"Экологическая мастерская"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
иди А.И. Воейкова г. Туапсе
Т.М. Бур л ай
При^яГ 70-ОД от 06.06.2025 г.

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

' ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Экологическая мастерская»
Уровень программы: базовый_______ _ ____________________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (144 часа)

Возрастная категория: от 9 до 13 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)

Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реал изуется на бюджетной основе
(на бюджетной/внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 63785

Автор-составитель:
Лаптева Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования
(ФИО и должность разработчика)

г. Туапсе, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методические материалы
2.6 Раздел воспитания, календарный план воспитательной
работы
2.7 Список литературы
2.8 Приложение

2

Стр.
3
6
6
10
10
15
16
16
20
22
23
25
28
33
34

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4

подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности «Экологическая мастерская» знакомит
учащихся с экологией, основами природопользования и охраны окружающей
среды с помощью декоративно-прикладного творчества, направленного на
изготовление поделок из бросового материала. Программа способствует
включению в познавательную и общественно-полезную деятельность,
формирует экологический стиль мышления, эстетические и индивидуальнотворческие способности каждого ребёнка.
Новизна
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Экологическая мастерская» заключается в том, что наряду со знакомством
учащихся с возможностями применения в творчестве бросового материала,
раскрываются экологические законы, а также способы бережного отношения
человека к природным дарам, способствующего сохранению природного
богатства страны и края. Новизна программно-методического и
организационно-технологического обеспечения программы заключается в
организации сетевой формы реализации, предполагающей использование
ресурсов организации дополнительного образования - МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г. Туапсе и организации-партнёра: МБОУ СОШ № 29 им.
М.В. Грешилова с. Цыпка.
Программа «Экологическая мастерская» предназначена для подробного
ознакомления учащихся с разнообразными декоративными техниками,
позволяет знакомиться с окружающей природой через процесс творческой
самореализации. Использование в новом качестве старых вещей и предметов
учит бережному отношению к окружающей среде, противостоит
замусориванию своего дома, двора, города. На протяжении всех тем есть
возможность вариативного подхода к изготовлению той или иной работы, в
зависимости от возраста учащихся и их способностей, для достижения
каждым ребенком максимального творческого и личностного развития.
Актуальность
Программа способствует воплощению теоретических знаний об
окружающем мире в практические изделия, вызывает стремление учащихся
изучать природу, бережно относиться к её ресурсам. Знакомство с разными
техниками выполнения изделий из разнообразного материала способствует
развитию воображения и созидательного творчества. Увлечение детей
любым видом творчества воспитывает чувство своей значимости и нужности,
повышает самоуважение, учит бережливости и умению использовать уже
имеющиеся ресурсы.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
6

учащихся с уникальностью природы своего региона, с необходимостью
сохранения природных богатств, а также с выбором будущей профессии в
сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики страны способствует
наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности граждан.
Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных основ
грамотного финансового поведения у учащихся в системе дополнительного
образования. Всё это делает программу конкурентоспособной среди других
программ естественно-научной направленности.
Педагогическая целесообразность заключается в создании особой
развивающей среды для выявления и развития творческих способностей
учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству,
но и раскрытию лучших человеческих качеств, нестандартного мышления,
расширению коммуникативных способностей. Большое внимание в процессе
обучения уделяется экологическому воспитанию, основным правилам
поведения в окружающей среде.
Содержание программы формирует экологическую культуру каждого
ребёнка,
развивает
познавательные,
эстетические,
эмоциональнонравственные отношения с окружающей природной средой, воспитывает
любовь к природе, умение видеть и частично решать экологические
проблемы. Изготовление своими руками творческих работ из бросовых
материалов – одно из доступных решений экологической проблемы отходов,
наглядное осознание детьми значимости действий человека в области охраны
природы.
Отличительные особенности
В содержании программы особое внимание уделяется экологической
обстановке в современном мире. Главной отличительной особенностью
является демонстрация экологического подхода в творчестве, что позволяет
освещать проблемы загрязнения окружающей среды и способствует
формированию рационального экологического сознания учащихся. Главный
акцент делается на развитии способностей именно к утилитарному познанию
мира с дальнейшим его преобразованием. Процесс вторичного
использования отходов даёт знания об основах экологических законов
жизни, воспитывает осознанное отношение детей к природе и выработку
практических навыков правильного, бережного природопользования.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 9-13 лет, желающих
реализовать себя в творческой деятельности, развивать свои художественноэстетические способности, неравнодушных к окружающей экологической
обстановке. Все эти потребности могут быть реализованы в процессе
освоения программы.
Наполняемость групп – от 12 до 15 человек (мальчиков и девочек),
которые могут комплектоваться из разновозрастных детей.
Набор детей на обучение по программе ведется по желанию учащихся
и их родителей (законных представителей). Для детей с особыми
7

образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении.
Младший школьный возраст (7-10 лет) – в данном возрасте
проявляется любознательность к окружающему миру, хорошо развита
механическая память, развиваются познавательные и коммуникативные
умения и навыки. Практическое знакомство с разными материалами дает
возможность прочувствовать многообразие окружающего мира, а процесс
освоения различных техник выполнения изделий способствует развитию
творческого мышления и воображения. Кропотливая работа руками
пробуждает творческие участки мозга. Через творческую деятельность
формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка
прекрасного.
Подростковый возраст (11-13 лет) – отличительная черта данного
возраста – внутреннее тяготение к творческому воплощению, внутренняя
тенденция к продуктивности. Это, прежде всего, проявляется в том, что
ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. В связи с взрослением,
накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем,
психологическом развитии на данном возрастном этапе формируются новые,
более широкие интересы, возникают увлечения в различных областях
деятельности, появляется стремление занять более самостоятельную
позицию. Основная задача взрослых – создание оптимальных условий для
раскрытия и реализации возможностей с учетом индивидуальности.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экологическая мастерская» относится к базовому уровню и рассчитана на 1
год обучения. Общее количество часов по программе составляет 144 часа в
год. Программа предполагает использование технологии разноуровневого
обучения, в рамках которого учащиеся усваивают учебный материал, исходя
из различных интересов, склонностей, потребностей, способностей и
мотивов, особенностей темперамента, мышления и памяти, эмоциональной
сферы.
Форма обучения – очная. Также могут применяться формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
8

получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь
– фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение
материала программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591
(мастер-классы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно
ФЗ №237, допускающему сочетание различных форм получения образования
и форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
(академический час – 40 мин.) с перерывом в 10 мин или 1 раз в неделю (в
выходной день) по 4 академических часа (согласно Положению о режиме
занятия обучающихся МБОУ ДО ЭБЦ имени А.И. Воейкова г. Туапсе при
объеме часов – 144 ч.).
Особенности организации образовательного процесса
Т.к. программа «Экологическая мастерская» реализуется в условиях
дополнительного образования, когда состав групп разновозрастной и
учащиеся обладают различным уровнем способностей, то широкое
применение получает индивидуальный и дифференцированный подход.
Большая часть занятий реализуется в форме практикумов и творческих
экологических мастерских. Кроме того занятия проходят и в других формах:
беседа, экскурсия, творческая мастерская, игра, круглый стол, викторина,
мастер-класс, выставка, презентация творческих работ, защита проектов,
участие в экологических акциях.
Отличительные черты программы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- разнообразие форм и методов обучения;
- связь с окружающей действительностью и повседневной жизнью;
- большая часть занятий уделяется практической работе;
- каждый раздел подразумевает наличие готового продукта (проект, поделка);
- возможность участия в конкурсах экологической направленности и
конкурсах декоративно-прикладного творчества.
Принципы, на которых базируется программа:
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип вариативности;
- принцип сотрудничества и сотворчества;
- принцип активности и самостоятельности;
- принцип креативности;
9

- принцип научности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип деятельного подхода.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование познавательного интереса учащихся
к изучению окружающего мира и экологии, развитие творческих и
интеллектуальных способностей через практическую деятельность.
Личностные задачи:
- воспитывать у учащихся ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- воспитывать любовь к природе;
- формировать представление об особенностях взаимоотношений человека и
природы;
- воспитывать убеждённость в необходимости бережного отношения к
природе;
- воспитывать интерес к изучению профессий в области «Экология», желание
следовать принципу «Экология – дело каждого!»;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
Метапредметные задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению природы и её ценностей;
- развивать мотивацию и потребность к творческому труду, стремление
добиваться поставленных целей;
- способствовать развитию логического, образного, пространственного
мышления, зрительной памяти, фантазии, воображения;
формировать
навыки
самостоятельности,
организованности,
ответственности, и аккуратности;
- развивать коммуникативные навыки, навыки быстрой адаптации в новом
коллективе, умение участвовать в коллективной работе.
Образовательные (предметные) задачи:
- познакомить с основными правилами и нормами экологического поведения
в современном мире;
- расширить знания об экологии, об экологических проблемах и
природоохранных мерах;
- показать на практике особенности различных техник изготовления поделок
из бросового материала;
- научить правилам безопасного труда при обработке различных материалов;
- формировать умения и навыки работы с бросовым материалом
1.3. Содержание программы
Содержание программы соответствует цели и задачам, изложенным в
пояснительной записке. Содержание программы отражено в учебном плане.

10

Таблица 1
Учебный план программы «Экологическая мастерская»
№
Название раздела
п/п
1. Введение в программу
2. Экология, правила
природоохранного
поведения
3. Вторая жизнь
материалов
4.

Доисторические
животные

5.

Разнообразие поделок
из бросового материала
Экология – дело
каждого!
Обитатели морей и
океанов

6.
7.

8.
9.

Сортируй отходы береги природу!
Друзья планеты

10. Природа и человек
11. Итоговое занятие
Всего:

Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Всего Теория
Практика
2
1
1
Собеседование
10
3
7
Экспресс-выставка
Блиц-опрос
Защита докладов
16
4
12
Викторина
Выставка работ
Защита докладов
18
6
12
Выставка рисунков и
поделок
Защита сообщений
18
6
12
Викторина
Выставка работ
14
4
10
Устный опрос
Выставка работ
14
4
10
Защита сообщений
Выставка рисунков
и поделок
16
4
12
Викторина
Выставка работ
18
6
12
Защита докладов
Выставка рисунков и
поделок
14
4
10
Фотовыставка
4
2
2
Представление
проекта
144
44
100

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу (2 ч.)
Теория: Знакомство с учащимися. Решение организационных вопросов.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Коммуникативная игра «Давайте познакомимся».
Раздел 2. Экология, правила природоохранного поведения (10 ч.)
Теория: День озера Байкал (8 сентября); Грибы съедобные-несъедобные;
Профессии в сфере «Экология»; Отходы в доходы – формирование
финансовой грамотности. Обитатели Эколого-биологического центра г.
Туапсе.
Практика: Тест «Правила поведения на природе». Практикум – коллективное
создание стенгазеты «Берегите озеро Байкал!». Создание аппликации
«Грибочки». Игра в лото «Знакомство с грибами». Просмотр презентаций:
«В мире профессий»; «Отходы в доходы». Защита докладов. Экскурсия в
ЭБЦ.
Воспитательная
работа: Участие в эколого-благотворительной
акции «Добрые крышечки».
11

Раздел 3. Вторая жизнь материалов (16 ч.)
Теория: Всемирный день защиты животных (4 октября); Всемирный день
учителя (5 октября); Участие во Всероссийских уроках «Урок Эколят 2024»;
Всемирный день перелетных птиц (14 октября); День отца (16 октября);
Всероссийская олимпиада «Эколята-молодые защитники природы 2024г.»;
Что такое вторсырье? Поделки из вторичного сырья; Международный день
Черного моря (31 октября).
Практика: Творческая мастерская «Закладки для книги-животные». Филворд
«Дикие животные». Викторина «Животные леса». Творческая мастерская по
выполнению поделок к праздникам. Конкурс рисунков: «Перелетные
птицы»; «Обитатели Черного моря»; «Мы за чистоту Черного моря».
Просмотр презентации на тему: «Что такое вторсырье? Поделки из
вторичного сырья». Защита докладов «Обитатели Черного моря».
Прохождение тестирования «Всероссийская олимпиада «Эколята-молодые
защитники природы 2024г.».
Воспитательная работа:
- Всемирный день защиты животных (4 октября).
- Участие в краевом экологическом конкурсе «Семейные экологические
проекты»
- Участие во Всероссийских уроках «Урок Эколят 2024».
- День учителя (5 октября).
- Всероссийская олимпиада «Эколята-молодые защитники природы 2024г.»
- Международный день Черного моря (31 октября).
Раздел 4. Доисторические животные (18 ч.)
Теория: Доисторические животные (Гигантский ленивец, Ирландский лось,
Морская корова Стеллера, Пиренейский козерог, Тасманский тигр,
Шерстистый мамонт, Шерстистый носорог); Всемирный день науки (10
ноября); Синичкин день (12 ноября); 15 ноября – День вторичной
переработки; Всероссийский день Матери; Всероссийская олимпиада по
естественно-научной грамотности; 30 ноября – Международный день
домашних животных.
Практика: Просмотр презентаций: «Когда появились доисторические
животные и динозавры?»; Защита сообщений «Доисторические животные».
Флешмоб «Синичкин день» (12 ноября). Выставка рисунков и поделок:
«Доисторические животные»; «Международный день домашних животных»;
«Синичкин день». Практикум – изготовление стенгазеты «Величайшие
ученые и открытия 21 века». Акция «Мы за чистоту». Игровая деятельность,
кроссворд «Домашние животные». Изготовление поделки к «Всероссийскому
Дню Матери». Защита докладов и сообщений на тему «Величайшие ученые и
открытия 21 века». Тестирование III «Всероссийская олимпиада по
естественно-научной грамотности».
Воспитательная работа:
- Конкурс рисунков «Экология – дело каждого».
- Синичкин день (12 ноября).
12

