УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ВОЕЙКОВА Г. ТУАПСЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН
Принята на заседании
Педагогического совета
МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.
М.П.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе
_________________ Т.М. Бурлай
Приказ № 56-ОД от 30.08.2024 г.
ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования Эколого-биологический центр
имени Александра Ивановича Воейкова г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
на 2024/2025 учебный год
г. Туапсе, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№
п/п
Раздел
стр.
1
Общие положения
3
2
Пояснительная записка
4
3
Основные принципы организации образовательной деятельности
6
4
Анализ социокультурной и образовательной ситуации
8
5
Описание возрастных особенностей учащихся
9
6
Научно-методическое обеспечение образовательной
деятельности
12
7
Классификация программ естественно-научной направленности
на 2024-2025 учебный год, включенных в Учебный план
13
8
Организация педагогического процесса. Формы работы
педагогов
19
9
Методы диагностики (контроль) образовательной деятельности
20
10
Мониторинг результативности развития МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И.
Воейкова г. Туапсе, ожидаемые результаты реализации
программы образовательной деятельности
22
2
1. Общие положения
Эколого-биологический центр им. А.И. Воейкова г. Туапсе является
муниципальным
бюджетным
образовательным
учреждением
дополнительного образования, который осуществляет свою деятельность
согласно Уставу.
Эколого-биологический центр ориентирован на работу с учащимися,
проявляющими интерес к биологическим наукам и желающими получить
дополнительные знания в этих областях. Выпускники
Экологобиологического центра становятся впоследствии специалистами в области
изучения, использования и охраны природной среды; медицинскими
работниками, ветеринарами, флористами, зоотехниками, геологами. Главным
показателем содержания образования является совокупность биологических,
экологических знаний, умений и навыков, полученных учащимися.
Современная образовательная ситуация требует от Центра
способность гибко реагировать на изменение в социуме, удовлетворять
образовательные потребности населения, обеспечивая высокое качество
образования. Такой подход требует от Образовательной программы не
только определенного содержания, работающего на достижении
поставленных целей и задач, но и возможности гибкого изменения.
Данная Образовательная программа является важнейшим документом,
определяющим основные стратегические направления развития, объем и
содержание образовательной деятельности, кадровый состав, возможный
контингент
учащихся,
состояние
материально-технической
базы.
Образовательная программа Центра в целом ориентирована на потребности и
интересы личности, семьи, социокультурного развития г. Туапсе.
Необходимый компонент педагогической деятельности, обеспечивающий
обратную связь – это контроль. Поэтому в Образовательной программе
представлена четкая система мониторинга результатов педагогической
деятельности коллектива и система коррекции образовательного процесса,
как способа управленческого реагирования.
Образовательная программа учреждения адресована педагогическому
коллективу Центра, каждому педагогу, как ориентир педагогической
деятельности в конкретной образовательной области, позволяющей
самоопределиться и реализовать собственный творческий потенциал, а также
организовать образовательный процесс учащихся в соответствии с их
потребностями, интересами, склонностями. Открытость подготовки, свобода
выбора является механизмом положительных мотивов дополнительного
образования, позволяющим опереться на самооценку детей в выборе
объединения и отчетности о результатах своего эколого-биологического
развития, в приобретении ими опыта: в постановке опыта, проведении
наблюдения, обобщения, умения сделать вывод в опытнической и
исследовательской работах; правильного написания рефератов, докладов,
построении проекта и его защиты.
3
2. Пояснительная записка
Образовательная деятельность МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г.
Туапсе осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.,
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Уставом
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе, Лицензией на образовательную
деятельность, Программой деятельности учреждения и локальными актами.
Образовательная программа дополнительного образования Центра
представляет модель действий педагогического коллектива, каждого
педагога и администрации и направлена на:
- развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных
способностей,
- формирование гражданской ответственности и правового
самосознания.
Программа включает цели, задачи, содержание образования, структуру
учебного плана, организацию процесса обучения, диагностику достижений,
ожидаемые результаты освоения программы. Образовательная программа
предоставляет возможность учащимся свободно (совместно с родителями)
выбирать индивидуальный маршрут развития в любой образовательной
области. Образовательная программа учитывает реальный опыт
образовательной
деятельности
педагогического
коллектива
по
формированию у подрастающего поколения экологической культуры,
ответственного отношения к природе Краснодарского края.
Основной целью образовательной программы Центра является
обеспечение условия для развития личности ребенка; реализация Концепции
развития системы дополнительного образования.
