1. "Азбука эколят"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
ТУАПСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
z; им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Т.М. Бурлай
Прик^А° 70-ОД от 06.06.2025 г.

Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 7 от 06.06.2025 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Азбука эколят»
Уровень программы: ознакомительный ____________________________
(ознакомительный, базовый или углубленный)

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)

Возрастная категория: от 5 до 7лет
Форма обучения: очная
(очная, очно-заочная, дистанционная)

Вид программы: авторская
(типовая, модифицированная, авторская)

Программа реализуется

на бюджетной основе
(на бюджетной внебюджетной основе)

ID-номер Программы в Навигаторе: 63762

Автор-составитель:
Корелова Нина Ивановна
педагог дополнительного образования
(Ф.И.О. и должность разработчика)

г. lyance, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

№
Название раздела
п/п
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной
работы
2.7. Список литературы
2.8. Приложение

2

Стр.
3
6
6
9
10
13
14
14
20
21
22
23
24
27
28

Нормативно-правовая база
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 г.).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 28.02.2025 г. (с изм. и доп., вступили в
силу с 01.04.2025 г.).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
- Федеральный закон от 21.04.2025 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в
статьи 3 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2025 г.).
- Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (редакция от 22.06.2024 г.).
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 543-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от
28.12.2024 г., вступил в силу с 1 апреля 2025 г.).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об
утверждении Основ государственной культурной политики» (в редакции от
25 января 2023 г. № 35).
- Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г. № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
- Распоряжение правительства РФ от 21.01.2021 г. №122-р «О плане
мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.)
- Национальный проект «Молодёжь и дети», утвержденный Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
- Федеральный проект «Всё лучшее детям», утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 года
№ 883 «Об утверждении методики расчёта показателей проекта
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
и федерального проекта «Все лучшее детям» национального проекта
«Молодежь и дети».
3

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 145 от 28
февраля 2024 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
- Приказ министерства просвещения Российской федерации от 23.08.2022 г.
№758 «Об утверждении плана основных мероприятий Министерства
просвещения РФ по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки
и технологий».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта
2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по
сетевой форме реализации образовательных программ».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства
экономического развития России от 19 декабря 2019 г. № 702/811 «Об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности проведения таких мероприятий».
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июня 2023
г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной
ориентации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
профориентационного минимума для образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования», «Инструкцией по
4

подготовке
к
реализации
профориентационного
минимума
в
образовательных организациях субъекта Российской Федерации»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности отдыха и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
- Методические рекомендации по формированию механизмов обновления
содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного
образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти
ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны, утвержденные протоколом заочного голосования
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по
вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха № АБ-35/06пр от 28 июля 2023 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и
науки Российской Федерации.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Регионального
модельного центра дополнительного образования детей Краснодарского
края», автор-составитель Рыбалёва Ирина Александровна, кандидат
педагогических наук, руководитель РМЦ КК, 2020 г.
- Программа развития муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г.
Туапсе муниципального
образования Туапсинский район» на 2025-2029 г.
- Устав МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.

5

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание и планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука эколят»
направлена на формирование экологической культуры дошкольников,
пробуждение положительных чувств к окружающей природе, способствует
возникновению сопереживания и стремления оказать помощь. Важно, чтобы
ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение
по этой проблеме.
Новизна
Программа «Азбука эколят» разработана в соответствии с Концепцией
непрерывного экологического образования и реализуется в рамках учебной
деятельности, как система методов приобщения к культуре бережного
природопользования детей дошкольного возраста. Программа закладывает
фундамент для экологического образования, устанавливая тесную связь и
преемственность в целях обучения, задачах, методах и приемах работы с
детьми. Новизна организационно-технологического обеспечения программы
заключается в организации сетевой формы реализации, предполагающей
использование ресурсов организации дополнительного образования - МБОУ
ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе и организаций-партнёров: МБДОУ ДС
№ 33 «Журавлик» г. Туапсе, МБДОУ ДС № 40 «Дюймовочка» г. Туапсе и
МБДОУ ДС № 31 «Голубая стрела» г. Туапсе.
Актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного детства происходит становление человеческой личности,
формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного
отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.
Для того, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать
любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку
определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее
красоту
и
бережно,
с
любовью,
относиться
ко
всему
живому. Непосредственно в соприкосновении с природой развиваются
наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое
восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие
нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с
этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка,
его неповторимой индивидуальности, способствует формированию
экологического сознания и культуры.
Данная программа направлена на социально-экономическое развитие
муниципального образования и региона в целом, поскольку знакомит
учащихся с уникальностью природы своего региона, с необходимостью
сохранения природных богатств, а также с выбором будущей профессии в
6

сфере «Экология». Устойчивому развитию экономики страны способствует
наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности граждан.
Поэтому чрезвычайно важным является формирование культурных основ
грамотного финансового поведения у учащихся в системе дополнительного
образования. Всё это делает программу конкурентоспособной среди других
программ естественно-научной направленности.
Педагогическая целесообразность
С момента рождения ребенка окружает мир природы, и первые его
ощущения связаны именно с компонентами природы – светом и темнотой,
теплом и холодом, ветром, осадками, звуками, красками, формой объектов
природы, жизненными проявлениями разнообразных организмов. Раннее
ознакомление с окружающим миром – это естественный процесс, и лучше,
если он будет осуществляться под руководством педагога. Познание
окружающего мира осуществляется с раннего детства и должно происходить
на экологической основе и сопровождаться формированием экологического
мировоззрения, которое в наше время становится основополагающим во всех
сферах жизни общества, определяет политику государства, развитие
производства, культуры, медицины, образования и воспитания. В основу
экологического воспитания должен быть положен экологический подход,
опирающийся на законы и идеи экологии. Педагогическая целесообразность
программы «Азбука эколят» заключается в раннем формировании основ
экологического воспитания, что в дальнейшем будет способствовать
решению экологических проблем региона, страны, мира в целом.
Отличительная особенность дополнительной программы заключается
в её универсальности, дающей возможность научить необходимому
минимуму экологических знаний, способствовать выработке простейших
умений. Программа строится на принципах личностно-ориентированного
подхода в обучении. В ней заложено оптимальное сочетание индивидуальной
и коллективной деятельности. Программа предусматривает возможность
реализации индивидуального подхода к каждому обучающемуся и работу с
группой детей, учитывает их возрастные, интеллектуальные и физические
особенности, опирается на региональный компонент при закладывании
краеведческих знаний.
Адресат программы
Дополнительная программа «Азбука эколят» рассчитана на
дошкольников. Дошкольное детство – начальный этап формирования
личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот
период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному
миру», к себе и окружающим людям. Это период подготовки к следующему,
совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.
Важная особенность заключается в том, что ребенок в возрасте 5-7 лет
начинает сознательно направлять и удерживать внимание на определенных
предметах и объектах. Очень важно уже в этом возрасте включать ребенка в
активную деятельность, способствующую формированию словарного запаса,
свободного владения своей речью, словесно-логическому мышлению.
7