- Всероссийский День матери.
- III Всероссийская олимпиада по естественно-научной грамотности 2024г.
- 30 ноября - Международный день домашних животных.
Раздел 5. Разнообразие поделок из бросового материала (18 ч.)
Теория: Техники изготовления поделок из мелкого бросового материала;
Современные проблемы мировой экологии; Добрые крышечки всероссийская акция; Акция «Покормите птиц зимой».
Практика: Экскурсия. Акция «Мы за чистоту!». Просмотр видео «Вторичная
переработка и виды вторсырья». Просмотр презентаций: «Особенности и
преимущества поделок из бросового материала»; «История создания
пуговиц». Практикум – создание листовок «Не бросай зря!». Знакомство с
образцами работ, изготовление поделки на выбор. Мастер-классы:
«Создание бокса для сбора крышек», «Кормушка из бросового материала»,
«Новогодние игрушки», «Снежинка из пластиковой бутылки», «Башмачок».
Воспитательная работа:
- Экоёлка – конкурс новогодних ёлок.
- Новогодние экоигрушки.
Раздел 6. Экология – дело каждого! (14 ч.)
Теория: День заповедников и национальных парков (11января); Знакомство с
современными декоративными техниками с пользой для экологии; День
открытия Антарктиды (28 января).
Практика: Просмотр презентаций: «День заповедников и национальных
парков»; «День открытия Антарктиды». Интеллектуальная игра «Знатоки
Антарктиды». Викторина «Заповедники и национальные парки», «Вторичная
переработка». Игровая деятельность - собери пазл «Экология дело каждого».
Творческая мастерская: рисунки «Животные заповедников и национальных
парков»; аппликация «Животные Антарктиды». Практикум - изготовление
листовок.
Воспитательная работа: Акция «Покормите птиц зимой».
Раздел 7. Обитатели морей и океанов (14 ч.)
Теория: Замусоривание планеты - глобальная экологическая проблема;
Собери макулатуру - спаси дерево!; Международный день защиты морских
млекопитающих (19 февраля); Подарок своими руками к 23 февраля; День
Арктики (28 февраля).
Практика:
Просмотр
презентаций:
«Всемирный
день
китов»;
«Международный день защиты млекопитающих»; «День Арктики».
Кроссворд «Животные морей и океанов». Дидактическая игра «Очистим
планету». Творческая мастерская: «Подарок своими руками к 23 февраля»;
Спортивный развлекательный праздник ко Дню защитника Отечества;
Рисунки «Чудеса Арктики». Выставка творческих работ.
Воспитательная работа:
- Акция «Собери макулатуру – спаси дерево!».
- Международный день защиты морских млекопитающих (19 февраля).
- Подарок своими руками к 23 февраля.
13

Раздел 8. Сортируй отходы - береги природу! (16 ч.)
Теория: Вторая жизнь бумаги, газет и журналов; Международный день леса;
Берегите лес от пожара; Весенний лес; Вторая жизнь пластика.
Практика: Викторина «Вторая жизнь бумаги, газет и журналов». Просмотр
презентации «Международный день леса». Практикум – создание рисунков и
аппликаций «Берегите лес!». Творческая мастерская «Открытка к 8 марта»,
изготовление органайзеров, ваз, карандашниц из пластика. Выставка
творческих работ.
Воспитательная работа:
- Подарок своими руками к 8 Марта.
- Международный день леса (21 марта).
- Всероссийский флешмоб «Голубая лента».
Раздел 9. Друзья планеты (18 ч.)
Теория: Международный день птиц (1 апреля); Птицы Краснодарского края;
Международный день космонавтики (12 апреля); Берегите первоцветы (День
подснежника 19 апреля); Пасхальная тематика; Праздничная открытка к 9
мая; Урок Победы (3-6 мая).
Практика: Просмотр презентации «Птицы Краснодарского края».
Модульная аппликация (мозаика) «Птицы». Защита докладов на тему
«Международный день птиц». Творческая мастерская: рисунки «Птицы»;
«Далекий космос». Всероссийская акция «День Земли» (22 апреля);
Практикум – создание стенгазеты «Берегите первоцветы!». Защита
сообщений к Дню победы.
Воспитательная работа:
- Пасхальная тематика.
- Праздничная открытка к 9 мая.
- Урок Победы (3-6 мая). Акция «Рисуем Победу»
Раздел 10. Природа и человек (14 ч.)
Теория: Экотропа; Лес чудес; Международный день сохранения
биологического разнообразия (флоры и фауны) - 22 мая; Союз экологии и
творчества; Живая и неживая природа; Чистый город - здоровый мир.
Практика: Просмотр презентации «Урок Победы». Акция «Чистый город –
здоровый мир». Создание альбома с фотографиями лучших работ.
Экскурсии: «Экотропа», «Лес чудес», «Живая и неживая природа».
Воспитательная работа:
Акция «Сад Памяти», «Георгиевская ленточка».
Раздел 11. Итоговое занятие (4 ч.)
Теория: Подведение итогов учебного года.
Практика: Анализ творческих достижений, выставка лучших работ.
Награждение активных участников конкурсов и акций дипломами.

14

1.4. Планируемые результаты
К концу обучения по программе «Экологическая мастерская» учащиеся:
Личностные результаты:
- сформируют представление об особенностях взаимоотношений человека и
природы;
- проявят убеждённость в необходимости бережного отношения к природе;
- смогут оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их
экологической допустимости;
- будут стремиться к аккуратности, бережливости;
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты усвоения программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные УУД:
- смогут планировать свою творческую деятельность и анализировать её
результаты;
- смогут постепенно развивать логическое, образное, пространственное
мышление, зрительную память, фантазию, воображение;
- проявят навыки самостоятельности, организованности и аккуратности.
2. Познавательные УУД:
- смогут применять приобретенные знания, умения и навыки в творческой
деятельности на занятиях и дома;
3. Коммуникативные УУД:
- будут открыты к коммуникабельности, дружелюбному взаимоотношению с
другими учащимися;
- сумеют адаптироваться в новом коллективе, принимать активное участие в
его жизнедеятельности, проявят умение работать в команде.
Предметные результаты:
- будут иметь представление об экологии, проблемах мировой экологии;
- познакомятся с правилами экологически грамотного и безопасного
поведения в природе;
- освоят необходимые приёмы в изготовлении различных поделок из разного
материала;
- научатся соблюдать правила безопасности труда на занятиях.

15

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы
«Экологическая мастерская»
Примечание: В.р. – Воспитательная работа
№
п/п

1.

2.