Обозначенная цель конкретизируется в следующих задачах:
• создание оптимальных условий для интеллектуального развития,
удовлетворения интересов, склонностей и дарования учащихся;
• разработка содержания методик, гибких взаимодействующих программ
эколого-биологического профиля;
• выявление содержания, форм и современных технологий, обеспечивающих
развитие детей в учреждении дополнительного образования;
4
• комплексная работа в направлении «Детский сад - школа - дополнительное
образование - СПО, ВУЗ» на основе интеграции общего и дополнительного
образования;
• привитие навыков в проведении опытнической и исследовательской
работы;
• создание интеграционного пространства образовательного учреждения
города на фоне развития экологической культуры и бережного отношения к
природе Краснодарского края;
• создание условий для развития культурологического образования;
• сохранение и расширение вариативного выбора объединений естественнонаучной направленности в образовательной деятельности;
• обеспечение атмосферы психологического комфорта для каждого
учащегося;
• создание систем гибкого и адекватного реагирования на изменение в
обществе образовательных потребностей;
• создание многоуровневых, модифицированных программ по основным
образовательным областям естественнонаучной направленности;
• постоянное совершенствование управленческого, методического и
педагогического профессионализма;
• поддержка последовательного, поэтапного раскрытия способностей
каждого ребенка;
• интеллектуальное развитие личности и создание системы стимулирования
для проявления исследовательских способностей детей;
• создание системы профилактики и коррекции здоровья детей для
определения развития у каждого участника образовательного процесса
собственного кодекса здорового образа жизни;
• предоставление среды развития детских интересов, увлечений с
целенаправленным воздействием на процесс формирования личной культуры
досуговой деятельности;
• создание комфортной эмоциональной среды, моделирующей ситуацию
успеха и развивающего обучения;
• ориентация на создание оптимальных условий для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей детей, саморазвитие личности,
оказание помощи и поддержки в самовоспитании, нравственном
самосовершенствовании;
• развитие и стимулирование в познавательной, социальной, творческой
активности детей и подростков;
• социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей –
инвалидов (если таковые есть) в жизни к обществу.
Основные условия реализации Образовательной программы
• повышение уровня поисково-творческой работы педагогов;
• развитие и совершенствование системы методической поддержки
педагогов;
5
•
организационно-педагогическое,
научно-методическое,
кадровое,
материально-техническое обеспечение инновационной деятельности в работе
Центра;
• открытость социума; интеграция усилий субъектов дополнительного
образования;
• разработка системы мониторинга результатов дополнительного
образования.
3. Основные принципы организации образовательной деятельности:
• принцип достигнутого результата;
• принцип доступности всех видов образовательных услуг;
•
направленности образовательных программ, систем, педагогических
технологий;
• личностно-ориентированный характер образования;
• принцип культурологического развития детей и молодежи;
• принцип регионального компонента в образовании;
• принцип интеграции содержания общего и дополнительного образования
детей;
• принцип природосообразности.
Обновление содержания образования на основе вышеназванных
принципов позволит:
• развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
• сохранить и развить индивидуальность, общую культуру, детскую
одаренность;
• обеспечить непрерывность образования, а также освоение программ
введения в профессию;
• обеспечить профилактику асоциального поведения детей и подростков;
• развить художественно-эстетический вкус детей;
• приобщить детей к региональным ценностям и ответственному отношению
к природе Краснодарского края;
•
сформировать
гуманистическую,
культурологическую
и
предпрофессиональную направленность образовательной деятельности.
К числу ведущих компонентов содержания Образовательной
программы Центра относятся:
• креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности
учащихся (обученность, готовность учащихся к творческому освоению мира,
развитие мотивации к выбору профессиональной деятельности, овладение
навыками предпрофессиональной деятельности);
• когнитивный, формирующий знания учащихся о природе, обществе,
социальных явлениях (гармоничное развитие личности, формирование
воспитанности, формирование экологической культуры, привитие учащимся
здорового образа жизни как фактора психического, физиологического,
интеллектуального и нравственного благополучия).
6
Образовательная деятельность Центра включает реализацию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
направленных на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Образовательные программы педагогических работников не являются
традиционными моделями передачи знаний, умений и навыков, а
представляют собой педагогические технологии развития личности и
становления механизма ее самореализации. При этом учитывается 3 уровня
результативности образовательного процесса:
первый уровень (дошкольный возраст),
второй уровень (младший школьный возраст),
третий уровень (средний школьный возраст),
четвёртый уровень (средний школьный и юношеский возраст).
Данные этапы можно представить следующим образом:
- Первый этап представляет собой первый уровень - «Увлечение» - занятия в
интересующих областях и видах практической деятельности на
ознакомительном уровне;
- Второй этап представляет собой второй уровень - «Исследование» создание условий для самостоятельного поиска дополнительных знаний в
интересующей области, отработка приобретенных умений и навыков;
- Третий этап - представляет собой третий уровень «Фантазирование»составление собственных проектов на основе приобретенных знаний, умений
и навыков и развития творческих способностей детей.
В связи с тем, что в Центре особое значение придается развитию
индивидуальных особенностей детей, т.е. учитывается темп развития
деятельности, широта и глубина, Педагогический совет признал
7
целесообразным выделить модифицированные программы, направленные на
продуктивное развитие образовательного процесса в Центре.
При определении типов программ учитывались следующие основания:
По направленности:
• естественно-научная;
По уровню содержания:
• Ознакомительные,
• Базовые,
• Профессионально-ориентированные,
• Экспериментально-исследовательские.
По возрасту:
Для дошкольников;
Начальная школа;
Для учащихся среднего звена;
Для старшеклассников.