Рекомендуемый минимальный состав группы - 12 человек. Набор в
объединение производится без определенных требований и ограничений, по
желанию учащихся и их родителей (законных представителей). Опыт
внедрения программы в образовательный процесс показывает, что обучение
доступно для детей с инвалидностью и ОВЗ - программа уже 2-й учебный год
успешно реализуется в детском саду в специализированных группах
воспитанников с ОВЗ. Для детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ), инвалидностью, одарённых детей или попавших в трудную
жизненную ситуацию, может быть предусмотрена возможность занятий по
индивидуальной образовательной траектории (Приложение).
Уровень программы, объем и сроки реализации
Программа «Азбука эколят» реализуется на ознакомительном уровне и
рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов по программе
составляет 72 часа в год. Программа предполагает использование технологии
разноуровневого обучения, в рамках которого учащиеся усваивают учебный
материал, исходя из различных интересов, склонностей, потребностей,
способностей и мотивов, особенностей темперамента, мышления и памяти,
эмоциональной сферы.
Форма обучения – очная. Также могут применяться формы:
- очно-дистанционная – обучение с применением ИКТ в дополнение к
очным занятиям или как их альтернатива (использование презентаций,
тематических видеороликов, викторин);
- дистанционная форма - проведение занятий в электронном формате
средствами Интернет-технологий: видеоконференции и онлайн-консультации
через площадку «Сферум»; мессенджер «Телеграмм» (в форме чат-занятий,
получение заданий для самостоятельного поиска информации, обратная связь
– фотоотчёт учащихся); официальный сайт МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе - https://biologi-centr-tuapse.profiedu.ru/ (размещение
материала программы); социальная сеть ВК https://vk.com/public211193591
(мастер-классы, видеоролики и презентации, участие в интернет-конкурсах).
Возможно проведение занятий в комбинированных формах, согласно
ФЗ №237, допускающему сочетание различных форм получения образования
и форм обучения. Использование нескольких форм обучения позволяет
реализовать программу с учётом допустимых факторов, препятствующих
систематическому очному посещению занятий педагогом или учащимися,
таких как переход на дистанционное обучение, погодные условия и мн. др.
Форма организации деятельности – групповая, с ярко выраженным
индивидуальным подходом. Формы и методы обучения определены в
соответствии
с
возрастными
особенностями
обучающихся,
индивидуальными, групповыми или коллективными видами деятельности,
материальным оснащением образовательной организации для проведения
практических
работ.
Программой
предусмотрено
использование
современных образовательных технологий личностно-ориентированного
обучения: проектные, ИКТ, здоровьесберегающие.
8

Режим занятий
Периодичность занятий - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Общее
количество часов по программе составляет 72 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
В объединении могут быть сформированы группы учащихся
дошкольного возраста. Состав групп постоянный. Занятия проводятся в
оборудованном кабинете, в котором есть всё необходимое, предусмотрена
поисково-исследовательская деятельность, наблюдения в природе, экскурсии.
Программой предусмотрены теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия предполагается строить на основе принципов
развивающего обучения. Практические занятия способствуют развитию и
укреплению интереса учащихся к изучению экологии.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач
экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к
малоизвестному»;
- принцип сотрудничества предполагает признание ценности совместной
деятельности детей и взрослых;
- принцип научности - на доступном дошкольникам уровне раскрывается
идея единства и взаимосвязи живого и неживого;
- принцип наглядности;
- принцип занимательности;
- принцип развивающего образования - обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста
осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим
объектам родного края.
Личностные задачи:
- развивать умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться
объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и
богатства родной природы;
- развивать связную речь: обогащать и активизировать словарный запас,
развивать диалоговую речь и речь-доказательство, обучать составлению
рассказов;
- формировать осознанно-правильное отношение к представителям живой и
неживой природы, навыков экологически грамотного поведения в природе,
привычку рационально использовать природные ресурсы;
- воспитывать интерес к экологическим профессиям, желание им
соответствовать через ведение природоохранной деятельности;
- развивать интерес и любовь к родному краю.
Метапредметные задачи:
- формировать у учащихся потребности мотива поведения, установки на
9

разумную деятельность человека в природе;
- формировать познавательный интерес, любознательность;
- формировать навыки оценки результатов своей деятельности и результаты
других учащихся, анализировать и уметь высказывать свои умозаключения.
Образовательные (предметные) задачи:
- обогащать учащихся знаниями о природе родного края, целостности живого
организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах
приспособления к окружающей среде;
- способствовать усвоению учащимися основ экологических знаний на базе
элементарных естественно-научных представлений;
- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех
компонентов природы.
1.3. Содержание программы
Содержание дополнительной общеобразовательной
«Азбука эколят» отражено в учебном плане (Таблица 1).
Учебный план программы «Азбука эколят»
№ Наименование раздела
п/п
1. Введение
2. Земля - наш общий дом,
погода и климат
3. В гости к временам
года. Осень
4. Чистота начинается с
тебя
5. В гости к временам
года. Зима
6. Живая и неживая
природа
7. В гости к временам
года. Весна
8. Животный и
растительный мир
нашего края. Красный
– цвет опасности!
9. Три кита экономики –
природные богатства,
капитал, труд
10. Где прячется здоровье?
11. Виртуальные визиты в
природу. Эко-сказки.
Итого:

