УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕН1Р
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
„ им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Т.М. Бурлай
Приказ № 70-ОД от 06.06.2025 г.
Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мир вокруг нас»
Уровень программы: ознакомительный_______________________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 7 до 10 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)
Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)
Программа реализуется
на бюджетной основе
(на бюджетной внебюджетной основе)
ID-номер Программы в Навигаторе: 63773___
Автор-составитель:
________ Оганесян Тамара Грантовна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)
г. 1 уапсе, 2025
Содержание
№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной
работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение
2
Стр.
3
6
6
10
11
14
16
16
19
20
21
22
23
28
29
Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4
подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
5
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир вокруг нас» относится к естественно-научной направленности.
Основным ориентиром в процессе разработки программы стала цель
гармоничного единства познавательного коммуникативного и социального
развития учащихся, обеспечение духовно-нравственного, гражданского,
патриотического и трудового воспитания детей, развития у них интереса к
познанию окружающей природы, различным видам деятельности. Как
показывает практика, освоение различных видов декоративно-прикладного
творчества не только поддерживает постоянный интерес к изучению природы
и окружающего мира, но и стимулирует мотивацию для занятия
исследовательской работой.
Новизна
Программа «Мир вокруг нас» модифицированная, обладает процессами
интеграции смежных направлений, способствует воплощению теоретических
знаний об окружающем мире в практические изделия, что в свою очередь,
вызывает стремление к изучению природы через освоение различных видов
декоративно-прикладного творчества. Такое взаимодействие формирует у
ребёнка процессы восприятия и представления о предметах, объектах и
явлениях окружающего мира, позволяет активизировать познавательную
деятельность, а также обеспечить духовно-нравственное развитие личности,
сформировать творческий подход к труду.
Новизна
программно-методического
и
организационнотехнологического обеспечения программы заключается в организации
сетевой формы реализации, предполагающей использование ресурсов
организации дополнительного образования - МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе и организаций-партнёров: МБОУ СОШ № 4 им. И.Н.
Чабанова г. Туапсе, МБОУ СОШ № 10 им. Т.П. Северова г. Туапсе.
Актуальность
Программа
актуальна,
поскольку,
являясь
интегрированной,
разнообразной, даёт возможность каждому учащемуся реально открывать для
себя красоту окружающей природы через знакомство с волшебным миром
декоративно-прикладного искусства, проявить себя в активной деятельности
широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных
способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение
детей к продуктивной деятельности, в которой они могут самостоятельно
воплощать в своих изделиях сюжеты из окружающей природы. Программа
помогает развивать объёмно-пространственное мышление, мелкую моторику
рук, творческую способность учащегося, что является необходимым
условием для творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в
6
систему мировой и отечественной культур. Актуализация творческого
потенциала ребёнка в различных видах деятельности эффективно
сказывается на формировании разносторонне развитой личности,
отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку имеет
профориентационную направленность, так как нацеливает детей на
осознанный выбор профессии (декоратор, художник-оформитель, дизайнер),
связанной с декоративно-прикладным творчеством. Данные профессии могут
стать востребованными с учётом развития активной туристической
деятельности региона. Устойчивому развитию экономики страны
способствует наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности
граждан. Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных
основ грамотного финансового поведения у учащихся в системе
дополнительного
образования.
Всё
это
делает
программу
конкурентоспособной среди других программ естественно-научной
направленности.
Педагогическая целесообразность
Программа вводит детей в удивительный мир творчества, даёт
возможность поверить в свои способности, предусматривает развитие у них
нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Воспитанный в
процессе занятий творческий подход к работе учащиеся перенесут в
дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Освоение
разделов программы вооружает ребёнка - будущего взрослого гражданина,
способностью использовать полученные навыки не только в декоративноприкладном творчестве, но и в любой сфере жизнедеятельности,
распространяя её и на отношения с людьми и природой. А развитие
творческого подхода через видение окружающего мира благотворно скажется
в познавательной и научно-исследовательской деятельности.
Отличительные особенности
«Мир вокруг нас» является программой естественно-научной
направленности, основанной на художественно-эстетическом развитии
учащихся. Основное время в программе отводится практической работе, в
которой ясно просматривается взаимосвязь с окружающим миром, т.к. при
воплощении заимствованных из природы идей и сюжетов в изделиях
происходит знакомство детей с образной стилизацией растительного и
животного мира. Знакомство с различными материалами (бумагой, бисером,
нитками) и способами их преобразования (вырезания, скручивания, плетения,
вышивания, шитья, декорирования) позволяет развить не только мелкую
моторику рук, но также творческие и познавательные способности учащихся.
Немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью головного
мозга. Освоение различных видов декоративно-прикладного творчества не
только стимулирует мотивацию учащихся, но и поддерживает постоянный
интерес к изучению природы и окружающего мира.
7
Адресат программы
Программа объединения «Мир вокруг нас» составлена для учащихся
младшего школьного возраста (7 – 10 лет), рассчитана на 1 год обучения.
Предполагаемый
состав
группы
–
одновозрастные
учащиеся,
заинтересовавшиеся предлагаемыми видами декоративно-прикладного
творчества. Набор учащихся в объединение производится по их желанию и
разрешению родителей (законных представителей). Количество учащихся в
группе – 12 человек. Набор детей на обучение по программе ведется по
желанию учащихся и их родителей (законных представителей).
