"Живая планета"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
иди. А.И. Воейкова г. Туапсе
Т. М. Бу рл ай
Прика£^270-ОД от 06.06.2025 г.

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Живая планета»
Уровень программы: ознакомительный_______ ________________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная}

Вид программы: авторская
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется

на бюджетной основе
(на бюджетной'внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 63766
Автор-составитель:
Ковинская Лидия Андреевна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)

г. Туапсе, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной
работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение

2

Стр.
3
6
6
9
10
12
14
14
17
18
19
20
22
26
27

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4

подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Живая планета»
естественно-научной направленности, направлена на создание условий для
воспитания личности, проявляющей интерес к окружающей природе,
способной понимать и любить окружающий мир, и бережно относиться к
нему. Обучение по данной программе способствует пробуждению интереса к
изучению природы не только своей страны, края, но и к изучению природы
других континентов.
Новизна
Программа «Живая планета» работает на опережающее обучение:
опережает школьный курс естествознания, расширяет его, приучает
учащихся к проектной деятельности, позволяет попробовать свои силы в
конкурсах и природоохранных акциях. Программа включает в себя
интересные сведения об объектах живой природы различных регионов
планеты Земля, позволяет познать Законы природы. Новизна программнометодического и организационно-технологического обеспечения реализации
программы заключается: в организации сетевой формы реализации
программы, предполагающей использование ресурсов организации
дополнительного образования – МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе
и МАОУ СОШ № 5 им. Г.И. Щедрина г. Туапсе.
Актуальность программы состоит в том, что экология – не просто
наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей
средой. Экология – это новое мировоззрение. Человечество стоит перед
лицом экологической катастрофы. Сокращение биоразнообразия – это не
только экологическая проблема, но и вопрос развития глобальной
безопасности. Люди должны соблюдать законы природы и желание изменить
свое потребительское отношение к ней. Здоровая планета – здоровое
человечество. Повышение уровня экологической образованности общества в
целом может изменить и стиль мышления, и поведение каждого гражданина.
Экологическое образование помогает:
- осознать ценность природы для материальных, познавательных,
эстетических и духовных потребностей человека;
- познать законы, по которым живет и развивается природа;
- понять необходимость сохранения всего многообразия жизни.
Реализация дополнительной программы строится на основании
«Концепции развития дополнительного образования детей»:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие возрастным индивидуальным особенностям детей;
- вариативность и мобильность;
- разноуровневость (ступенчатость);
6

- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер.
В ходе изучения данной программы учащиеся овладевают основными
практико-ориентированными знаниями о природе и человеке. Актуальность
разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике
экологического
образования
единой
программы
дополнительного
образования с экологической направленностью.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
учащихся с уникальностью природы своего региона, с необходимостью
сохранения природных богатств, а также с выбором будущей профессии в
сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики страны способствует
наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности граждан.
Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных основ
грамотного финансового поведения у учащихся в системе дополнительного
образования. Всё это делает программу конкурентоспособной среди других
программ естественно-научной направленности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в
возможности использования детьми приобретенных знаний в последующем
освоении предметов в общеобразовательной школе, а также в повседневной
жизни. Приобретенные экологические знания помогут ребятам определять
возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений,
необходимые меры охраны природы. Занятия вызывают интерес у учащихся,
стимулируют познавательную активность, знакомят с растительностью и
животными различных природных зон планеты, показывают, как охраняется
природа в других регионах нашей планеты.
Отличительной особенностью данной программы от имеющихся
программ естественно-научной направленности является то, что она
построена не по принципу их большинства (в которых, как правило,
содержание наполнено характеристиками сезонных изменений в природе,
знакомствами с дикими и домашними животными, природными зонами
нашей страны), а включает в себя знакомство с животными и растениями
разных континентов, интересными фактами из жизни животных, а также
сведениями о растениях, способах приспособления к жизни в разнообразных
климатических условиях.
Адресат программы
Программа разработана для учащихся 7-11 лет, мальчиков и девочек с
учетом возрастных особенностей развития, без предварительной подготовки
с разным уровнем интеллектуального развития. Особых условий набора и
требований к учащимся не предъявляется. Группы формируются
одновозрастные, от 12 до 15 человек. Состав групп постоянный. Набор детей
на обучение по программе «Живая планета» ведется по желанию учащихся и
их родителей (законных представителей). Для детей с ОВЗ, одарённых детей
или детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, при необходимости
7

