УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Т.М. Бурл ай
При^№ 70-ОД от 06.06.2025 г.
Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Эколята»
Уровень программы: ознакомительный_____________________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 5 до 7лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется на бюджетной основе
(на бюджетной внебюджетной основе)
ID-номер Программы в Навигаторе: 63778
Автор-составитель:
Лаптева Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования
(ФИО и должность разработчика)
г. Туапсе, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
№
Название раздела
Стр.
п/п
Нормативно-правовая база
3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
6
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
6
1.2. Цель и задачи программы
10
1.3. Содержание программы
11
1.4. Планируемые результаты
14
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
16
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
16
2.2. Условия реализации программы
21
2.3. Формы аттестации
22
2.4. Оценочные материалы
22
2.5. Методические материалы
25
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной
27
работы
2.7. Список литературы
32
2.8. Приложение
33
2
Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи
3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».
3
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
4
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны, утвержденные протоколом заочного голосования Экспертного совета
Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского
отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
5
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эколята» имеет естественно-научную направленность, ориентирована на
создание образовательной среды для развития учащихся посредством
творческой и экспериментальной деятельности.
Новизна программы состоит в создании звеньевой последовательности
в экологическом образовании учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г.
Туапсе. Данная программа является началом освоения экологических основ.
Программа направлена на создание содержательной пропедевтической базы
для дальнейшего успешного изучения естественно-научных и гуманитарных
курсов.
Новизна
программно-методического
и
организационнотехнологического обеспечения программы заключается в организации сетевой
формы реализации, предполагающей использование ресурсов организации
дополнительного образования - МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе и
организаций-партнёров: МБДОУ ДС № 5 «Чайка» с. Кривенковское и МБДОУ
ДС № 20 «Ивушка» с. Цыпка.
Актуальность программы
Программа «Эколята» разработана согласно современным требованиям
модернизации системы образования, ориентирована на развитие
познавательных способностей, специально организованное обучение детей
первичным умениям и навыкам исследовательского поиска, что на
сегодняшний день является актуальным.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
учащихся с уникальностью природы своего региона, с животным и
растительным миром Краснодарского края, с необходимостью сохранения
природных богатств. Учащиеся знакомятся с тремя китами экономики:
природные богатства, капитал, труд, а также рассматривают варианты
будущей профессии в сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики
страны способствует наличие достаточно высокого уровня финансовой
грамотности граждан. Поэтому чрезвычайно важным является формирование
культурных основ грамотного финансового поведения у учащихся в системе
дополнительного
образования.
Всё
это
делает
программу
конкурентоспособной среди других программ естественно-научной
направленности.
Педагогическая целесообразность
Программа
способствует
социализации
ребёнка,
развитию
познавательной активности, а также самостоятельности в получении знаний
об окружающем мире, развитию личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных интересов, появлению интереса к экспериментальной
6
деятельности. Формируется информационная культура (знание разных
источников информации), воспитывается любовь к природе и своему
Отечеству, бережное отношение ко всему живому на Земле, сознательное
отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих
– это то, что программа «Эколята» предусматривает решение таких
педагогических задач, которые способствуют формированию у учащихся
познавательной активности в изучении окружающего мира через
практическую деятельность, способствует созданию условий для того, чтобы
педагог мог концентрировать педагогическое внимание на творческих
особенностях и исключительности учащихся с целью дальнейшего развития
творческого потенциала. В содержании программы объединяются знания о
природе, человеке, обществе. Человек предстаёт перед учащимися как
биосоциальное существо, которое является частью живой природы, а также
членом общества и семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного
края, как гражданин государства, что позволяет объединить знания о природе
и социальной действительности, создаёт условия для формирования у
учащихся необходимых обществу нравственных, а также мировоззренческих
убеждений. В содержании программы интегрируются на доступном данному
возрасту уровне физические, химические, биологические, географические,
астрономические, экологические знания.
Адресат программы
Программа разработана для мальчиков и девочек в возрасте от 5 до 7 лет.
Набор детей на обучение по программе ведется по желанию учащихся и их
родителей
(законных
представителей). Для
детей
с
особыми
образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст и адаптивный
младший школьный возраст. Это период подготовки к следующему,
совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе. Важная
особенность заключается в том, что ребенок в возрасте 5-7 лет начинает
сознательно направлять и удерживать внимание на определенных предметах
и объектах. Очень важно уже в этом возрасте включать ребенка в активную
деятельность, способствующую формированию словарного запаса ребенка,
свободного владения своей речью, словесно-логическому мышлению.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи,
находить решения проблемных ситуаций, может делать исключения на основе
всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных
7
картинок. Такая возрастная особенность в развитии ребенка определяет
возможность включения в образовательную программу исследовательской
деятельности,
способствующей
развитию
умения
анализировать,
классифицировать, активизирует мыслительную деятельность.
Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются
активизацией функции воображения, позволяющего в более раннем возрасте
представлять сказочные образы, а затем и творческого. Этот период сензитивный (т.е. благоприятный) для развития фантазии, креативного
мышления. Поведение ребёнка начинает регулироваться представлениями о
том, что хорошо и что плохо. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения,
когда поступает правильно; и смущение, неловкость, когда нарушает правила.
Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с
образцом и переделать, если что-то не получилось. В возрасте 5-7 лет дети
ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу
или порицание родителей, учителя; стараются привлечь к себе внимание,
почувствовать себя нужными и любимыми. Поэтому для педагога это
реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к обучению.
Большую значимость детей в возрасте 5-7 лет приобретает общение друг с
другом. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, в этот период
зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, между
ними наблюдаются конкурентные отношения - в общении и взаимодействии
они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к
себе.
В образовательную программу «Эколята» с целью развития у ребенка
сознания полезности его знания и умений включено выполнение минипроектов, имеющих значимость как для жизни, так и здоровья ребенка, а также
окружающего мира.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эколята» реализуется на ознакомительном уровне, разработана на один год
обучения, общий объем программы составляет 72 часа. Программа
предполагает использование технологии разноуровневого обучения, в рамках
которого учащиеся усваивают учебный материал, исходя из различных
интересов, склонностей, потребностей, способностей и мотивов,
особенностей темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Форма обучения по программе «Эколята» - очная. Также могут
применяться формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь
8
– фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова
г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение материала
программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591 (мастерклассы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно
ФЗ №237, допускающему сочетание различных форм получения образования
и форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Режим занятий
Продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 1 учебному часу.