2.1
2.2
2.3

2.4

2.5

3.
3.1

3.2

3.3

Дата
факт

план

Раздел, тема занятия

КолФорма занятия,
Форма контроля
во
деятельность
часов
Модуль 1 – сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 64 ч.)
Введение в программу,
Введение в программу
2
знакомство, инструктаж Собеседование
по ТБ.
Экология. Правила
природоохранного
10
поведения.
Просмотр презентации,
практикум – создание
Блиц-опрос
День озера Байкал.
2
стенгазеты «Берегите
Тестирование
Байкал!».
Грибы съедобные 2
Создание аппликации
Педагогическое
несъедобные.
«Грибочки».
наблюдение
Профессии в сфере
2
Просмотр презентации
Экспресс-выставка
«Экология».
«В мире профессий»,
работ
работа в мини-группах.
Отходы в доходы 1
Составление таблицы
Защита докладов
формирование
расхода и дохода.
финансовой
грамотности.
В.р. Участие в
1
Экологическая акция.
Фотоотчет
экологоблаготворительной
акции «Добрые
крышечки»
Обитатели эколого2
Экскурсия в ЭБЦ.
Педагогическое
биологического центра
наблюдение
г. Туапсе.
Вторая жизнь
16
материалов
В.р. Всемирный день
2
Творческая мастерская
Викторина
защиты животных
«Закладка для книги (4 октября).
животные».
В.р. Участие в краевом
2
Творческая мастерская
Выставка работ
экологическом конкурсе
«Семейные
экологические
проекты»
В.р. Участие во
2
Беседа, творческая
Самостоятельная
Всероссийских уроках
мастерская.
работа
«Урок Эколят 2024».
16

3.4

3.5
3.6

3.7

3.8

4.
4.1

Всемирный день
перелетных птиц (14
октября).
В.р. День учителя (5
октября).
В.р. Всероссийская
олимпиада «Эколятамолодые защитники
природы 2024г.
Что такое вторсырьё?
Поделки из вторичного
сырья.
В.р. Международный
день Черного моря (31
октября).
Доисторические
животные
Доисторические
животные

Просмотр презентации.
Рисунки «перелетные
птицы».
Создание поделки ко
дню учителя.
Прохождение
тестирования.

Выставка работ

2

Просмотр презентации,
знакомство с образцами.

Мини-выставка

2

Рисунки «Обитатели
Черного моря», «Мы за
чистоту Черного моря».

Защита докладов
Выставка работ

2

Просмотр презентации,
обсуждение.

Выставка рисунков
и поделок

2

День доисторических
животных
Практикум - стенгазета
«Величайшие ученые и
открытия 21 века»
Творческая мастерская
рисунки на тему
«Экология».
Творческая мастерская:
«Синичка из картонной
коробки».
Просмотр презентации.

Защита сообщений

Экспресс-выставка

2

2
2

Выставка работ
Самостоятельная
работа

18

4.2

Всемирный день науки
(10 ноября).

2

4.3

В.р. Конкурс рисунков
«Экология – дело
каждого».
В.р. Синичкин день (12
ноября).

2

15 ноября - День
вторичной
переработки.
В.р. Всероссийский
День матери.

2

В.р. III Всероссийская
олимпиада по
естественно-научной
грамотности 2024 г.
В.р. 30 ноября —
Международный день
домашних животных.
Разнообразие поделок
из бросового
материала
Акция «Мы за
чистоту!».

2

Знакомство с образцами
работ, изготовление
поделки.
Участие в олимпиаде.

2

Просмотр презентации.

Защита сообщений

Экскурсия, акция

Педагогическое
наблюдение

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

5.

5.1

2

2

Защита сообщений
Выставка рисунков
Выставка поделок
Викторина

Олимпиада

18

2

17

5.2

5.3

5.4
5.5

5.6

5.7

6.
6.1

6.2

6.3

Техники изготовления
поделок из мелкого
бросового материала.
Современные
проблемы мировой
экологии.
«Добрые крышечки» –
всероссийская акция.
Акция «Покормите
птиц зимой».

Знакомство с образцами
работ, изготовление
поделки на выбор.
2
Беседа. Мастер-класс
«Создание бокса для
сбора крышек».
2
Просмотр презентаций,
обсуждение.
2
Творческая мастерская
«Создание кормушки из
бросового материала».
В.р. Экоёлка – конкурс
2
Мастер-класс «Создание
новогодних ёлок.
ёлки».
2
Беседа, творческая
мастерская.
В.р. Новогодние
2
Мастер-класс «Снежинка
экоигрушки.
из пластиковой
бутылки».
2
Мастер-класс
«Башмачок».
Модуль 2 – январь-май 2026 г. (20 недель, 80 ч.)
2

Экология – дело
каждого!
День заповедников и
национальных парков
(11января).

14

Знакомство с
современными
декоративными
техниками с пользой
для экологии.
День открытия
Антарктиды (28
января).

2

Викторина
Устный опрос
Выставка рисунков
Выставка работ
Выставка работ
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение

Просмотр презентации.
Кроссворд.
Творческая мастерская
рисунки «Животные
заповедников и
национальных парков».
Игра, просмотр
презентации,
обсуждение.

Викторина

2

Просмотр презентации.

Защита докладов

2

Аппликация «Животные
Антарктиды».
Интеллектуальная игра
«Знатоки Антарктиды»
Беседа, практическая
работа – изготовление
листовок «Покормите
птиц зимой».

Выставка работ

Дидактическая игра
«Очисти планету».

Защита минипроекта представление
плаката

2
2

2
6.4

В.р. Акция «Покормите
птиц зимой».

2

7.

Обитатели морей
и океанов
Замусоривание планеты
– глобальная
экологическая
проблема.

14

7.1

Самостоятельная
работа

2

18

Выставка работ

Устный опрос

Блиц-опрос
Выставка
творческих работ

7.2

В.р. «Собери
макулатуру – спаси
дерево!».

2

7.3

В.р. «Международный
день защиты морских
млекопитающих (19
февраля).
В.р. Подарок своими
руками к «23 февраля».

2

7.4

2

2
2

7.5

День Арктики (28
февраля).

2

8.

Сортируй отходы береги природу!
В.р. Подарок своими
руками к 8 Марта.

16

8.1

8.3
8.4
8.5

8.6

9.2
9.3
9.4

Презентация «23
февраля-день защитника
Отечества».
Мастер класс «Поделка к
23 февраля».
Спортивноразвлекательный
праздник ко «Дню
защитника Отечества».
Просмотр презентации.
Рисунки «Чудеса
Арктики».

Устный опрос

Педагогическое
наблюдение
Выставка работ

Текущий контроль

Выставка поделок
Педагогическое
наблюдение
Выставка рисунков

Вторая жизнь бумаги,
газет и журналов.
В.р. Международный
день леса (21 марта).
Берегите лес от пожара.

2
2

Просмотр презентации.

