"Эковолонтёры"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КВАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
оУ-Т.М. Бурл ай
При1<ж№ 70-ОД от 06.06.2025 г.

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Эковолонтёры»
Уровень программы: базовый_____________________________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (144 часа)

Возрастная категория: от 12 до 17лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, ~дйстанцйонная)

Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется

на бюджетной основе
(на бюджетной внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 63776
Автор-составитель:
Гётте Ольга Евгеньевна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)

г. lyance, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной
работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение

2

Стр.
3
6
6
10
12
14
15
15
18
19
20
21
23
27
28

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4

подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эковолонтёры» имеет естественно-научную направленность, ориентирована
на включение подростков в социально-значимую жизнь, что способствует
формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и
общественной активности, помогает обрести личный жизненный опыт.
Новизна
Современное образование направлено на становление гармонично
развитой личности учащегося. Немаловажная роль в этом процессе отводится
экологическому воспитанию, которое является важной составляющей
базовых ценностей российского народа. Развитие молодежного движения
входит в число приоритетных направлений государственной молодежной
политики. Добровольчество является одним из эффективных способов
получения молодежью новых знаний, развития навыков общественной
деятельности, формирования нравственных ценностей и активной
гражданской позиции.
Развитие современной рыночной экономики и обеспечение
устойчивости финансовой системы требуют от подростков высокого уровня
финансовой грамотности и экономической активности. В последние годы
наблюдается устойчивая тенденция среди учащихся существенно менять
свою позицию в отношении управления личными финансами. Они хотят
превратиться в активных участников финансового рынка, способных
самостоятельно определять уровень устойчивости своих сбережений,
выстраивать стратегию их роста и рационального использования. Это
полностью согласуется и с политикой государства, и общества в целом,
которые заинтересованы в повышении финансовой стабильности для всех.
Новизна
программно-методического
и
организационнотехнологического обеспечения реализации программы заключается:
1) в организации сетевой формы реализации программы, предполагающей
использование ресурсов организации дополнительного образования - МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе и организаций-партнёров:
- ГБПОУ КК Туапсинский гидрометеорологический техникум г. Туапсе
(ТГМТ);
- МБУК Туапсинский историко-краеведческий музей Н.Г. Полетаева;
- МКУ ТГП «Туапсинский городской молодёжный центр» (ТГМЦ).
2) в интерактивном характере проведения занятий, экскурсий, мастерклассов, досуговых мероприятий и событий за счет применения и
использования в образовательном процессе, такой педагогической
технологии, как «Образовательное волонтёрское движение в области
экологических знаний». Данная технология предполагает организацию
образовательной деятельности учащихся не только в стенах, но и вне стен
6

образовательных учреждений с привлечением материальных, кадровых
ресурсов социальных партнеров, что обусловливает сетевой характер ее
реализации.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся,
изменившаяся экологическая и социально-экономическая обстановка в
стране требуют новых подходов и методов активизации подростков. Именно
поэтому появление новых форм вовлечения подростков в социальную
активность призвано способствовать формированию и совершенствованию
экологической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Волонтёрское движение становится одной из таких форм работы.
Актуальность
В современный период развития общества в связи с обострением
экологических проблем необходимость формирования экологических знаний
как основы экологической культуры подрастающего поколения актуальна
как никогда. Вопрос сохранения природных ресурсов и чистоты окружающей
среды очень значим для современного общества, как в Российской
Федерации, так и во всём мире. В настоящее время чаще всего под
экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны
окружающей среды. Происходящие изменения в мире приводят к
необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать
экологическим.
Актуальность программы «Эковолонтёры» состоит в том, чтобы
отвечать потребностям учащихся, их родителей, а также государственных
органов, занимающихся сохранением и распределением природных ресурсов.
Экологическое
образование
предполагает
обучение
бережному
взаимодействию человека с окружающим миром и, вместе с тем,
совершенствованию внутреннего мира самого человека. В этой связи,
большое значение имеет форма работы в системе дополнительного
образования, направленная на формирование природоохранных умений
учащихся через практическую природоохранную деятельность.
Обеспечение открытого образовательного пространства, использование
ресурсов сетевых партнеров реализации программы, интерактивный характер
проведения занятий способствуют развитию у подростков активной
познавательной позиции в учебной, экскурсионной, волонтёрской,
исследовательской, художественно-творческой деятельности, а также
формированию у учащихся навыков XXI века: коммуникативность,
креативность, критичность мышления, командовзаимодействие. Сейчас, с
целью сохранения окружающей среды, «экологию» важно рассматривать не
только как науку о сохранении среды обитания, но и как составляющую
часть культуры народа. Основным из решений данной проблемы является
воспитание «нового» человека, становление экологической культуры
личности и общества.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
учащихся с уникальностью природы своего региона, с необходимостью
7