Учебный час равен 30 минутам.
Особенности организации образовательного процесса
В объединении «Эколята» состав группы постоянный. Календарный
учебный график составляется на весь учебный год. Допускается внесение
изменений в календарный учебный график в связи с педагогической
необходимостью более полно раскрыть ту или иную тему, вызвавшую
повышенный интерес у учащихся. Расписание занятий строится с учетом
наиболее удобного распределения нагрузки на детей, входящих в группу,
предполагаемого возраста.
Основными технологиями обучения являются технологии системнодеятельностного подхода, такие как:
1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;
2) проектная деятельность;
3) исследовательская деятельность;
4) уровневая дифференциация;
5) технологии;
6) мозговой штурм;
7) технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых
моделей учебного материала;
8) здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного процесса при реализации программы
могут быть разнообразными: дидактические игры, экскурсии, практические
занятия на дворовом участке, занятия-исследования и экспериментальная
проверка каких-либо гипотез; занятия-путешествия, занятия-конференции.
С целью проведения воспитательной работы мероприятия с учащимися
проходят в группе в форме викторины, виртуального путешествия, а также в
форме массовых праздников, проводимых на базе учреждения совместно с
родителями.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
9
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач
экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к
малоизвестному»;
- принцип сотрудничества предполагает признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых;
- принцип научности - на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея
единства и взаимосвязи живого и неживого;
- принцип наглядности;
- принцип занимательности;
- принцип развивающего образования - обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Последовательное формирование у учащихся
целостной картины природного и социокультурного мира, формирование
экологической грамотности.
Достижение цели достигается определением следующих задач:
Личностные задачи:
- воспитывать у учащихся чувство долга, любви к природе, умение беречь и
охранять природу родного края;
- воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность,
потребность в общественной активности;
- формировать осознанно-правильное отношение к представителям живой и
неживой природы, навыков экологически грамотного поведения в природе,
привычку рационально использовать природные ресурсы;
- воспитывать интерес к изучению профессий в области «Экология», желание
следовать принципу «Экология – дело каждого!»;
- прививать элементарные правила нравственного поведения в мире природы;
- сформировать убежденность в необходимости сохранности природы и
бережного отношения к ней.
Метапредметные задачи:
- развивать познавательную активность, внимание, любознательность,
наблюдательность, память;
- формировать умение ставить задачи, делать выводы, анализировать и
оформлять результаты своих наблюдений в виде рисунков, поделок, докладов;
- формировать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда,
умение выстраивать дружелюбные взаимоотношения в коллективе;
- развивать коммуникативные навыки, способствовать быстрой адаптации в
новом коллективе;
- формировать практические навыки экологически правильного поведения;
- формировать навыки оценки результатов своей деятельности и результаты
других учащихся, анализировать и уметь высказывать свои умозаключения.
Образовательные (предметные) задачи:
10
- познакомить учащихся с основными понятиями экологии, связями и
закономерностями в природе;
- способствовать усвоению учащимися основ экологических знаний на базе
элементарных естественно-научных представлений;
- познакомить с рядом международных экологических праздников,
современными мерами охраны редких животных и растений;
- расширить знания о природе своей страны, Краснодарского края, Чёрного
моря, Туапсинского района;
- познакомить с представителями флоры и фауны, занесёнными в Красную
книгу России и Краснодарского края;
- научить первоначальным знаниям поиска, преобразования и хранения
информации;
- развивать познавательный интерес к изучению природы.
1.3. Содержание программы
Содержание программы соответствует цели и задачам, изложенным в
пояснительной записке. Содержание программы отражено в учебном плане.
Таблица 1
Учебный план программы «Эколята»
№
1
Наименование
разделов
Введение в программу
Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
2
Земля - наш общий дом,
погода и климат
5
2
3
3
В гости к временам года.
Осень
11
3
8
4
Обитатели морей и океанов
5
2
3
5
6
7
8
9
В гости к временам года.
Зима
Живая и неживая природа
В гости к временам года.
Весна
Животный и растительный
мир нашего края. Красный –
цвет опасности!
Три кита экономики –
природные богатства,
капитал, труд
Индивидуальные и
самостоятельные
задания
Самостоятельные
задания
Устный опрос
Самостоятельные
задания
Промежуточная
аттестация
9
3
6
13
8
5
3
8
5
Блиц-опрос
Устный опрос
10
4
6
Викторина
2
1
1
Выставка работ
Самостоятельная
работа
Итоговая аттестация
Защита проектов
10
Космическое путешествие
3
1
2
11
Профориентация
4
-
4
72
25
47
Всего:
Формы аттестации
контроля
Педагогическое
наблюдение
11
Содержание учебного плана
1. Введение (2 ч.)
Теория: Вводный инструктаж по безопасности труда учащихся. Знакомство с
целями, задачами объединения. Обсуждение плана работы на год.
Практика: Игра на знакомство.
2. Земля наш общий дом, погода и климат (5 ч.)
Теория: Понятия: Земля – наш общий дом; Глобус - модель Земли. Что такое
погода? Что такое климат? Плыли по небу тучки. Ветер.
Практика: Индивидуальные задания. Наблюдения - предсказание погоды по
народным приметам. Дидактическая игра «Погода». Викторина «Признаки
определения погоды». Конкурс рисунков «Угадай погоду». Мастер-класс
«Создание бокса для сбора крышек». Творческая мастерская «Облака».
Воспитательная работа: «Участие в акции «Добрые крышечки» (и
далее в течение учебного года).
3. В гости к временам года. Осень (11ч.)
Теория: Осенние изменения в живой и неживой природе. Наблюдение за
сезонными осенними изменениями в жизни растений и животных. Почему
желтеют и опадают листья? Овощи. Труд людей на полях и огородах. Грибы
съедобные и несъедобные. Заготовка грибов. Ягоды. Заготовка ягод.