может быть предусмотрена возможность занятий по индивидуальной
образовательной траектории, подразумевающей скорректированный учебный
план и календарный учебный график с применением дистанционных
образовательных технологий. Для детей с ОВЗ предлагаются задания с
учетом особенностей и упрощением в практической части. Индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ) представлен в Приложении.
Начальная школа – начальный этап человеческой личности. В этот
период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период
учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к
части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми
он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в
природе, замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших
школьников является экологическое воспитание, воспитание ценностного
отношения к природе, окружающей среде. В экологическом воспитании
детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального
восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по
ее улучшению.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа «Живая планета» реализуется на ознакомительном уровне,
рассчитана сроком на один год обучения (36 недель). Общее количество часов
по программе составляет 72 часа в год. Программа предполагает
использование технологии разноуровневого обучения, в рамках которого
учащиеся усваивают учебный материал, исходя из различных интересов,
склонностей, потребностей, способностей и мотивов, особенностей
темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы.
Форма обучения программы «Живая планета» - очная. Также могут
применяться формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь
– фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение
материала программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591
(мастер-классы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно
ФЗ №237, допускающему сочетание различных форм получения образования
и форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
8

систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом.
Режим занятий
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2 часа или по 1 часу 2 раза
в неделю. Перерыв между занятиями – 10 минут. Общее количество часов по
программе составляет 72 учебных часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
Программа объединяет школьников, желающих расширить знания в
изучении природы нашей планеты. В ходе обучения проводятся
комбинированные занятия: рассказ педагога, беседа, диалог, дискуссия,
наблюдение, практическая работа, игра, игра-викторина, круглый стол, играпутешествие, просмотр презентаций, видеофильмов, работа с информацией,
знакомство с экологической и научно-популярной литературой, защита
сообщений и проектов учащихся, участие в акции «Зеленая планета»,
создание эко-знаков. Дети получают первоначальный опыт эмоциональночувственного взаимодействия с природой других материков, разнообразием
необычных животных и растений, некоторые виды изучаемых растений
произрастают на территории ЭБЦ.
Практическая деятельность программы осуществляется через
самостоятельную работу: подготовка презентаций, защита проектов,
докладов, сообщений, работа с таблицами. Для проверки усвоения знаний
проводятся блиц-опросы, викторины, круглые столы, ролевые игры.
Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной
экологической деятельности, например, «Семейные экологические проекты»
(участие в конкурсе, в проведении недели экологии, участие в организации
праздников). Основными принципами в отборе экологических знаний,
предлагаемых учащимся, являются: принцип научности, доступности,
наглядности, экологического гуманизма, практической направленности.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование ответственного отношения к
окружающей
среде
с
соблюдением
нравственных
принципов
природопользования, которое строится на базе экологического сознания при
знакомстве с растениями и животными континентов планеты.
Личностные задачи:
1. Воспитывать в детях лучшие духовно-нравственные качества: любовь к
людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и
чувствам.
2. Воспитывать организованность, самостоятельность, ответственное
отношение к окружающей среде.
3. Формировать уважительное отношение к чужому мнению.
9

4. Воспитывать интерес к экологическим профессиям, желание им
соответствовать через ведение природоохранной деятельности.
Метапредметные задачи:
1. Развивать интерес к изучению природы, понимание активной роли
человека в природе.
2. Развивать коммуникативные навыки совместимости и адаптации в
коллективе.
3. Развивать умение воспринимать окружающий мир посредством
познавательного интереса.
4. Формировать внимание, любознательность, память, умение анализировать
и делать выводы.
Образовательные (предметные) задачи:
1. Расширить представления об окружающем мире.
2. Познакомить с основными понятиями, терминами, определениями в
области биологии, экологии, географии, гидробиологии.
3. Расширить знания о природе континентов, об охраняемых растениях и
животных, занесенных в Красную книгу.
4. Познакомить с глобальными проблемами человечества и путями решения
этих проблем.
1.3. Содержание программы
Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Живая
планета» отражено в учебном плане.
Таблица 1
Учебный план
№
Название раздела, темы
п\п
1 Введение
2
3
4

5
6
7
8
9
10

Планета Земля в солнечной
системе, топки Земли
Царство снега и льда
Северные леса планеты,
тропические и
экваториальные леса
Море трав
Природа знойных пустынь
Обособленные миры
Жизнь в чистой пресной
воде
Открытый океан и новые
миры
Глобальные проблемы,
экологические профессии

Всего
часов
2

Теория
1

Практика
1

8

4

4

12
8

6
3

6
5

6
4
6
4

2
2
2
2

4
2
4
2

10

3

7

10

2

5

10

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение
Выставка рисунков
Устный опрос
Защита докладов
Защита сообщений
Промежуточная
аттестация
Викторина
Самостоятельная работа
Защита сообщений
Педагогическое
наблюдение
Защита сообщений
Выставка рисунков
Итоговая аттестация

