"Лесовичок"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КВАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

к;

ц

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
__ чим. А.И. Воейкова г. Туапсе
Т.М. Бурл ай
Прий2з№ 70-ОД от 06.06.2025 г.

^4^.015929

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАдПРАВЛЕНИОСТИ

«Лесовичок»
Уровень программы, о знаком ит ел ьны и
(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
(общее количество часов)

Возрастная категория: от 7 до 10 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная;

Вид программы: модифицированная
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется на бюджетной основе
(на бюджетной внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 63773 .
Автор-составитель:
Харитонова Марина Михайловна
педагог дополнительного образования
(ФИО и должность разработчика)

г. lyance, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

№
Название раздела
Стр.
п/п
Нормативно-правовая база
3
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
6
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
6
1.2. Цель и задачи программы
9
1.3. Содержание программы
10
1.4. Планируемые результаты
15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
16
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
16
2.2. Условия реализации программы
19
2.3. Формы аттестации
20
2.4. Оценочные материалы
21
2.5. Методические материалы
22
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной
23
работы
2.7. Список литературы
27
2.8. Приложение
28

2

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи
3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от 25
января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года №
883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта государственной
программы Российской Федерации «Развитие образования» и федерального
проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28 февраля
2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019
г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного
4

общего и среднего общего образования», «Инструкцией по подготовке к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных
организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны, утвержденные протоколом заочного голосования Экспертного совета
Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского
отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной
направленности «Лесовичок» ориентирована на формирование научного
мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов у учащихся
младшего школьного возраста в области экологии. Программа направлена на
развитие у младших школьников исследовательской активности, нацеленной
на изучение объектов живой и неживой природы, на экологическое
воспитание и формирование практических навыков в области
природопользования.
Новизна программы «Лесовичок» в том, что она направлена на
внедрение исследовательского метода в практику дополнительного
образования и включает в себя региональный компонент, то есть посвящена
проблеме грамотного лесопользования и охраны лесов Туапсинского района.
Новизна программно-методического и организационно-технологического
обеспечения заключается в организации сетевой формы реализации
программы, предполагающей использование ресурсов организации
дополнительного образования – МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе
и МБОУ СОШ № 2 им. Б.М. Ляха г. Туапсе, МАОУ СОШ № 11 им. Д.Л.
Калараша г. Туапсе.
Актуальность
В настоящее время перед обществом остро стала проблема исчезновения
лесов и ценных пород деревьев. В Туапсинском районе проблема вырубки
лесов приводит к обмелению рек и понижению уровня грунтовых вод, к эрозии
почвы. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического
мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и
культуры. Современный человек должен обладать элементарными
экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления и анализа
ситуации.
Программа способствует раскрытию проблем сохранения леса и его
защиты, прогнозированию появления проблем и их последствий в жизни
общества, отвечает потребностям учащихся проявлять свои познавательные,
творческие, практические знания и учебно-исследовательские умения.
Важным звеном системы непрерывного экологического образования и
воспитания является формирование представлений об окружающем мире, и
важно, чтобы они включали понимание существующих в природе
взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как её части.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
учащихся с уникальностью природы своего региона, с необходимостью
6

сохранения природных богатств, а также с выбором будущей профессии в
сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики страны способствует
наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности граждан.
Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных основ
грамотного финансового поведения у учащихся в системе дополнительного
образования. Всё это делает программу конкурентоспособной среди других
программ естественно-научной направленности.
Педагогическая
целесообразность
программы
«Лесовичок»
заключается в том, что экологические знания, умения и навыки, полученные
учащимися после прохождения тем данной программы, могут использоваться
ими в последующем освоении школьных предметов естественно-научного
направления и в их повседневной жизни.
При разработке программы были использованы общепедагогические
принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
- с учетом природных и климатических условий местности Туапсинского
района;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач
экологического воспитания и развития учащихся в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к
малоизвестному»;
- принцип научности раскрывается через идею единства и взаимосвязи живого
и неживого, чтобы учащиеся понимали, что все в этом мире подчинено
законам и что знание их необходимо каждому;
- принцип доступности информации заключается в необходимости
соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным
особенностям учащихся, уровню их развития;
- принцип наглядности информации заключается в применении наглядных и
технических средств обучения. Это способствует не только эффективному
усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную
деятельность учащихся, развивает у них способность связывать теорию с
практикой, с жизнью, воспитывает внимание и аккуратность, повышает
интерес к обучению и делает его более доступным;
- принцип единства теории и практики, то есть связь обучения с жизнью.
Практика всегда была основой познания. Поэтому учащиеся должны
понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе, а
для совершенствования практической деятельности.
- принцип системности заключается в том, чтобы знания давались учащимся
не только в определенной последовательности, но чтобы они были
взаимосвязанными. Это способствует раскрытию сущности изучаемого
материала, обеспечивает его практическую направленность.
- принцип непрерывности предполагает логическую последовательность и
связь между учебным материалом, изучаемым на первом и последующих
7