Литературная страничка. Поэты и писатели о животных. Всемирный день
перелетных птиц (14 октября).
Практика: Наблюдение за сезонными осенними изменениями в жизни
растений и животных. Кроссворд «Осенний кроссворд». Дидактическая игра:
«Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Творческая
мастерская «грибочки», «животные». Рисунки: ягоды, перелетные птицы.
Воспитательная работа:
- «Всемирный день защиты животных (4 октября).
- Участие во Всероссийском «Уроке Эколят 2024».
4. Обитатели морей и океанов (5 ч.)
Теория: Замусоривание планеты-глобальная экологическая проблема. День
отца. День Черного моря.
Практика: Дидактическая игра: «Очистим планету»; «Морские животные».
Изготовление листовок в пользу сбора макулатуры. Творческая мастерская:
«Открытка ко Дню отца». Рисунки «Обитатели Черного моря».
Воспитательная работа:
- Краевая акция «Сдай макулатуру - спаси дерево!» (и далее в течение
учебного года).
- Всероссийский День отца (16 октября).
- Международный день Черного моря (31 октября).
5. В гости к временам года. Зима (9 ч.)
Теория: Подготовка животных к зиме. Кто и почему впадает в спячку зимой?
Помощь зимующим птицам. День матери. Наблюдение за посетителями
кормушек.
12
Практика: Творческая мастерская: «Экоигрушка»; «Синичка из картонной
коробки»; «Кормушка для птиц»; Аппликация «Кот и собачка». Мастер-класс
«Эко-ёлка».
Воспитательная работа:
- Синичкин день (12 ноября).
- Всероссийский День матери.
- Международный день домашних животных (30 ноября).
6. Живая и неживая природа (13 ч.)
Теория: Понятия: «Живая природа» и «Неживая природа». Связь между живой
и неживой природой. Солнце и свет. Здравствуй, солнечный лучик. Цветочные
часы. Как узнавать время по цветам. Первоцветы Краснодарского края. Вода
– источник жизни. Вода в жизни растений, животных и человека. Воздух. Без
дыхания нет жизни». Почва. Наблюдения.
Практика: Акция «Мы за чистоту!» Дидактическая игра «Солнышко».
Просмотр презентации «Военные профессии». Творческая мастерская:
рисунки «Сортируй отходы – береги природу»; аппликация «Подснежник»;
открытка к 23 февраля.
Воспитательная работа:
- Участие в краевом конкурсе «Сортируй отходы – береги природу».
- День защитника Отечества (23 февраля).
7. В гости к временам года. Весна (8 ч.)
Теория: Весенние явления в жизни растений. Кто где живет? В воде, под
землей, на суше, в небе. Перелетные птицы. Наблюдение за птицами.
Берегите лес от пожара.
Практика: Создание стенгазеты «Берегите первоцветы!». Творческая
мастерская - «8 марта». Презентации: «Перелетные птицы», «Берегите лес от
пожара».
Воспитательная работа:
- Открытка к 8 марта.
- Международный день леса (21 марта).
8. Животный и растительный мир нашего края. Красный – цвет
опасности! (10 ч.)
Теория: Редкие животные и растения. Животный и растительный мир нашего
города. Обитатели моря. Домашние и сельскохозяйственные животные.
Красная книга. Красная книга Краснодарского края. Редкие животные в нашем
городе. Использование лекарственных растений полезно для здоровья и
экономически выгодно. Литературная страничка. Поэты и писатели о весне.
Практика: Рисунки и аппликации «Обитатели моря». Дидактическая
игра: «Домашние животные»; «Найди по описанию птицу». Создание книжкималышки «Лекарственные растения». Выставка книг.
9. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд (2 ч.)
Теория: Грамотное использование природных богатств – основа успеха.
Природные богатства и труд человека – основа экономики.
Практика: Круглый стол, игра.
13
10. Космическое путешествие (3 ч.)
Теория: Земля - космическое тело. Естественный спутник Земли - Луна.
Легенда о Луне.
Практика: Беседа, практикум - Далекий космос! Викторина. Творческая
мастерская. Рисунки на тему «Космос».
Воспитательная работа:
- Международный день космонавтики (12 апреля).
11. Профориентация (4 ч.)
Теория: Экологические профессии. Союз экологии и творчества.
Практика: Мозговой штурм, поисковая деятельность. Занятие-конференция.
Итоговая аттестация - защита проектов.
Воспитательная работа:
- День Победы (9 мая): участие в акции «Рисуем победу», «Урок Победы».
1.4. Планируемые результаты
По окончанию обучения по программе «Эколята» учащиеся будут
обладать следующими показателями:
Личностные результаты:
- будут проявлять личный интерес к экологическим профессиям;
- увидят красоту природы и её разнообразие, осознают важность животных и
растений для жизни человека, будут чувствовать ответственность отношение
к окружающей природе, потребность в общественной активности;
- будут проявлять убежденность в необходимости сохранности природы и
бережного отношения к ней, испытывать чувство долга, любви к природе,
желание беречь и охранять природу родного края;
- лично соприкоснутся с особенностями экологических профессий на примере
личной природоохранной деятельности;
- будут демонстрировать элементарные правила нравственного поведения в
мире природы.
Метапредметные результаты освоения программы «Эколята»
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД),
которым научатся учащиеся:
1. Регулятивные УУД: ставить задачи, планировать, наблюдать; критически и
креативно мыслить; оценивать результаты своей деятельности и деятельности
других; анализировать, делать выводы;
2. Познавательные УУД: проявлять познавательную активность,
любознательность; применять приобретенные знания и умения в творческой
деятельности; презентовать свои работы; соблюдать нормы и правила
поведения в природе.
3. Коммуникативные УУД: проявлять коммуникабельность, дружелюбное
взаимоотношение в коллективе, быстро адаптироваться в новом коллективе;
уметь выполнять поставленные задачи; организовывать рабочее место для
выполнения поставленной задачи; уметь сформулировать вопрос и ответ на
поставленный вопрос.