программы
Таблица 1

Количество часов
Формы аттестации
контроля
Всего Теория Практика
1
1
Пед. наблюдение
2
Индивидуальные и
5
2
3
самостоятельные задания
Самостоятельные задания
11
3
8
Устный опрос
Самостоятельные задания
Промежуточная
аттестация
Индивидуальные и
самостоятельные задания
Устный опрос
Самостоятельные задания
Пед.наблюдение
Индивидуальные и
самостоятельные задания

5

2

3

9

3

6

13

5

8

8

3

5

10

4

6

2

1

1

Пед.наблюдение

3
4

1
-

2
4

Самостоятельные задания
Пед.наблюдение
Итоговый контроль

72

25

47

10

Содержание учебного плана
1. Введение
Теория: Вводный инструктаж по безопасности труда учащихся. Знакомство с
целями, задачами объединения. Обсуждение плана работы на год.
Практика: Игра на знакомство.
2. Земля наш общий дом, погода и климат
Теория: Понятия: «Земля – наш общий дом», «Малая Родина». Глобус модель Земли. Что такое погода? Климат? Плыли по небу тучки. Ветер.
Практика: Индивидуальные задания. Наблюдения - предсказание погоды по
народным приметам. Викторина «Признаки определения погоды». Конкурс
рисунков «Угадай погоду».
Воспитательная работа: «Умники и умницы» (игра).
3. В гости к временам года. Осень
Теория: Осенние изменения в живой и неживой природе. Почему желтеют и
опадают листья? Овощи. Труд людей на полях и огородах. Грибы. Съедобные
и несъедобные. Заготовка грибов. Ягоды. Заготовка ягод. Литературная
страничка. Поэты и писатели об осени.
Практика:
Воспитательная работа: Осенняя экскурсия в Эколого-биологический
центр - наблюдение за сезонными осенними изменениями в жизни растений
и животных.
- Уход за комнатными растениями и растениями на участке в осенний период,
сбор семян.
4. Чистота начинается с тебя
Теория: Проблема мусора – кто виноват? Что может сделать каждый из нас,
чтобы мир, в котором мы живем, стал чище? Как решается проблема мусора в
моей семье? Как решается проблема мусора в моей семье?
Изготовление поделок из ненужных вещей – экономический смысл.
Практика: - Работа с книжкой-раскраской «Отдых на природе»;
- Изготовление поделок из ненужных вещей;
Воспитательная работа: Экологическая акция «В чистом месте веселее
играть вместе!»
5. В гости к временам года. Зима
Теория: Подготовка растений к зиме. Уход за комнатными растениями в
зимний период. Подготовка животных к зиме. Кто и почему впадает в спячку
зимой? Спеши делать добро. Помощь зимующим птицам. Творческий
конкурс «Зимняя сказка». Эко-ёлка. Литературная страничка. Поэты и
писатели о зиме.
Практика:
- Наблюдения за животными и растениями, за посетителями кормушек;
- Уход за комнатными растениями в зимний период;
- Изготовление кормушек для птиц, развешивание их, наполнение кормом;
Воспитательная работа: Зимняя экскурсия в Эколого-биологический
центр «Зима в ЭБЦ».
6. Живая и неживая природа
11

Теория: Понятия «Живая природа» и «Неживая природа». Связь между живой
и неживой природой. Солнце и свет. Здравствуй, солнечный лучик.
Светолюбивые и тенелюбивые растения. «Цветочные часы». Как узнавать
время по цветам. Отношение к свету и теплу различных животных. Вода –
источник жизни. Вода в жизни растений, животных и человека. Воздух. Без
дыхания нет жизни. Почва. «Пожалуйста, тише». Комнатные растения.
Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения – наши
помощники. Использование лекарственных растений – полезно для здоровья
и экономически выгодно. Домашние и сельскохозяйственные животные.
Практика:
Воспитательная работа: Викторина «Экологическая мельница».
- Наблюдения за растениями и животными; - Влияние освещения на жизнь
животных и растений, полив растений; - Экскурсия.
7. В гости к временам года. Весна
Теория: Весенние явления в жизни растений. Первоцветы. Весенние явления
в жизни животных. Перелетные птицы. Помощь птицам, вернувшимся с
зимовки. Искусственные гнезда. Литературная страничка. Поэты и писатели
о весне.
Практика:
- Наблюдения за птицами, помощь птицам, вернувшимся с зимовки;
Воспитательная работа: Экскурсия по территории ЭБЦ «Весна
пришла».
8. Животный и растительный мир нашего края. Красный – цвет
опасности!
Теория: Растительный мир Краснодарского края. Панорамный обзор.
Природные зоны края и типичные для них растения. Животный мир
Краснодарского края. Панорамный обзор. Типичные для природных зон края
животные. Животный и растительный мир нашего города. Обитатели моря.
Редкие животные и растения. Можно ли спасти редкие виды от
исчезновения? Красная книга. Красная книга Краснодарского края. Редкие
животные в нашем городе. Чем может помочь сохранению редких видов
каждый из нас?
Практика: Работа с иллюстративным, фото- и видеоматериалом.
- Изучение Красной Книги Краснодарского края;
- Подготовка предложений по оказанию помощи редким видам.
9. Три кита экономики – природные богатства, капитал, труд
Теория: Грамотное использование природных богатств – основа успеха.
Природные богатства и труд человека – основа экономики.
Практика: Индивидуальные задания, самостоятельные задания.
10. Где прячется здоровье?
Теория: Как ваше здоровье? Закаливание. Если хочешь быть здоровым.
Практика: Упражнения, самостоятельные задания.
11. Виртуальные визиты в природу. Эко-сказки
Практика: - Виртуальная экскурсия «Лесная сказка»;
- Виртуальная экскурсия «Здравствуй, лето!».
12