годах обучения, чтобы вновь изучаемый материал базировался на усвоенном
учащимися ранее.
Отличительной особенностью программы является то, что в процессе
обучения реализуется проектно-исследовательская деятельность, элементы и
приёмы информационно-компьютерной, личностно-ориентированной и
игровых технологий. Активное использование на занятиях метода наблюдения
за природными объектами в естественной обстановке формирует личность с
эмоционально-целостным осмыслением законов природы.
Адресат программы
Общеразвивающая программа «Лесовичок» разработана для учащихся в
возрасте от 7 до 10 лет. Наполнение группы – 12 человек, может быть
одновозрастной и разновозрастной, с постоянным составом учащихся.
Комплектование происходит по свободному набору.
Набор детей на обучение по программе ведется по желанию учащихся и
их родителей (законных представителей). Для детей с особыми
образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ОВЗ),
талантливых (одарённых, мотивированных) детей или детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, при необходимости может быть
предусмотрена возможность занятий по индивидуальной образовательной
траектории, подразумевающей скорректированный учебный план и
календарный
учебный
график
с
применением
дистанционных
образовательных технологий. Индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) представлен в Приложении.
Младший школьный возраст характеризуется как период, в котором
закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится
правильно относиться к объектам природы, к вещам природного
происхождения, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в
природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей воспитания младших школьников является
экологическое воспитание ценностного отношения к природе.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа «Лесовичок» имеет ознакомительный уровень и разработана
на 1 год. Общее количество часов - 72 ч. Программа предполагает
использование технологии разноуровневого обучения, в рамках которого
учащиеся усваивают учебный материал, исходя из различных интересов,
склонностей, потребностей, способностей и мотивов, особенностей
темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Форма обучения - очная. Также могут применяться формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
8

через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь
– фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова
г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение материала
программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591 (мастерклассы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно
ФЗ №237, допускающему сочетание различных форм получения образования
и форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярким индивидуальным
подходом. Возможна дистанционная форма работы.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академическому часу или 2 раза
в неделю по 1 академическому часу. Занятие длится 40 минут. Программа
предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с
участниками исследовательских групп на природе и на опытном участке.
Особенности организации образовательного процесса обусловлены
содержанием программы и могут предусматривать практические,
комбинированные занятия,
занятия-путешествия, занятия-экскурсии,
соревнования, выставки, конференции, лабораторные эксперименты,
экспедиции. Занятия как индивидуальные, так и групповые.
Виды занятий: практическое, теоретическое, открытое, мастер-класс,
творческая мастерская, путешествие, экскурсия, виртуальная экскурсия,
викторина, игра, конкурс, выставка, соревнование, поход. Практические
занятия – устные журналы, конференции, лабораторные работы, наблюдения
проходят в классе, на опытном участке, во время экскурсий.
Особое внимание при организации любого вида деятельности уделяется
вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма, на них
акцентируется внимание при изучении и освоении каждой темы, проведении
каждого практического занятия на местности и при проведении мероприятий.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование социально-активной и творческой
личности, способной понимать окружающий мир, бережно относиться к
природе родного края через проектно-исследовательскую и экологопросветительскую деятельность.
Личностные задачи:
- воспитывать гуманное отношение к природе родного края через экологопросветительскую деятельность;
- развивать потребность в самообразовании и творческой реализации;
9

- воспитывать интерес к профессиям, связанным с сохранением лесов, желание
им соответствовать через ведение природоохранной деятельности;
- формировать осознанное представление об особенностях взаимоотношений
человека и природы, умение оценивать поступки с точки зрения их
экологической допустимости.
Метапредметные задачи:
- развивать познавательный интерес, наблюдательность, память, как основу
мотивации к изучению природы родного края;
- развивать способности самостоятельно планировать свою деятельность,
проводить её самоанализ;
- развивать у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой
растений, изяществом и грацией животных;
- развивать мышление, фантазию, речь и игровые навыки работы в команде;
Образовательные (предметные):
- расширить географию путешествий учащихся;
- познакомить с лесообразующими породами Кавказского леса, с
особенностями и ценностью этих пород;
углубить знания, дополняющие школьную программу по истории
Краснодарского края, географии, окружающему миру, кубановедению;
- познакомить с методами исследования;
- обучить приемам самостоятельной работы с книгами, картами.
1.3. Содержание программы
Таблица 1
Учебный план программы «Лесовичок»
№
п\п
1
2
3

Название раздела, темы
Введение в программу
Осенняя пора – очей
очарованье!
Лес – точно терем
расписной

Количество часов
Всего
Теория Практика
2

1

1

8

2

6

30

6

24

4

Лес – дом для животных

22

6

16

5

Знатоки леса

4

2

2

6

«Лесные» профессии

4

2

2

7

Итоговое занятие-игра
«Знатоки природы»
Всего:

2

1

1

72

20

52

Формы аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение
Выставка поделок
Тестирование
Промежуточная
аттестация
Защита сообщений
Выставка рисунков
Фотоотчет
Педагогическое
наблюдение
Итоговая аттестация

Содержание учебного плана
1. Введение в программу (2 ч)
Теория: Собеседование с детьми и родителями. Организационные моменты.
10

Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практика: Экологическая коммуникативная игра на знакомство,
практическая работа – сбор природного материала.
2. Осенняя пора – очей очарованье! (8 ч)
Тема: Фенологические наблюдения.
Теория: Беседа о народных приметах.
Практика: Творческая мастерская по созданию поделок, гербарий из листьев.
Тема: Осень – пора урожая. Насекомые осенью.
Теория: Викторина об осени.
Практика: Работа с гербарием. Сухие плоды.
Тема: Воспитательная работа: Всемирный день защиты животных (4
октября).
Теория: Викторина о животных.
Практика: Защита докладов, выставка рисунков
Тема: Дикие и домашние животные осенью
Теория: Викторина.
Практика: Выставка рисунков.
Тема: «Животные и растения осенью» (2ч)
Практика: Экскурсия в парк. Сбор природного материала.
Тема: Деревья леса, дающие полезные человеку плоды (2ч)
Практика: Экскурсия на территорию ЭБЦ. Игра «правила поведения в
природе».
3. Лес – точно терем расписной (30 ч)
1.Тема: Берёза – лесная красавица.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Работа с книгой.
2.Тема: Дуб – великан.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Викторина, рисование.
3.Тема: Калина – лекарственное дерево.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Мастер-класс.
4.Тема: Клен - дерево с резными листьями.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Викторина, рисование.
5.Тема: Ясень – дерево с прямым стволом
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Выставка рисунков.
6.Тема: Акация и ее колючие ветки.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Мастер-класс.
7.Тема: Каштан – гордость нашего леса.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
11