сохранения природных богатств, а также с выбором будущей профессии в
сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики страны способствует
наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности граждан.
Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных основ
грамотного финансового поведения у учащихся в системе дополнительного
образования. Всё это делает программу конкурентоспособной среди других
программ естественно-научной направленности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
приобщении подростков к аспекту экокультуры в дополнительном
образовании и продолжение формирования экологической культуры в
образовательных
учреждениях
среднего
и
высшего
профиля.
Последовательное воспитание и информирование позволит сделать идеи
сохранения окружающей среды и минимизации пагубного влияния человека
на природу внутренней позицией конкретной личности и общества в целом.
Экокультура - есть спасение. Образованный культурный человек не столько
будет единовременно выполнять какие-то указания, сколько будет стараться
постоянно минимизировать наносимый им вред окружающей среде.
Отличительной особенностью данной программы является
возможность учащихся не только теоретически освоить важные
экологические идеи, но и на практическом опыте осознать важность
экологического воспитания, познакомиться с экологическим волонтёрским
движением в России, установить связь экологии с другими сферами жизни
человека: здоровьем, творчеством, профессиональной карьерой.
Данная программа является предпрофессиональной. Подростки
знакомятся с атласом новых профессий в сфере экологии: «Экоаудитор»,
«Парковый эколог», «Эковожатый», «Специалист по преодолению
системных экологических катастроф», «Специалист по экологическому
просвещению». Учащимся для принятия решения, выбора «старта в
профессию» нужно хорошо знать мир профессий по направлению
«Экология», их основные требования и рейтинг на рынке труда, они должны
правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.
За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование,
проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути,
«профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути
к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному
благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является
начальным звеном профессионального развития личности.
Ведущими
педагогическими
технологиями
организации
образовательного процесса выступают такие интерактивные педагогические
технологии как: «технология проектно-исследовательской деятельности»,
«технология
коллективно-творческой
деятельности»,
позволяющие
заинтересовать ребят экологической обстановкой, культурой родного края,
сформировать у подростков эмоционально-ценностное отношение,
готовность к познанию природы, экологии, культуры города Туапсе.
Адресат программы «Эковолонтёры» - учащиеся 12-17 лет (юноши и
8

девушки). Программа рассчитана на учащихся, проявляющих особый
интерес к окружающей экологической обстановке.
Набор детей на обучение по программе ведется по желанию учащихся
и их родителей (законных представителей). Для детей с особыми
образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении. Состав группы постоянный,
наполняемость - 12-15 человек.
Возраст 12-17 лет, с точки зрения теории возрастной периодизации Д.Б.
Эльконина, является подростковым.
Основные новообразования подросткового возраста: самооценка,
критическое отношение к людям, стремление к взрослости и
самостоятельности, подчинение коллективным нормам. Кризис данного
возраста зачастую протекает достаточно бурно, подросток исследует
социальные нормы и проверяет их границы. Основной ведущей
деятельностью в старшем подростковом возрасте (12-17 лет) является
учебно-профессиональная. Подросток углубляется в изучение предметов,
готовится к выбору своего профессионального пути, который может быть
связан с такой перспективной и актуальной на данный момент профессией,
как «Эколог».
Таким образом, данная программа предлагает подростку исследовать
вопросы экологии и природопользования, проявляя активность,
самостоятельность, находясь в группе единомышленников, и направлять
свою «бунтарскую» энергию с мирными целями на сохранение природы.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эковолонтёры» относится к базовому уровню и рассчитана на 1 год
обучения. Общее количество часов по программе составляет 144 часа в год.
Программа предполагает использование технологии разноуровневого
обучения, в рамках которого учащиеся усваивают учебный материал, исходя
из различных интересов, склонностей, потребностей, способностей и
мотивов, особенностей темперамента, мышления и памяти, эмоциональной
сферы.
Форма обучения – очная. Возможны формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к очным
занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами
Интернет-технологий:
видеоконференции
и
онлайнконсультации через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме
9

чат-занятий, получение заданий для самостоятельного поиска информации,
обратная связь – фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/
(размещение
материала
программы);
социальная
сеть
ВК
https://vk.com/public211193591 (мастер-классы, видеоролики и презентации,
участие в интернет-конкурсах).
Формы обучения определены в соответствии с возрастными
особенностями
учащихся,
индивидуальными,
групповыми
или
коллективными видами деятельности. Возможно проведение занятий в
комбинированных формах, согласно ФЗ №237, допускающему сочетание
различных форм получения образования и форм обучения. Использование
нескольких форм обучения позволяет реализовать программу с учётом
допустимых факторов, препятствующих систематическому очному
посещению занятий педагогом или учащимися, таких как переход на
дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 академических часа с
перерывами в 10 мин. согласно Положению о режиме занятия учащихся
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе. Академический час - 40 мин.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия по программе «Эковолонтёры» проводятся в формах:
экскурсия, акция, конкурс, выставка, мастер-класс, встреча со
специалистами, лекторий, лекция-беседа от студента-эколога, круглый стол.
Отличительные черты программы:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- разнообразие форм и методов обучения;
- связь с окружающей действительностью и повседневной жизнью;
- возможность участия в конкурсах экологической направленности;
- профессиональное самоопределение в выборе будущей профессии.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
- принцип доступности обучения: учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
- принцип совместного и индивидуального творческого поиска;
- принцип личностной оценки каждого учащегося;
- принцип непрерывной связи теории с практикой;
- принцип наглядности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип деятельного подхода.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формирование экологического мировоззрения и культуры
учащихся, популяризация и повышение престижа экологического образа
10