Воспитательная работа: Экологические сказки.
- Моя экологическая сказка – творческий час.
1.4. Планируемые результаты
Личностные:
К концу обучения по программе «Азбука эколят» учащиеся:
- будут иметь позитивное отношение к природе и самим себе, как ее части;
- обретут способность проявлять гуманное отношение в любых
обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл
своих действий и поступков;
- будут проявлять личный интерес к экологическим профессиям;
- обретут активную жизненную позицию по отношению к природе и ее
созданиям, к окружающим людям.
Метапредметные:
- будут иметь потребность, мотивы поведения, установки на разумную
деятельность в природе с учетом экологических законов;
- будут ответственно относиться к своей деятельности и деятельности
окружающих людей;
- будут иметь желание и умения наблюдать за природными объектами,
явлениями, и делать выводы из наблюдений;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе;
Предметные:
- будут знать основные экологические понятия на базе элементарных
естественнонаучных представлений;
- будут проявлять познавательный интерес к растительному и
животному миру Краснодарского края;
- осознают наличие разнообразия связей живой и неживой природы;
- научатся находить в литературе данные о представителях живой природы;
- будут иметь элементарные практические навыки экологически грамотной
деятельности в природе.

13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации
Таблица 2
2.1. Календарный учебный график программы «Азбука эколят»
Примечание: В.Р. – Воспитательная работа
№
Тема занятия
Кол-во
п/п
часов

Место Форма контроля
проведения
Модуль 1: сентябрь-декабрь 2025 г. (16 недель, 32 ч.)

1
1.1

2
1

2.2

Введение
Знакомство. Техника
безопасности.
Организационные вопросы.
Земля - наш общий дом.
Погода и климат
Понятия: «Земля – наш общий
дом», «Малая Родина».
Глобус - модель Земли.

2.3

Что такое погода? Климат?

1

2.4

Плыли по небу тучки. Ветер.

1

2.5

В.Р. «Умники и умницы»

1

3.

В гости к временам года.
Осень
Осенние изменения в живой и
неживой природе.
Наблюдение за сезонными
осенними изменениями в
жизни растений и животных.
Почему желтеют и опадают

11

1.2
2
2.1

3.1
3.2
3.3

Форма занятия,
деятельность

Беседа

1
5

Беседа, игра

1

Интегрированное
занятие
Практическая
деятельность
Беседа

1

1
1
1

Интегрированное
занятие
Игра

Интегрированное
занятие
Беседа
Практическая
деятельность
Интегрированное

Материалы,
методические приемы

Инструкции по
технике безопасности
План работы

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Пед.наблюдение

Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Устный опрос

д/с

Индивидуальные
задания
Пед.наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельные
задания
Коммуникативная
игра

Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Самостоятельные
задания

Иллюстративный,

д/с

Игра

д/с
д/с
д/с

Дата
план

Дата
факт

14

3.4
3.5

листья?
Овощи. Труд людей
на полях и огородах.

1
1

3.6

Грибы. Съедобные и
несъедобные.
Заготовка грибов.

3.7

Ягоды. Заготовка ягод.

1

3.8

В.Р. Осенняя экскурсия в
Эколого-биологический центр
3.9 Уход за комнатными
растениями в осенний период.
3.10 Уход за растениями на участке
в осенний период. Сбор семян.
3.11 Литературная страничка.
Поэты и писатели об осени.
4. Чистота начинается с тебя
4.1 Проблема мусора – кто
виноват?
4.2 Что может сделать каждый из
нас, чтобы мир, в котором мы
живем, стал чище?
4.3 Как решается проблема мусора
в моей семье?
4.4 Изготовление поделок из
ненужных вещей –
экономический смысл.
4.5 В.Р. «В чистом месте веселее
играть вместе!»
5.

В гости к временам года.
Зима

1

1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

занятие
Практическая
деятельность

фото- и видеоматериал
Комнатные растения,
инструменты для
ухода за ними.
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Территория ЭБЦ

д/с

Текущий контроль

д/с

Устный опрос

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Текущий контроль

ЭБЦ

Пед.наблюдение

Комнатные растения,
средства ухода за ними
Растения на участке

д/с
д/с

Самостоятельные
задания
Пед.наблюдение

Художественное
чтение

д/с

Устный опрос

Интегрированное
занятие
Практическая
деятельность

Иллюстративный
материал, презентация
Книжка-раскраска
«Отдых на природе»

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Самостоятельные
задания

Интегрированное
занятие
Практическая
деятельность

Обсуждение

д/с

Пед.наблюдение

Материал для
изготовления поделок

д/с

Самостоятельные
задания

Экологическая
акция по уборке
игровой комнаты

Инструменты для
уборки

д/с

Пед.наблюдение

Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие
Практическая
деятельность
Экскурсия по
территории ЭБЦ.
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Интегрированное
занятие

9
15

5.1

Подготовка растений к зиме.

1

Беседа

5.2

Уход за комнатными
растениями в зимний период.
Подготовка животных к зиме.
Кто и почему впадает в спячку
зимой?
Творческий конкурс «Зимняя
сказка».
Помощь зимующим птицам.

1

Практическая
деятельность
Интегрированное
занятие

5.3
5.4

1

Комнатные растения,
инструменты
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Самостоятельные
задания

Творческие работы
детей
Кормушки для птиц,
презентация «Птицы
Краснодарского края»
Территория д/с

д/с

Творческие задания

д/с

Самостоятельные
задания

д/с

Текущий контроль

Иллюстративный
материал, искусственная
елка, «эко-ёлка»
Литература

д/с

Самостоятельные
задания

д/с
ЭБЦ

Промежуточная
аттестация
Пед.наблюдение

д/с
Устный опрос

1

Конкурс

1

Практическая
деятельность

Наблюдения за посетителями
кормушек.
Эко-ёлка.