Для детей с особыми образовательными потребностями (детейинвалидов и детей с ОВЗ), талантливых (одарённых, мотивированных) детей
или детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, при необходимости
может быть предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории, подразумевающей скорректированный учебный
план и календарный учебный график с применением дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении.
У детей 7 – 10 лет хорошо развита механическая память, развиваются
познавательные и коммуникативные умения и навыки, проявляется
любознательность к окружающему миру. Практическое знакомство с разными
материалами даёт возможность прочувствовать многообразие окружающего
мира, а процесс освоения различных техник выполнения изделий
способствует общему развитию мышления. В процессе творческой
деятельности у ребёнка проявляются и формируются творческое мышление и
воображение, эстетический вкус, развивается память. Через творческую
деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру,
оценка прекрасного.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас»
относится к ознакомительному уровню и рассчитана на один год обучения.
Общее количество часов по программе составляет 72 часа в год. Программа
предполагает использование технологии разноуровневого обучения, в рамках
которого учащиеся усваивают учебный материал, исходя из различных
интересов, склонностей, потребностей, способностей и мотивов,
особенностей темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Форма обучения программы «Мир вокруг нас» - очная. Также могут
применяться формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь
8
– фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение
материала программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591
(мастер-классы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно
ФЗ №237, допускающему сочетание различных форм получения образования
и форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Основными формами занятий являются: в теоретической части словесно-демонстрационная, в практической части – освоение техник
декоративно-прикладного творчества, выполнение поделок, различные
выставки.
Режим занятий
Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 2
академических часа, с перерывом в 10 мин. Перерывы, предусмотренные
нормами СП 2.4.3648-20, проходят в виде динамических перемен. Общее
количество часов по программе составляет 72 учебных часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
В объединении могут быть сформированы группы по 12 учащихся в
возрасте от 7 до 10 лет; состав группы постоянный; занятия групповые с
индивидуальным подходом; виды занятий комплексные, поскольку
содержание программы «Мир вокруг нас» предусматривает изучение
различных техник выполнения изделий нескольких видов декоративноприкладного творчества во взаимосвязи с окружающей природой. Каждый
раздел программы начинается со знакомства с используемыми материалами и
необходимыми инструментами. Особое внимание уделяется правилам
техники безопасности с целью их обязательного соблюдения в процессе
практической работы. Детям свойственно познавать окружающий мир
непосредственно, эмоционально, следовательно, практическое знакомство с
различными материалами и способами их преобразования - наиболее прямой
путь к развитию мышления ребёнка. Поэтому в дополнительную
общеобразовательную программу «Мир вокруг нас» внесено несколько видов
декоративно-прикладного искусства: природный материал, квиллинг,
бисероплетение, ручное шитье, вышивка, декупаж.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером
практических работ по каждой теме. Теоретическая часть программы
составляет не более 30% общего объёма времени. Теория преподносится в
словесной форме, сопровождающейся демонстрацией приёмов работы и
готовых изделий. Большая часть времени отводится практической работе,
которая проходит в виде выполнения сначала учебных, а затем
9
самостоятельных работ. Практические занятия, предусмотренные к
памятным датам и праздникам, проводятся в виде мастер-классов. Изучение
каждого раздела программы завершается проведением выставок.
Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства, включённых в
программу, даёт возможность учащимся наиболее полно реализовать свои
способности хотя бы в одном из освоенных видов творчества. В процессе
практической работы детям даётся возможность выбора тех или иных
изделий в зависимости от их индивидуальных способностей и пожеланий.
Реализация программы помогает ребятам развить не только свои творческие
способности, но и познавательные интересы, так как в процессе освоения
навыков работы с простейшими инструментами и материалами параллельно
проводится знакомство с разнообразием растений и животного мира. Что
позволяет учащимся воплощать свои творческие замыслы при изготовлении
подарков, сувениров к различным праздникам, семейным торжествам,
участвовать в муниципальных и краевых конкурсах.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: содействие развитию интереса учащихся к
познанию окружающего мира через формирование умений и навыков работы
с различными материалами, вовлечение в активную творческую
деятельность.
Личностные задачи:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, сознательное, ответственное
отношение к работе, уважение к труду и людям труда;
- воспитывать трудовую культуру с обязательным соблюдением правил
техники безопасной работы в процессе практической работы;
- ориентировать на успех, как на реализацию собственных способностей;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Метапредметные задачи:
- развивать художественный вкус, как основу мотивации к творческой
деятельности;
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
- формировать образное мышление и воображение;
- формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
- развивать познавательную активность и самостоятельность в работе,
инициативу, творческий потенциал, потребность в самообразовании.
Образовательные (предметные) задачи:
- расширить представление учащихся об окружающем мире;
- научить работе с различными материалами и способами их преобразования;
- познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в
предметной области;
- приобщать к истокам народной культуры;
- научить отображать в своих творческих работах красоту окружающей
природы.
10
1.3. Содержание программы
Таблица 1
Учебный план программы «Мир вокруг нас»
№
п/п
Наименование раздела, темы
1.
Вводное занятие
2.