11

Итоговое занятие
Итого:

2

-

2

72

27

45

Викторина

Содержание учебного плана
1. Введение
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на
территории ЭБЦ.
Практика: Экскурсия.
2. Планета Земля в Солнечной системе, топки Земли
Теория: Гипотезы происхождения Земли. Суточное и годовое движение
Земли. Строение Земли. Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера,
биосфера. Вулканы суши, подводные вулканы. Причины образования.
Горячие источники. Жизнь в источниках.
Практика: Работа в тетради, зарисовка оболочек Земли. Выставка рисунков.
Просмотр видеофильма. Круглый стол.
3. Царство снега и льда
Теория: Ледниковый период. Выживание в холодном климате.
Экологическая катастрофа. Вымирание динозавров. На просторах Арктики.
Обитатели ледяной зоны. Жизнь тундры. Климат, растительность, животные.
Открытие Антарктиды. Природа Антарктиды: климат, животные. Научные
станции, открытия.
Практика: Просмотр видеороликов о животных Арктики и Антарктики.
Самостоятельная работа - заполнение таблиц в тетрадях. Просмотр Защита
докладов по презентациям учащихся: открытия, изучение ледникового
материка. Творческий консилиум. Работа с литературой.
4. Северные леса планеты, тропические и экваториальные леса
Теория: Климат, растительность: хвойные, смешанные, широколиственные
леса. Животные северных лесов. Заповедники. Национальные парки.
Особенности климата, растительность джунглей. Животные джунглей.
Красная книга.
Практика: просмотр презентации, сообщения учащихся, самостоятельная
работа с таблицей. Игра-путешествие. Практическая работа с таблицей.
Промежуточная аттестация.
5. Море трав
Теория: Степи, саванны. Особенности климата, растительность, животные.
Пампа, льянос, прерия. Климат, растительность, животные. Заповедники,
национальные парки.
Практика: Практическая работа - составление таблицы растительности.
Круглый стол. Игровая деятельность. Викторина.
6. Природа знойных пустынь
Теория: Климат, растительность, животные Сахары, Калахари. Климат и
растительность пустынь Намиб и Атакамы.
Практика: Самостоятельная работа по составлению таблиц в тетрадях.
11

7. Обособленные миры
Теория: Природа атолловых островов. Коралловые рифы-джунгли
тропических морей. Леса Новой Зеландии.
Практика: Просмотр видеороликов, самостоятельная работа с таблицами в
тетрадях, подготовка и защита сообщений учащихся.
8. Жизнь в чистой пресной воде
Теория: Образование и природа озера Байкал. Дикая природа реки Амазонки.
Плавающий лес, неизведанные острова.
Практика: Просмотр презентаций, работа с таблицей.
9. Открытый океан и новые миры
Теория: Жизнь в верхнем слое океанских вод. Животные и рыбы в водной
толще океана. Обитатели пустынного дна. Способность человека быстро
приспосабливаться к условиям жизни. Процесс и примеры одомашнивания
животных. Новые измененные растения и животные. Интересные факты из
жизни растений и животных.
Практика: Просмотр презентаций, работа с таблицей. Круглый стол.
Сообщения учащихся о жизни в верхнем слое воды, в водной толще и
пустынном дне.
Просмотр презентации, создание рисунков, игровая
деятельность. Выставка рисунков. Викторина.
10. Глобальные экологические проблемы, экологические профессии
Теория: Парниковый эффект, кислотные дожди, озоновые дыры. Красные
приливы, мусорные острова. Пути решения экологических проблем.
Итоговая аттестация. Эколог, биолог, таксатор. Геолог, ландшафтный
дизайнер, лесничий. Интересные факты из жизни растений и животных
Практика: Просмотр презентации, дискуссия.
11. Итоговое занятие
Практика: Викторина «Земля – наш общий дом».
1.4. Планируемые результаты
Обучение по программе «Живая планета» предполагает достижение
следующих результатов:
Личностные результаты:
- Будут стремиться к добрым поступкам, помыслам и чувствам.
- Появится ответственное отношение к окружающей среде.
- Научатся уважительно относиться к чужому мнению.
- Будут проявлять личный интерес к экологическим профессиям;
- Научатся организованности, ответственности, самостоятельности.
Метапредметные результаты:
- Появится интерес к изучению природы, потребность общения с ней,
понимание активной роли человека в природе.
- Приобретут коммуникативные навыки совместимости и адаптации в
коллективе.
- Научатся умению воспринимать окружающий мир посредством
познавательного интереса.
12

- У учащихся больше будет развито внимание, любознательность, память,
умение анализировать и делать выводы.
Предметные результаты:
- Расширят представление об окружающем мире.
- Ознакомятся с основными понятиями, терминами, определениями в области
биологии, экологии, географии, гидробиологии.
- Расширят знания о природе других материков, об охраняемых растениях и
животных, занесенных в Красную книгу.
- Ознакомятся с глобальными проблемами человечества и путями их
решения.