1

Наблюдение за
птицами
Практическая
деятельность

Литературная страничка.
Поэты и писатели о зиме.
В.Р. Зимняя экскурсия в
Эколого-биологический центр

1

6.

Живая и неживая природа

13

6.1

Понятия: «Живая природа» и
«Неживая природа». Связь
между живой и неживой
природой.
Солнце и свет. Солнце и я.
Здравствуй, солнечный лучик.
Свет и тень. Светолюбивые и
тенелюбивые растения.
«Цветочные часы». Как
узнавать время по цветам.

1

Интегрированное
занятие

Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Устный опрос

1

Беседа
Игра
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие

Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Комнатные растения.
Фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Индивидуальные
задания
Текущий контроль

5.5
5.6
5.7
5.8
5.9

6.2
6.3
6.4

1

1

1
1

Интегрированное
занятие
Экскурсия по
Территория ЭБЦ
территории ЭБЦ
Модуль 2: январь-май 2026 г. (20 недель, 40 ч.)

д/с

16

6.5

Отношение к свету и теплу
различных животных.
Вода – источник жизни.
Вода в жизни растений,
животных и человека.

1

6.7

Воздух. Без дыхания нет
жизни.

1

6.8

Почва. Наблюдения.

1

Экскурсия

Правила поведения в природе
«Пожалуйста, тише».
6.10 В.Р. «Экологическая
мельница»
6.11 Комнатные растения.
Сельскохозяйственные
растения.

1

Практическая
деятельность
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие

6.12 Лекарственные растения – наши
помощники. Использование
лекарственных растений –
полезно для здоровья и
экономически выгодно.
6.13 Домашние и
сельскохозяйственные
животные.
7. В гости к временам года.
Весна
7.1 Весенние явления в жизни
растений.
7.2 Первоцветы.

1

1

7.3

1

6.6

6.9

Весенние явления в жизни

д/с

Практическая
деятельность

Животные живого
уголка. Фото-материал
Комнатные растения,
таблица «Потребность в
воде разных растений и
животных»
Живые комнатные
растения, животные
живого уголка
Образцы почвы.
Фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал,
гербарий, комнатные
растения
Фото- и видеоматериал,
гербарий

Интегрированное
занятие

1

Беседа

1

Интегрированное
занятие
Интегрированное

1

1
1

Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие
Практическая
деятельность
Интегрированное
занятие

д/с

Самостоятельные
задания
Пед.наблюдение

д/с

Текущий контроль

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Текущий контроль

д/с

Викторина

д/с

Самостоятельные
задания

д/с

Пед.наблюдение

Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Индивидуальные
задания

Фотографии, живые
растения
Фотографии, открытки с
их изображением
Иллюстративный,

д/с

Устный опрос

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Текущий контроль

8

17

7.4
7.5

животных.
Перелетные птицы.

1
1

Наблюдение
Экскурсия

фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Образцы искусственных
гнезд – скворечник,
синичник
Территория д/с
Территория ЭБЦ

1

Интегрированное
занятие

Литература,
художественное чтение

д/с

Текущий
контроль

1

Беседа

Иллюстративный, фотои видеоматериал

д/с

Пед.наблюдение

1

Практическая
деятельность
Интегрированное
занятие
Практическая
деятельность
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие
Интегрированное
занятие
Практическая
деятельность
Интегрированное
занятие

Иллюстративный, фотои видеоматериал
Иллюстративный, фотои видеоматериал
Иллюстративный, фотои видеоматериал
Иллюстративный, фотои видеоматериал
Иллюстративный, фотои видеоматериал
Иллюстрации редких
животных и растений
Фотографии, живые
экспонаты растений
Иллюстративный
материал, Презентация

д/с

Самостоятельные
задания
Устный опрос

1

8.6

Помощь птицам, вернувшимся
с зимовки. Искусственные
гнезда.
Наблюдения за птицами.
В.Р. Экскурсия по
территории ЭБЦ «Весна
пришла»
Литературная страничка.
Поэты и писатели о весне.
Животный и растительный
мир нашего края. Красный –
цвет опасности!
Растительный мир
Краснодарского края.
Панорамный обзор.
Природные зоны края и
типичные для них растения.
Животный мир Краснодарского
края. Панорамный обзор.
Типичные для природных зон
края животные.
Животный и растительный мир
нашего города.
Обитатели моря.

8.7

Редкие животные и растения.

1

8.8

Можно ли спасти редкие виды
от исчезновения?
Красная книга. Красная книга
Краснодарского края. Редкие

1

7.6
7.7
7.8
8.
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5

8.9

1

занятие
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Самостоятельные
задания

д/с
ЭБЦ

Текущий контроль
Пед.наблюдение

10

1
1
1
1

1

д/с
д/с
д/с
д/с
д/с
д/с
д/с

Самостоятельные
задания
Пед.наблюдение
Текущий
контроль
Пед.наблюдение
Самостоятельные
задания
Пед.наблюдение
18

животные в нашем городе.
8.10 В.Р. Чем может помочь
сохранению редких видов
каждый из нас?
9.

Беседа,
практическая
деятельность

«Красная книга»
Красная книга
Краснодарского края
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

1

Интегрированное
занятие

1

1

Три кита экономики –
природные богатства,
капитал, труд
9.1 Грамотное использование
природных богатств – основа
успеха.
9.2 Природные богатства и труд
человека – основа экономики.
10. Где прячется здоровье?
10.1 Как ваше здоровье?

2

10.2 Закаливание

1

10.3 Если хочешь быть здоровым

1

11.