Квиллинг
Подготовка к творчеству
Техника выполнения
Выполнение композиций
Природный материал
Человек – растительный мир – мир
искусства
Поделки из растительного материала
Поделки из минерального материала
Бисероплетение
Увлекательное рукоделие
Техника плетения
Выполнение плоских поделок
Выполнение объёмных поделок
Ручное шитьё
Учимся шить
Выполнение изделий
Мягкая игрушка
Ручное вышивание
Вышивание изонитью
Изображение животных в ниткографии
Итоговое занятие
3.
4.
5.
6.
7.
Количество часов
Всего Теория Практи
ка
2
1
1
Итого:
8
2
2
4
12
2
2
1
1
1
1
6
1
1
4
11
1
6
4
20
2
4
10
4
20
2
6
12
8
4
4
2
4
1
1
1
1
5
1
2
2
2
1
1
-
6
4
16
1
3
9
3
15
1
4
10
6
3
3
2
72
15
57
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Тематический
контроль
Устный опрос
Текущий контроль
Мини-выставка
Устный опрос
Промежуточная
аттестация
Фото-выставка
поделок
Текущий контроль
Выставка поделок
Педагогическое
наблюдение
Мини-выставка
Итоговая
аттестация –
фотовыставка
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с учащимися. Правила поведения в ЭБЦ. Знакомство с
планом работы объединения, расписанием занятий, профессиями,
связанными с декоративно-прикладным творчеством.
Практическая работа: экскурсия по территории ЭБЦ.
Раздел 2. Квиллинг
Тема: Подготовка к творчеству
Теория: Знакомство с бумажным рукоделием, используемые материалы,
необходимые инструменты, соблюдение ПТБ.
Практическая работа:
- выполнение из бумажных полос плотных спиралевидных катушек,
составление из них небольших рисунков (кисти винограда, калины).
11
В.р. Поделки бабушкам и дедушкам – воспитание уважения пожилых
Тема: Техника выполнения
Теория: Способы придания различных форм раскрученным до нужного
размера спиральным катушкам.
Практическая работа:
- скручивание из узких полос цветной бумаги различных ажурных элементов,
составление из них бабочек, стрекоз, цветов.
В.р. Выполнение открыток учителям
Тема: Выполнение композиций
Практическая работа:
- начало выполнения выбранных композиций («Цветы», «Рыбка», «Ажурная
бабочка» и др.).
- завершение работы, оформление композиции. («Экология – дело каждого»).
Раздел 3. Природный материал
Тема: Человек - растительный мир - мир искусства
Теория: Группы природных материалов, их сбор и хранение.
Практическая работа:
- сбор природного материала.
Тема: Поделки из растительного материала
Практическая работа:
- поделки из листьев и семян;
В.р. В преддверии 4 ноября.
- поделки из каштанов и орехов;
- поделки из шишек и желудей.
В.р. Подарок Дедушке Морозу ко дню его рождения.
Тема: Поделки из минерального материала
Практическая работа:
- поделки из ракушек;
- поделки из камушков.
В.р. Поделки мамам.
Раздел 4. Бисероплетение
Тема: Увлекательное рукоделие
Теория: Краткие исторические сведения, инструменты и материалы,
соблюдение ПТБ, простейшие способы низания.
Практическая работа:
- низание колечек, браслетов.
Тема: Техника плетения одним концом
Теория: Обозначения на схемах.
Практическая работа:
- плетение еловых веточек по выбранным схемам;
- сборка еловых веточек, закрепление ели в декоративной ёмкости.
В.р. Сдай макулатуру – спаси дерево.
Тема: Выполнение плоских поделок
Теория: Техника плетения двумя концами.
12
Практическая работа:
- плетение поделок крестиком;
- плетение цветов (листьев, лепестков, чашелистиков);
В.р. «Светлый праздник – Рождество Христово»;
- оформление цветущего деревца или букетика;
- плетение поделок по выбранным схемам (стрекозы, рыбки, божьей коровки
и др.);
- плетение Снегурочки, Дедушки Мороза или снежинки.
В.р. День Антарктиды.
Тема: Выполнение объёмных поделок
Теория: последовательность выполнения объёмных поделок.
Практическая работа:
- начало плетения миниатюрных объёмных поделок по выбранным схемам
(ящерицы, крокодила и др.);
В.р. «Накорми птиц зимой!»
- завершение работы, оформление поделки.
Раздел 5. Ручное шитьё
Тема: Учимся шить
Теория: Технология шитья вручную, используемые инструменты и
материалы, соблюдение ПТБ.
Практическая работа:
- вдевание нитки в иглу, завязывание узелка на нитке, выполнение шва
«вперёд иголку», «через край», «назад иголку».
В.р. Открытки к 23 февраля.
Тема: Выполнение изделий
Теория: Последовательность выполнения чехла для мобильного телефона или
очков.
Практическая работа:
- раскрой, смётывание и сшивание чехла.
Теория: Техника выполнения игольницы.
Практическая работа:
- раскрой, смётывание деталей игольницы.
В.р. Подарок к 8 марта;
- сшивание деталей, набивка наполнителем, оформление поделки.
Тема: Мягкая игрушка
Теория: Искусство изготовления игрушек, техника выполнения плоской
игрушки.
Практическая работа:
- раскрой ткани по лекалам, смётывание деталей;
- сшивание смётанных деталей швом «назад иголку» или «через край»;
- набивка наполнителем, оформление игрушки (мордочки, ушек).
В.р. День птиц.
Теория: Техника выполнения объёмной игрушки-животного.