жизни в подростковой среде через совместную природоохранную,
волонтёрскую и эколого-просветительскую деятельность.
Личностные задачи:
- воспитывать бережное и позитивное отношение к природе как к
общечеловеческой ценности;
- формировать уважительное отношение к результатам своего и чужого
труда;
- воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность;
- формировать экологическую культуру учащихся, способствующую
воспитанию грамотного поведения в природе и социуме;
- воспитывать потребность в повышении экологических знаний, самооценке
своих достижений
Метапредметные задачи:
- предоставить возможность попробовать себя в отрасли экологии с целью
профориентации и раскрытия потенциала;
- развивать навыки поиска и обработки информации, практического
применения знаний об окружающей среде и химических, физических
процессах в рамках природоохранных действий;
- развивать навыки публичного выступления;
- формировать ответственное отношение к работе в группе, ведению
исследовательской и проектной деятельности;
- способствовать адаптации в новом коллективе, активном участии в его
жизнедеятельности.
Образовательные (предметные) результат:
- познакомить учащихся с основами и принципами волонтёрской
экологической деятельности;
- информировать о науке «Экология», об экологических проблемах и
природоохранных мерах;
- информировать о причинах загрязнения окружающей среды и доступных
способах её сохранения (сбор бытовых отходов, батареек, макулатуры и др.);
- научить вторичному использованию бытовых отходов на примере
изготовления экоёлок, кормушек, экокостюмов;
- формировать практические навыки возобновления природных ресурсов
через участие в экологических акциях.
- формировать финансовую грамотность учащихся (подготовленность к
участию в финансовых отношениях, к адаптации и к активному
функционированию в них).

11

1.3. Содержание программы
Содержание программы «Эковолонтеры» представлено в учебном
плане.
Таблица 1
Учебный план программы «Эковолонтёры»
Название раздела,
№
темы
п/п
1 Введение в программу
2
3
4

5
6

7
8
9
10
11

Раздельный сбор
бытовых отходов
Рациональное
потребление
Экология и творчество
Волонтёрский проект
«Помоги птицам!»
Патриотическое
направление
волонтёрства
Человек и флора
Антропогенное
влияние на природу
Экология и здоровье
человека
Финансовые
отношения
Заключение
Итого:

Формы контроля
Количество часов
Всего Теория Практика
4
2
2
Педагогическое
наблюдение
Фотоотчёт
20
2
18
Самоанализ
20
2
18
Презентация проекта
Анкетирование
20
4
16
Выставка работ
Промежуточная
аттестация
8
1
7
Выставка работ
Самоанализ
20
20
Блиц-опрос
Викторина
Фотоотчёт
16
4
12
Самостоятельная работа
20
12
8
Представление результата
коллективной работы
12
2
10
Защита проектов
2

1

1

2
144

30

2
114

Проектная сессия
Итоговая аттестация
Фотоотчёт

Содержание учебного плана
1. Введение в программу (4 ч.)
Теория: Знакомство с учащимися, инструктаж по ТБ, ознакомление с
программой курса «Эковолонтёры», термин «Экология».
Практика: входящее анкетирование. Экскурсия по ЭБЦ.
2. Раздельный сбор бытовых отходов (20 ч.)
Теория: Раздельный сбор: макулатура, пластик, опасные бытовые отходы.
Экологическое движение «Раздельный сбор». Пункты раздельного сбора
бытовых отходов.
Практика: Встреча со специалистом Молодёжного центра г. Туапсе.
Составление экокарты пунктов сбора мусора в г. Туапсе.
Воспитательная работа: Международная детско-юношеская премия
«Экология – дело каждого» (творческая мастерская – подготовка
конкурсных работ). Акция сбора макулатуры и батареек «Зелёная планета»
(подготовка к акции, сдача макулатуры и батареек в пункт приёма).
3. Рациональное потребление (20 ч.)
Теория: Покупай правильно! Экологические привычки гражданина.
Практика: Проведение учащимися соц. опроса населения. Круглый стол,
12

создание покетмодов.
Воспитательная работа: Конкурс «Экологический мониторинг» (создание
фоторепортажа в мини-группах). Акция «День воды». Акция «День Земли».
4. Экология и творчество (20 ч.)
Теория: Экодизайн как способ решения экологических проблем. Эколекторий
от специалиста музея.
Практика: Экологический мастер-класс «Экоёлка». Экологический мастеркласс «Экомода». Эковолонтёры - промежуточные результаты: викторина,
фотовыставка, анализ результатов.
Воспитательная работа: Новый год в ЭБЦ (проведение новогоднего
утренника).
5. Волонтёрский проект «Помоги птицам!» (8 ч.)
Теория: Забота и помощь зимующим птицам.
Практика: Экологический мастер-класс «Кормушка».
Воспитательная работа: Акция «Поможем птицам» - подкормка птиц,
создание буклетов, расположение кормушек на территории ЭБЦ, Д/С, школ.
6. Патриотическое направление волонтёрства (20 ч.)
Практика: Акция «Блокадный хлеб». Встреча с ветераном ВОВ «Согреем
сердца ветеранов». Экскурсия по городу «Туапсе – город воинской славы».
Спортивно-игровая программа «Легко ли быть солдатом?»
Воспитательная работа: Открытие месячника оборонно-массовой и
патриотической работы (торжественное мероприятие).
7. Человек и флора ( 1 6 ч . )
Теория: Влияние вырубки лесов на экологию (встреча с представителем
лесничества).
Практика: Экологический мастер-класс «Сад чудес» (ландшафтный дизайн в
ЭБЦ). Субботник - уход за зелёными насаждениями на территории ЭБЦ.
Воспитательная работа: Международный день леса - акция по высадке
саженцев деревьев и кустарников).
8. Антропогенное влияние на природу (20 ч.)
Теория: Человек – часть экосистемы, его влияние на природу. Экологическое
будущее планеты. Влияние производств, войн, экологических катастроф на
планету.
Практика: Дискуссия «Мой экологический след». Просмотр научнофантастического фильма. Посещение музея им. Н.Г. Полетаева.
Воспитательная работа: День экологических знаний (15 апреля) - беседа со
студентом ТГМТ «Национальный проект «Экология».
«Профессии в области «Экология» - семинар со специалистом ТГМТ.
9. Экология и здоровье человека (12 ч.)
Теория: Влияние экологической обстановки на здоровье людей.
Практика: Круглый стол, практическая работа с информационными
источниками. Коллективное оформление экспозиции «Профилактика стресса
и вредных привычек», представление экспозиции.
Воспитательная работа: Акция «Мы за здоровый образ жизни!» (создание в
команде социального видеоролика).
13