14
Предметные результаты:
- познакомятся с основами экологической грамотности (понятиями,
закономерностями, охранными мерами, международными экологическими
праздниками, важностью проведения экологических акций);
- расширят знания о природе России, Краснодарского края, Чёрного моря,
Туапсинского района;
- познакомятся со значением Красной книги, с представителями флоры и
фауны, занесёнными в Красную книгу России и Краснодарского края;
- научатся вести наблюдение за объектами живой и неживой природы,
работать с литературой, оформлять результаты своих наблюдений в виде
рисунков, поделок, докладов;
- будут знать представителей разных групп растений (дикорастущих и
культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов,
животных;
- будут уметь описывать, сравнивать и классифицировать, характеризовать
природные объекты и явления, называя их существенные признаки;
- будут знать влияние человека на окружающую среду, значение воды для
всего живого;
- будут соблюдать технику безопасности.
15
Раздел 2. Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание, планируемые результаты
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы «Эколята»
Примечание: В.р. – Воспитательная работа
№
п/п
1.
1.1
1.2
2.
Раздел, тема занятия
КолФорма занятия,
Форма контроля
во
деятельность
часов
Модуль 1 – сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 32 ч.)
Введение в программу
2
Беседа, игра «Давайте
Знакомство. Техника
Педагогическое
1
познакомимся»
безопасности.
наблюдение
Организационные
вопросы
Земля- наш общий дом,
погода и климат
1
Экскурсия
5
2.1
Понятие: Земля - наш
общий дом.
1
Интегрированное
занятие
2.2
Глобус - модель Земли.
1
Беседа
2.3
Что такое погода?
Климат?
Плыли по небу тучки.
Ветер
2.4
2.5
3.
3.1
3.2.
3.3
3.4
3.5
В.р. Участие в акции
«Добрые крышечки»
В гости к временам
года. Осень
Осенние изменения в
живой и неживой
природе.
Наблюдение за
сезонными осенними
изменениями в жизни
растений и животных.
Почему желтеют и
опадают листья?
Овощи. Труд людей
на полях и огородах.
Грибы съедобные несъедобные.
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Блиц-опрос
Викторина
Дидактическая игра
«Погода»
Творческая
мастерская «Облака»
Беседа. Мастер-класс
«Создание бокса для
сбора крышек».
Наблюдение
Самостоятельная
работа
Устный опрос
11
1
Интегрированное
занятие
Тест «Правила
поведения на
природе»
1
Просмотр
презентации.
Кроссворд.
Педагогическое
наблюдение
1
1
1
Дидактическая игра:
«Беги к дереву,
которое я назову», «С
чьей ветки детки».
Опыт «Почему лист
зеленый?»
Практическая
деятельность
Творческая
мастерская:
аппликация
«Грибочки».
16
Самостоятельные
задания
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Дата
план
факт
3.6
Заготовка грибов.
1
3.7
Ягоды. Заготовка ягод.
1
3.8.
В.р. Всемирный день
защиты животных
(4 октября).
1
3.9
Литературная страничка.
Поэты и писатели о
животных.
Всемирный день
перелетных птиц (14
октября).
В.р. Участие во
Всероссийском «Уроке
Эколят 2024».
Обитатели морей и
океанов
Замусоривание планеты
– глобальная
экологическая проблема.
В.р. Краевая акция
«Сдай макулатуру –
спаси дерево!».
1
4.3
В.р. День отца (16
октября).
1
4.4
Международный день
Черного моря (31
октября).
Международный день
Черного моря (31
октября).
В гости к временам
года. Зима
Подготовка животных к
зиме. Кто и почему
впадает в спячку зимой?
Творческий конкурс
«экоигрушка».
В.р. Синичкин день (12
ноября).
1
Рисунки «Обитатели
Черного моря».
Викторина
1
Дидактическая игра
«Морские
животные».
Мини-выставка
Помощь зимующим
птицам 1 з.
Помощь зимующим
птицам 2 з.
1
3.10
3.11
4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
Развлекательные
праздник «Дары
осени».
Рисунки «Ягоды».
Творческая
мастерская
аппликация«животные».
Просмотр
презентации
Выставка работ
Текущий контроль
Выставка работ
Устный опрос
Просмотр
презентации. Рисунки
«перелетные птицы».
Беседа, просмотр
презентации
Самостоятельная
работа
1
Дидактическая игра
«Очисти планету».
Самостоятельная
работа
1
Практическая работа
– изготовление
листовок в пользу
сбора макулатуры.
Создание поделки ко
Дню отца.
Экспрессвыставка
1
1
Викторина
5
Выставка работ
9
1
Занятие-беседа
1
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская: «Синичка
из картонной
коробки».
Презентация «Птицы
Краснодарского края»
Практическая
деятельность
1
1
17
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Выставка работ
Викторина
Самостоятельная
работа
5.5
5.6
5.7
5.8
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
«Кормушки для
птиц»
В.р. Всероссийский День
1
Знакомство с
Экспрессматери.
образцами работ,
выставка
изготовление
поделки.
1
Наблюдения за
Наблюдение за
Устный опрос
посетителями кормушек.
птицами. Экскурсия
по территории д/с.
В.р. Международный
1
Творческая
Промежуточная
день домашних
мастерская
аттестация
животных (30 ноября).
Аппликация «Кот и
собачка».
Эко-ёлка.
1
Мастер-класс
Выставка
«Создание ёлки».
Модуль 2: январь-май 2026 г. (20 недель, 40 ч.)
Живая и неживая
13
природа
В.р. Участие в краевом
Творческая
Педагогическое
конкурсе «Сортируй
мастерская: рисунки,
наблюдение
отходы-береги природу»
поделки и плакаты на
тему.
Понятия: «Живая
1
Интегрированное
Устный опрос
природа» и «Неживая
занятие
природа». Связь между
живой и неживой
природой.
Солнце и свет.
1
Дидактическая игра
Педагогическое
Здравствуй, солнечный
«Солнышко
наблюдение
лучик.
Лучистое».
Акция «Мы за чистоту!».