Практическая работа:
13
- выполнение мышонка (раскрой ткани по лекалам, их смётывание);
- сшивание смётанных деталей швом «назад иголку» или «через край»;
- набивка наполнителем, соединение деталей игрушки, оформление поделки.
В.р. День Земли.
Раздел 6. Ручное вышивание
Тема: Вышивание изонитью
Теория: Знакомство с различными видами ручного вышивания. Необходимые
инструменты и материалы. Соблюдение ПТБ.
Практическая работа:
- прошивание по разметкам углов
В.р. Вышивка пасхального кулича;
- прошивание разными вариантами окружностей, сердечек.
В.р. «Никто не забыт, ничто не забыто».
Тема: Изображение животных в ниткографии.
Теория: Стилизация рисунков животных (упрощение каждой части рисунка в
виде линий, углов, окружностей).
Практическая работа:
- разметка деталей рисунка выбранного животного (мышки, котика, зайчика и
др.) на картоне, начало вышивки;
- завершение вышивки, оформление рисунка.
Раздел 7. Итоговое занятие
Практическая работа: проведение отчётной выставки детских работ.
1.4. Планируемые результаты
По итогам обучения по дополнительной программе «Мир вокруг нас» у
учащихся:
Личностные результаты:
- появится сознательное, ответственное отношение к работе;
- появится усидчивость, аккуратность при выполнении творческих работ;
- учащиеся будут использовать технику безопасности при работе с острыми
и режущими предметами;
- появится желание на успех в творческой работе как на реализацию
собственных способностей;
- появится желание вести здоровый образ жизни;
- будет формироваться потребность в самообразовании;
- появится желание работать самостоятельно.
Метапредметные результаты:
- будет развиваться художественный вкус, появится мотивация к творческой
деятельности;
- будет развиваться эстетическое восприятие окружающего мира;
- будет развиваться познавательная активность, образное мышление и
воображение;
- появятся инициативы, повысится творческий потенциал;
- будет развиваться чувство коллективизма и взаимопомощи.
14
Предметные результаты:
- ознакомятся с основными понятиями, терминами и определениями в
предметной области;
- научатся видеть красоту окружающего мира и воплощать её в своих
творческих работах;
- расширится кругозор творческих идей об окружающем мире;
- будут приобщаться к истокам народной культуры;
- научатся применять различные способы преобразования материала в
творческую идею.
15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы «Мир вокруг нас»
Примечание: В.Р. – Воспитательная работа
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
Дата
План
Раздел, тема занятия
Факт
Вводное занятие
Знакомство с учащимися. Правила
поведения в ЭБЦ. Знакомство с
планом работы объединения,
расписанием занятий, профессиями,
связанными с декоративноприкладным творчеством.
Квиллинг
Подготовка к творчеству
Знакомство с бумажным
рукоделием, материалы,
инструменты, соблюдение ПТБ.
- Выполнение из бумажных полос
плотных спиралевидных катушек,
составление из них небольших
рисунков (кисти винограда,
калины).
В.Р. Поделки бабушкам и дедушкам
– воспитание уважения к
пожилым.
Техника выполнения
Способы
придания различных
форм раскрученным до нужного
размера спиральным катушкам.
-Скручивание ажурных элементов,
составление из них бабочек,
стрекоз, цветов.
В.Р. Выполнение открыток
учителям.
Выполнение композиций
- Начало выполнения выбранных
композиций («Цветы», «Рыбка»,
«Ажурная бабочка» и др.).
- Завершение работы, оформление
композиции.
В.Р. «Экология – дело каждого».
Природный материал
Человек - растительный мир - мир
искусства
Группы природных материалов, их
сбор и хранение.
- Сбор природного материала.
16
Кол
-во
час.
2
8
2
Форма
занятия
Экскурсия по
территории
ЭБЦ
Словесная,
Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Наглядная
демонстрация
Практическая
работа
Выставка
творческих
поделок
Творческая
мастерская
2
Наглядная
демонстрация
Текущий
контроль
Практическая
работа
Мини-выставка
Мастер-класс
2
2
12
2
Наглядная
демонстрация
Тематический
контроль
Практическая
работа
Мини-выставка
Сбор
природного
материала
Устный опрос
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
Поделки из растительного
материала
- Поделки из листьев и семян.
В.Р. В преддверии 4 ноября.
- Поделки из каштанов и орехов.
- Поделки из шишек и желудей.
В.Р. Подарок Дедушке Мороза ко
дню его рождения.
Поделки из минерального
материала
- Поделки из ракушек.
- Поделки из камешков.
В.Р. Поделки мамам.
Бисероплетение
Увлекательное рукоделие Краткие
исторические сведения,
инструменты и материалы,
соблюдение ПТБ.
- Низание колечек, браслетов.
Техника плетения одним концом
Обозначения на схемах.
- Плетение еловых веточек по
выбранным схемам.
- Сборка еловых веточек,
закрепление ели в декоративной
ёмкости.
В.Р. Сдай макулатуру – спаси
дерево!
Выполнение плоских поделок
Техника плетения двумя концами.
- Плетение поделок крестиком.
- Плетение цветов (листьев,
лепестков, чашелистиков).
В.Р. «Светлый праздник –
Рождество Христово».
- Оформление цветущего деревца
или букетика.
- Плетение поделок по выбранным
схемам (стрекозы, рыбки, божьей
коровки и др.).
В.Р. День Антарктиды.