Блиц-опрос

2

Выставка работ

В.р. Всероссийский
флешмоб «Голубая
лента»
Вторая жизнь пластика

2

Практикум – рисунки,
аппликация.
Просветительская акция
Творческая мастерская:
изготовление вазы.
Творческая мастерская:
органайзера.

Самостоятельная
работа
Выставка работ

Просмотр презентации.

Защита докладов

Знакомство с образцами
работ.
Просмотр презентации,
творческая мастерская.
Беседа, практикум Далёкий космос!

Самостоятельная
работа
Выставка работ

2
2

9.
9.1

Экспресс-выставка

Творческая мастерская
«Открытка к 8 марта».
Творческая мастерская
«Открытка к 8 марта».
Круглый стол.

2
2

8.2

Практическая работа –
изготовление листовок в
пользу сбора
макулатуры.
Просмотр презентации.
Кроссворд.

Друзья планеты
Международный день
птиц (1 апреля).
Модульная аппликация
(мозаика) «Птицы».
Птицы Краснодарского
края.
Международный день
космонавтики (12
апреля).

18
2
2
2
2

19

Викторина

Педагогическое
наблюдение

Выставка рисунков
и поделок

9.5

9.6

9.7

9.8
9.9

10.
10.1

Берегите первоцветы
(День подснежника 19
апреля).
Всероссийская акция
«День Земли» (22
апреля).
В.р. Пасхальная
тематика.

2

Практикум – создание
стенгазеты «Берегите
первоцветы!».

Устный опрос
Экспресс-выставка

2

Беседа, коллективная
работа.

Мини-выставка

2

Мастер-класс
«Пасхальный
натюрморт».

Выставка работ

В.р. Праздничная
открытка к 9 мая.
В.р. Урок Победы (3-6
мая). Акция «Рисуем
Победу»
Природа и человек
Экотропа.

2

Практическая работа
«Открытка к 9 мая».
Творческая мастерская

Выставка работ

Экскурсия в природу
«Экотропа».
Экскурсия в природу
«Лес чудес».

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Беседа. Просмотр
презентации.
Балаганчик настольных
игр

Блиц-опрос

Круглый стол, сбор
альбома с фото лучших
работ.
Экскурсия в природу
«Живая и неживая
природа».
Акция «Чистый город –
здоровый мир».
Анализ работы за год,
вручение дипломов.

Итоговая
аттестация
Фотовыставка
Педагогическое
наблюдение

2

14
2

В.р. Акция «Сад
Памяти»,
«Георгиевская
ленточка.
Международный день
сохранения
биологического
разнообразия (флоры и
фауны) - 22 мая.
Союз экологии и
творчества.

2

10.5

Живая и неживая
природа.

2

10.6

Чистый город –
здоровый мир.
Итоговое занятие

2

10.2.

10.3.

10.4.

11.

Всего по программе:

2
2
2

4

Выставка работ

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение
Представление
проекта

144

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется помещение с хорошим дневным
освещением,
соответствующее
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». До начала занятий и после их
окончания осуществляется сквозное проветривание кабинета. Столы в
помещении располагаются так, чтобы педагог мог свободно подходить к
каждому учащемуся. Есть место для хранения лучших работ, которые будут
20

использоваться в качестве наглядных пособий. В процессе обучения
учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности труда.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
- парты и стулья;
- персональный компьютер;
- сеть интернет;
- интерактивная доска с программным обеспечением;
- проектор;
- образовательные фильмы и презентации;
- клей ПВА (1л.), клеевой пистолет (6 шт.), клеевые стержни для пистолета
(10 упаковок по 10шт.);
- бросовый материал (пробки, крышки, коробки, газеты, бобины от скотча,
стаканчики от сметаны, пластиковые бутылки, стеклянные банки и др.);
- канцелярские принадлежности для 12 чел.: ножницы, линейка, бумага
цветная, картон белый и цветной, двусторонний скотч, клей-карандаш,
магниты, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пластилин,
акриловые и витражные краски, кисточки тонкие и широкие);
- бумага А-4 (1 упаковка по 500 листов) для рисунков, эскизов, оформления
списков и личных дел учащихся.
Информационное обеспечение
- аудио-, видео-, фото-, интернет источники, телефон, принтер.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Экологическая мастерская» педагог
дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении. Педагог дополнительного образования должен
систематически повышать свою профессиональную квалификацию, обладать
профессиональной,
информационной,
коммуникативной,
правовой
компетентностями.
Данную программу реализует педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе – Лаптева Елена Юрьевна со
средним специальным образованием по специальности «Преподавание в
начальных классах» ГОУ СПО Туапсинский социально-педагогический
колледж, 2005 г. Общий педагогический стаж составляет более 18 лет. Стаж
работы в должности педагога дополнительного образования – 4 года.
Педагог имеет высшую квалификационную категорию.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;

21

- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
разработка
программно-методического
обеспечения,
реализация
дополнительной общеобразовательной программы.
Педагог владеет: технологиями работы с одаренными учащимися;
умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии здоровья;
умением работать с социально-запущенными детьми, в том числе имеющими
отклонения в социальном поведении.
2.3. Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе» аттестация в
объединении «Экологическая мастерская» проводится в следующих формах:
- Тестирование в начале года (тест «Правила поведения в природе»).
- Промежуточная аттестация проводится по форме ЗУН: викторина по
экологии, выставка работ. В ходе беседы, фронтального опроса по викторине
выявляются знания учащихся об экологии, об экологических проблемах и
способах их решения. Выставка работ позволяет определить текущие
творческие успехи каждого учащегося по программе.
- Итоговая аттестация проводится в конце учебного года по форме
ЗУН: итоговое тестирование, итоговая выставка творческих работ, анализ
участия в течение года в конкурсах и акциях. Выставка творческих работ,
итоговое тестирование, анализ деятельности учащихся в процессе освоения
дополнительной программы, позволяют определить уровень знаний, умений
и навыков по предмету, а также увидеть прогресс творческой реализации и
сформированность экологически правильных повседневных навыков.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Для отслеживания результативности обучения учащихся и с целью
выявления качества усвоенных ими знаний используется:
• педагогическое наблюдение;
• текущий контроль на занятии;
• ведение журнала посещаемости;
• педагогический анализ результатов опроса, активности на занятиях,
участия в дидактических играх, викторинах;
• анализ
результатов самостоятельной и коллективной творческой
деятельности;
• материал тестирования;
• участие в муниципальных и краевых конкурсах (дипломы, грамоты,
сертификаты, благодарности);
• педагогический мониторинг и анализ практической деятельности.
22