1
Экскурсия, акция по
Педагогическое
уборке территории.
наблюдение
«Цветочные часы». Как
1
Практическое
Самостоятельная
узнавать время по
занятие.
работа
цветам.
Первоцветы
1
Творческая
Мини-выставка
Краснодарского края
мастерская аппликация
«Подснежник»
Вода – источник жизни.
1
Практикум - опыты с
Устный опрос
водой.
Вода в жизни растений,
1
Практическая работа
Викторина
животных и человека.
– изготовление
листовок «Берегите
воду!»
Воздух. Без дыхания нет
1
Просмотр
Устный опрос
жизни.
презентации, беседа.
Почва. Наблюдения.
1
Экскурсия по
Педагогическое
окружающей
наблюдение
территории.
18
День защитника
Отечества (23 февраля)
1з
День защитника
Отечества (23 февраля)
2з
День защитника
Отечества (23 февраля)
3з
В гости к временам
года. Весна
Весенние явления в
жизни растений.
1
7.2
В.р. Открытка к 8
Марта.
1
7.3
Кто где живет? В воде,
под землей, на суше, в
небе.
Перелетные птицы.
1
Перелетные птицы.
1
7.5
Наблюдения за птицами.
1
7.6
В.р. Международный
день леса (21 марта).
Берегите лес от пожара.
1
10
8.1
Животный и
растительный мир
нашего края. Красныйцвет опасности!
Редкие животные.
8.2
Редкие растения.
1
Животный мир нашего
города.
Растительный мир
нашего города.
Обитатели моря.
1
8.3
8.4
Домашние и
сельскохозяйственные
животные.
1
6.11
7.
7.1
7.4
7.7
8.
8.5
8.6
1
1
Презентация
«Военные
профессии».
Создание поделки к
празднику.
Спортивноразвлекательное
мероприятие.
Устный опрос
Мини-выставка
Педагогическое
наблюдение
8
1
1
1
1
1
1
Практикум – создание
стенгазеты «Берегите
первоцветы!».
Творческая
мастерская
«Открытка к 8
марта».
Занятие-игра.
Проблемно-поисковая
работа.
Беседа, работа с
литературой
Практическая
деятельность.
Дидактическая игра
«Найди по описанию
птицу».
Практикум – рисунки,
аппликация.
Просмотр
презентации.
Просмотр
презентации, беседа.
Практическая
деятельность.
Занятие-игра.
Творческая
мастерская.
Практикум – рисунки,
аппликация.
Дидактическая игра
«Домашние
животные».
19
Экспрессвыставка
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Самостоятельная
работа
Устный опрос
Выставка работ
Блиц-опрос
Устный опрос
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Текущий контроль
Выставка работ
Педагогическое
наблюдение
8.7
Красная книга.
1
8.8
Красная книга
Краснодарского края.
1
8.9
Использование
лекарственных растений
– полезно для здоровья и
экономически выгодно.
Литературная страничка.
Поэты и писатели о
весне.
Три кита экономикиприродные богатства,
капитал, труд
Грамотное использование
природных богатств –
основа успеха.
Природные богатства и
труд человека – основа
экономики.
Космическое
путешествие
В.р. Международный
день космонавтики (12
апреля).
В.р. Международный
день космонавтики (12
апреля).
Земля-космическое тело.
Естественный спутник
Земли-Луна.
1
Профориентация
4
8.10
9.
9.1
9.2
10.
10.1
10.2
11.
1
Создание книжкималышки
«Лекарственных
растений»
Просмотр
презентации, чтение
стихов.
Блиц-опрос
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
2
1
Интегрированное
занятие
1
Практическая
деятельность
Самостоятельная
работа
Устный опрос
1
Беседа, игра.
Викторина
1
Практикум «Далёкий
космос»
1
Презентация
«Легенда о Луне».
Творческая
мастерская.
3
11.1 Экологические
профессии
1
11.2 В.р. День Победы (9 мая)
1
В.р. Урок Победы (3-6
мая).
11.3 Союз экологии и
творчества.
1
Итого:
Просмотр
презентации, беседа,
рисунки.
Практическая работа
с Красной книгой.
1
Презентация
«Экологические
профессии»
Беседа. Акция
«Рисуем Победу»
Практическая работа
«Открытка к 9 мая».
Круглый стол, сбор
альбома с фото
лучших работ.
72
20
Педагогическое
наблюдение
Выставка
рисунков и
поделок
Педагогическое
наблюдение
Выставка работ
Выставка работ
Итоговая
аттестация
Фотовыставка
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Характеристика помещения, используемого для реализации программы
«Эколята» соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи». Для занятий используется светлое проветриваемое
помещение с количеством посадочных мест на 12 человек.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
- парты (столы) и стулья,
- персональный компьютер, сеть интернет,
- интерактивная доска с программным обеспечением, проектор,
- образовательные фильмы и презентации,
- канцелярские принадлежности для 12 человек: простые карандаши, краски,
цветные карандаши, фломастеры, ножницы, мелки, кисти.
Информационное обеспечение:
- аудио, фото, видео, интернет источники, телефон, принтер.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Эколята» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование по специальности «Экология и
природопользование», либо среднее профессиональное образование и
дополнительное
профессиональное
образование
по
направлению
деятельности в образовательном учреждении. Педагог дополнительного
образования должен систематически повышать свою профессиональную
квалификацию,
обладать
профессиональной,
информационной,
коммуникативной, правовой компетентностями.
Данную программу реализует педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе – Лаптева Елена Юрьевна со
средним специальным образованием по специальности «Преподавание в
начальных классах» ГОУ СПО Туапсинский социально-педагогический
колледж, 2005 г. Общий педагогический стаж составляет более 18 лет. Стаж
работы в должности педагога дополнительного образования – 4 года. Педагог
имеет высшую квалификационную категорию.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
21
разработка
программно-методического
обеспечения,
реализация
дополнительной общеобразовательной программы.
Педагог владеет:
- технологиями работы с одаренными учащимися;
- умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии здоровья;
- умением работать с социально-запущенными детьми, в том числе имеющими
отклонения в социальном поведении.