- Плетение Снегурочки, Дедушки
Мороза или снежинки.
Выполнение объёмных поделок
Последовательность
выполнения
объёмных поделок.
- Начало плетения миниатюрных
объёмных поделок по выбранным
схемам (ящерицы, крокодила и др.).
В.Р. «Накорми птиц зимой!»
17
2
2
2
2
Календарь
народных
праздников
Практическая
работа
Волшебная
мастерская
Практическая
работа
Текущий
контроль
Мини-выставка
2
20
2
Рассказ
Устный опрос
Наглядная
демонстрация
2
Практическая
работа
Промежуточная
аттестация
2
Акция
2
Объяснение
2
Наглядная
демонстрация
2
Мастер-класс
Практическая
работа
2
Текущий
контроль
Тематический
контроль
2
2
Наглядная
демонстрация
Практическая
работа
Акция
Тематический
контроль
5.
5.1.
5.2.
5.3.
- Завершение работы,
оформление поделки.
В.Р. «Валентинки» своими руками.
Ручное шитьё
Учимся шить
Технология шитья вручную,
используемые инструменты и
материалы, соблюдение ПТБ.
- Вдевание нитки в иглу,
завязывание узелка на нитке,
выполнение шва «вперёд иголку»,
«через край», «назад иголку».
В.Р. Открытки к 23 февраля.
Выполнение изделий
Последовательность выполнения
чехла для мобильного телефона или
очков.
- Раскрой, смётывание и сшивание
чехла.
Техника выполнения игольницы.
- Раскрой, смётывание деталей
игольницы.
В.Р. Подарок к 8 марта.
- Сшивание деталей, набивка
наполнителем, оформление
поделки.
Мягкая игрушка
Искусство изготовления игрушек,
техника выполнения плоской
игрушки.
- Раскрой ткани по лекалам,
смётывание деталей.
- Сшивание смётанных деталей
швом «назад иголку» или «через
край».
- Набивка наполнителем,
оформление игрушки (мордочки,
ушек).
В.Р. День птиц.
Техника выполнения объёмной
игрушки-животного.
- Выполнение мышонка (раскрой
ткани по лекалам, их смётывание).
- Сшивание смётанных деталей
швом «назад иголку» или «через
край».
- Набивка наполнителем,
соединение деталей игрушки,
оформление поделки.
В.Р. День Земли.
18
Мини-выставка
2
Творческая
мастерская
20
2
Словесная,
Наглядная
демонстрация
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
2
Творческая
мастерская
Словесная
2
Наглядная
демонстрация
Текущий
контроль
Мастер-класс
2
2
Мини-выставка
Практическая
работа
Объяснение
Наглядная
демонстрация
2
Текущий
контроль
Практическая
работа
2
Акция
Выставка
поделок
2
2
2
Акция
6.
6.1.
6.2.
7.
Ручное вышивание
Вышивание изонитью
Знакомство с различными видами
ручного вышивания. Необходимые
инструменты и материалы.
Соблюдение ПТБ.
- Прошивание по разметкам углов.
В.Р. Вышивка пасхального кулича.
- Прошивание разными вариантами
окружностей, сердечек.
В.Р. «Никто не забыт, ничто не
забыто».
Изображение животных в
ниткографии
Стилизация рисунков животных
(упрощение каждой части рисунка
в виде линий, углов, окружностей).
- Разметка деталей рисунка
выбранного животного (мышки,
котика, зайчика и др.) на картоне,
начало вышивки.
- Завершение вышивки,
оформление рисунка.
Итоговое занятие
Проведение отчётной выставки
детских работ.
Итого:
8
2
Словесная
Устный опрос
Наглядная
демонстрация
Практическая
работа
Выставка
творческих
работ
Наглядная
демонстрация
Педагогическое
наблюдение
Практическая
работа
Мини-выставка
Выставка
работ за год
Итоговая
аттестация
Фотовыставка
2
2
2
2
72
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Характеристика помещения, используемого для реализации программы,
соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарные эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи».
Для занятий используется светлое проветриваемое помещение с
количеством посадочных мест на 12 человек. Направленность светового
потока от окон на рабочую поверхность – левостороннее.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
Оборудование: столы, стулья, шкафы, доска, интерактивная доска,
проектор, выставочные стенды, коллекция наглядных пособий (образцы
рисунков, узоров, готовые изделия), технологические карточки с выкройкамилекалами и схемами, книги и журналы с иллюстрациями.
Инструменты:
ножницы, иглы (швейные, бисерные), напёрстки, пяльцы, шило, карандаши,
ластики, кисточки, линейки трафаретные с окружностями, кусачки.
Материалы:
- для квиллинга: бумага цветная двухсторонняя, наборы для квиллинга,
белый и цветной картон, клей карандашный и ПВА;
19
- для природного материала: листья, различные шишки, орехи, жёлуди,
каштаны, ракушки, камушки;
- для бисероплетения: различный по цвету, фактуре и размеру бисер,
стеклярус, бусины, проволока, леска, нитки;
- для ручного шитья: лоскуты различных видов ткани, ленты, нитки,
наполнитель (вата, синтепон, поролон), картон, пуговицы, бусины, клей;
- для ручного вышивания: нитки (катушечные, мулине, шерстяные и
синтетические).
Информационное обеспечение
Аудио-, видео-, фото-, интернет источники.