Практика: Викторина, рисование.
8.Тема: Тополь – лучший защитник.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Мастер-класс.
9.Тема: Ольха – дерево у воды.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Выставка рисунков.
10.Тема: Грецкий орех – настоящая аптека.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Мастер-класс.
11.Тема: Дерево у моего дома.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Викторина, рисование.
12.Тема: Кизил – дерево с витаминными ягодами.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Мастер-класс.
13.Тема: Лещина и фундук – в чем разница.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Выступления с сообщениями.
14.Тема: Платан – дерево наших аллей.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Мастер-класс.
15.Тема: Липа – поздний медонос.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Викторина, рисование.
16.Тема: Воспитательная работа: Всероссийская акция по высадке деревьев
и кустарников «Посади лес».
Теория: Правила работы на грядке Инструменты. ТБ.
Практика: Посадка кустарников.
17.Тема: Бук – дерево-колонна. Этапы роста дерева.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Мастер-класс, поделка из шишек бука.
18.Тема: Составление кроссвордов и загадок.
Практика: практическое занятие.
19.Тема: Древесный состав лесов Кавказа.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Круглый стол.
20. Тема: Сосна пицундская - прекрасная гостья.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Викторина, рисование.
21.Тема: Ель – всегда в своем наряде. Уход за деревьями в парке.
Теория: Рассказ, беседа, рисунок.
Практика: Творческая мастерская.
12

22.Тема: Воспитательная работа: Природоохранная акция «Накорми птиц
зимой!»
Теория: Рассказ, беседа, викторина.
Практика: Изготовление и развешивание кормушек.
23,24. Тема: Зимний парк (2ч).
Практика: Правила поведения в лесу. Экскурсия.
25,26. Тема: Мой город зимой (2ч)
Практика: Зимние наблюдения. Экскурсия.
27,28. Тема: Лесопарк Кадош. Скумпия и можжевельник (2ч)
Практика: Растения-эндемики. Экскурсия.
29,30. Тема: Воспитательная работа: акция «Первоцветы Кавказа» (2ч).
Практика: Защита докладов. Природоведческий журнал-конференция.
4. Лес – дом для животных (22 ч)
1.Тема: Насекомые зимой. Насекомые – вредители леса
Теория: Наблюдение, посещение выставки насекомых.
Практика: Природоведческий журнал-конференция.
2,3. Тема: «Природа вокруг нас»
Практика: Экскурсия в парк.
4.Тема: Воробей – самая распространённая птица на Земле.
Теория: Просмотр фильма.
Практика: Устный журнал.
5.Тема: Сорока-белобока – «лесная сплетница».
Практика: практическое занятие.
6.Тема: «Лесной доктор» - дятел.
Теория: Мастер-класс.
Практика: Устный журнал.
7,8. Тема: Разнообразие природного материала.
Практика: практическое занятие.
9. Тема: Соловей – «великий маэстро».
Теория: Просмотр видеофильма.
Практика: Устный журнал.
10,11. Тема: Лианы в лесу (2ч).
Практика: Экскурсия.
12. Тема: Природоведческий журнал-конференция.
Теория: Устный журнал.
Практика: Выставка рисунков, защита сообщений.
13,14. Тема: Воспитательная работа: Акция «Чистый берег» (2ч).
Практика: Акция.
15.Тема: «Пернатая кошка» - сова. Любимая птица – снегирь.
Теория: Беседа.
Практика: Мастер-класс, выставка рисунков, защита сообщений.
16.Тема: Дрозд и сойка. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России.
Теория: Устный журнал.
13

Практика: Викторина, решение ребусов и кроссвордов.
17.Тема: Наш добрый сосед – скворец. «Золотая птица» - иволга.
Теория: Рассказ.
Практика: Мастер-класс, викторина, решение ребусов и кроссвордов.
18,19. Тема: Воспитательная работа: День Земли.
Теория: Устный журнал.
Практика: Защита докладов и сообщений.
20.Тема: Профессии лесных животных.
Практика: Природоведческий журнал-конференция, викторина.
21.Тема: Загадки в природе на каждом шагу.
Практика: Экологическая игра.
22.Тема: Красная Книга России.
Теория: Природоведческий журнал-конференция.
Практика: Выставка рисунков
5. Знатоки леса (4 ч)
1.Тема: Правила поведения в лесу. Определение сторон горизонта
Теория: Правила работы, строение компаса.
Практика: Конференция – защита докладов.
2.Тема: Прогноз погоды по народным приметам.
Практика: практическое занятие.
3.Тема: Растения опасные, съедобные, лекарственные.
Теория: Викторина.
Практика: Конференция.
4.Тема: Гербарий лекарственных трав.
Теория: Правила сбора трав.
Практика: Творческая мастерская - сбор, сушка, оформление гербария.
6. «Лесные» профессии (4 ч)
1.Тема: Лесные богатства и труд человека.
Теория: Беседа, викторина.
Практика: Выставка рисунков, решение ребусов и кроссвордов.
2.Тема: Воспитательная работа: Урок Победы.
Теория: История города Туапсе.
Практика: Круглый стол.
3.Тема: Встреча с представителем лесопожарной части.
Теория: Беседа.
4.Тема: «В лесу пожарам скажем нет!»
Практика: Игра-викторина.
7. Итоговое занятие-игра «Знатоки природы» (2ч)
1.Тема: Человек и природа неразделимы
Теория: Викторина.
Практика: Выступление команд знатоков, решение ребусов и кроссвордов.
2.Тема: Экологическая игра-квест: «Знатоки природы»
Практика: Итоговая аттестация. Игра-квест «Знатоки природы».
14