2.3. Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе», аттестация в
объединении «Эколята» проводится в следующих формах: викторина,
выставка работ, защита мини-проектов.
Входной контроль проводится по результатам собеседования:
- имеет ли ребенок интерес к природным явлениям, животному и
растительному миру;
- первичная мотивация для выбора общеобразовательной программы;
- характер, темперамент, уровень эмоциональности.
Формы подведения итогов выполнения программы: защита проекта,
викторина, задания поискового характера.
Для отслеживания результативности по данной программе используются
следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ,
педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя
диагностику личностного роста учащихся. С целью определения уровня
развития учащихся в течение учебного года проводится текущий контроль
через посещаемость занятий учащимися и проявление интереса к данному
виду деятельности. В конце каждой темы проведение тестирования (открытое
и закрытое), конкурсов, викторин, соревнований, интеллектуальных игр.
С целью определения изменения уровня развития учащихся, их
творческих способностей на конец срока реализации программы проводится
итоговая диагностика в формате конференции.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• аналитическая справка;
• творческие работы учащихся;
• журнал посещаемости;
• методические разработки занятий;
• открытое занятие;
• отзывы родителей (законных представителей);
• педагогическое наблюдение.
2.4. Оценочные материалы
Система итоговых показателей для фиксации наблюдений по уровням
овладения учащихся ЗУН материала программы «Эколята» представлена в
таблице:
22
Таблица 3
Диагностика текущих образовательных результатов
по дополнительной программе «Эколята»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Теоретические
знания (по
основным
разделам учебнотематического
плана
программы)
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по основным
разделам учебнотематического
плана
программы)
Творческие
навыки
(творческое
отношение к делу
и умение
воплотить его в
готовом
продукте)
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
1. Теоретическая подготовка
минимальный уровень
(учащийся овладел менее
чем ½ объема знаний,
предусмотренных
Соответствие
программой);
теоретических
средний уровень (объем
знаний
усвоенных знаний составляет
учащегося
более ½);
программным
максимальный уровень
требованиям
(учащийся освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период);
2. Практическая подготовка
минимальный уровень
(учащийся овладел менее чем
½ предусмотренных умений и
Соответствие
навыков);
практических
средний уровень (объем
умений и
усвоенных умений и навыков
навыков
составляет более ½);
программным
максимальный уровень
требованиям
(учащийся овладел
практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными
программой за конкретный
период)
начальный (элементарный)
уровень развития креативности
(учащийся в состоянии
выполнять лишь простейшие
практические задания
Креативность в педагога)
репродуктивный уровень
выполнении
(выполняет в основном задания
заданий
на основе образца)
творческий уровень
(выполняет практические
задания с элементами
творчества)
3. Общеучебные умения и навыки
23
Кол-во
Методы
баллов диагностики
1
5
Наблюдение,
тестирование,
блиц-опрос,
викторина,
разгадывание
загадок
10
1
5
Практикум,
практическая
работа,
творческая
мастерская,
мастер-класс
10
1
5
10
Наблюдение,
практические
занятия,
конкурсные и
презентационные занятия
минимальный уровень умений
(учащийся испытывает
Самостоятельсерьезные затруднения,
Умение
ность в учебнонуждается в помощи и
осуществлять
исследовательконтроле педагога)
учебноской работе
исследовательску
средний уровень (работает с
ю работу (писать
помощью педагога или
доклады,
родителей)
готовить
максимальный уровень
проекты)
(работает самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
4. Учебно-коммуникативные умения
минимальный уровень умений
(учащийся испытывает
серьезные затруднения,
Адекватность
нуждается в постоянной
Умение слушать восприятия
помощи и контроле педагога)
и слышать
информации,
средний уровень (часто
педагога
идущей от
нуждается в помощи педагога
педагога
или родителей)
максимальный уровень (не
испытывает особых
трудностей)
минимальный уровень
(учащийся испытывает
серьёзные затруднения в
общении, нуждается в
постоянной помощи,
периодически провоцирует
Сформированконфликты)
Умение
ность умения
конструктивно
средний уровень (часто
конструктивно
общаться со
нуждается в помощи педагога
общаться со
сверстниками
или родителей, сам в
сверстниками
конфликтах не участвует,
старается их избежать)
максимальный уровень (не
испытывает особых
трудностей, пытается
самостоятельно уладить
возникающие конфликты)
5. Учебно-организационные умения
минимальный уровень
Соответствие
Навыки
(учащийся овладел менее чем
реальных
соблюдения в
½ объема навыков соблюдения
навыков
процессе
правил безопасности,
соблюдения
деятельности
предусмотренных программой)
правил
правил
безопасности
средний уровень (объем
безопасности
программным
усвоенный навыков составляет
требованиям
более ½)
24
1
5
Творческие
задания по
теории,
доклады,
проекты
10
1
5
10
1
Наблюдение,
практическая
работа
5
10
1
5
Наблюдение,
практическая
работа
Умение
аккуратно
выполнять
работу
максимальный уровень
(учащийся освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных программой
за конкретный период).
удовлетворительно
Аккуратность и
ответственность хорошо
в работе
отлично
10
1
5
10
Максимальное количество баллов – 80, минимальное – 8.
Для оценки результативности обучения по программе проводится
промежуточная и итоговая аттестация.
2.5. Методические материалы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.).
- Наглядный
(показ
мультимедийных
материалов,
иллюстраций,
натуральных объектов и т.д.).
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию).
- Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности).
- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения
поставленной задачи совместно с педагогом).
- Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях: фронтальный, индивидуально-фронтальный,
групповой, индивидуальный.
Формы организации учебного занятия: интегрированные, практические,
коммуникативная игра, выполнение самостоятельной работы, экскурсии,
работа с литературой.
Особое место в программе занимают следующие формы обучения:
практическая работа, самостоятельная работа с литературными и
информационными
источниками,
самостоятельная
проектная,
исследовательская деятельность учащихся.
Методы воспитания: программа реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации прогнозирования последствий поведения
человека, ситуаций свободного выбора поступка.