Виртуальные визиты в
природу. Эко-сказки.
11.1 Виртуальная экскурсия
«Лесная сказка»
11.2 Виртуальная экскурсия
«Здравствуй, лето!»
11.3 В.Р. Экологические сказки

4

11.4 Моя экологическая сказка –
творческий час
Итого:

1

3
1

1
1
1

д/с

Индивидуальные
задания

Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Индивидуальные
задания

Практическая
деятельность

Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Самостоятельные
задания

Беседа

Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал
Иллюстративный,
фото- и видеоматериал

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Текущий контроль

д/с

Самостоятельные
задания

Компьютер, проектор,
экран
Компьютер, проектор,
экран
Экологические сказки

д/с

Пед.наблюдение

д/с

Самостоятельные
задания
Пед.наблюдение

Тетради, ручки,
альбомы

д/с

Интегрированное
занятие
Практическая
деятельность
Виртуальная
экскурсия
Виртуальная
экскурсия
Чтение
экологических
сказок по ролям,
обсуждение
Творческая
деятельность

д/с

Итоговый
контроль

72
19

Таблица 3
Вариативный индивидуальный учебный план
(работа с детьми с ОВЗ,
одаренными или попавшими в тяжелую жизненную ситуацию)
ФИО ребёнка______________________________________________________
Дата
рождения

Детский Группа
сад

Раздел/ тема

ФИО
родителей

Контакты

Адрес

Примечание

Обучение по дополнительной программе «Азбука эколят»
План
Выполнение
Участие в
Оценка Примечание
работы
акциях,
педагога
конкурсах и
др.
мероприятиях

1.
2.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий используется помещение с хорошим дневным
освещением с количеством посадочных мест на 12-15 человек,
соответствующее
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи». До начала занятий и после их окончания осуществляется
сквозное проветривание кабинета. В процессе обучения учащиеся и педагог
соблюдают правила техники безопасности труда.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
- парты (столы) и стулья;
- персональный компьютер;
- сеть интернет;
- интерактивная доска с программным обеспечением;
- проектор;
- образовательные фильмы и презентации;
- учебно-наглядные пособия: таблицы, плакаты, фотографии, журналы,
книги по экологии, компьютерные диски, презентации;
- иллюстративный материал: фотографии, открытки, диски с изображением
представителей различных групп растений и животных;
- канцелярские принадлежности;
- книги на экологическую тематику;
- материалы и инструменты (оборудование) для работы с комнатными
растениями и растениями открытого грунта, животными живого уголка ЭБЦ;
20

- инвентарь;
- живые экземпляры различных групп комнатных растений, растений
открытого грунта и инвентарь для ухода за ними (лейки);
- методические рекомендации по выполнению практических и творческих
работ.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы «Азбука эколят» педагог дополнительного
образования должен иметь высшее профессиональное образование или
средне-профессиональное образование по специальности «Педагогика и
психология», либо средне-профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении. Требования к педагогическому стажу работы и
квалификационной категории педагога не предъявляются.
Педагог дополнительного образования – Корелова Нина Ивановна,
работающий по программе «Азбука эколят», имеет высшее педагогическое
образование по специальности «Учитель биологии», Горьковский
педагогический институт, 1983 г. Стаж работы в должности педагога
дополнительного образования – 24 года, общий педагогический стаж – 39
лет. Педагог имеет высшую квалификационную категорию. В 2015 г. за
достигнутые успехи в сфере дополнительного образования детей и
многолетний плодотворный труд Корелова Н.И. была отмечена Почётной
грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности педагога, работающего по
программе, являются:
- организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы;
- организация досуговой деятельности учащихся;
- обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу,
при решении задач обучения, развития и воспитания;
- педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы;
- разработка
программно-методического
обеспечения
реализации
дополнительной общеобразовательной программы.
Педагог обладает следующими компетентностями: профессиональная;
информационная; коммуникативная; правовая компетентность.
2.3. Формы аттестации
Аттестация проводится в формах, определенных учебным планом и в
порядке, установленном локальным нормативным актом МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г. Туапсе – «Положение о текущем контроле, промежуточной
и итоговой аттестации учащихся».
С целью определения степени усвоения учебного материала
проводится промежуточная аттестация в форме самостоятельной работы по
заданной теме. С целью определения изменения уровня развития учащихся,
21

их творческих способностей на конец срока реализации программы
проводится итоговая аттестация. Для подведения итогов работы по
тематическим разделам используются такие формы контроля, как устный
опрос, выполнение индивидуальных практических заданий. Для
отслеживания результативности по данной программе используются
следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ,
педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя
диагностику личностного роста. С целью определения уровня развития
учащихся в течение учебного года проводится текущий контроль через
посещаемость занятий учащимися и проявление интереса к данному виду
деятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
педагогическое наблюдение; творческие работы учащихся; журнал
посещаемости;
открытое
занятие;
отзывы
родителей
(законных
представителей).
2.4. Оценочные материалы
Таблица 4
Система показателей для фиксации наблюдений по уровням
овладения учащимся навыками и умениями
Минимальный (1 балл)

Общий (2 балла)

Продвинутый (3 балла)

- интерес к направлению
деятельности неустойчив,
слабо выражен;
- эмоциональный отклик
возникает только при
активном побуждении
педагога;
- учащийся видит общие
признаки предметов, их
некоторые характерные
особенности;
- узнаёт знакомую
информацию;
- владеет знаниями о
правилах ухода за
растениями и животными,
но не всегда четко и
быстро понимает, какую
именно работу надо
выполнить в каждом
конкретном случае;
- учащийся применяет
элементарные
практические навыки
деятельности по уходу за
растениями только при
активной помощи

- у учащегося есть интерес к
направлению деятельности;
- он выделяет основные
признаки объектов, сезонные
изменения, внешние
признаки и отличия;
- с помощью педагога
устанавливает простые
закономерности;
- правильно пользуется
материалами и
инструментами;
- владеет знаниями о
свойствах основных
компонентов неживой
природы, замечает то, как
приспосабливаются к этим
свойствам растения и
животные с частичной
помощью педагога;
- знает о методах ухода за
комнатными растениями и
домашними животными,
-осуществляет необходимые
действия с частичной
помощью педагога;
- учащийся проявляет

- умеет самостоятельно
классифицировать объекты;
- умеет самостоятельно
находить общий существенный
признак и отличия;
- умеет самостоятельно
устанавливать простые
закономерности;
- умеет самостоятельно
выявлять свойства основных
компонентов неживой
природы, замечает то, как
приспосабливаются к этим
свойствам растения и
животные;
- умеет распознавать растения
и животные родного края;
- знает и использует основные
экологические понятия на базе
элементарных естественнонаучных представлений;
- знает и использует основные
экологические представления
об окружающем мире, о
взаимосвязях в природе и о
роли человека в ней;
- имеет элементарные

22

педагога;
- знает основные
экологические понятия,
приборы, препараты и
инструменты, но не
хватает умения
пользоваться ими;
- недостаточно освоены
навыки и умения;
1. самостоятельность не
проявляет.

