «Полевые сорные
растения и борьба с ними».
6. Лес и его обитатели. Птицы
Туапсинского района.
Разнообразие видов животных,
обитающих в лесах Туапсинского
района. Животные ельников и
лиственных лесов. Ярусность.
Изучение животных в условиях
живого уголка центра. Кормление и
уборка вольеров.
Краткая характеристика зимующих и
перелетных птиц Туапсинского района.
Значение птиц. Развешивание
искусственных гнездовий.

1

Интегрированное
занятие

1

Интегрированное
занятие

1

В.Р.: Викторина «Хозяева неба» к
празднованию «Дня птиц» (1 апреля)
7. Основные представители амфибий.
Пресмыкающиеся Туапсинского
района.
25 Хвостатые и бесхвостые земноводные.
Годичный цикл. Редкие земноводные,

19

20

21

22
23

24

Текущий контроль

Просмотр
видеофильма
«Полевые сорные
растения и борьба с
ними»

Литература о
лекарственных растениях,
иллюстративный
материал, образцы
Литература о
лекарственных растениях,
иллюстративный
материал, образцы
Литература о сорных
растениях
Видеофильм «Полевые
сорные растения и борьба
с ними»

1

Интегрированное
занятие

Литература о животных,
иллюстративный материал

Устный опрос

1

Игра в
зоологическое лото.

Животные ЭБЦ
Зоологическое лото

Игра

1

Занятие-практикум
- самостоятельное
задание «Птичья
столовая»

Самостоятельная
работа

1

Викторина

Материалы для
изготовления кормушек,
корма для подкормки птиц
Презентация «Птицы
края»
Гнездовья, материал для
их развешивания

Литература о
земноводных,

Викторина

Викторина

Педагогическое
наблюдение

4

Викторина

6
1

Интегрированное
занятие
17

26

занесенные в Красную книгу
Краснодарского края.
Экскурсия – знакомство с амфибиями

1

Экскурсия

27

Привлечение земноводных.

1

28

Змеи и ящерицы Туапсинского района
– панорамный обзор

1

Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие

Редкие виды пресмыкающихся в
нашем городе. Желтопузик.
Веретеница ломкая.
30 В.Р.: Правила безопасности в природе.
Экологическая игра «Можно-нельзя»
(День экологических знаний 15 апреля).
8. Охрана природы. Виртуальные
визиты в природу.
31 Закон об охране природы - «Красная
книга».

1

Интегрированное
занятие

1

Экологическая игра

32

1

29

33
34
35
36

Особо охраняемые природные
территории. Памятники природы
Туапсинского района.
В.Р.: Международный день сохранения
биологического разнообразия (флоры и
фауны Земли) – 22 мая.
Виртуальная экскурсия «Лесная
сказка»
Виртуальная экскурсия «Здравствуй,
лето!».
9. Итоговое занятие
Подготовка и проведение конференции
с учащимися объединения.
ИТОГО:

иллюстративный материал
Земноводные

Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль

Работа с интерактивной
программой
Литература о
Текущий контроль
пресмыкающихся,
иллюстративный материал
Иллюстративный
Игра
материал, презентация
Иллюстративный
материал, презентация

Устный опрос

5
1

Интегрированное
занятие
экскурсия
Интегрированное
занятие

Красная книга
Педагогическое
Краснодарского края
наблюдение
Совместная деятельность
Интерактивная программа Текущий контроль
«ООПТ Туапсинского
района»
Книжка-раскраска «Отдых
Педагогическое
на природе»
наблюдение