Предъявление
и
демонстрация
образовательных
результатов
проводится в формах: открытое занятие; выставка творческих работ (минивыставка, выставка поделок после каждого раздела, итоговая фотовыставка);
результаты проведения акции (фото); праздничное мероприятие; результаты
участия в муниципальных и краевых конкурсах.
2.4. Оценочные материалы
Оценочными материалами процесса и результата обучения по
общеобразовательной
дополнительной
программе
«Экологическая
мастерская» являются:
1) тестирование:
- тест «Правила поведения в природе», проводимый в начале учебного года и
позволяющий выявить знания учащихся о грамотном поведении в
окружающей природе;
- тест «Экология и я», проводимый в конце обучения, демонстрирующий
полученные знания об экологии, об экологических нормах и правилах
поведения (Полное описание тестов в Приложении);
2) викторина по экологии, разгадывание загадок и ребусов;
3) участие в выставках, конкурсах, акциях – позволяют оценить творческие
успехи учащихся, их самостоятельные навыки, коллективное сотворчество.
В процессе реализации программы проводится диагностика
образовательных результатов. Основным методом диагностики служит
наблюдение. Параметры диагностики текущих образовательных результатов
представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Диагностика текущих образовательных результатов по программе
«Экологическая мастерская»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

1. Теоретическая подготовка
минимальный уровень
(учащийся овладел менее
Теоретические
чем ½ объема знаний,
знания (по
предусмотренных
Соответствие
основным
программой);
теоретических
разделам учебносредний уровень (объем
знаний
тематического
усвоенных знаний составляет
учащегося
плана
более ½);
программным
программы)
максимальный уровень
требованиям
(учащийся освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период);
2. Практическая подготовка
Практические
Соответствие
минимальный уровень
23

Кол-во
Методы
баллов диагностики

1

5

Наблюдение,
тестирование,
блиц-опрос,
викторина,
разгадывание
загадок

10

1

Практикум,

умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по основным
разделам учебнотематического
плана
программы)

практических
умений и
навыков
программным
требованиям

(учащийся овладел менее чем
½ предусмотренных умений и
навыков);
средний уровень (объем
усвоенных умений и навыков
составляет более ½);
максимальный уровень
(учащийся овладел
практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за конкретный
период)
начальный (элементарный)
уровень развития креативности
(учащийся в состоянии
Творческие
выполнять лишь простейшие
навыки
практические задания
(творческое
Креативность в педагога)
отношение к делу
репродуктивный уровень
выполнении
и умение
(выполняет в основном задания
заданий
воплотить его в
на основе образца)
готовом
творческий уровень
продукте)
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
3. Общеучебные умения и навыки
минимальный уровень умений
(учащийся испытывает
Самостоятельсерьезные затруднения,
Умение
ность в учебнонуждается в помощи и
осуществлять
исследовательконтроле педагога)
учебноской работе
исследовательску
средний уровень (работает с
ю работу (писать
помощью педагога или
доклады,
родителей)
готовить
максимальный уровень
проекты)
(работает самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
4. Учебно-коммуникативные умения
минимальный уровень умений
(учащийся испытывает
серьезные затруднения,
Адекватность
нуждается в постоянной
Умение слушать восприятия
помощи и контроле педагога)
и слышать
информации,
средний уровень (часто
педагога
идущей от
нуждается в помощи педагога
педагога
или родителей)
максимальный уровень (не
испытывает особых
трудностей)
Умение
Сформирован- минимальный уровень
24

5

практическая
работа,
творческая
мастерская,
мастер-класс

10

1

5

Наблюдение,
практические
занятия,
конкурсные и
презентационные занятия

10

1

5

Творческие
задания по
теории,
доклады,
проекты

10

1

5

10
1

Наблюдение,
практическая
работа

конструктивно
общаться со
сверстниками

Навыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Умение
аккуратно
выполнять
работу

ность умения
конструктивно
общаться со
сверстниками

(учащийся испытывает
серьёзные затруднения в
общении, нуждается в
постоянной помощи,
периодически провоцирует
конфликты)
средний уровень (часто
нуждается в помощи педагога
или родителей, сам в
конфликтах не участвует,
старается их избежать)
максимальный уровень (не
испытывает особых
трудностей, пытается
самостоятельно уладить
возникающие конфликты)
5.Учебно-организационные умения
минимальный уровень
(учащийся овладел менее чем
½ объема навыков соблюдения
Соответствие
правил безопасности,
реальных
предусмотренных программой)
навыков
средний уровень (объем
соблюдения
усвоенный навыков составляет
правил
более ½)
безопасности
максимальный уровень
программным
(учащийся освоил практически
требованиям
весь объем навыков,
предусмотренных программой
за конкретный период).
удовлетворительно
Аккуратность и
хорошо
ответственность в работе

отлично

5

10

1

5

Наблюдение,
практическая
работа

10

1
5
10

Максимальное количество баллов – 80, минимальное – 8.
Для оценки результативности обучения по программе проводится
промежуточная и итоговая аттестация.
2.5. Методические материалы
На занятиях используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение);
• наглядный (показ видеоматериала, презентаций, фотографий и образцов
работ);
• объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
• репродуктивный
– учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
• практический (практические задания, выполнение работ по шаблонам,
подготовка и участие в тематических мероприятиях);
25

частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом, проблемный вопрос или
ситуация);
• игровой метод;
• метод самостоятельной работы (самостоятельная творческая работа);
• метод индивидуальной, групповой и коллективной работы.
В процессе реализации программы используются следующие
педагогические технологии:
• личностно-ориентированного обучения – задача не «давать» материал, а
пробудить интерес, раскрыть возможности, организовывать творческую
деятельность каждого обучающегося;
• дифференцированного обучения;
• группового обучения – ситуации совместных действий, общение,
взаимопонимание, взаимопомощь;
• коллективно-творческой деятельности (КТД) – совместная деятельность
учащихся и взрослых с целью развития творческих способностей,
приобщению к творческой деятельности, которую можно фиксировать
(выставки, проекты, акции);
• игровые технологии – активизация деятельности учащихся, в основу
которой положена дидактическая игра;
• проектной и исследовательской деятельности – создание условий для
расширения познавательных интересов, возможностей самообразования,
самостоятельности, изобретательности в процессе практического применения
знаний;
• блочно-модульного обучения;
• здоровьесберегающего обучения;
• информационно-коммуникативные
технологии (ИКТ) – презентации,
видеоролики, образовательные видеофильмы.
Формы организации учебного занятия:
• творческая мастерская,
• практикум,
• познавательная
беседа (с использованием разнообразного наглядноиллюстративного материала, образцов изделий),
• круглый стол (обмен мнениями на разные темы по экологии),
• дидактическая игра,
• викторина,
• просмотр презентации и видеоматериала по теме,
• мастер-класс,
• акция,
• выставка работ.
Дидактические материалы
Дидактическое
обеспечение
дополнительной
образовательной
программы располагает широким набором материалов и включает:
- иллюстративный материал и наглядные пособия (фотографии, рисунки);
•