Кадровое обеспечение
Данную программу реализует специалист с высшим технических
образованием Оганесян Тамара Грантовна, прошедшая в 2022 г.
профессиональную
переподготовку
по
программе
«Педагогика
дополнительного образования детей и взрослых». В 2021 г. педагогу была
вручена Благодарность Министерства просвещения Российской Федерации за
добросовестный труд, достижения и заслуги в сфере образования.
Стаж педагогической работы составляет 38 лет. Стаж работы в
должности педагога дополнительного образования - 12 лет.
Педагог владеет технологиями работы с одарёнными учащимися,
обладает профессиональной, коммуникативной, правовой информационной
компетентностями.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
2.3. Формы аттестации
Аттестация (промежуточная и итоговая)
Аттестация проводится в формах, определенных учебным планом и в
порядке, установленном в «Положении о промежуточной и итоговой
аттестации учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе».
В конце декабря проводится промежуточная аттестация в форме
обсуждения пройденных видов декоративно-прикладного творчества и
выставки поделок учащихся за первое полугодие.
После завершения программы проводится итоговая аттестация в
20
форме отчётной выставки детских творческих работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Для отслеживания результативности по данной программе
используются различные виды контроля.
С целью определения уровня развития учащихся в течение учебного
года проводится текущий контроль, который осуществляется через учёт
посещаемости, выполнение поставленных задач и обсуждения результатов
практической работы на занятиях, проявление интереса к выбранному виду
деятельности. После изучения каждого раздела проводится тематический
контроль в форме обсуждения пройденного материала и мини выставок
детских поделок.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Предъявление
и
демонстрация
образовательных
результатов
проводится в форме открытых занятий, участия учащихся в оформлении
стендов, праздничных мероприятий, проводимых в ЭБЦ и соответствующих
школах, выставок детских творческих работ, а также участия ребят в
муниципальных и краевых конкурсах.
2.4. Оценочные результаты
Таблица 3
Диагностическая карта
Мониторинг результативности обучения по программе «Мир вокруг нас»
учащегося_________________________________________________________
Раздел
программы
Критерий
Квиллинг
Знание ПТБ,
необходимых
инструментов и
материалов, простейшее
строение растений,
разнообразие животного
мира,
освоение техники
квиллинга,
самостоятельное
выполнение композиций.
Природный
материал
Знание различных групп
природных материалов,
их хранение,
отображение красот
родной природы в своих
поделках.
ФИО
Степень выраженности
оцениваемого качества
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
объёма знаний,
предусмотренных программой.
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
21
На
начало
обучения
На
окончание
обучения
Бисероплете
ние
Знание ПТБ,
необходимых
инструментов и
материалов, простейшее
строение растений,
разнообразие животного
мира, освоение
простейших способов
низания, плетения по
схемам, самостоятельное
выполнение изделий.
Ручное
шитьё
Знание ПТБ,
необходимых
инструментов и
материалов, простейшее
строение растений,
разнообразие животного
мира, освоение ручных
швов, техники
выполнения изделий
(раскрой, смётывание,
сшивание).
Ручное
вышивание
Знание ПТБ,
необходимых
инструментов и
материалов, простейшее
строение растений,
разнообразие животного
мира, освоение техники
вышивания
стебельчатым и
тамбурным швами,
изонитью,
самостоятельное
выполнение изделий.
учащийся владеет менее ½
объёма знаний,
предусмотренных программой.
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
объёма знаний,
предусмотренных программой.
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
объёма знаний,
предусмотренных программой.
Высокий уровень (3 б.):
учащийся владеет объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Средний уровень (2 б.):
учащийся владеет ½ объёмом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1 б.):
учащийся владеет менее ½
объёма знаний,
предусмотренных программой.
2.5. Методические материалы
Описание методов обучения и воспитания
На занятиях используются различные
методы обучения: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический и
их сочетание; объяснительно-иллюстративный;
методы воспитания: убеждение, упражнение, стимулирование, мотивация,
поощрение.
Для реализации программы используются следующие технологии:
- группового и развивающего обучения,
22
- коллективной творческой деятельности,
- коммуникативная,
- коллективного взаимообучения, здоровьесберегающая.
Формы организации учебного занятия
В теоретической части - словесно-демонстрационная, в практической части –
освоение техник декоративно-прикладного творчества, выполнение поделок,
различные выставки.
Дидактические материалы
На занятиях используются раздаточные материалы, лекала, схемы,
инструкционные и технологические карты, образцы готовых изделий,
иллюстрированные журналы, книги.
Алгоритм учебного занятия
Основная структура занятия состоит из:
- темы занятия;
- постановки цели и задач, раскрывающих пути её достижения;
- подготовки необходимых материалов и оборудования для конкретного
занятия;
- вводного инструктажа, представляющего организационные моменты:
приветствие, знакомство с темой и целью занятия, необходимые
теоретические сведения;
- текущего инструктажа (практической работы), представляющего пошаговый
процесс выполнения изделия с обязательным соблюдением правил техники
безопасной работы используемыми инструментами под контролем педагога;
- заключительного инструктажа, состоящего из подведения итогов в конце
занятия, сообщения темы следующего занятия, уборки рабочих мест.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Мир вокруг нас»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, милосердной, нравственно и
физически здоровой личности, проявляющей интерес к изучению природы
родного края, к познанию окружающего мира через работу с различными
материалами.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать у учащихся чувство долга и любви к природе, ответственное и
экологически грамотное поведение в окружающей среде;
- сформировать убеждённость в необходимости сохранности природы и
бережного отношения к ней;
- воспитывать желание следовать принципу «Экология – дело каждого!»;
- воспитывать аккуратность, усидчивость, сознательное, ответственное
23
отношение к работе;
- воспитывать трудовую культуру с обязательным соблюдением правил
техники безопасной работы в процессе практической работы;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать интерес к изучению профессий, связанных с декоративноприкладным творчеством;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (экскурсия, творческая мастерская, подготовка
к конкурсам, выставкам) способствуют усвоению и применению учащимися
правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют.