(соревнование между мини-группами на выполнение заданий).
1.4. Планируемые результаты
К завершению обучения по образовательной программе «Лесовичок» у
учащихся:
Личностные результаты:
- будет формироваться гуманное отношение к природе родного края через
эколого-просветительскую деятельность;
- появится потребность в самообразовании и творческой реализации,
повысится самооценка;
- будет проявляться личный интерес к профессиям в области охраны леса;
- будет проявляться осознанное представление об особенностях
взаимоотношений человека и природы.
Метапредметные результаты:
- появится познавательный интерес, будет развиваться память,
наблюдательность;
- расширятся способности самостоятельно планировать свою деятельность,
проводить её самоанализ;
- будут развиваться эстетические чувства и умения любоваться красотой
растений и животных;
- будет развиваться мышление, фантазия и речь, игровые навыки работы в
команде.
Предметный результат:
- расширятся знания по географии нашего края;
- познакомятся с лесообразующими породами Кавказского леса,
особенностями и ценностями этих пород;
- расширятся знания по школьным программам, таким как история
Краснодарского края, окружающий мир, кубановедение;
- познакомятся с методами ведения исследовательской работы;
- овладеют навыками самостоятельной работы с книгой, картами.

15

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график программы «Лесовичок»
Таблица 2
Примечание: В.р. – Воспитательная работа
КолФорма
Тема занятия
во
проведения
часов
Модуль 1: сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 32 ч.)
1. Введение в программу
2
Собеседование с детьми и
1
1
Беседа
родителями.
Вводный инструктаж по
2
1
Игра
технике безопасности.
2. Осенняя пора – очей очарованье!
8
Фенологические
Практическое
3
1
наблюдения.
занятие
Осень – пора урожая.
Творческая
4
1
Насекомые осенью.
мастерская
В.р.: Всемирный день
5
Наблюдение в
защиты животных (4
1
природе
октября).
Дикие и домашние
6
1
Занятие-игра
животные осенью.
Экскурсионный блок
«Животные и растения
Экскурсия в
7,8
2
осенью».
питомник
Деревья леса, дающие
Экскурсия в
9,10
2
полезные человеку плоды.
природу
3. Лес – точно терем расписной
30
Береза – лесная
11
1
Мастер-класс
красавица.
12
Дуб – великан.
1
Беседа
Калина – лекарственное
Практическое
13
1
дерево.
занятие
Клен – дерево с резными
14
1
Занятие-игра
листьями.
Ясень – дерево с прямым
Практическое
15
1
стволом.
занятие
Акация и ее колючие
16
1
Беседа
ветки.
Каштан – гордость
Устный
17
1
нашего леса.
журнал
Тополь – лучший
18
1
Рассказ
защитник.
19
Ольха – дерево у воды.
1
Беседа
Грецкий орех –
20
1
Круглый стол
настоящая аптека.
№
п/п

Дата
план

Дата
факт

16

Форма
контроля

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Выставка
поделок
Викторина
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Мини-выставка
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Викторина
Выставка
рисунков
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос
Защита докладов

21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32

Дерево у моего дома.
1
Беседа
Кизил – дерево с
1
Мастер-класс
витаминными ягодами.
Лещина и фундук – в чем
1
Дискуссия
разница.
Платан – дерево наших
Практическое
1
аллей.
занятие
Липа – поздний медонос.
1
Рассказ
В.р.: Всероссийская
акция по высадке
Практическое
1
деревьев и кустарников
занятие
«Посади лес».
Бук – дерево-колонна.
1
Беседа
Этапы роста дерева.
Составление кроссвордов
Практическое
1
и загадок.
занятие
Древесный состав лесов
Устный
1
Кавказа.
журнал
Сосна пицундская Творческая
1
прекрасная гостья.
мастерская
Ель – всегда в своем
Творческая
1
наряде. Уход за деревьями
мастерская
В.р.: Природоохранная
акция «Накорми птиц
1
Викторина
зимой!»
Модуль 2: январь-май 2026 г. (20 недель, 40 ч.)

Экскурсионный блок
33,
Зимний парк.
34
35,
Мой город зимой.
36
37,
Лесопарк Кадош. Скумпия
38
и можжевельник.
39,
В.р.: Акция
40
«Первоцветы Кавказа».
4. Лес – дом для животных
Насекомые зимой.
41
Насекомые – вредители
леса.
42,
«Природа вокруг нас».
43
Воробей – самая
44
распространённая птица на
Земле.
Сорока-белобока – «лесная
45
сплетница».
46
«Лесной доктор» - дятел.
47,
Разнообразие природного
48
материала.
17

2
2
2
2

Экскурсия в
городской парк
Экскурсия по
г. Туапсе
Экскурсия в
лесопарк
Экскурсия

Викторина
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Устный опрос
Выставка
Блиц-опрос
Защита работы
работы
Педагогическое
наблюдение
Текущий
контроль
Выставка работ
Промежуточная
аттестация

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

22
1

Соревнование

Педагогическое
наблюдение

2

Экскурсия

Педагогическое
наблюдение

1

Рассказ

Педагогическое
наблюдение

1
1

Практическое
занятие
Практикум

2

Экскурсия

Текущий
контроль
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение

49

Соловей – «великий
маэстро».

1

50,
51

Лианы в лесу.

2

52
53,
54
55
56

57
58,
59
60
61
62
5. Знатоки леса

Природоведческий
журнал-конференция.
В.р.: Акция «Чистый
берег».
«Пернатая кошка» - сова.
Любимая птица – снегирь.
Дрозд и сойка. «Сестрицысиницы» - самые полезные
птички России.
Наш добрый сосед –
скворец. «Золотая птица»
- иволга.
В. р.: День Земли.
Профессии лесных
животных.
«Загадки в природе на
каждом шагу».
Красная Книга России.