1

Путешествие по
Красной книге

1

Виртуальная
экскурсия
Виртуальная
экскурсия

Фото и видеоматериалы
Фото и видеоматериалы

Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль

Интегрированное
занятие

Совместная деятельность
педагога с обучающимися

Итоговая
аттестация

1
1
1
36

18

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Характеристика помещения, используемого для реализации программы
«Исследователи природы», соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Для занятий используется светлое проветриваемое помещение с
количеством посадочных мест на 12 человек.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
компьютер, акустические колонки, лейка, семена, листья, плоды шишки,
пластилин, раздаточные карточки с овощами и фруктами, фотографий
животных, карта природных зон, картинки животных Северного полюса и
Южного, тундры, лесов, пустынь, тропиков, емкость с почвой, лупа,
фотографии разных видов растений, картинки с изображением растений,
фломастеры, баночка с корешками комнатных растений, стеклянные
колбочки, картинки птиц, макет кормушки, емкость для посадки, почва,
семена растений, краски, карандаши, бумага, карточки и иллюстрации
древних животных, фотографии первоцветов, гуашь, черенки растений,
растения с корешками, теплица, заготовки семян, полиэтилен, банка с водой,
декорации, реквизит, игра-пазл.
Музыкальное сопровождение: классическая музыка, записи голосов
домашних животных; аудиозаписи пения птиц.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Исследователи природы» педагог
дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или средне-профессиональное образование по специальности
«Педагогика и психология», либо средне-профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
деятельности в образовательном учреждении. Требования к педагогическому
стажу работы и квалификационной категории педагога не предъявляются.
Педагог должен обладать следующими компетентностями:
- профессиональная компетентность;
- информационная компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- правовая компетентность.
Педагог должен владеть:
- технологиями работы с одаренными учащимися;
- технологиями работы в условиях реализации программ инклюзивного
образования;
- умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- умением работать с девиантными, социально запущенными детьми, в том
числе имеющими отклонения в социальном поведении.
Педагог дополнительного образования – Корелова Нина Ивановна,
работающий по программе «Исследователи природы», имеет высшее
педагогическое образование по специальности «Учитель биологии»,
19

Горьковский педагогический институт, 1983 г. Стаж работы в должности
педагога дополнительного образования – 24 года, общий педагогический стаж
– 39 лет. Педагог имеет высшую квалификационную категорию. В 2015 г. за
достигнутые успехи в сфере дополнительного образования детей и
многолетний плодотворный труд Корелова Н.И. была отмечена Почётной
грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
-разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
2.3. Формы аттестации
Аттестация по программе «Исследователи природы» проводится в
формах, определенных учебным планом и в порядке, установленном
локальным нормативным актом МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе,
с периодичностью - 2 раза в течение учебного года. Для подведения итогов
работы по темам и разделам используются такие формы контроля, как опрос,
выполнение индивидуальных практических заданий, конференция.
С целью определения степени усвоения учебного материала проводится
промежуточная диагностика в форме самостоятельной работы по заданной
теме.
Для отслеживания результативности по данной программе используются
следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ,
педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя
диагностику личностного роста учащихся. С целью определения уровня
развития учащихся в течение учебного года проводится текущий контроль
через посещаемость занятий учащимися и проявление интереса к данному
виду деятельности. В конце каждой темы проведение тестирования (открытое
и закрытое), конкурсов, викторин, соревнований, интеллектуальных игр.
С целью определения изменения уровня развития учащихся, их
творческих способностей на конец срока реализации программы проводится
итоговая диагностика в формате конференции.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• аналитическая справка;
• творческие работы учащихся;
• журнал посещаемости;
• методические разработки занятий;
20

• открытое занятие;
• отзывы родителей (законных представителей);
• педагогическое наблюдение.
2.4. Оценочные материалы
Таблица 3
Фиксация наблюдений по уровням овладения навыками и умениями
Минимальный
(1 балл)
- интерес к
направлению
деятельности
неустойчив, слабо
выражен;
- эмоциональный
отклик возникает
только при активном
побуждении педагога;
- обучающийся
видит общие
признаки предметов,
их некоторые
характерные
особенности;
- узнаёт знакомую
информацию;
- владеет знаниями о
свойствах песка,
воды, воздуха, не
замечает то, как
приспосабливаются к
этим свойствам
растения, животные,
птицы;
- обучающийся
применяет
элементарные
практические навыки
деятельности в
природе только при
активной помощи
взрослого;
знает основные
экологические
понятия, приборы и
инструменты, но не
хватает умения
пользоваться ими;
- не достаточно
освоены навыки и
умения;

-

-

-

-

-

-

-

-

Общий
(2 балла)
у обучающегося есть
интерес к направлению
деятельности;
он выделяет основные
признаки объектов,
сезонные изменения,
внешние признаки и
отличия;
с помощью педагога
устанавливает простые
закономерности;
правильно пользуется
материалами и
инструментами;
владеет знаниями о
свойствах почвы, воды,
воздуха, замечает то,
как приспосабливаются
к этим свойствам
растения, животные,
птицы выявляет их с
частичной помощью
педагога;
обучающийся
проявляет интерес к
физическим явлениям и
процессам в ходе
опытов;
обучающийся знает и
использует основные
экологические понятия,
экологические
представления об
окружающем мире,
включающее овладение
знаниями о
взаимосвязях в
природе, о роли
человека в ней и
использует их с
помощью педагога;
применяет
21