Воспитательная работа в объединении осуществляется как в процессе
учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия в массовых
мероприятиях – конкурсах, акциях.
Итоговые мероприятия: соревнование, выставка, викторина,
фотовыставка – способствуют закреплению ситуации успеха, развивают
рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно
воздействуют на эмоциональную сферу учащихся.
В течение всего учебного года ведётся работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
Воспитательное значение активности учащихся при реализации данной
программы
наиболее
наглядно
проявляется
в
экологической,
патриотической, трудовой деятельности. В работе с учащимися применяется
широкий круг средств и методов воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Результат воспитания:
- учащиеся будут осознавать необходимость ответственного поведения в
окружающей среде;
- смогут оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их
экологической допустимости;
24
- будут стремиться к аккуратности, уважительном отношении к взрослым и
сверстникам;
- будут проявлять самостоятельность в социальной деятельности и её
самооценке.
Работа с коллективом учащихся
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие
родителей в практических заданиях детей).
Таблица 4
Календарный план воспитательной работы
объединения «Мир вокруг нас» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Оганесян Тамара Грантовна
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название события,
мероприятия
Сроки
Форма
проведения
День открытых дверей в
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова
г. Туапсе
Всероссийский экологопросветительский
конкурс рисунков
«Разноцветные капли»
Сентябрь
Экскурсия в
ЭБЦ
Сентябрь
Индивидуальная работа с
учащимися и
родителями
Выполнение
поздравительных
открыток бабушкам и
дедушкам
Выполнение
поздравительных
открыток ко Дню учителя
Международная детскоюношеская премия
«Экология – дело
каждого»
До
1октября
Творческая
мастерская
До 5
октября
Мастер-класс
Октябрь
Творческая
мастерская
До 4
Календарь
В преддверии 4 ноября
25
Практический результат,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Сформированность
представлений об
окружающей природе,
воспитание экологической
культуры.
Воспитание уважительного
отношения к пожилым
людям.
Воспитание внимательного
отношения и уважения к
профессии «Учитель».
Сформированность
понимания необходимости
заботы о природе и
бережного отношения к
растениям и животным.
Воспитание
ноября
народных
праздников
7.
Изготовление поделок к
празднованию дня
рождения Деда Мороза
До 18
ноября
Волшебная
мастерская
8.
Оформление
поздравительных
открыток мамам
До 30
ноября
Практическая
работа
9.
Международный день
домашних животных
30 ноября
Творческая
мастерская
10.
Акция «Сдай макулатуру
– спаси дерево!»
Декабрь
Акция
11.
Конкурс «Светлый
праздник – Рождество
Христово»
Январь
Мастер-класс
12.
День открытия
Антарктиды
28 января
Беседа
13.
Всероссийский конкурс
экологических рисунков
Февраль
Индивидуаль
ная работа
14.
«Накорми птиц зимой!»
Февраль
Акция
15.
Изготовление сувениров
(открыток) защитникам
Отечества
К 23
февраля
Творческая
мастерская
16.
Выполнение подарочных
изделий к 8 Марта
К 8 марта
Мастер-класс
17.
Всероссийская акция
«День птиц»
1 апреля
Акция
26
патриотических чувств к
Родине, уважения к её
культурному достоянию.
Воспитание заботливого
отношения к людям,
развитие творческой
фантазии.
Воспитание любви к своим
родителям, умения
проявить заботу по
отношению к ним.
Сформированность
понимания бережного
отношения к домашним
животным.
Расширение диапазона
экологических знаний
через участие в
просветительских акциях.
Сформированность
практических навыков и
самостоятельности в
творческой работе.
Воспитание экологической
культуры, интереса к
путешествиям, уважения к
заслугам
первооткрывателей.
Сформированность
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к
участию в конкурсе.
Воспитание заботливого
отношения к птицам,
понимание их важности
для природы.
Воспитание
патриотических чувств к
Родине, уважения к её
защитникам.
Воспитание любви к
родным женщинам, умения
проявить заботу по
отношению к ним.
Сформированность
бережного отношения к
птицам, понимания их
значения для природы и
человека.
18.
Всероссийская акция
«День Земли»
22 апреля
Акция
19.
Выполнение поделок –
символов Великой Пасхи
К 5 мая
Практическая
работа
20.
«Никто не забыт, ничто
не забыто»
К 9 мая
Беседа
21.
Работа с родителями
в течение
учебного
года
Индивидуаль
ные беседы,
участие в
мероприятиях
27
Привлечение детей и
родителей к участию в
акции.
Воспитание
патриотических чувств к
Родине, уважения к её
культурному достоянию.
Воспитание
патриотических чувств к
Родине, уважения к
участникам ВОВ.