13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы «Живая планета»
№
п/п

1.
1
2.
2

3

4

5
3.
6

7
8

9
10

11

4.

12

Раздел. Тема занятия

Коли- Форма занятия,
Форма
чество
деятельность
контроля
часов
I полугодие: Сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 32 ч.)
Введение
2
Инструктаж по ТБ.
Беседа,
Педагогическое
экскурсия в ЭБЦ наблюдение
Планета Земля в Солнечной
8
системе, топки Земли
Гипотезы происхождения
2
Рассказ, работа в Педагогическое
Земли. Суточное и годовое
тетради,
наблюдение
движение Земли.
просмотр
видеороликов
Строение Земли. Оболочки
2
Беседа,
Выставка
Земли: литосфера, атмосфера,
просмотр
рисунков
гидросфера, биосфера.
презентации
Вулканы, суши, подводные
2
Просмотр
Педагогическое
вулканы. Причины
видеофильма
наблюдение
образования.
Горячие источники. Жизнь в
2
Круглый стол
Устный опрос
источниках.
Царство снега и льда
12
Ледниковый период.
Выживание в холодном
климате.
Экологическая катастрофа.
Вымирание динозавров.
На просторах Арктики.
Обитатели ледяной зоны.

2

Жизнь тундры. Климат,
растительность, животные.
Открытие Антарктиды.
Природа Антарктиды: климат,
животные.
Научные станции, открытия.

2

Северные леса планеты,
тропические и
экваториальные леса
Климат, растительность:
хвойные, смешанные,
широколиственные леса.

8

2
2

2

2

2

Просмотр
видеороликов,
беседа
Рассказ,
дискуссия
Просмотр
презентации,
виртуальное
путешествие
Просмотр
видеороликов
Творческий
консилиум

Блиц-опрос

Работа с
литературой,
беседа

Педагогическое
наблюдение

Просмотр
презентации,
беседа

Самостоятельная
работа

14

Текущий
контроль
Устный опрос

Самостоятельная
работа
Защита докладов
по презентациям

Дата
План

Факт

13
14

Животные северных лесов.
Заповедники. Национальные
парки.
Особенности климата,
растительность джунглей.

2
2

15

Животные джунглей.
Заповедники. Национальные
парки. Красная книга.

2

5.
16

Море трав
Степи, саванны, пампа,
льянос, прерия. Особенности
климата, растительность,
животные.

6
2

17
18
6.
19
20

7.
21
22
23
8.
24

25
9.
26
27

Играпутешествие
Рассказ,
просмотр
слайдов,
обсуждение
Беседа,
практическая
работа с
таблицей

Защита
сообщений
Педагогическое
наблюдение
Промежуточная
аттестация

Практическая
Педагогическое
работа наблюдение
составление
таблицы
растительности
II полугодие: Январь-май 2026 г. (20 недель, 40 ч.)
Климат, растительность,
2
Круглый стол
Защита
животные.
сообщений
Заповедники, национальные
2
Занятие-игра
Викторина
парки.
Природа знойных пустынь
4
Климат, растительность,
2
Рассказ
Устный опрос
животные Сахары, Калахари.
Национальные парки,
2
Просмотр
Самостоятельная
заповедники Серенгети,
видеороликов,
работа
Вирунга.
составление
таблицы
Обособленные миры
6
Природа атолловых островов.
2
Самостоятельная Педагогическое
работа
наблюдение
Коралловые рифы-джунгли
2
Просмотр
Защита
тропических морей.
видеороликов
сообщений
Леса Новой Зеландии.
2
Беседа
Текущий
контроль
Жизнь в чистой пресной
4
воде
Образование и природа озера
2
Просмотр
Педагогическое
Байкал.
презентации,
наблюдение
флешмоб
«Голубая лента»
Дикая природа реки
2
Беседа
Блиц-опрос
Амазонки.
Открытый океан и новые
10
миры
Жизнь в водной толще океана
2
Работа с
Текущий
таблицами
контроль
Обитатели пустынного дна
2
Просмотр
Педагогическое
презентации,
наблюдение
заполнение
15

Способность человека быстро
приспосабливаться к условиям
жизни.
Процесс и примеры
одомашнивания животных

2

30

Новые изменения растений и
животных

2

10.