26

- видеоролики («Современные проблемы мировой экологии», «Вторичная
переработка и виды вторсырья», «Мусорные острова в Мировом океане»);
- презентации («Особенности и преимущества поделок из бросового
материала», «История с доисторическими животными», «Птицы»).
- шаблоны и образцы рисунков, поделок, памяток (памятка «Правила
природоохранного поведения», лэпбук «Экология Кубани»);
- настольные игры (дидактическая игра «Очисти планету», игра «Сортировка
мусора», серия игр на запоминание «Мемори»);
- разработки мастер-классов по тематическим разделам;
- раздаточный материал (карточки с загадками и ребусами, тестовые
задания);
- стимулирующий материал (дипломы, сертификаты, грамоты).
Алгоритм учебного занятия
Занятие по программе строится по следующему алгоритму:
1. Орг.момент (приветствие, настрой на работу, сообщение плана занятий).
2. Повторение пройденного материала.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление знаний учащихся.
5.Практическая работа:
1) Вводный инструктаж (сообщение названия практической работы,
разъяснение задач, ознакомление с образцом, ознакомление со средствами
обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование,
инструменты, приспособления)).
2) Самостоятельная работа учащихся.
3) Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения
учащимися самостоятельной работы).
4) Формирование новых умений:
- проверка организации рабочих мест (рабочий стол, инструменты,
приспособления);
- соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при
выполнении задания.
5) Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учащимися учебных пособий, схем и
шаблонов поделок;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с учебными
пособиями;
6) Индивидуальная работа:
- инструктаж учащихся по выполнению отдельных операций и задания в
целом;
- концентрация внимания на наиболее эффективные приемы выполнения
операций;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися.
7) Заключительный инструктаж педагога:
27

- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- повторное объяснение способов устранения ошибок.
6. Уборка рабочих мест.
7. Подведение итогов занятия:
- сообщение о достижении целей занятия;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда
учащихся на занятии;
- сообщение о теме следующего занятия.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Экологическая мастерская»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию,
сознательному выбору жизненной позиции в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- формировать представление об особенностях взаимоотношений человека и
природы;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации.
- воспитывать интерес к изучению профессий в области «Экология», желание
следовать принципу «Экология – дело каждого!»;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является Учебное занятие. В ходе
которого применяется широкий круг средств и методов воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
Практические занятия (самостоятельная работа, творческая
мастерская, конференция, выполнение творческих заданий, работа с
информационными источниками) способствуют усвоению и применению
28

учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных
занятий, так и в процессе подготовки и участия детей в конкурсных и
массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по
формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям,
привитию организованности, трудолюбия и дисциплины.
В акциях и конкурсах проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия способствуют закреплению ситуации успеха,
развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность,
благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу учащихся.
Методы воспитания
1. Поощрение - один из методов корректировки детского поведения.
2. Упражнение - способ педагогического воздействия, с помощью которого
накапливается опыт правильного поведения, самостоятельности в решении
задач.
3. Убеждение – создает условия для решения ключевых задач воспитания:
формирование отношения к миру, личного мировоззрения, высоких
моральных и нравственных качеств, уверенности.
4. Стимулирование - целенаправленное воздействие на мотивацию учащихся.
5. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил,
которые побуждают к деятельности.
Результат воспитания:
- учащиеся будут осознавать необходимость ответственного поведения в
окружающей среде;
- смогут оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их
экологической допустимости;
- будут стремиться к аккуратности, уважительном отношении к взрослым и
сверстникам;
- будут проявлять самостоятельность в социальной деятельности и её
самооценке.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями:
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, индивидуальные консультации);

29

содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие
родителей в практических заданиях детей).
Таблица 4
Календарный план воспитательной работы
объединения «Экологическая мастерская» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Лаптева Елена Юрьевна
№
п/п

Мероприятие

Сроки
проведения

Формы работы

1

День открытых дверей
в МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г.
Туапсе
Экологоблаготворительная
акция «Добрые
крышечки».
Всемирный день
защиты животных

сентябрь

Экскурсия

в течение
года

Акция

4 октября

Викторина

2

3

4

Участие в краевом
экологическом
конкурсе «Семейные
экологические
проекты»

октябрь

Конкурс

5

Всероссийский «Урок
Эколят 2024»

октябрь

Урок

6

Всемирный день
учителя

5 октября

Творческая
мастерская

7

Ежегодная
Всероссийская
олимпиада «Эколятамолодые защитники
природы»
Международный день
«Черного моря»

ноябрь

Олимпиада

31 октября

Экологическая
акция

октябрь

Творческая
мастерская

8

9

Международная
детско-юношеская
премия «Экология –
дело каждого»

30

Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Воспитание бережного
отношения к окружающей
природе и своему здоровью.
Воспитание бережного
отношения к животным с
помощью практических
навыков.
Сформированность
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к участию в
конкурсе.
Воспитание экологической
культуры учащихся,
сформированность
экологических ценностных
ориентаций.
Воспитание внимательного
отношения и уважения к
профессии «Учитель».
Воспитание экологической
культуры учащихся,
сформированность
экологических ценностных
ориентаций.
Воспитание чувства
ответственности за
экологическую ситуацию
Чёрного моря.
Привитие чувства любви к
природе, сформированность
понимания необходимости
заботы и бережного
отношения к ней.

10

Синичкин день

11

12

13

12 ноября

Флешмоб

Всероссийский День
матери

ноябрь

Творческая
мастерская

II Всероссийская
олимпиада по
естественно научной
грамотности
Международный день
домашних животных

ноябрь

Олимпиада

30 ноября

Игра

14

«Эко-ёлка» – конкурс
новогодних ёлок.

декабрь

Конкурс

15

Мастер-класс
«Экологическая
Новогодняя игрушка».

декабрь

Мастер-класс

16

Краевой творческий
конкурс «Сортируй
отходы - береги
природу!»
«Покормите птиц
зимой!»

январь

Индивидуальная
работа

февраль

Акция

февраль

Коллективное
экологическое
дело

19 февраля

Беседа

февраль

Творческая
мастерская

март

Мастер-класс

17

18

Всероссийский Экомарафон «Переработка«Сдай макулатуру спаси дерево!»

19

Всемирный день
защиты морских
млекопитающих

20

Подарок своими
руками к «23 февраля».

21

Подарок своими
руками к 8 Марта.

31

Воспитание заботливого
отношения к птицам,
понимание их важности для
природы.
Воспитание любви к своим
родителям, умения проявить
заботу по отношению к ним.
Воспитание уважительного и
бережного отношения к
природе родного края.
Воспитание бережного
отношения к домашним
животным.
Сформированность
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к участию в
конкурсе.
Сформированность
практических навыков и
самостоятельности в
творческой работе.
Воспитание экологической
культуры учащихся через
участие в конкурсе.
Воспитание заботливого
отношения к птицам,
понимание их важности для
природы.
Сформированность
социально-ценностных
ориентаций. Воспитание
познавательного интереса,
формирование творческих
способностей и
коммуникативных навыков.
Привлечение внимания к
вопросам защиты морских
животных, сформированность
навыков бережного
отношения к окружающей
природе.
Воспитание патриотических
чувств к Родине, уважения к
её защитникам.
Воспитание любви к родным
женщинам, умения проявить
заботу по отношению к ним.