Продвинутый
(3 балла)
- обучающийся умеет
самостоятельно классифицировать
объекты;
- умеет самостоятельно находить
общий существенный признак и
отличия;
- умеет самостоятельно
устанавливать простые
закономерности;
- умеет самостоятельно выявлять
свойства почвы, воды, воздуха,
замечает то, как
приспосабливаются к этим
свойствам растения, животные,
птицы;
- умеет самостоятельно наблюдать и
осмысливать некоторые физические
явления и процессы в ходе опытов;
- знает и использует основные
экологические понятия на базе
элементарных, естественно
- - научных представлений;
- знает и использует элементарные
экологические представления об
окружающем мире, включающее
овладение знаниями о взаимосвязях
в природе, о роли человека в ней;
- имеет элементарные практические
навыки деятельности в природе;
- может объективно оценивать свою
и чужую работу;
- имеет потребность, мотивы
поведения, установки на разумную
деятельность в природе с учетом
экологических законов;
- имеет понятия о ценности природы
и ценности жизни;
- имеет желание и умеет наблюдать
за природными объектами и
явлениями;
- понимает последствия действий
человека в окружающей среде;

- самостоятельность
не проявляет.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•









элементарные
- сформирована потребность к
практические навыки
здоровому образу жизни;
деятельности в природе - имеет позитивное отношение к
с помощью педагога;
природе и самим себе, как ее части;
- проявляет
- стремится быть в гармонии с
самостоятельность.
собственной природой и той,
которая его окружает;
- чувствует себя гражданином,
понимает связь человечества со
всем окружающим миром.

2.5. Методические материалы
Для работы по программе используются следующие методы обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
игровой.
Воспитательные методы:
убеждение;
поощрение;
упражнения;
стимулирование;
мотивация.
Используются следующие виды технологий:
групповое обучение;
коллективное взаимообучение;
дифференцированное обучение;
развивающее обучения;
проблемное обучение;
игровая деятельности;
здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного занятия:
коммуникативная игра,
практическое занятие,
игра,
экскурсия,
выполнение самостоятельной работы,
коллективно-творческая работа,
игровая программа,
конференция.
22

Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап.
- организация начала занятия, приветствие, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
- повторение и закрепление ранее изученного материала.
2. Основной этап.
- сообщение темы, цели занятия, мотивация учебной деятельности (вопрос,
загадка, ребус, проблемное задание),
- усвоение новых знаний и способов действий (с использованием заданий,
вопросов, игр),
- первичная проверка понимания, изученного (применение пробных
практических заданий с объяснением),
- закрепление новых знаний и способов действий (самостоятельные задания,
творческая часть),
- обобщение и систематизация знаний, контроль (беседа, опрос, задания
творческого уровня).
3. Итоговый этап.
- подведение итогов занятия, оценка результатов, самооценка детьми своей
работоспособности).
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Исследователи природы»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для гармоничного развития
ребёнка через исследовательскую деятельность, формирования осознанноправильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам
родного края.
Задачи воспитания:
- воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю;
- здоровьесберегающего отношения к себе и другим, пропаганда здорового
образа жизни;
- формировать осознанно-правильное отношение к представителям живой и
неживой природы, навыков экологически грамотного поведения в природе,
привычку рационально использовать природные ресурсы;
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы социально-активной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- формирование позитивного отношения к природе и самим себе, как ее части;
- воспитание стремления быть в гармонии с собственной природой и той,
которая окружает.

23

Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе,
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, виртуальная экскурсия,
занятие-путешествие, конференция, участие в дискуссиях, в природоохранных
акциях и др.) способствуют усвоению и применению учащимися правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к коллективу и событиям, в которых они участвуют.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выступления,
презентации проектов и исследований – способствуют закреплению ситуации
успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные
умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
24

жизнедеятельность объединения (привлечение к участию в конкурсах, участие
родителей в практических заданиях детей).
Таблица 4
Календарный план воспитательной работы
объединения «Исследователи природы» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Корелова Нина Ивановна
№
п/п

Название
события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

День открытых
дверей в МБОУ ДО
ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе
Фенологические
наблюдения за
сезонными
изменениями
природы

Сентябрь

Экскурсия в ЭБЦ

В течение
года

Экскурсия

2.