Глобальные экологические
проблемы, экологические
профессии
Парниковый эффект,
кислотные дожди, озоновые
дыры.
Красные приливы, мусорные
острова. Пути решения
экологических проблем.
Экологические профессии.
Эколог, биолог, таксатор.
Геолог, ландшафтный
дизайнер, лесничий.
День сохранения
биологического разнообразия.
Интересные факты из жизни
растений и животных.
Итоговое занятие
«Земля – наш общий дом».
Аттестация
Итого:

10

28

29

31

32

33
34
35

11.
36

таблицы
Круглый стол

Педагогическое
наблюдение

Беседа,
просмотр
презентации
Рассказ

Педагогическое
наблюдение

Устный опрос

2

Беседа,
просмотр
презентации
Презентация
сообщений
учащихся
Беседа, игра

2

Круглый стол

2

Конференция

Педагогическое
наблюдение

Викторина

Викторина

2

2

2

Текущий
контроль

Итоговая
аттестация
Текущий
контроль
Устный опрос

2
72 ч.

Таблица 3
Вариативный индивидуальный учебный план
ФИО учащегося____________________________________________________
Дата
рождения

Школа

Класс

ФИО
родителей

Контакты

Адрес

Обучение по дополнительной программе «Живая планета»
Раздел/ тема
План
Выполнение
Участие в
Оценка
работы
акциях,
педагога
конкурсах и
др.
мероприятиях
1.
2.
16

Примечание

Примечание

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для занятий используется светлое проветриваемое помещение с
количеством посадочных мест на 12 – 15 человек. Помещение соответствует
правилам СП 2.4.3 648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Перечень оборудования, инструментов и материалов
- персональный компьютер;
- экран;
- проектор;
- классная доска;
- магнитная доска;
- столы, стулья;
- шкаф для хранения пособий;
- стенды для организации выставок работ учащихся;
- глобус;
- географические карты;
- карточки с названиями растений, животных, птиц, рыб;
- образцы полезных ископаемых, горных пород.
- фото- и видеоматериалы по темам занятий;
- канцелярские принадлежности для 12 чел.: бумага белая, простые
карандаши, стиральные резинки, цветные карандаши, линейки, ручки,
тетради.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, фото-, интернет
источники.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Живая планета» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное образование или
средне-профессиональное образование по специальности «Педагогика и
психология», либо средне-профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении.
Реализацию программы «Живая планета» осуществляет педагог
дополнительного образования МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе Ковинская Лидия Андреевна, имеющая высшее образование по
специальности «Биология, география». Стаж педагогической работы - 48 лет.
Педагог имеет награды: «Отличник народного просвещения», «Орден
дружбы народов», награждена «Почётной грамотой просвещения
Министерства образования РСФСР».
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
17

- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся,
осваивающих
дополнительную
общеобразовательную
общеразвивающую программу, при решении задач обучения, развития и
воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы;
разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
Педагог дополнительного образования, работающий по программе,
обладает следующими компетентностями:
- компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
- компетентность в области мотивации учебной деятельности;
- компетентность в области обеспечения информационной основы
деятельности;
- компетентность в области разработки программы, методических и
дидактических материалов и принятии педагогических решений;
- компетентность в организации учебной деятельности;
- информационно-коммуникационная компетентность;
- аналитико-прогностическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- правовая компетентность;
- компетентность в сфере инновационной деятельности.
Педагог владеет:
- технологиями работы с одаренными учащимися;
- умением работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии здоровья;
- умением работать с социально-запущенными детьми, в том числе
имеющими отклонения в социальном поведении.
2.3. Формы аттестации
Согласно «Положению о промежуточной и итоговой аттестации
учащихся МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе», аттестация в
объединении проводится в следующих формах: выполнение тестовых,
контрольных заданий теоретического и практического характера.
Промежуточная аттестация проводится в конце 1 полугодия. Формой
итоговой аттестации является проведение викторины «Земля – наш общий
дом».
Для отслеживания результативности обучения используется:
- ведение журнала посещаемости,
- педагогическое наблюдение,
- анализ активности на занятиях,
- участие в дидактических играх,
- викторина,
18

- анализ практической деятельности (подготовка и защита презентаций и
сообщений, самостоятельная работа в тетрадях),
- выставка работ.
2.4. Оценочные материалы
Система итоговых показателей для фиксации наблюдений по уровням
овладения учащихся ЗУН материала Программы «Живая планета»
Таблица 4
Система показателей ЗУН
1. Диагностика
теоретических знаний
Собеседование, участие
в викторинах,
дидактических играх
2. Диагностика
практических навыков
Наблюдение за
практической
деятельностью
учащихся, практические
задания