10. Финансовые отношения (2 ч.)
Теория: Управление личными финансами.
Практика: Проектная сессия. Итоговая аттестация.
11. Заключение
Практика: Фотовыставка, рефлексия, анкетирование, подведение итогов.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
По итогам обучения по дополнительной программе «Эковолонтёры»
учащиеся будут:
- бережно и позитивно относиться к окружающей природе;
- уважительно относиться к результатам труда (своего и чужого);
- более организованы, ответственны, самостоятельны;
- показывать более высокий уровень экологической культуры, правильного
поведения в природе и социуме;
- проявлять потребность в повышении экологических знаний и навыков,
самооценке своих достижений;
- демонстрировать готовность к формулировке и достижению собственных
финансовых целей, осознание последствий рискованного поведения.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя
группами универсальных учебных действий (УУД):
- реализации возможности попробовать себя в отрасли экологии с целью
профориентации и раскрытия потенциала;
1. Регулятивные УУД:
- развивать навыки поиска и обработки информации, публичного
выступления;
2. Познавательные УУД:
- применять знания об окружающей среде и химических, физических
процессах в рамках природоохранных действий;
3. Коммуникативные УУД:
- формировать ответственное отношение к коллективной работе, навыки
ведения исследовательской и проектной деятельности;
- быстрой адаптации в новом коллективе, активном участии в его
жизнедеятельности.
Предметные результаты
Расширение знаний основ и принципов волонтёрской экологической
деятельности;
существующих
экологических
проблем;
способов
практического сбережения чистоты окружающего мира, знании о вреде,
наносимом природе нерациональным использованием природных ресурсов в
бытовых и производственных рамках;
- реализовать на практике умения и навыки вторичного использования
бытовых отходов на примере изготовления экоёлки, кормушек,
скворечников, экокостюмов; возобновления природных ресурсов через
участие в экологических акциях.
14

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график программы «Эковолонтёры» имеет
индивидуальные особенности: даты изучения тем программы могут быть
проставлены в вариативном порядке и распределены в течение всего
учебного года, поскольку обучение по программе происходит,
преимущественно, в практических формах и зависит от многих факторов:
погодных условий, текущих акций, краевых конкурсов, муниципальных
мероприятий, режима работы организаций-партнёров и др. Педагог может
корректировать даты проведения будущих тем с учётом данных факторов, с
соблюдением общего количества часов по каждому разделу программы.
Таблица 2
Календарный учебный график программы «Эковолонтёры»
Примечание: В.р. – Воспитательная работа
№
п/п

1

2
2.1

2.2

2.3

2.4

Раздел, тема
занятия

Кол- Место
Форма занятия/
Форма
во
проведеятельность
контроля
часов дения
Модуль 1 – сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 64 ч.)
Введение в
4
ЭБЦ Экскурсия по ЭБЦ. Педагогическое
программу
Знакомство с
наблюдение
учащимися,
инструктаж по ТБ.
Раздельный сбор
20
бытовых отходов
Раздельный сбор:
4
ЭБЦ
Дискуссия на тему Педагогическое
макулатура,
«Раздельный сбор». наблюдение
пластик, опасные
бытовые отходы.
Экологическое
4
ТГМЦ Встреча со
Блиц-опрос
движение
специалистом
«Раздельный сбор».
Молодёжного
центра г. Туапсе,
изучение мест с
раздельным сбором
мусора.
ЭБЦ
В.р.:
4
Творческая
Фотоотчет
Международная
мастерская –
детско-юношеская
подготовка
премия «Экология –
конкурсных работ.
дело каждого»
В.р.: Акция сбора
4
ЭБЦ
Подготовка к
Фотоотчёт
макулатуры и
акции, сдача
Самоанализ
батареек «Зелёная
макулатуры,
планета».
батареек в пункт
приёма.

15

Дата
план факт

2.5

3
3.1

3.2

3.3

3.4
3.5
4
4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5

5.1

5.2

6

Пункты раздельного
сбора бытовых
отходов.
Рациональное
потребление
Покупай
правильно!
В.р.: Конкурс
«Экологический
мониторинг»
Экологические
привычки
гражданина.
В.р. Акция «День
воды»
В.р.: Акция «День
Земли».
Экология и
творчество
Экодизайн как
способ решения
экологических
проблем.
Экологический
мастер-класс
«Экоёлка».

ЭБЦ

Составление
экокарты пунктов
сбора.

Фотоотчёт
Самоанализ

4

г.
Туапсе

Проведение соц.
опроса населения.

Педагогическое
наблюдение

4

ЭБЦ

Устный опрос

4

ЭБЦ

4

ЭБЦ

4

МЦТР

Создание
фоторепортажа в
мини-группах.
Круглый стол.
Создание
покетмодов.
Экологическая
акция
Экологическая
акция
Эколекторий от
специалиста
музея.