Сплочение родительского
коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность
объединения.
2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Дафтер Х. Вышиваем цветы шёлковыми лентами/ пер. с англ.; под ред.
Е.Зуевской - М.: Издательская группа «КОНТЭНТ», 2011 г. – 96с.: ил.
2. Деньченкова Л.В. Вышивка ленточками. - М.: ЭКСМО, 2008 г. – 64с.: ил.
3. Жук С.М. Энциклопедия рукоделий — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,
2012 г. – 160с.: ил.
4. Зайцева А.А. Объёмный квиллинг. Цветы и фигурки животных. – Москва:
Издательство «Э», 2016. – 64с.: ил.
5. Зайцева А.А. Вышивка лентами: мастер-класс для начинающих мастериц.
- М.: ЭКСМО, 2010г. - 64с.: ил.
6. Карлесси М.А. Всё из бисера. Цветы и деревья / пер. с итал. под ред.
Е.Зуевской. - М.: издательская группа «КОНТЭНТ», 2011 - 48с.: ил.
7. Карлесси М.А.Все из бисера. Изысканные панно и украшения / пер. с
итал. под ред. Е.Зуевской. - М.: Издательская группа «КОНТЭНТ», 2011 –
48с.: ил.
8. Кокс Э. Искусство вышивания шёлковыми лентами, цветочные мотивы /
пер. с англ. под ред. Е.Зуевской. - М.: Издательская группа «КОНТЭНТ», 2011
-80с.: цв. ил.
9. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки – М.: АСТ,
СПб; Сова, 2007 - 176с.: ил.
10. Куликова Л.Г. Цветы из бисера, букеты, панно, бутоньерки. / Короткова
Л.Ю. — М.: Издательский Дом МСП, 2001 – 104с.: ил.
11. Ликсо Н.Л. Подарочные яйца из бисера. Минск: ХАРВЕСТ, 2011 – 112с.
12. Ляукина М.В. Подарки из бисера. Украшения, сувениры, офисные
фенечки. М.: Издательский Дом МСП 2004 – 96с.: ил.
13. Юртакова Л.В. Квиллинг: создаем композиции из бумажных лент./
Юртакова А.В. - М.: ЭКСМО, 2014 – 64с.: ил.
Список литературы для учащихся:
1. Васнецова Н.Ю. 365 советов юному мастеру. - М.: ООО «Издательство
Астрель», ООО Издательство АСТ, 2001 - 264с.: ил.
2. Курочкина Л. Быстрый квиллинг. / Щур Т., Ургард А. – М.: ООО «АСТПРЕСС КНИГА», 2015 – 35с.: ил.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас — М.: Просвещение,
2008 г.
4. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. Шаг за шагом. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2007
– 32с.: ил.
28
2.8. Приложение
Таблица 1
Вариативный индивидуальный учебный план
ФИО ребёнка______________________________________________________
Дата
рождения
Школа
Класс
ФИО
родителей
Контакты
Адрес
Примечание
Обучение по дополнительной программе «_____________________________________»
Раздел/ тема
План
Выполнение
Участие в
Оценка Примечание
работы
конкурсах
педагога
1.
2.
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 2
29
№
п/п
Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Место и форма
проведения
Форма
контроля/
аттестации
ФИО
педагога,
должность
№
п/п
Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)
Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)
Название
мероприятия
Место и
форма
проведения
ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность
№
п/п
Самостоятельная
работа по ДООП
Дата
проведения
Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно
Форма
выполнен
ных работ
Дополните
льная
информа
ция
№
п/п
Участие в
мероприятиях в
рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования и т.д.)
Дата
проведения
Название
мероприятия
Место
проведения
Результат
участия
№
п/п
Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь и
др.)
Сроки
проведения
Название
образователь
ной программы,
предмета
Место
проведения
Дополните
льная
информа
ция
Таблица 3
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии
Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
30
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем
вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех показателей развития
учащегося. Диагностическая карта составляется на каждого учащегося для определения
уровня освоения обязательных модулей программы в течение учебного периода
(минимальный, общий, продвинутый).
Методика
«Как вы относитесь к занятиям в объединении?»
(педагог задаёт вопросы устно)
Цель: изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности
учащихся на дополнительных занятиях.
Прочитайте вопросы и для каждого блока укажите балл, соответствующий
варианту ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда
Таблица 4
№
Отношение к занятиям
блока
1
1. На занятии бывает интересно
2. Нравится педагог, ведущий занятие
3. Нравится заниматься творческой
деятельностью
4. Нравится участвовать в конкурсах,
акциях, выставках
31
Баллы
Свой ответ
5. Нравится общаться со сверстниками
1. Ходить на занятие заставляют родители
2. Учу, так как это мой долг
3. Предмет нужен для жизни
4. Приходится много учить
5. После занятий устаю
3
1. Узнаю много нового и удивительного
2. Люблю делиться своими
исследованиями с другими
3. Занятия легко даются
4. С нетерпением жду занятия
5. Получаю удовольствие от занятий
Обработка результатов:
Для каждого ученика вычисляется средний балл, затем строится график уровня
сформированности мотивации учебной деятельности: ситуативный интерес (I), учение по
необходимости (II), повышенный и познавательный интерес (III). Целесообразно
применять данный метод в начале, в середине и в конце учебного года для определения
изменения мотивов деятельности.
2
32