интерес к изучаемому
материалу;
- знает и использует
основные экологические
понятия, экологические
представления об
окружающем мире,
включающие знания о
взаимосвязях в природе, о
роли человека в ней и
использует их с помощью
педагога;
- применяет элементарные
практические навыки
деятельности в природе с
помощью педагога;
- проявляет
самостоятельность.

практические навыки
деятельности в природе;
- может объективно оценивать
свою и чужую работу;
- имеет понятие о ценности
природы и ценности жизни;
- имеет желание и умеет
наблюдать за природными
объектами и явлениями;
- понимает последствия
деятельности человека в
окружающей среде;
- имеет позитивное отношение
к природе и самому себе, как
ее части;
- стремится быть в гармонии с
собственной природой и той,
которая его окружает.

2.5. Методические материалы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
натуральных объектов и т.д.).
Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают
готовую информацию).
Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности).
Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения
поставленной задачи совместно с педагогом).
Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях: фронтальный, индивидуально-фронтальный,
групповой, индивидуальный.
Формы
организации
учебного
занятия:
интегрированные,
практические, коммуникативная игра, выполнение самостоятельной работы,
экскурсии, работа с литературой.
Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап.
- организация начала занятия, приветствие, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
- повторение и закрепление ранее изученного материала, проверка домашнего
задания (при наличии).
2. Основной этап.
23

- сообщение темы, цели занятия, мотивация учебной деятельности (вопрос,
загадка, ребус, проблемное задание),
- усвоение новых знаний и способов действий (с использованием заданий,
вопросов, игр),
- первичная проверка понимания изученного (применение пробных
практических заданий с объяснением),
- закрепление новых знаний и способов действий (самостоятельные задания,
творческая часть),
- обобщение и систематизация знаний, контроль (беседа, опрос, задания
творческого уровня).
3. Итоговый этап.
- подведение итогов занятия, оценка результатов, самооценка детьми своей
работоспособности),
- информация о содержании и конечном результате домашнего задания (при
наличии).
2.6. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы
Воспитательная работа в объединении «Азбука эколят» осуществляется
в соответствии с Программой воспитательной работы МБОУ ДО ЭБЦ им.
А.И. Воейкова г. Туапсе на 2025-2026 учебный год.
Цель воспитания - создание условий для формирования у учащихся
экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и окружающим объектам родного края.
Задачи воспитания:
- воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю;
- развивать умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться
объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и
богатства родной природы;
- формировать осознанно-правильное отношение к представителям живой и
неживой природы, навыков экологически грамотного поведения в природе,
привычку рационально использовать природные ресурсы;
- способствовать развитию личности учащихся с позитивным отношением к
себе, способных вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
- способствовать развитию системы отношений в коллективе через
разнообразные формы социально-активной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать интерес к экологическим профессиям, желание им
соответствовать через ведение природоохранной деятельности;
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания является учебное занятие. В ходе
которого учащиеся:
- усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
- получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации;
- осознают себя способными к нравственному выбору;
24

- участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития,
творческой самореализации.
Практические занятия (практикум, экскурсия, виртуальная экскурсия,
занятие-путешествие,
конференция,
участие
в
дискуссиях,
в
природоохранных акциях и др.) способствуют усвоению и применению
учащимися правил поведения и коммуникации, формированию позитивного
и конструктивного отношения к коллективу и событиям, в которых они
участвуют.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину.
В коллективных играх проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, соревнования, выступления,
презентации проектов и исследований – способствуют закреплению ситуации
успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные
умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
В течение всего учебного года ведется работа по формированию
сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию
организованности, трудолюбия и дисциплины.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов
воспитания:
- личный пример и педагогическое мастерство педагога;
- высокая организация учебного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
- система морального стимулирования.
Работа с коллективом учащихся:
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- технологии социального и творческого проектирования;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,
самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- организация индивидуальной и коллективной работы с родителями
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в
жизнедеятельность объединения (привлечение к участию в конкурсах,
участие родителей в практических заданиях детей).

25

Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
объединения «Азбука эколят» на 2025-2026 учебный год
Педагог ДО: Корелова Нина Ивановна
№ Название события, Сроки
п/п мероприятия
1.

2.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
10.
11.

Форма
проведения

Практический результат,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Знакомство с учебновоспитательной работой
Центра.

День открытых
дверей в МБОУ ДО
ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе
Игра «Умники и
умницы»

сентябрь

Экскурсия в ЭБЦ

сентябрь

Международная
детско-юношеская
премия «Экология –
дело каждого»
Осенняя экскурсия
в Экологобиологический
центр
Экологическая
акция «В чистом
месте веселее
играть вместе!»
Зимняя экскурсия в
Экологобиологический
центр

октябрь

Всероссийский
конкурс
экологических
рисунков
«Экологическая
мельница»

январь

Коммуникативная Формирование бережного
игра
отношения и любви к
природе.
Индивидуальная Привитие чувства любви к
работа с детьми природе, понимания
необходимости бережного к
ней отношения.
Экскурсия
Воспитание чувства
восхищения красотой
природы, любви к животному
и растительному миру.
Акция
Осуществление коллективной
деятельности по улучшению
состояния окружающей
среды.
Экскурсия
Воспитание умения замечать
прекрасное, любоваться и
восторгаться объектами
природы, оберегать их
красоту.
Индивидуальная Формирование способностей
работа с детьми к творческой работе,
самооценке результатов.