22

Международный День
леса.

21 марта

Практическое
занятие

23

Всероссийский
флешмоб «Голубая
лента»

22 марта

Флешмоб

24

Пасхальная тематика

апрель

Мастер-класс

25

Акция «Георгиевская
ленточка»

апрель

Мастер-класс

26

Международная акция
«Сад Памяти»

апрель-май

Акция

27

Праздничная открытка
к 9 мая

май

Творческая
мастерская

28

Урок Победы (3-6 мая)

май

Акция «Рисуем
победу»

29

Работа с родителями

в течение
учебного
года

Индивидуальные
беседы, участие в
мероприятиях

32

Воспитание любви к
окружающей природе и
бережного отношения к её
ресурсам.
Воспитание познавательного
интереса и любознательности,
сформированность понимания
необходимости бережного
отношения к пресной воде и
водным ресурсам.
Воспитание эстетических
чувств, умения видеть
прекрасное, заботливо
относиться к народным
традициям.
Воспитание патриотических
чувств к Родине, уважения к
её культурному достоянию.
Воспитание экологической
культуры и патриотических
чувств, сформированность
понимания личной
ответственности за состояние
окружающей среды.
Воспитание патриотических
чувств к Родине, уважения к
её культурному достоянию.
Воспитание сознательного
отношения к исторической
памяти Родины, уважения к её
защитникам и участникам
ВОВ.
Сплочение родительского
коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Жук С.М. Энциклопедия рукоделий — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,
2012 г. – 160с.: ил.
2. Методические рекомендации «Рабочая программа воспитания в системе
дополнительного образования»/Аксёнова Е.Г., МОУ ДО «Жаровский дом
детского творчества», 2021 г.
Список литературы для учащихся:
1. Васнецова Н.Ю. 365 советов юному мастеру. - М.: ООО «Издательство
Астрель», ООО Издательство АСТ, 2001 - 264с.: ил.
Интернет-источники:
3. https://infourok.ru/test-kultura-povedeniya-na-prirode-klass-3770925.html
тест «Правила поведения в природе».
4. https://gidrukodeliya.ru/podelki-iz-paketov (Гид рукоделия).
5. https://vk.com/public31805219 (Идеи для творчества своими руками).
6. https://handsmake.ru/pape-mashe-master-klass.html
(Идеи
интересных
поделок).
7. http://mnogo-idei.com/ (Журнал «Сделай сам»).

33

2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная
работа по ДООП

Дата
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в
мероприятиях в
рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,

Дата
проведения

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

34

соревнования и т.д.)
№
п/п

Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь)

Сроки
проведения

Название
образователь
ной программы,
предмета

Место
проведения

Дополните
льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
35

По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем
вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех показателей развития
учащегося. Диагностическая карта составляется на каждого учащегося для определения
уровня освоения обязательных модулей программы в течение учебного периода
(минимальный, общий, продвинутый).

Викторина по экологии «Мусорные отходы»
1. Предмет, который не является мусором:
а) подставка для салфеток +
б) коробка из-под обуви
в) обёртка от конфеты
2. Название профессии человека, убирающего территорию вокруг дома:
а) подметальщик
б) дворник +
в) уборщик
3. Куда на улицах города выбрасывают мусор:
а) в мусоропровод
б) на свалку
в) в урну +
4. Какой мусор в природе сохранится дольше других:
а) стеклянная бутылка +
б) мандариновая корка
в) огрызок от яблока
5. Отметь места, куда нельзя выбрасывать мусор:
а) в мусорный контейнер
б) на свалку
в) в овраг +
6. Отходы потребления:
а) непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и
предметы быта, выбрасываемые человеком
б) остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при
производстве продукции и утратившие полностью или частично
потребительские свойства
в) изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в
результате физического или морального износа +
7. Отходы подразделяются на:
а) бытовые +
б) домовые
в) уникальные
8. Вторичное сырьё:
а) количественное выражение объёмов конкретных видов вторичного сырья
б) часть вторичных материальных ресурсов, которые в настоящее время
могут повторно использоваться в хозяйстве +
в) нет верного ответа
9. Макулатура:
а) бутылки, банки, флаконы, аптекарская и другая стеклянная посуда
б) один из видов живого сырья
в) волокнистые отходы, образующиеся при переработке бумаги и картона в
типографиях +
10. Сбор вторичного сырья:
а) применение для производства продукции или получения энергии
б) сбор, закупка предварительная обработка и концентрация
в) удаление его из мест образования и накопление с целью последующего
использования+
36

Таблица 3
Система показателей для фиксации наблюдений по уровням овладения
учащимися ЗУН
1. Диагностика
теоретических знаний
учащихся:
Собеседование,
тестирование,
подготовка к
тематическим
праздникам,
экологическим акциям,
участие в викторинах,
дидактических играх.
2. Диагностика
практических
навыков учащихся:
Наблюдение за
практической
деятельностью
учащихся, практические
задания, участие в
конкурсах,
экологических акциях.

3. Диагностика
социальных установок,
ценностных
ориентаций учащихся:
Педагогическое
наблюдение, беседа,
тестирование.

Уровень
теоретических
знаний:
- низкий уровень

Описание
– учащийся владеет менее 50 % знаний

- средний уровень

– учащийся владеет более 50 % знаний

- высокий уровень – учащийся владеет более 75 % знаний.
Уровень
практических
навыков:
- низкий уровень

Описание
– учащийся выполняет действия под
руководством педагога

- средний уровень

– учащемуся на всех этапах
самостоятельного осуществления
деятельности требуется контроль и
одобрение со стороны педагога
- высокий уровень – учащийся самостоятельно планирует,
осуществляет деятельность и может
достаточно адекватно оценить её
результаты.
Уровень
Описание
соц.установок,
ценностных
ориентаций:
- низкий уровень
- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
педагог наблюдает действия, не
соответствующие декларируемым
взглядам.
- средний уровень - учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает отдельные случаи действий, не
соответствующие декларируемым
взглядам.
- высокий уровень – учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает поведение учащегося,
соответствующее ценностным
ориентациям экоцентричной личности.
37

Таблица 4
Мониторинг реализации дополнительной образовательной программы
«Экологическая мастерская» за 2025-2026 г. обучения
Объединение № ____
Педагог: Лаптева Елена Юрьевна
№
п/п

Ф.И.О. учащегося

Промежуточный
З

У

Н

Итоговый
З

У

1
2
3
Уровень усвоения материала:
1- низкий
2- средний
3- высокий
Результат усвоения материала за I полугодие (промежуточный мониторинг):
% низкий уровень
% средний уровень
% высокий уровень
Результат усвоения материала за II полугодие (итоговый мониторинг):
% низкий уровень
% средний уровень
% высокий уровен

38

Н


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.