Педагогическое
наблюдение

4

20

Презентация
проекта
Фотоотчёт
Анкетирование

20
4

Музей

Мастер-класс по
Выставка работ
изготовлению
экоёлок из
бросового
материала.
Экологический
4
ЭБЦ
Мастер-класс по
Выставка работ
мастер-класс
изготовлению
«Экомода».
экокостюмов.
В.р.: Новый год в
4
ЭБЦ
Проведение
Педагогическое
ЭБЦ.
новогоднего
наблюдение
утренника.
Фотоотчёт
Эковолонтёры –
4
ЭБЦ Викторина,
Промежуточная
промежуточные
фотовыставка,
аттестация
результаты.
анализ
результатов.
Модуль 2 – январь-май 2026 г. (20 недель, 80 ч.)
Волонтёрский
8
проект «Помоги
птицам!»
Забота и помощь
4
ЭБЦ
Экологический
Выставка работ
зимующим птицам.
мастер-класс
«Кормушка».
В.р.: Акция
4
ЭБЦ, Создание буклетов, Фотоотчёт
«Поможем
школы развешивание
Самоанализ
птицам».
г.
кормушек.
Туапсе
Патриотическое
20
4

ЭБЦ

16

6.1

6.2

6.3
6.4
6.5
7
7.1

7.2

7.3

7.4

8

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

направление
волонтёрства
В.р.: Открытие
месячника
оборонно-массовой
и патриотической
работы.
Акция «Блокадный
хлеб».
«Согреем сердца
ветеранов».
Туапсе – город
воинской славы.
Легко ли быть
солдатом?
Человек и флора
Влияние вырубки
лесов на экологию.
Экологический
мастер-класс «Сад
чудес».
Уход за зелеными
насаждениями на
территории ЭБЦ.
В.р.: Международный день леса (21
марта).
Антропогенное
влияние на
природу
Человек – часть
экосистемы. Его
влияние на природу.
Экологическое
будущее планеты.

4

ЭБЦ

4

ТГМЦ

4

4

г.
Туапсе
г.
Туапсе
ЭБЦ

16
4

ЭБЦ

4

ЭБЦ

4

ЭБЦ

4

МЦТР

4

Торжественное
мероприятие.

Блиц-опрос

Просмотр
видеофильма,
акция.
Встреча с
ветераном ВОВ.
Экскурсия,
обсуждение.
Спортивно-игровая
программа.

Фотоотчёт

Встреча со
специалистом
Туапсинского
лесничества.
Мастер-класс по
ландшафтному
дизайну в ЭБЦ.
Субботник на
территории ЭБЦ.

Устный опрос

Акция по высадке
саженцев деревьев.

Фотоотчёт

Дискуссия «Мой
экологический
след».
Просмотр научнофант. фильма,
рефлексия.
Посещение
музея им. Н.Г.
Полетаева.

Блиц-опрос

Беседа со
студентом ТГМТ
«Нац. проект
«Экология».
Семинар со
специалистом
ТГМТ.

Педагогическое
наблюдение

Фотоотчёт
Викторина
Педагогическое
наблюдение

Самостоятельная работа
Педагогическое
наблюдение

20

4

ЭБЦ

4

ЭБЦ

Влияние
производств, войн,
экологических
катастроф на
планету.
В.р.: День
экологических
знаний (15 апреля).

4

Музей

4

ТГМТ

В.р.: Профессии,
связанные с
экологией.

4

ТГМТ

17

Текущий
контроль
Педагогическое
наблюдение

Представление
результатов
коллективной

работы
9
9.1

9.2

9.3

10

11

Экология и
здоровье человека
Влияние
экологической
обстановки на
здоровье людей.
Экспозиция
«Профилактика
стресса и вредных
привычек».
В.р.: Акция «Мы за
здоровый образ
жизни!»
Финансовые
отношения
Управление
личными
финансами.

12

Заключение

2

Итого:

4

ЭБЦ

4

ЭБЦ

4

ЭБЦ

Круглый стол,
работа с
информационными
источниками.
Дискуссия,
коллективное
оформление
экспозиции.
Акция, создание
видеоролика.

Защита
проектов.
Представление
экспозиции
Представление
видеоролика

2
ЭБЦ

Круглый стол.

Проектная
сессия
Итоговая
аттестация

ЭБЦ

Фотовыставка,
анкетирование

Фотоотчёт

144

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется помещение с хорошим дневным
освещением,
соответствующее
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». До начала занятий и после их
окончания осуществляется сквозное проветривание кабинета. В процессе
обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности.
Особое материально-техническое обеспечение: ткань, иголки, нитки,
горшки, грунт, керамзит, саженцы растений/семена, лопаты и совки,
перчатки, галстуки, футболки, мешки, контейнер для крышек и батареек,
краски, клей, кисти, карандаши, фломастеры, листы формата А2, А3, А4.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы:
- персональный компьютер, сеть интернет;
- интерактивная доска с программным обеспечением;
- проектор;
- магнитная доска;
- образовательные фильмы и презентации;
- канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернетисточники, телефон, принтер.
18

Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Эковолонтёры» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Педагог дополнительного образования должен систематически повышать
свою профессиональную квалификацию, обладать профессиональной,
информационной, коммуникативной, правовой компетентностями.
Данную программу реализует педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории – Гётте Ольга Евгеньевна. Педагог
имеет средне-специальное образование по специальности «Педагог
дошкольного
образования»,
Туапсинский
социально-педагогический
колледж, 1984 г. Стаж работы в должности педагога дополнительного
образования – 8 лет. В 2022 г. Ольге Евгеньевне была вручена Почётная
грамота Министерства просвещения РФ за многолетний добросовестный
труд и значительные заслуги в сфере образования.
Волонтёрской работой педагог занимается 6 лет, имеет опыт в
организационной работе. Эковолонтёры под руководством педагога
регулярно занимают призовые места в краевых конкурсах волонтёрских
отрядов, подтверждённые грамотами, дипломами. Работа эковолонтёров
отмечена на уровне Туапсинского района и Краснодарского края.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащегося, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогически контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
разработка
программно-методического
обеспечения,
реализация
дополнительной общеобразовательной программы.
Педагог владеет: технологиями работы с одаренными учащимися;
умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии здоровья;
умением работать с социально-запущенными детьми.
2.3. Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе», аттестация в
объединении «Эковолонтёры» проводится в следующих формах:
- Промежуточная аттестация - проводится в середине учебного года по форме
ЗУН: викторина «Эковолонтёр», тестирование, участие в акциях.
- Итоговая аттестация – проводится в конце учебного года по форме ЗУН:
итоговое тестирование, фотовыставка творческих работ, анализ участия в
течение года в конкурсах, акциях.
19

Выставка творческих работ, итоговое тестирование, анализ
практической деятельности учащихся позволяют определить уровень знаний,
умений и навыков по предмету, а также увидеть личностный рост,
сформированность экологического мышления, практические навыки
грамотного природопользования.
Программа подразумевает стартовый (входной) контроль по
результатам собеседования в начале учебного года, позволяющий
определить:
- имеет ли учащийся интерес к экологическим проблемам окружающей
среды, животному и растительному миру;
- наличие первичной мотивации для выбора общеобразовательной
программы;
- характер, темперамент, уровень эмоциональности.
Для отслеживания результативности обучения подростков и с целью
выявления качества усвоенных ими знаний в рамках программы
«Эковолонтёры» осуществляется:
- педагогический мониторинг,
- педагогическое наблюдение,
- ведение журнала посещаемости,
- анализ результатов опроса, активности на занятиях,
- анализ участия в акциях, викторинах,
- анализ участия в конкурсной деятельности,
- анализ практической деятельности (листовки, тематические плакаты,
презентации, литературное творчество),
- анализ активности на платформе «Dobro.ru»,
- ведение электронных волонтёрских книжек.
Предъявление
и
демонстрация
образовательных
результатов
проводится в формах:
- открытые занятия,
- выставка творческих работ,
- фотоотчёт, фотовыставка,
- участие в акциях, тематических мероприятиях,
- призовые места за участие в муниципальных, краевых, всероссийских и
международных конкурсах (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности).
2.4. Оценочные материалы
Итоговый мониторинг показателя численности учащихся
по программе «Эковолонтёры» за 2025-2026 г.
Группа №____
ФИО педагога: Гётте Ольга Евгеньевна
Дата итогового контроля: ____________
Формы контроля: анализ ведения педагогом журнала успеваемости и личных
дел, ежемесячное информирование о сохранности контингента, анализ
списка учащихся, участвовавших в итоговой аттестации.
20

Таблица 3
Результаты мониторинга (итогового)
№ п/п

Ф.И.О. учащегося

Сохранность
за I полугодие

Сохранность
за II полугодие

1
2
3
4
5
6
Показатель сохранности контингента: _____% (___чел.)

_____% (___чел.)

Таблица 4
Сводная таблица результативности образовательного процесса в группе
I. Предметные теоретические и практические знания

% от общего кол-ва
уч-ся
Низ.
Сред. Выс.

Теоретическая
1
подготовка. Владение специальной
терминологией
Практическая подготовка (практические умения и навыки)
Творческие навыки
II. Учебно-интеллектуальные умения
Подбирать и анализировать специальную литературу
Пользоваться компьютерными источниками информации
III. Учебно-коммуникативные умения
Слушать и слышать педагога
Выступать перед аудиторией
Вести полемику, участвовать в дискуссии
IV. Учебно-организационные умения и навыки
Организовывать свое рабочее и учебное место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил ТБ
Аккуратно выполнять работу

-

2.5. Методические материалы
Для работы по программе используются следующие методы обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
исследовательский;
дискуссионный;
проектный;
игровой;
самостоятельной работы (самостоятельная творческая работа);
индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Воспитательные методы:
21

убеждение;
поощрение;
упражнение;
стимулирование;
мотивация.
Используются следующие виды образовательных технологий:
- информационные;
- индивидуализации обучения;
- группового обучения;
- коллективного взаимообучения;
- сетевого взаимодействия;
- дифференцированного обучения;
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- дистанционного обучения;
- исследовательской деятельности;
- проектной деятельности;
- игровой деятельности;
- здоровьесберегающие.
Формы организации учебного занятия:
- акция;
- встреча с интересными людьми (в процессе сетевого взаимодействия);
- выставка; фотовыставка; оформление экспозиции;
- круглый стол;
- субботник;
- семинар;
- игра;
- мастер-класс; творческая мастерская;
- экскурсия;
- дискуссия;
- практическое занятие;
- просмотр м/ф на экологическую тему;
- викторина.
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
- планов проведения обучающих семинаров;
- планов проведения акций;
- материала анкетирования и тестирования;
- видеопрезентаций и видеоматериала по темам, представленным в
Календарно-учебном графике программы;
- наглядных пособий: плакаты по профилактике асоциальных явлений и
пропаганде здорового образа жизни; видеофильмы и социальные ролики;
раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари); информационный
материал и фотографии, используемые для оформления стендов.
-