3.

Международная
детско-юношеская
премия «Экология
– дело каждого»

Октябрь

Индивидуальная
работа

4.

Игра «Путешествие
в лесное царство»

Октябрь

Игра-путешествие

5.

Устный журнал
«Полезные и
вредные
насекомые»

Ноябрь

Игра-викторина

6.

Игра «В царстве
Берендея»

Декабрь

Интеллектуальная
игра

7.

Всероссийский
конкурс

Январь

Индивидуальная
работа с детьми и
25

Практический результат,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Воспитание любви и
понимания природы,
умения видеть её красоту
из собственных
наблюдений,
сформированность
навыков активной
деятельности по
сохранению окружающей
природы.
Привитие чувства любви к
природе,
сформированность
понимания необходимости
заботы и бережного
отношения к ней.
Воспитание любви к
природе, рациональному
отношению к ней и её
обитателям,
сформированность
навыков грамотного
природопользования.
Воспитание трудолюбия,
ответственности за
сохранение целостных
экосистем, воспитание
потребности в общении с
природой.
Воспитание интереса к
исследовательской работе,
любви к окружающей
природе и рационального
бережного отношения к
ней.
Сформированность
способностей к творческой

экологических
рисунков

родителями

8.

Занятие-беседа к 23
февраля

Февраль

Беседа

9.

Викторина
«Хозяева неба» к
празднованию
«Дня птиц» (1
апреля)
Экологическая игра
«Можно-нельзя»
(«День
экологических
знаний 15 апреля»)

Март

Викторина

Апрель

Экологическая
игра

10.

11.

Урок Победы

Май

Акция «Рисуем
Победу»

12.

Международный
день сохранения
биологического
разнообразия
(флоры и фауны
Земли) – 22 мая

Май

Путешествие по
Красной книге

13.

Работа с
родителями

в течение
учебного
года

Индивидуальные
беседы, участие в
мероприятиях

26

работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к
участию в конкурсе.
Воспитание любви к
Родине, развитие
патриотических чувств,
уважения к её защитникам
Отечества.
Воспитание заботливого
отношения к птицам,
понимание их важности
для природы.
Сформированность
экологических ценностных
ориентаций у детей,
умения оценивать свои
поступки и поступки
других в отношении
природы.
Воспитание
патриотических чувств к
Родине, уважения к
участникам ВОВ.
Воспитание чувства
сопереживания,
сформированность
навыков бережного
отношения к окружающей
природе, умения
объяснять, почему
становятся редкими
многими растения и
животные.
Сплочение родительского
коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Животные и птицы России. Детская энциклопедия/ Т.В. Скиба. - Ростов
н/Д: Владис, 2020.-128с.
2. Красная книга Краснодарского края. Животные. IIIиздание/Отв. Ред. А.С.
Замотайлов, Ю.В. Лохман, Б.И. Вольфов. - Краснодар: Адм. Краснодарского
Края, 2017.-720с.ил.
3. Красная книга Краснодарского края. Растения и грибы. III издание/Отв.
Ред. С.А. Литвинская- Краснодар: Адм. Краснодарского Края, 2017.-850с.ил.
4. Поляков В.А. «Практикум к курсу «Проблемы экологии, окружающей
среды и рационального природопользования». Краснодар. 1995 г.
Список литературы для учащихся и их родителей:
1. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / Лопатина А. А., Скребцова М.В. - 2-е изд.
- М.: Амрита-Русь, 2008.
2. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис, 2015. (Большая детская
энциклопедия).
3. Серия «Атлас с наклейками» (Разнообразный мир растений, На службе у
человека, Животные и птицы нашей планеты»).
4. Сказки для детей о природе (сказки и рассказы). - Москва: Издательство
АСТ; Тула: Родничок, 2017.

27

2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная
работа по ДООП

Дата
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в
мероприятиях в

Дата
проведения

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

28

рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования и т.д.)

№
п/п

Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь и
др.)

Сроки
проведения

Название
образователь
ной программы,
предмета

Место
проведения

Дополните
льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
29

Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2

– базовый

3

– углублённый

По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель
уровня в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого
критерия, затем вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех
показателей развития учащегося. Диагностическая карта составляется на
каждого учащегося для определения уровня освоения обязательных модулей
программы в течение всего учебного года (минимальный, общий,
продвинутый).

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».