1
2
1
1

Беседа

Педагогическое
наблюдение

1

Практическое
занятие

Фронтальный
опрос

2

Конференция

Защита докладов

Устный
журнал
Экологическая
игра
Беседа

Текущий
контроль
Педагогическое
наблюдение
Викторина

1

Рассказ

Педагогическое
наблюдение

1

Практическое
занятие

Устный опрос

1

Конференция

Защита докладов

1

Творческая
мастерская

Выставка работ

1
1
1
4

Правила поведения в лесу.
63
Определение сторон
горизонта.
Прогноз погоды по
64
народным приметам.
Растения опасные,
65
съедобные, лекарственные.
Гербарий лекарственных
66
трав.
6. «Лесные» профессии
Лесные богатства и труд
67
человека.
В.р.: Урок Победы.
68
Встреча с представителем
лесопожарной части.
«В лесу пожарам скажем
70
нет!»
7. Итоговое занятие-игра «Знатоки природы»
Человек и природа
71
неразделимы.
Экологическая игра –
72
квест: «Знатоки природы»
Всего:
69

18

Текущий
контроль
Педагогическое
Экскурсия
наблюдение
Практическое Педагогическое
занятие
наблюдение
Педагогическое
Акция
наблюдение
СамостоятельВыставка
ная работа
рисунков
Мастер-класс

4
1

Беседа

1

Круглый стол

1

Рассказ

1

Игравикторина

Педагогическое
наблюдение
Защита
сообщений
Педагогическое
наблюдение
Викторина

2
1

Самостоятельная работа

1

Соревнование

72

Итоговая
аттестация
Подведение
итогов

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется помещение с хорошим
дневным освещением, соответствующее СП 2.4.3648–20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи». Для практических занятий
имеется опытный участок с растениями и деревьями, мини-зоопарк,
аквариум с рыбками и черепахами.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
- парты и стулья;
- персональный компьютер;
- проектор, экран;
- сеть интернет;
- образовательные фильмы и презентации;
- бумага А-4, картон белый и цветной;
- наглядные пособия – таблицы, рисунки, карты;
- клеевой пистолет, стержни;
- канцелярские принадлежности для 12 чел.: ножницы, линейка, клейкарандаш, простой карандаш, ластики, цветные карандаши, фломастеры,
пластилин, акриловые краски, кисточки тонкие и широкие);
- природный материал: шишки, ветви, листья, камни, ракушки, травы и
прочее.
Информационное обеспечение
На занятиях используются мультимедийные презентации, видео- и
фотоматериалы, интернет-источники.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Лесовичок» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее или среднее педагогическое образование.
Требования к педагогическому стажу работы и квалификационной категории
педагога не предъявляются. Педагог дополнительного образования должен
систематически повышать свою профессиональную квалификацию.
Педагог должен обладать следующими компетентностями:
✓ профессиональная компетентность;
✓ информационная компетентность;
✓ коммуникативная компетентность;
✓ правовая компетентность.
Педагог должен владеть: технологиями работы с одаренными
учащимися; умением работать с социально запущенными детьми, в том числе
имеющими отклонения в социальном поведении.
Педагог Харитонова Марина Михайловна имеет высшее образование по
специальности «Преподаватель географии», Кубанский государственный
университет, 1991 г. Общий стаж педагогической деятельности - 24 года.
Педагог имеет высшую квалификационную категорию. В 2021 г. Харитоновой
19

М.М. была вручена Почётная грамота управления образования администрации
муниципального образования Туапсинский район за профессиональное
мастерство, педагогический талант и многолетний вклад в дело воспитания
подрастающего поколения Туапсинского района.
Основными направлениями деятельности педагога являются:
✓ организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
✓ организация досуговой деятельности учащихся;
✓ обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
✓ педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания результативности обучения по программе
используются следующие методы:
• педагогическое наблюдение;
• педагогический анализ результатов бесед, участия в мероприятиях,
активности учащихся на занятиях и т. п.;
• педагогический мониторинг журналов учета посещаемости;
• фронтальный опрос;
• устный опрос;
• тестирование;
• деловая игра.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
используются следующие виды контроля:
- текущий контроль знаний проводится с целью определения уровня развития
учащихся в течение учебного года, осуществляется через учёт посещаемости
учащихся, выполнение поставленных задач на занятиях, проявление интереса
к выбранному виду деятельности;
- промежуточная аттестация проводится с целью определения степени
усвоения учащимися учебного материала;
- итоговая аттестация – диагностика изменения уровня развития детей, их
творческих способностей на конец срока реализации программы.
Текущий контроль проводится в форме учёта посещения занятий,
тестирования, открытых занятий, выставок, участия в конкурсах и массовых
мероприятиях ЭБЦ.
Промежуточная аттестация (декабрь) проводится в форме викторины,
выставки работ, диагностики личностного роста и продвижения.
Итоговая аттестация (май) проводится в форме отчётной выставки работ
учащихся, тестирования для определения уровня знаний и достижений
учащихся по программе.
20

2.4. Оценочные материалы
Система итоговых показателей для фиксации наблюдений по уровням
овладения учащимися ЗУН представлена в Таблице 3.
Таблица 3
Система показателей ЗУН
1.
Диагностика
Уровень
теоретических знаний
теоретических
учащихся:
знаний:
Собеседование, тестирование, - низкий уровень
подготовка к тематическим
праздникам, экологическим
- средний уровень
акциям, участие в викторинах, - высокий уровень
дидактических играх.
2.
Диагностика
Уровень
практических
практических
навыков учащихся:
навыков:
Наблюдение за практической
- низкий уровень
деятельностью обучающихся,
практические задания, участие
- средний
в конкурсах, экологических
уровень
акциях.
- высокий
уровень
3.
Диагностика
соц. установок, ценностных
ориентаций учащихся:
Педагогическое наблюдение,
беседа, тестирование.