22

Алгоритм учебного занятия
В зависимости от форм организации занятий (экскурсия, семинар, акция
и др.) этапы занятия могут быть изменены.
Таблица 5
Этап
I этап

Наименование
Организационный

II этап

Проверочный

III этап

Подготовительный

IV этап

Основной

V этап

Контрольный

VI этап

Итоговый

VII этап

Рефлексивный

VIII этап

Информационный

Деятельность
Организация начала занятия. Создание
психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания.
Проверка домашнего задания (при наличии),
выявление пробелов и их коррекция. Проверка
усвоения знаний предыдущего занятия.
Сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности (пример,
познавательная задача, проблемное задание).
Усвоение новых знаний и способов действий.
Первичная проверка понимания.
Закрепление знаний и способов действий.
Обобщение и систематизация знаний.
Используются тестовые задания, виды устного и
письменного опроса, вопросы и задания
различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково-исследовательского).
Подведение итогов: как работали учащиеся на
занятии, что нового узнали, какими умениями и
навыками овладели.
Мобилизация на самооценку.
Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению,
определение перспективы следующих занятий.

2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная
работа
в
объединении
«Эковолонтёры»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А. И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Воспитательная работа направлена на экологическое и патриотическое
воспитание учащихся, на формирование навыков здорового образа жизни и
бережного отношения к природе. Основным в воспитательной работе
является содействие саморазвитию личности, реализации творческого
потенциала, обеспечение активной социальной адаптации, создание
необходимых и достаточных условий для активизации усилий учащихся по
преодолению экологических проблем.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию,
сознательному выбору жизненной позиции в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
23

себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
поведение в окружающей среде;
- формировать коммуникативные компетенции, навыки работы в коллективе;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда.
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации;
- воспитать уверенность в своих силах применительно к реализации себя в
будущей профессии, к самоанализу своих основных способностей и
склонностей.
Основные
целевые
ориентиры
программы
«Эковолонтёры»
определяются на основе российских базовых конституционных ценностей с
учетом целевых ориентиров результатов воспитания учащихся:
- воспитания российского национального исторического сознания на основе
исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти
предков;
- применения научных знаний для рационального
природопользования,
снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду, для защиты, сохранения, восстановления природы,
окружающей среды;
- опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия
России, природного наследия Российской Федерации, ответственного
отношения к животным;
- опыта социально значимой деятельности в волонтерском движении,
экологических, научно-исследовательских объединениях.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, творческая мастерская, экскурсия,
виртуальная экскурсия, круглый стол, мастер-класс, субботник, семинар,
встреча с интересными людьми, конференция, участие в дискуссиях, в
природоохранных акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
В акциях и конкурсах проявляются и развиваются личностные качества:
24

эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: соревнование, выставка, викторина,
фотовыставка, выступление, презентация достижений – способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную
сферу учащихся.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
Воспитательная работа
проводится не только в рамках проведения учебных занятий, но и во
включении учащихся в массовые мероприятия согласно плану
воспитательной работы. В план входят гражданско-патриотические
мероприятия, социально-значимые проекты, туристско-краеведческие
проекты, проекты ранней профессиональной ориентации и мероприятия
экологической направленности.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- дружный коллектив;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- формирование патриотического настроя, уважительного отношения к своей
Родине, её защитникам;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие
родителей в практических заданиях детей и совместных акциях).

25

Таблица 6
Календарный план воспитательной работы
объединения «Эковолонтёры» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Гётте Ольга Евгеньевна
№
п/п

Мероприятие

Сроки
проведе
ния

Формы
работы

День открытых дверей в МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г.
Туапсе
Международная детскоюношеская премия «Экология –
дело каждого»
Акция сбора макулатуры и
батареек «Зелёная планета»

сентябрь

Экскурсия

октябрь

Творческая
мастерская

октябрь

Трудовой
десант

4

Конкурс «Экологический
мониторинг»

октябрь

Создание
репортажа в
мини-группах

5

Акция «День воды»

ноябрь

Экологическая
акция

6

Акция «День Земли»

ноябрь

Экологическая
акция

7

Новый год в ЭБЦ

декабрь

8

Акция «Поможем птицам»

январь

Проведение
новогоднего
утренника
Лесной десант

9

Открытие месячника оборонномассовой и патриотической
работы

февраль

Торжественная
линейка

10

Международный день леса (21
марта)

март

11

День экологических знаний (15
апреля)

апрель

Акция по
высадке
саженцев
Беседа со
студентом
ТГМТ

12

Профессии, связанные с
экологией

апрель

13

Акция «Мы за здоровый образ
жизни»

1

2

3

Семинар со
специалистом
ТГМТ
Акция,
создание
видеоролика

май

26

Практический результат,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Знакомство с работой
Центра.
Воспитание экологической
культуры учащихся через
участие в конкурсе.
Воспитание чувства
ответственности за
экологическую ситуацию.
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в просветительских
акциях.
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в просветительских
акциях.
Сформированность
социально-ценностных
ориентаций у подростков.
Воспитание экологической
культуры через творческую
деятельность.
Воспитание заботливого
отношения к птицам.
Воспитание
патриотических чувств к
Родине, уважения к её
защитникам, участникам
ВОВ.
Воспитание заботливого
отношения к окружающей
среде.
Расширение диапазона
экологических знаний через
участие в просветительских
акциях.
Сформированность
познавательного интереса к
выбору будущей профессии.
Сформированность
правильного отношения к
своему здоровью.