Уровень
теоретических
знаний
- низкий
- средний
- высокий
Уровень
практических
навыков
- низкий уровень
- средний уровень
- высокий уровень

3. Диагностика соц.
установок, ценностных
ориентаций
Педагогическое
наблюдение, беседа

Уровень соц.
установок,
цен. ориентаций
-низкий
- средний уровень

- высокий уровень

Описание
-Учащийся владеет менее 50% знаний
-Учащийся владеет более 50% знаний
-Учащийся владеет более 75% знаний
Описание
- Учащийся выполняет действия под
руководством педагога
Учащемуся на всех этапах самостоятельного
осуществления деятельности требуется
контроль и одобрение со стороны педагога
Учащийся самостоятельно планирует,
осуществляет деятельность и может
достаточно адекватно оценить ее
результаты
Описание
Учащийся слабо проявляет свои
экологические убеждения и ценности
только под руководством педагога
Учащийся самостоятельно проявляет свои
экологические убеждения и ценности,
интересуются предметом под наблюдением
педагога
- Учащийся проявляет активность,
инициативу в проявлении своих
экологических убеждений и ценностей,
интересуются предметом самостоятельно

Таблица 5
Мониторинг реализации дополнительной программы «Живая планета»
Группа № _____
Педагог:__________________________________
№ п/п
1
2
3

Ф.И.О.

Промежуточный
З
У
Н

19

Итоговый
З
У
Н

1 – низкий
2 – средний
3 – низкий
Результат усвоения материала (промежуточный мониторинг):
___ % низкий уровень
___ % средний уровень
___ % высокий уровень
Результат усвоения материала (итоговый мониторинг):
___ % низкий уровень
___ % средний уровень
___ % высокий уровень

2.5. Методические материалы
На занятиях используются следующие методы обучения:
- словесный (беседа, обсуждение),
- наглядный (демонстрация, использование и видео и фотоматериала),
- объяснительно-иллюстративный,
- практический (работа по карточкам, заполнение таблиц, рисунки, эко
знаки),
- частично- поисковый (проблемное изложение, проблемный вопрос или
ситуация),
- игровой метод,
- исследовательский,
- метод самостоятельной работы.
В процессе реализации программы используются следующие
педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения,
- дифференцированного обучения,
- интегрированного обучения,
- исследовательской деятельности,
- игровой деятельности,
- проектной деятельности,
- коллективно-творческой деятельности,
- ИКТ (Информационно-коммуникативные технологии) – презентации,
видеоролики, образовательные видеофильмы.
Формы организации учебного занятия:
- рассказ педагога с обсуждением,
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядноиллюстративного материала),
- практическая работа по ведению таблиц в тетрадях,
- викторина,
- круглый стол,
- экскурсия,
- творческий консилиум,
- игра-путешествие,
- занятие-игра,
20

- дискуссия,
- выставка рисунков.
Дидактические материалы
На занятиях предусмотрено использование различного дидактического
материала:
- наглядные пособия – географические карты;
- литература, энциклопедии;
- раздаточный материал;
- фотографии и картинки с изображением растений и животных;
- карточки с заданиями.
Алгоритм подготовки к занятию:
1. Анализ предыдущего занятия.
2. Моделирование последующего занятия.
3. Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой,
ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и
приемов работы с детьми).
4. Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения
для занятий, оборудования материалов).
5.
Алгоритм учебного занятия
Дата_____________
Тема:__________________
Цель занятия:_______________________
Оборудование: дидактические материалы, технические средства обучения.
Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа).
Организационный этап (приветствие, организация внимания учащихся).
Подготовительный этап (озвучивание темы, цели занятия, актуализация
знаний учащихся по теме)
Основной этап (организация продуктивной деятельности учащихся, виды
деятельности).
Итоговый этап (подведение итогов).
Самоанализ занятия:
Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения
недочетов очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого педагогу
необходимо ответить (самому себе) на следующие вопросы:
- добился ли я цели, которую ставил,
- какова была атмосфера занятия,
- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения,
- насколько эффективны были применяемые методы и приемы,
как
оцениваю
активность,
интерес,
самостоятельность
и
коммуникабельность учащихся,
- какое настроение у учащихся после занятия,
- как оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми),
- все ли возможности использованы для решения воспитательных задач.
21