Уровень соц.
установок,
ценностных
ориентаций:
- низкий уровень

- средний уровень

- высокий уровень

21

Описание
– учащийся владеет менее 50 %
знаний
– учащийся владеет более 50 % знаний
– учащийся владеет более 75 %
знаний.
Описание
– учащийся выполняет действия под
руководством педагога
– учащемуся на всех этапах
самостоятельного осуществления
деятельности требуется контроль и
одобрение со стороны педагога
– учащийся самостоятельно
планирует, осуществляет деятельность
и может достаточно адекватно
оценить её результаты.
Описание

- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
педагог наблюдает действия, не
соответствующие взглядам.
- учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает отдельные случаи
действий, не соответствующие
взглядам.
– учащийся формулирует свои
экологические убеждения и ценности,
активно участвует в природоохранной
деятельности объединения, педагог
наблюдает поведение учащегося,
соответствующее ценностным
ориентациям экоцентричной
личности.

Учащиеся, демонстрирующие высокий уровень экологической
культуры, характеризуются прочными знаниями по вопросам экологии,
которые используются в практической экологической деятельности,
проявляется развитый эстетический вкус. Ученик соблюдает нормы и правила
экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к
самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе.
Средний уровень определяется осознанием важности экологии для
здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и
природы. Учащийся обеспечивает осмысленное и активное участие в
экологической деятельности. У него имеются отдельные знания по вопросам
общей экологии.
Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний по вопросам
экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не
учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к
окружающему миру - нейтральное или безразличное, отсутствует
положительный опыт эколого-созидательной деятельности, не сформированы
потребности к общению с природой.
2.5. Методические материалы
На занятиях по дополнительной программе «Лесовичок» используются
следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, дискуссия),
• наглядный (демонстрация, использование аудио- и видеозаписей),
• объяснительно-иллюстративный,
• практический (практические задания, подготовка и участие в тематических
мероприятиях),
• частично-поисковый (проблемное изложение, проблемный вопрос или
ситуация),
• игровой метод,
• метод самостоятельной работы,
• исследовательский (составление докладов и сообщений).
Таблица 4
Методическое сопровождение занятий

№

Раздел
программы

Формы
занятий

1

Введение в
программу

Групповые

2

Осенняя
пора – очей
очарованье!

Групповые,
в парах

Приёмы и методы
организации
учебновоспитательного
(образовательного)
процесса
Наглядный,
вербальный
Практический
вербальный,
соревновательный,
игровой
22

Техническое
оснащение
занятий

Видеопроектор,
экран
Видеопроектор,
экран, план
работы
творческой

Формы
подведения
итогов
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос

мастерской

Выставка
поделок

Видеопроектор,
экран, разработка
мастер-класса,
викторины,

3

Лес – точно
терем
расписной

Групповые,
в парах

Практический
вербальный,
соревновательный,
игровой

4

Лес – дом
для
животных

Групповые,
в парах

Практический
вербальный,

Видеопроектор,
экран, разработка
мастер-класса

5

Знатоки
леса

Групповые,
в парах

Наглядный,
вербальный,
практический,
игровой

Видеопроектор,
экран, разработка
мастер-класса,
викторины,

Выставка работ
Тестирование
Промежуточная
аттестация
Фронтальный
опрос
Защита
докладов
Устный опрос
Защита
докладов
Выставка работ

6

«Лесные»
профессии

Групповые,
в парах

Практический
вербальный,

Видеопроектор,
экран, разработка
игры- викторины

Защита
докладов
Викторина

Итоговое
занятие-игра Групповые,
«Знатоки
в парах
природы»

Наглядный,
вербальный,
практический,
игровой

Видеопроектор,
экран,
разработка игры

Итоговая
аттестация

7

Дидактические материалы
1. Учебно-методические видеофильмы и методические пособия по
организации экологических исследований школьников в природе по временам
года. – Ассоциация «экосистема»: Московский полевой учебный центр.
2. Компьютерные иллюстрированные определители объектов природы:
деревья, кустарники и травы, насекомые – вредители лесных древесных пород,
определитель птиц, птичьих гнёзд, яиц и голосов птиц. - Ассоциация
«экосистема»: Московский полевой учебный центр.
3. Диагностики для определения уровня экологической культуры у
разновозрастных обучающихся.
4. Тестовые задания по экологии для контроля полученных знаний.
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Лесовичок» осуществляется в
соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию,
сознательному выбору жизненной позиции в социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- воспитывать любовь к природе, ответственное и экологически грамотное
23

поведение в окружающей среде;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- воспитывать интерес к профессиям, связанным с сохранением лесов, желание
им соответствовать через ведение природоохранной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации.
Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, творческая мастерская,
подготовка к конкурсам, выставкам, участие в природоохранных акциях и др.)
способствуют усвоению и применению учащимися правил поведения и
коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к
событиям, в которых они участвуют.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества:
эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной
деятельности и взаимопомощи.
Воспитательная работа в объединении осуществляется как в процессе
учебных занятий, так и в процессе подготовки и участия в массовых
мероприятиях – конкурсах, акциях, которые способствуют закреплению
ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
Воспитательное значение активностей детей при реализации данной
программы наиболее наглядно проявляется в волонтёрских акциях, в
экологической, патриотической, трудовой деятельности.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
24

- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Результат воспитания:
- учащиеся будут осознавать необходимость ответственного поведения в
окружающей среде;
- смогут оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения их
экологической допустимости;
- будут стремиться к аккуратности, уважительном отношении к взрослым и
сверстникам;
- будут проявлять самостоятельность в социальной деятельности и её
самооценке.
Работа с коллективом учащихся
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение в конкурсы, участие родителей
в практических заданиях детей).
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
объединения «Лесовичок» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Харитонова Марина Михайловна
№
п/п

Название
события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

День открытых
дверей в МБОУ ДО
ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе
Фенологические
наблюдения за
сезонными
изменениями
природы

Сентябрь

Экскурсия в
ЭБЦ

В течение
года

Экскурсия

2.