Экскурсия по
территории ЭБЦ
«Весна пришла»
Экологические
сказки
Работа с
родителями

ноябрь

декабрь

декабрь

февраль

март
май
в течение
учебного
года

Викторина

Формирование экологическиценностных ориентаций у
детей, бережного отношения к
природе.
Экскурсия
Воспитывать бережное
отношение к природе, умение
замечать в ней прекрасное.
Литературная
Формирование способностей
гостиная
к творческой работе,
самооценке результатов.
Индивидуальные Сплочение родительского
беседы, участие в коллектива и вовлечение в
мероприятиях
жизнедеятельность
объединения.

26

2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Борзова Е.Ю. Экологическое лукошко. Программа дополнительного
экологического образования детей дошкольного возраста: - Салехард: ГОУ
ДПО «ЯНОИПКРО», 2010. – 136 с.
2. Красная книга Краснодарского края. Животные. III издание./Отв. Ред.
А.С. Замотайлов, Ю.В. Лохман, Б.И. Вольфов.- Краснодар: Адм. Краснодар.
Края, 2017.-720с.ил.
3. Красная книга Краснодарского края. Растения и грибы. III издание./Отв.
Ред. С. А. Литвинская - Краснодар: Адм. Краснодар. Края, 2017.-850с.ил.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для
воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение –1999.-207 с.
5. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
6. Шкатулка Чёрного моря: пособие для учителя начальной и средней
школы/ под ред. Криксунова Е.А., М.: ПРООН, 2012. - 225 с.
7.
Список литературы для учащихся и их родителей:
1. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / Лопатина А. А., Скребцова М.В. - 2-е
изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
2. Млекопитающие и Птицы. – Ростов н/Д: Владис, 2015. (Большая детская
энциклопедия).
3. Сказки для детей о природе (сказки и рассказы). - Москва: Издательство
АСТ; Тула: Родничок, 2017.
4. Цветы. Самая первая энциклопедия. РОСМЭН Москва, 2015.

27

2.8.

Приложение

Индивидуальный учебный план
(индивидуальный образовательный маршрут)
в рамках осваиваемой ДООП естественно-научной направленности
«________________________________________________________________»
(наименование программы)
для учащегося (учащейся)
_____________________________________________________________(ФИО)
на ____________________ учебный год (учебный период)
1. Начало учебного года (учебного периода): ______________
2. Окончание учебного года (учебного периода): ______________
3. Общее количество учебных часов по программе: _________________
4. Продолжительность учебных занятий: ______ раз(а) в неделю _______
занятие(я) по________ минут.
5. Продолжительность учебного года (учебного периода): ________________
6. Режим работы: (расписание учебных занятий): ________________________
__________________________________________________________________
7. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной (итоговой)
аттестации:
текущий контроль _____________________________________________
промежуточная (итоговая) аттестация ____________________________
8. Место проведения учебных занятий по программе: ____________________
9. Индивидуальный учебный план
Таблица 1
№
п/п

Учебные занятия в
рамках реализации
ДООП (очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Место и форма
проведения

Форма
контроля/
аттестации

ФИО
педагога,
должность

№
п/п

Учебные
(дополнительные)
консультации, лекции,
вебинары
(очные, заочные,
дистанционные)

Дата
проведения
(планируемая/
фактическая)/
кол-во часов)

Название
мероприятия

Место и
форма
проведения

ФИО
ФИО
педагога,
педагога,
должность
должность

№
п/п

Самостоятельная
работа по ДООП

Дата
проведения

Перечень тем,
работ, заданий,
выполненных
самостоятельно

Форма
выполнен
ных работ

Дополните
льная
информа
ция

№
п/п

Участие в
мероприятиях в
рамках ДООП

Дата
проведения

Название
мероприятия

Место
проведения

Результат
участия

28

(олимпиады, конкурсы,
конференции, выставки,
соревнования и т.д.)
№
п/п

Участие в
профильных
образовательных
сменах, тренингах
(«Научные мастерские»,
профильное
тестирование, летний
профильный лагерь и
др.)

Сроки
проведения

Название
образователь
ной программы,
предмета

Место
проведения

Дополните
льная
информа
ция

Таблица 2
Индивидуальная диагностическая карта
освоения учащимся обязательной программы
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Критерии

Стартовый Промежуточный Итоговый
контроль
контроль
Контроль
Диагностика уровня предметных результатов
Уровень теоретических и практических
знаний по направлению деятельности
Опыт предметной деятельности
Диагностика уровня метапредметных результатов
Познавательный компонент
(уровень мотивации и интереса)
Регулятивный компонент (умение
управлять своей деятельностью,
осуществлять контроль и ее коррекцию,
проявлять инициативность и
самостоятельность)
Коммуникативный компонент (анализ
уровня развития коммуникативных
способностей, анализ достигнутого уровня
навыков сотрудничества, общения с
группой)
Диагностика уровня личностных результатов
Самоопределение (анализ внутренней
позиции, самоуважение, самооценка)
Смыслообразование (выявление
познавательных и социальных мотивов,
самоорганизация)
Морально-этическая ориентация
(выполнение моральных норм,
способность к решению моральноэтических проблем, оценки своих
поступков)
Уровень творческих способностей
29

Направленность личности
ИТОГО:
*Показатели уровня: 1 – минимальный
2 – базовый
3 – углублённый
По каждому критерию в диагностическую карту вносится показатель уровня в баллах,
соответствующих степени выраженности измеряемого критерия, затем вычисляется
средняя оценка уровня сформированности всех показателей развития учащегося.
Диагностическая карта составляется на каждого учащегося для определения уровня
освоения обязательных модулей программы в течение учебного периода (минимальный,
общий, продвинутый).

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».