2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная
работа
в
объединении
«Живая
планета»
осуществляется в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования экологически
грамотной, социально-активной, нравственной личности, способной
ответственно относиться к окружающей среде.
Задачи воспитания:
- воспитывать любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам,
чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать ответственное и экологически грамотное поведение в
окружающей среде;
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы активной социальной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации;
- воспитывать интерес к экологическим профессиям.
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе которого
учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, виртуальная экскурсия,
занятие-путешествие,
конференция,
участие
в
дискуссиях,
в
природоохранных акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выступления,
презентации проектов и исследований – способствуют закреплению ситуации
22

успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные
умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу
детей.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение к участию в конкурсах,
участие родителей в практических заданиях детей).
Таблица 6
Календарный план воспитательной работы
объединения «Живая планета» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Ковинская Лидия Андреевна
№
п/п

1.

2.

Раздел

Название
мероприятия
(тема
программы)

Комплектование День открытых
группы
дверей в МБОУ
ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г.
Туапсе
Индивидуальная Международная
работа с
детскоучащимися и
юношеская
родителями
премия
«Экология –
дело каждого»

Сроки

Форма
проведения

Сентябрь

Экскурсия в ЭБЦ

Октябрь

Конкурс

23

Практический
результат,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели мероприятия
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра, его историей,
биографией А.И.
Воейкова
Привитие чувства
любви к природе,
сформированность
понимания
необходимости заботы
о природе, бережного

3.

Раздел 2.
Планета Земля в
Солнечной
системе, топки
Земли.
20 марта - День
Земли

4.

Раздел 3.
Царство снега и
льда.

5.

Раздел 4.
Северные леса
планеты,
тропические и
экваториальные
леса.
11 января Всероссийский
день
заповедников и
национальных
парков.
Раздел 8. Жизнь
в чистой
пресной воде

6.

22 марта Всемирный
день водных
ресурсов
7.

Раздел 10.
Глобальные
экологические
проблемы,
экологические
профессии

Тема 1.
Гипотезы
происхождения
Земли.
Тема 3.
Строение Земли.
Праздник «День
Земли»

Сентябрь

Тема 6.
Ледниковый
период.
Тема 8.
На просторах
Тема 10.
Арктики.
Тема 11.
Открытие
Антарктиды.
Тема 13.
Заповедники.
Национальные
парки.

Октябрьноябрь

Март

Декабрь

Практическая
работа
Творческая
мастерская
(самостоятельная
подготовка и
защита
сообщений,
выставка
рисунков)
Виртуальное
путешествие,
беседа, творческий
консилиум

отношения к ней.
Воспитание
познавательного
интереса и
любознательности,
формирование
творческих
способностей,
коммуникативных
навыков.
Воспитание любви к
природе, интереса к
путешествиям,
сформированность
чувства гордости к
своей стране и
уважения к её
первооткрывателям.

Игра-путешествие, Воспитание чувства
защита сообщений ответственности за
природу, умения
соблюдать её законы,
сформированность
навыков грамотного
Виртуальная
природопользования.
экскурсия

Праздник «День
заповедников»

Январь

Тема 24.
Образование и
природа озера
Байкал
Праздник «День
воды»

Февральмарт

Просмотр
презентации,
беседа

Март

Всероссийский
флешмоб
«Голубая лента»

Тема 31.
Парниковый
эффект,
кислотные
дожди, озоновые
дыры.
Тема 32.
Красные
приливы,

Апрельмай

Беседа,
Игра, круглый
стол

24

Сформированность
понимания
необходимости
сохранения водных
ресурсов планеты,
привитие любви к
красоте и уникальности
природных богатств
своей страны.
Воспитание
экологической
культуры и
мировоззрения
учащихся,
сформированность
понимания личной
ответственности
человека за состояние

мусорные
острова.
Тема 33.
Экологические
профессии.

8.

9.

10.

окружающей среды.
Воспитание
положительного
отношения к труду,
заинтересованность в
выборе экологических
профессий.
Индивидуальная
Праздник
Май
Конкурс «Рисуем Воспитание
работа с
Победы
победу»
патриотических чувств
учащимися и
к Родине, уважение к
родителями
участникам ВОВ.
Индивидуальная Международный
Май
Конференция
Привитие любви к
работа с
день сохранения
родному краю,
учащимися и
биологического
сформированность
родителями
разнообразия
навыков бережного
(флоры и фауны
отношения к
Земли) – 22 мая
окружающей природе.
Индивидуальная Работа с
в течение Индивидуальные Сплочение
работа с
родителями
учебного беседы, посещение родительского
родителями
года
родительских
коллектива и
собраний,
вовлечение в
совместное
жизнедеятельность
участие в
объединения.
мероприятиях