25

Практический результат,
иллюстрирующий
успешное достижение цели
события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.
Воспитание любви и
понимания природы, умения
видеть её красоту из
собственных наблюдений,
сформированность навыков
активной деятельности по
сохранению окружающей

3.
4.

Всемирный день
защиты животных
(4 октября)
Международная
детско-юношеская
премия «Экология –
дело каждого»

Октябрь
Октябрьноябрь

5.

Всероссийская
акция по высадке
деревьев и
кустарников
«Посади лес».

Декабрь

6.

Природоохранная
акция «Накорми
птиц зимой!»

Декабрь

7.

Всероссийский
конкурс
экологических
рисунков

Январь

8.

Акция
«Первоцветы
Кавказа»

Январь

9.

Акция «Чистый
берег»

Март

10.

День Земли.

Март

11.

Урок Победы

Май

12.

Работа с
родителями

в течение
учебного
года

природы.
Воспитание любви к
животным, понимания их
значения для человека.
Индивидуальная Привитие чувства любви к
работа с
природе, сформированность
учащимися и
понимания необходимости
родителями
заботы и бережного
отношения к ней.
Практическое
Сформированность навыков
занятие в
бережного отношения к
теплице
окружающей природе,
воспитание трудолюбия,
ответственности за
сохранение целостных
экосистем.
Акция
Воспитание заботливого
отношения к птицам,
понимание их важности для
природы.
Индивидуальная Воспитание потребности в
работа с
общении с природой.
учащимися и
Сформированность
родителями
способностей к творческой
работе, к самооценке её
результатов, привлечение
детей и родителей к участию
в конкурсе.
Акция
Сформированность
экологических ценностных
ориентаций у детей, умения
оценивать свои поступки и
поступки других в
отношении природы.
Акция
Ссформированность навыков
грамотного
природопользования.
Конференция
Воспитание интереса к
исследовательской работе,
любви к окружающей
природе и рационального
бережного отношения к ней.
Акция «Рисуем Воспитание патриотических
Победу»
чувств к Родине, уважения к
Круглый стол
участникам ВОВ.
Индивидуальные Сплочение родительского
беседы, участие коллектива и вовлечение в
в мероприятиях жизнедеятельность
объединения.
Викторина

26

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Александрова Ю.Н. Юный эколог. 1–4 классы. – Волгоград: Изд-во
Учитель, 2015.
2. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из
природных материалов. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.
3. А.С. Боголюбов. Учебно-исследовательская деятельность школьников в
природе (на полевых экологических практикумах): Учебная программа/А.С.
Боголюбов. -М.: Эсистема,2003. - 14 с.
4. Бровкина Е. Т. Животные леса / Е.Т. Бровкина, В.И. Сивоглазов. 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
5. Козлова Т.А. Растения леса / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
6. Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. 3–4 классы: материалы к занятиям.
– Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.
7. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Волгоград: Изд-во
Учитель, 2009.
8. Чайнери М. Насекомые / М. Чайнери; Пер. с англ. Д.С. Щигель. – М.: ООО
Астрель: ООО АСТ, 2001.
9. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. И доп./ ред.
Коллегия: М. Аксенова, Г. Вильчек и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+,
2007.
Список литературы для учащихся
1. Большая энциклопедия природы для детей. – М.: Гриф – фонд, Межкнига,
1994.
2. Красная книга Краснодарского края. Растения и грибы.III издание/Отв. Ред.
С.А. Литвинская- Краснодар: Адм. Краснодарского Края, 2017.-850с.ил.
3. Красная книга 1 и 2. Животные, рыбы, птицы/ О. Складина, Е. Слиж.Москва: Эксмо, 2020.- 48с.
4. Путеводитель. Тайны и загадки Туапсе. Полич Л.
5. Растения России. Начальная школа/ Сост. Н.Ю.Васильева.-3-е изд.М.:ВАКО, 2018.-80с.(4), с цв. ил.-(Школьный словарик).
6. Серия «Атлас с наклейками» (Разнообразный мир растений, На службе у
человека, Животные и птицы нашей планеты»).
7. Удивительный мир насекомых. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс», 2019.32с., цв. ил. серия «В мире знаний»).
8. Удивительные факты. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс», 2019.- 32с., цв. ил.
серия «В мире знаний»).
9. Шкатулка Чёрного моря: пособие для учителя начальной и средней школы/
под ред. Криксунова Е.А., М.: ПРООН, 2012. - 225 с.
10. Энциклопедия для любознательных. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс»,
2019.- 32с., цв. ил.серия «В мире знаний»).
27

2.8. Приложение
Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная
работа по ДООП

Дата
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в
мероприятиях в

Дата
проведения

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

28

рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования и т.д.)
№
п/п

Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь и
др.)

Сроки
проведения

Название
образователь
ной программы,
предмета

Место
проведения

Дополните
льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению морально29

этических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем
вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех показателей развития
учащегося. Диагностическая карта составляется на каждого учащегося для определения
уровня освоения обязательных модулей программы в течение учебного периода
(минимальный, общий, продвинутый).
ВИКТОРИНА «ДРУЗЬЯ ЛЕСА»