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. По методу Дж.
Гилфорда и Дж.Рензулли. Госстандарт России – СПб: Иматон, 2001. – 59с.
2. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для ВУЗов. 3-е издание
переработанное.– СПб: Питер, 2009. – 304с.
3. Супавегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение,
1995. – 94с.
4. Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся,
кружковая работа. ФГОС. Редактор: Гринин Л. Е., Перепелкина А. В., Вол.:
Учитель, 2015. – 132 с.
Список литературы для учащихся:
1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура
здоровья: учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных
учреждений - М.: Вентана-Графф, 2003. – 144с.

27

2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся) _____________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная
работа по ДООП

Дата
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в
мероприятиях в
рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,

Дата
проведения

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

28

соревнования и т.д.)
№
п/п

Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь)

Сроки
проведения

Название
образователь
ной программы,
предмета

Место
проведения

Дополните
льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
29

По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем
вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех показателей развития
учащегося. Диагностическая карта составляется на каждого учащегося для определения
уровня освоения обязательных модулей программы в течение учебного периода
(минимальный, общий, продвинутый).

Тест по экологии
Выберите один из предложенных вариантов ответов
1. Автомобильный транспорт увеличивает парниковый эффект, выбрасывая в
атмосферу:
А) углекислый газ и угарные газы
Б) кислород
В) азот
Г) водород
2. К выбросу опасных радиоактивных веществ приводят аварии на:
А) ветряных электростанциях
Б) теплоэлектростанциях
В) атомных станциях
Г) гидроэлектростанциях
3. Распашка земель в засушливых районах и бесконтрольный выпас скота
приводят к:
А) радиоактивному заражению
Б) формированию озоновых дыр
В) глобальному потеплению
Г) опустыниванию
4. В Международную Красную книгу вносят виды:
А) полезных человеку сельскохозяйственных животных
Б) опасных для человека животных
В) ядовитых растений и грибов
Г) редких и вымирающих растений и животных
5. Дождевые черви могут быть использованы человеком для получения:
А) дегтя
Б) перегноя
В) меда
Г) пестицидов
6. Экологическая роль снегового покрова в жизни растений заключается в:
А) улучшении дыхания листьев
Б) защите зимующих частей растения
В) предохранении растений от излишнего испарения
Г) сохранения созревших семян от поедания
7. Влияет ли состояние природы (экологическая ситуация) на здоровье
человека?
А) Да
Б) Нет
8. Что относится к токсичным для среды отходам? (можно отметить
несколько)
А) Бумага
Б) Щелочные батарейки
В) Пластиковые бутылки
Г) Энергосберегающие лампы
Д) Хлопчатобумажная ткань
9. Сколько кг газетной бумаги, сданной в переработку может сохранить одно
дерево?
А) 10 кг
Б) 25 кг
30

В) 52 кг
Г) 105 кг
Д) 300 кг
10. Кому принадлежат эти строки: «Есть такое твёрдое правило: встал по
утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою
планету»?
А)Ассоль из повести «Алые Паруса» Александра Грина
Б) Алисе из сказки «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла
В) Принцу из повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери
11. Разлагается ли в природе пластиковая бутылка для напитков?
А) Нет, никогда
Б) Да, за 7-10 лет
В) Да, за 200-250 лет
12. Самый голодный месяц для птиц?
А) апрель
Б) март
В) февраль
Г) январь
Критерии оценки:
Максимальное количество баллов за тест 14.
13-14 баллов – «отлично», отличное владение материалом, знание всех
разделов программы 10-12 баллов – «хорошо», хорошее владение
материалом, есть пробелы в знаниях
8-10 баллов – «удовлетворительно», программа освоена, но владение
материалом на удовлетворительном уровне
7 баллов и ниже – неудовлетворительное владение материалом программы
Экологический опрос
Впишите правильный ответ
1. Термин «экология» ввел в науку
2. Сдаете ли Вы макулатуру?
3. Сколько раз в год Вы сдаете макулатуру?
4. Согласны ли Вы с высказыванием «Мыслит глобально! Этим человек
отличается от остальных животных»? (поясните)
А) Да
Б) Нет
5. Согласны ли Вы с высказыванием «Будущее должны строить те, кто будет
в нём жить»? (поясните)
А) Да
Б) Нет
6. Знаете ли вы адреса пунктов приема токсичных отходов недалеко от
вашего дома («Экобоксы», стационарные пункты приема, «Экомобиль»)?
А) Да (укажите примерный адрес)
Б) Нет
7. Когда вы с близкими и/или друзьями едете на пикник (шашлыки, гулять в
лесу, купаться в реке) всегда ли вы убираете весь мусор за собой в мешки и
выкидываете их в специальном для этого месте?
А) Мы весь мусор вывозили и выкидывали в мусорные баки
31

Б) Иногда мы оставляли его под деревом
В) Мы все сжигали (одноразовую посуду, бутылки, бумагу и т.д.)
Г) Мы собирали мусор в мешки, а потом скидывали их в большую кучу
мусора у дороги (без обозначения мусорной свалки)

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».