25

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Азбука природы: более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее
растительном и животном мире /гл. ред. рус. изд. Н. Ярошенко]. - Москва:
Ридерз Дайджест, 1997. - 336 с.: ил. - Алф. указ.: с. 321.
2. Александрова, Ю. Н. Юный эколог /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина,
Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
Список литературы для учащихся:
1. Афонькин, С. Ю. Самые удивительные растения: школьный путеводитель
/ С. Ю. Афонькин; худ. И. Г. Злотя. - Санкт-Петербург: БКК, 2008. - 80 с.:
цв.ил. - (Узнай мир).
2. Эттенборо Д. Живая планета: Портрет Земли. Научно-популярное
издание. - Москва: Издательство «Мир»: 1988.

26

2.8.

Приложение

Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная
работа по ДООП

Дата
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в
мероприятиях в

Дата
проведения

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

27

рамках ДООП
(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования и т.д.)
№
п/п

Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь и
др.)

Сроки
проведения

Название
образователь
ной программы,
предмета

Место
проведения

Дополните
льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
28

поступков)
Уровень творческих способностей
Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем
вычисляется средняя оценка уровня сформированности всех показателей развития
учащегося. Диагностическая карта составляется на каждого учащегося для определения
уровня освоения обязательных модулей программы в течение учебного периода
(минимальный, общий, продвинутый).

1. Пример текущего контроля
Устный опрос (на владение специальной терминологией).
1.
Какие деревья называют лиственными?
2.
Какие деревья называют хвойными?
3.
Какие сезонные изменения происходят в природе нашего края осенью?
4.
Какие сезонные изменения происходят в природе зимой?
5.
Какой климат называют субтропическим?
6.
Что такое фенология?
2. Тестовые задания:
1. Фактор окружающей среды, связанный с деятельностью человека
называется:
А- атмосферным Б- антропогенным
2. Какие запасные вещества откладываются у животных на зиму:
А-белки
Б – витамины
В- жиры
3.
После пожара лес может восстановиться через:
А- 100 лет
Б- 50 лет
В- 80 лет
4.
Полное изъятие природных территорий из хозяйственной деятельности
человека – это:
А- заказники Б- заповедники В- памятники природы Г- национальный парк
5.
Когда отмечают международный день птиц?
А- 22 марта
Б- 1 апреля
В- 22 апреля
3. Материал итоговой аттестации
Викторина «Земля – наш общий дом»
Педагог: ребята, сегодня вы покажите свои знания о природе, о животных и
растениях, о воде и воздухе, о проблемах Земли. У нас сегодня не простое
занятие, а занятие в виде викторины и называется Земля - наш общий дом
Посмотри, как он хорош
Дом, в котором ты живешь!
Край, который с детства дорог.
Родиной зовется.
Посмотри, как он хорош.
Дом, в котором ты живешь!
Правила проведения и методика подсчета результата.
1.
12 учащихся, каждый выбирает карточку с вопросами.
29

2.
За каждый правильный ответ учащийся получает 3 балла, за неполный
ответ – 2 балла, ответ с ошибками- 1 балл.
Таблица 3
Кол-во
Кол-во
Максимальный Максимальное Набрано Уровень
участников вопросов, балл за
количество
баллов
знаний
заданное
правильный
баллов
каждому
ответ
12
10
3
30
25-30
высокий
15-20
средний
7-14
низкий
Викторина
1. Наука о связях живых существ с окружающей средой и бережном
отношении к природе (экология).
2. Охраняемые государством территории, где запрещена охота, сбор ягод,
трав (заповедники).
3. Как называется книга, где записаны исчезающие виды растений и
животных (Красная книга).
4. Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера).
5. Почему проблемы называются глобальными (охватывают все страны
мира.
6. Назовите 4 памятника природы Краснодарского края. (скала Киселева,
гора Парус, Воронцовская пещера, Гуамское ущелье).
7. Назвать 3 стихийных бедствия в Туапсинском районе (наводнения,
оползни, землетрясения).
8. 8. От чего защищает нашу планету трехмиллиметровый озоновый слой
(от ультрафиолетовых лучей).
9. В какой среде заселялись первые живые существа в почвенной или в
водной? (в водной).
10. Какое животные являются эмблемой Всемирного фонда дикой природы
(панда).
Анкета по экологии
для родителей на родительском собрании
1. Что такое экология?
2. Есть ли у вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли вы дерево?
5. Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок мультфильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав,
ягод, насекомых, птиц?
30

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным,
растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе на занятиях по
программе «Живая планета»?

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».