Педагогические технологии: технология развивающего обучения,
технология
эвристического
обучения,
технология
личностноориентированного обучения, технология создания ситуации успеха и другие.
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль
самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это
25
взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание,
планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов
деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной
совокупности качеств личности.
Эвристическая технология обучения – это способ организации
творческих, продуктивных процессов мышления учащихся путем овладения
ими новыми, более рациональными вариантами действий в новых ситуациях.
Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную
деятельность учащегося. Конечная цель эвристического обучения - творческая
самореализация учащегося. Эвристическая деятельность развивает у
учащихся способности: понимать и творчески использовать пути и методы
продуктивной познавательной деятельности; систематизировать учебную
информацию и применять ее в эвристическом поиске; адаптироваться к новым
условиям деятельности и предвидеть ее результаты; прогнозировать свою
интеллектуальную и практическую деятельность.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип
образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность
педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие
личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе
обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его
убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира»,
при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом
механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих
стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах
сотрудничества и свободы выбора.
Цель
технологии
личностно-ориентированного
обучения –
максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей
ребенка на основе использования имеющегося у него опыта
жизнедеятельности. Содержание, методы и приемы технологии личностноориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть
и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению
личности путем организации познавательной деятельности.
Педагогическая технология «создания ситуации успеха» подразумевает
использование различных приемов работы с учащимися: «эмоциональное
поглаживание» - улыбкой, взглядом дать понять, что педагог одобряет
поведение; «гадкий утенок» - создание возможностей для развития
творческого потенциала ребенка; «мышь в сметане» - вселение уверенности в
свои силы, призыв к преодолению трудностей; «лестница» - постепенное
ведение учащегося лестницей психологического самоопределения;
«умышленная ошибка» - активизация внимания учащихся и активная
жизненная позиция.
Алгоритм учебного занятия: учебное занятие включает в себя две части:
теоретическую и практическую. Объяснение нового материала включает в
себя просмотр электронных презентаций, наглядных пособий, географических
26
карт, таблиц. Практическая часть занятия может включать в себя выполнение
творческих заданий, круглые столы, практические работы, викторины.
Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап.
- организация начала занятия, приветствие, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
- повторение и закрепление ранее изученного материала.
2. Основной этап.
- сообщение темы, цели занятия, мотивация учебной деятельности (вопрос,
загадка, ребус, проблемное задание),
- усвоение новых знаний и способов действий (с использованием заданий,
вопросов, игр),
- первичная проверка понимания изученного (применение пробных
практических заданий с объяснением),
- закрепление новых знаний и способов действий (самостоятельные задания,
творческая часть),
- обобщение и систематизация знаний, контроль (беседа, опрос, задания
творческого уровня).
3. Итоговый этап.
- подведение итогов занятия, оценка результатов, самооценка детьми своей
работоспособности),
- информация о содержании и конечном результате домашнего задания (при
наличии).
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Эколята» осуществляется в
соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования у учащихся
экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и окружающим объектам родного края.
Задачи воспитания:
- воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю;
- развивать умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться
объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и
богатства родной природы;
- формировать осознанно-правильное отношение к представителям живой и
неживой природы, навыков экологически грамотного поведения в природе,
привычку рационально использовать природные ресурсы;
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы социально-активной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
27
- воспитывать интерес к экологическим профессиям, желание им
соответствовать через ведение природоохранной деятельности;
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, мастер-класс, творческая
мастерская, занятие-путешествие, участие в тематических уроках и
олимпиадах и др.) способствуют усвоению и применению учащимися правил
поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного
отношения к коллективу и событиям, в которых они участвуют.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий,
так и в процессе подготовки и участия детей в конкурсных и массовых
мероприятиях. В течение всего года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В акциях и конкурсах проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выступления,
презентации проектов и исследований – способствуют закреплению ситуации
успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные
умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
28
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
-обучение
умениям
и
навыкам
организаторской
деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение к участию в конкурсах, участие
родителей в практических заданиях детей).
Результат воспитания:
- учащиеся будут осознавать необходимость ответственного поведения в
окружающей среде;
- смогут оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их
экологической допустимости;
- будут стремиться к аккуратности, уважительном отношении к взрослым и
сверстникам;
- будут проявлять самостоятельность в социальной деятельности и её
самооценке.
Календарный план воспитательной работы
объединения «Эколята» на 2025-2026 учебный год
Таблица 4
Педагог ДО: Лаптева Елена Юрьевна
№
п/п
Мероприятие
Сроки
проведения
Формы работы
1
День открытых дверей
в МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г.
Туапсе
Экологоблаготворительная
акция «Добрые
крышечки».
Всемирный день
защиты животных
сентябрь
Экскурсия
в течение
года
Акция
4 октября
Викторина
в течение
года
Акция
2
3
4
Краевая акция «Сдай
макулатуру - спаси
дерево!»
29
Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Воспитание бережного
отношения к окружающей
природе и своему здоровью.
Воспитание бережного
отношения к животным с
помощью практических
навыков.
Сформированность
социально-ценностных
ориентаций. Воспитание
познавательного интереса,
формирование творческих
способностей и
коммуникативных навыков.
5
Международная
детско-юношеская
премия «Экология –
дело каждого»
октябрьноябрь
6
Всероссийский День
отца
16 октября
7
Международный день
«Черного моря»
31 октября
8
Всероссийский «Урок
Эколят 2025»
октябрьноябрь
9
Синичкин день
12 ноября
10
Всероссийский День
матери
ноябрь
11
Международный день
домашних животных
30 ноября
12
13
Краевой творческий
конкурс «Сортируй
отходы - береги
природу!»
Краевой
экологический
конкурс «Семейные
экологические
проекты»
14
День защитника
Отечества.
15
16
ноябрьдекабрь
Индивидуальная
работа
Привитие чувства любви к
природе, сформированность
понимания необходимости
заботы и бережного
отношения к ней.
Творческая
Воспитание любви к своим
мастерская
родителям, умения проявить
заботу по отношению к ним.