- Чего, согласно известной песне, не бывает у погоды? (Плохой погоды)
- В каком месяце появляются весенние первоцветы? (В апреле)
- И зимой, и летом одним цветом. Что это? (Ель)
- Дерево с белым стволом называется…(Берёза)
- Какое дерево расцветает самым последним? (Липа)
- Любимая трава у кошек – это … (валериана)
- Какой напиток можно получить из дерева в лесу? (Берёзовый сок)
- Какое устройство поможет сориентироваться на местности? (Компас)
- Как называется явление, когда солнце заходит? (Закат)
- Как называется явление, когда солнце восходит? (Рассвет)
- Чего ждать, если птицы низко летают? (Дождя)
- Все растения делят на 2 группы. Какие? (Хвойные, цветковые)
- На каком цветке гадают девушки? (На ромашке)
- Жгучие растение из нашего детства. Что это? (Крапива)
- Когда дерево срубают, что остаётся? (Пень)
- Как называются наши пернатые друзья? (Птицы)
- Самая тонкая природная нить – это … (паутина)
- Большой участок, где живут редкие животные, называется… (заповедник)
- Какой цветок настоящая забава для детей, когда он отцветает? (Одуванчик)
- У этого дерева осенью багряные листья. Назовите его. (Клён, рябина)
- Чем дышат растения? (Кислород)
- Процесс обработки растениями кислорода для жизнедеятельности
называется … (фотосинтез)
- Какой цветок первым появляется после зимы? (Подснежник)
- Ягода, которая может быть разных цветов: и жёлтой, и красной, и чёрной.
Как она называется? (Смородина)
- Какое дерево называют плакучим? (Иву)
- Как называется профессия, задача которой – ухаживать за растениями?
(Садовник)
- Когда медведь впадает в спячку? (Зимой)
- Сколько лапок у паука? (8)
30

- Животное с сотней колючек – это … (Ёж)
- Какое дикое животное охотится за курами? (Лиса)
- Какое растение в детстве советовали от всех царапин и ссадин?
(Подорожник)
- Какая трава популярная и самая горькая в медицинской практике? (Полынь)
- Из чего делают банные веники? (Липа, берёза)
- Куда заносят исчезающие виды растений и животных? (В Красную книгу)
- Какое растение прародитель роз? (Шиповник)
- С какого дерева пчёлы собирают самый вкусный мёд? (Липа)
- Красивые голубые глаза называют глазами цвета… Какого цветка?
(Василька)
- Самый долгоживущее дерево – это … (дуб)
- Как называется наука, изучающая животных? (Зоология)
- Что остаётся на траве в виде конденсата? (Роса)
- От чего летом сильно страдают леса? (От пожаров)
- Назовите другое название репейника. (Лопух)
- Самое распространённое дерево в России – это… (лиственница)
- Кто такая белобока? (Сорока)
- Птица, которая подбрасывает своих детёнышей в другие гнёзда. Кто это?
(Кукушка)
- Какая птица первой прилетает после зимы? (Грач)
- Кто является лесным доктором? (Дятел)
- Кто является царём птиц? (Орёл)
- Какая птица занимается выведением детёнышей зимой? (Клёст)
- Самая быстрая птица – это… (стриж)
- Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку)
Тест «Правила поведения в лесу»
Цели: формировать и отрабатывать навыки морального поведения в
общественных местах; воспитывать любовь к и бережное отношение к
природе.
1. Ваш класс в походе должен сделать привал на одной из трех полян. На
первой поляне – упавшие с деревьев сухие ветки, высокая трава. Вторая
поляна с мелкой газонной травой. А на третьей поляне – следы пребывания
людей: кострище, пластиковый и бумажный мусор. Определи место привала.
1) на первой поляне
2) на второй поляне
3) на третьей поляне
2. Школьники разбрелись по лесу. Первый нашел в дереве дупло, полез в него
рукой и вытащил птичье гнездо. Второй в густых зарослях увидел гнездо и
достал из него птичьи яйца, чтобы показать другим. Третий заметил
выпорхнувшую из-под пня птицу, посмотрел на гнездо с птенцами и
осторожно отошел в сторону. А как поступишь ты?
1) как первый школьник
31

2) как второй школьник
3) как третий школьник
3. Школьники второго класса на привале были заняты сбором хвороста, чтобы
подбрасывать его в огромных костер. Учащиеся третьего класса разожгли
костер на зеленой траве, чтобы испечь картошку. А ребята четвертого класса
пообедали без разжигания огня. Какой класс поступил правильно?
1) 2 класс
2) 3 класс
3) 4 класс
4. Во время экскурсии на природе класс разделился на три группы. Каждая
группа пошла по своей тропинке, чтобы представить описания и объекты
живой и неживой природы. Первая группа принесла описания и рисунки.
Вторая – охапки трав и цветов, ежа, ящерицу, яйца из кладки птиц. Третья
группа – описание и растения для гербария. Какая из групп не заслуживает
положительной оценки?
1) первая
2) вторая
3) третья
5. Определи, какое из перечисленных мнений твое.
1) Всех опасных животных нужно уничтожать!
2) Все насекомые – разносчики заразы!
3) Животный и растительный мир нужно беречь!
6. Какую позицию в охране лесов от пожаров занимаешь ты?
1) Мои родители платят налоги, чтобы государство заботилось об охране
природы и лесов от пожаров.
2) Мне нет дела до охраны лесов от пожаров, есть люди, которые их охраняют,
и им за это платят деньги.
3) Я буду предупреждать случайные пожары и не стану разжигать костер в
опасном месте. Я не оставлю костер до тех пор, пока он полностью не
погаснет.
7. Какие шаги сможешь предпринять ты, чтобы помочь природе? Выбери
верный ответ.
1) посажу дерево, сэкономлю воду, соберу мусор
2) оставлю костер в лесу горящим, а на стволе дерева вырежу своё имя
3) выброшу пластиковую бутылку и полиэтиленовый пакет там, где мне
хочется
8. Ученый делят се природные ресурсы на две категории: те, которые нельзя
восстановить, и те, которые можно восстановить. Выбери ресурсы, которые,
если человек захочет, подлежат восстановлению.
1) уголь, газ, нефть
2) полезные ископаемые
3) леса, дикие животные, вода.
9. Что быстрее всего сгниет и не причинит вреда природе?
32

1) опавшие плоды и листья
2) пластиковая бутылка
3) стеклянная банка
10. Если ты столкнешься в степи с гадюкой, а в лесу с ужом, что ты будешь
делать?
1) возьму в руки ужа и не стану приближаться к гадюке
2) ударю гадюку, ведь она ядовита
3) не стану трогать змей, ведь они часть природы.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.