Экологическая
Воспитание чувства
акция
ответственности за
экологическую ситуацию
Чёрного моря.
Открытое занятие Воспитание экологической
культуры учащихся,
сформированность
экологических ценностных
ориентаций.
Флешмоб
Воспитание заботливого
отношения к птицам,
понимание их важности для
природы.
Творческая
Воспитание любви к своим
мастерская
родителям, умения проявить
заботу по отношению к ним.
Игра
Воспитание бережного
отношения к домашним
животным.
Творческая
Воспитание экологической
мастерская
культуры учащихся через
участие в конкурсе.
январь
Конкурс
23 февраля
Творческая
мастерская
Открытка к 8 Марта.
8 марта
Творческая
мастерская
Международный День
леса.
21 марта
Практическое
занятие
30
Сформированность
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к участию
в конкурсе.
Воспитание патриотических
чувств к Родине, уважения к
её защитникам.
Воспитание любви к родным
женщинам, умения проявить
заботу по отношению к ним.
Воспитание любви к
окружающей природе и
бережного отношения к её
ресурсам.
17
Международный День
космонавтики
18
День Победы
19
Работа с родителями
12 апреля
Творческая
мастерская
9 мая
Акция «Рисуем
победу»
«Урок Победы»
в течение
учебного
года
Индивидуальные
беседы, участие в
мероприятиях
31
Воспитание экологической
культуры, уважения к
заслугам первооткрывателей.
Воспитание сознательного
отношения к исторической
памяти Родины, уважения к
её защитникам и участникам
ВОВ.
Сплочение родительского
коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.
2.7. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1.
2.
3.
4.
Список литературы для педагога:
Борзова Е.Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного
экологического образования детей дошкольного возраста: - Салехард:
ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136 с.
Животные и птицы России. Детская энциклопедия/ Т.В. Скиба. - Ростов
н/Д: Владис, 2020.-128с.:ил.
Красная книга Краснодарского края. Животные. III издание./Отв. Ред.
А.С. Замотайлов, Ю.В. Лохман, Б.И. Вольфов.- Краснодар: Адм.
Краснодар. Края, 2017.-720с.ил.
Красная книга Краснодарского края. Растения и грибы. III издание./Отв.
Ред. С. А. Литвинская - Краснодар: Адм. Краснодар. Края, 2017.-850с.ил.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для
воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение –1999.207 с.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
Шкатулка Чёрного моря: пособие для учителя начальной и средней
школы/ под ред. Криксунова Е.А., М.: ПРООН, 2012. - 225 с.
Список литературы для учащихся и их родителей:
Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / Лопатина А. А., Скребцова М.В. 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис, 2015. (Большая детская
энциклопедия).
Серия «Атлас с наклейками» (Разнообразный мир растений, На службе
у человека, Животные и птицы нашей планеты»).
Сказки для детей о природе (сказки и рассказы). - Москва: Издательство
АСТ; Тула: Родничок, 2017.
32
2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п
Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Место и форма
проведения
Форма
контроля/
аттестации
ФИО
педагога,
должность
№
п/п
Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Название
мероприятия
Место и
форма
проведения
ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность
№
п/п
Самостоятельная
работа по ДООП
Дата
проведения
Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно
Форма
выполнен
ных работ
Дополните
льная
информа
ция
№
п/п
Участие в
мероприятиях в
Дата
проведения
Название
мероприятия
Место
проведения
Результат
участия
33
рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования и т.д.)
№
п/п
Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь и
др.)
Сроки
проведения
Название
образователь
ной программы,
предмета
Место
проведения
Дополните
льная
информа
ция
Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии
Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
34
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в баллах,
соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем
вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех показателей развития
учащегося. Диагностическая карта составляется на каждого учащегося для
определения уровня освоения обязательных модулей программы в течение
учебного периода (минимальный, общий, продвинутый).
Методика
«Как вы относитесь к занятиям в объединении?»
(педагог задаёт вопросы устно)
Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности
учащихся на дополнительных занятиях.
Прочитайте вопросы и для каждого блока укажите балл, соответствующий
варианту ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда
Таблица 3
№
Отношение к занятиям
блока
1
1. На занятии бывает интересно
2. Нравится педагог, ведущий занятие
3. Нравится заниматься творческой деятельностью
4. Нравится участвовать в конкурсах, акциях,
выставках
5. Нравится общаться со сверстниками
2
1. Ходить на занятие заставляют родители
2. Учу, так как это мой долг
3. Предмет нужен для жизни
4. Приходится много учить
5. После занятий устаю
3
1. Узнаю много нового и удивительного
2. Люблю делиться своими исследованиями с
другими
3. Занятия легко даются
4. С нетерпением жду занятия
5. Получаю удовольствие от занятий
Баллы
Свой ответ
Обработка результатов:
Для каждого ученика вычисляется средний балл, затем строится график
уровня сформированности мотивации учебной деятельности: ситуативный
интерес (I), учение по необходимости (II), повышенный и познавательный
интерес (III). Целесообразно применять данный метод в начале, в середине и в
конце учебного года для определения изменения мотивов деятельности.
35
Вариант оценочной игры - «Космическое путешествие»
Условия проведения: группа делится на 2 подгруппы; используется
разработанный раздаточный демонстрационно-иллюстративный материал; за
правильное выполнение задания команда получает «космическое питание».
Викторина имеет музыкальное сопровождение.
1. Придумать название команды, обозначающее космический
летательный аппарат.
2. Каждая команда получает конверт, в котором находятся цветные
кружки различной формы и цвета, звездочки. Задача: изобразить схематически
солнечную систему, затем защитить свой проект.
3. Вопросы командам по заданной теме.
Должны знать: расположение планет, количество планет, какая по счету
относительно Солнца планета Земля, какая планета осуществляет полный круг
вокруг Солнца за самое короткое время, какая за самый длительный период,
за какое время Земля описывает полный круг вокруг Солнца, какой планете
достается больше всего жара от Солнца, какой меньше других, что такое
Солнце.
4.
Нарисовать космический
аппарат,
космонавта-землянина,
инопланетянина. Затем описать рисунки, с объяснениями.
36