По функциональному назначению:
• Учебные;
• Досуговые;
• Образовательные.
4. Анализ социокультурной и образовательной ситуации
Современная образовательная ситуация применительно к деятельности
Центра определяется рядом факторов:
• специфика города и района, в котором функционирует Центр;
• реальные образовательные потребности населения;
• ближайшие перспективы - развитие системы дополнительного образования
функционирует благодаря своей способности мобильно отвечать запросам
населения. Город Туапсе имеет ряд специфических особенностей:
• невысокий социальный уровень населения;
• отсутствие достаточного количества культурно-образовательных
учреждений;
• распад семейных отношений. Увеличивается число детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, возрастает число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции и помощи.
К сожалению, складывающаяся ситуация в обществе, сегодня ведет к
росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи во всех
слоях населения. Поэтому современная социокультурная и образовательная
ситуация в городе характеризуется возрастанием роли учреждения
дополнительного образования, т.е. Центра, как фактора развития творческой
личности.
На базах школ и детских садов города Туапсе и Туапсинского района в
течение учебного года функционируют объединения естественно-научной
направленности. Это свидетельствует о том, что интеграционные связи
8
нашего Центра и образовательных учреждений в вопросах воспитания и
обучения детей постоянно укрепляются. Однако, на сегодняшний день
остаются нереализованными те потребности Центра, которые связаны со
значительным вложением финансов – это материально-техническая база
образовательного процесса. В постоянном поле зрения у администрации
Центра вопросы повышения профессионализма педагогических кадров, так
как от этого зависит качество оказываемых населению дополнительных
образовательных услуг. Но, несмотря на все трудности реформационного
периода, за последнее время произошли изменения: переход на естественнонаучную направленность, открытие и работа профориентационных классов,
лабораторий в виде «Экологической практики», создание ряда новых
программ и объединений на базах школ и детских садов, а также внутри
Центра.
5. Описание возрастных особенностей учащихся
1. Дошкольный возраст
Дети от 5 до 6 лет
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные
изменения — формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают
предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им
взрослым. Ребёнок стремится познать себя и другого человека как
представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает
осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей. В этом возрасте происходят изменения в
представлениях ребёнка о себе. Представления об основных свойствах
предметов ещё более расширяются и углубляются. Большие изменения
происходят в развитии познавательных процессов. Внимание детей
становится более устойчивым и произвольным. Объём памяти изменяется
несущественно. Улучшается её устойчивость. В этом возрасте ведущее
значение приобретает наглядно - образное мышление, которое позволяет
ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о
свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5 — 6 лет можно
охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным)
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь
от практической деятельности и предваряя её.
Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а
именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает
занимать совместное обсуждение правил игры. Усложняется игровое
пространство. Более совершенной становится крупная моторика.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребёнка.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и
самопланирование трудовой деятельности (при условии сформированности
всех других компонентов детского труда). Круг чтения ребёнка 5 - 6 лет
9
пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе
связанной с проблемами семьи, взаимоотношениями со взрослыми,
сверстниками, с историей страны.
Дети от 6 до 7 лет
В целом ребёнок 6 - 7 лет осознаёт себя как личность, как
самостоятельный субъект деятельности и поведения. К концу дошкольного
возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и
самостоятельное использование двигательного опыта. Идёт интенсивное
развитие познавательных процессов. К концу дошкольного возраста
существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что
приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6 — 7 лет у детей увеличивается
объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т. е. без специальной цели)
запоминать достаточно большой объём информации. В этом возрасте
продолжается развитие наглядно — образного мышления. У детей
происходит расширение и углубление представлений о форме, цвете,
величине предметов. Воображение детей данного возраста становится, с
одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и
последовательным. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с
разным контингентом людей (Со взрослыми и сверстниками. Знакомыми и
незнакомыми). В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе
ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует
свои реплики с репликами других. Сложнее и богаче становится общение
ребёнка со взрослым. Большую значимость приобретает общение между
собой.
Младший школьный возраст
Интеллектуальная сфера:
1. Любознательность (наблюдательность, заинтересованность);
2. Сообразительность (понятливость, догадливость);
3. Объективность (наблюдательность, пытливость).
Сфера нравственности:
1. Гуманность (милосердие, заботливость);
2. Честность (правдивость, верность);
3. Совестливость (стыдливость, стеснительность, бережливость);
4. Коллективизм (вежливость).
Эстетичная сфера:
1. Восприимчивость (чувственность, способность видеть и понимать красоту
природы);
2. Эстетичность (эстетика поведения, потребность познавать взаимосвязи
живых организмов и неживой природы, раскрывать творческие способности);
3. Оптимистичность (жизнерадостность);
Действенно-практическая сфера:
1. Работоспособность (производительность, деятельность);
2. Демократизм (социальная справедливость);
10
3. Самостоятельность (достоинство, собранность, организованность);
4. Решительность (активность в достижении цели, уверенность в себе,
самоуважение).
Подростковый возраст
Интеллектуальная сфера:
1. Любознательность (заинтересованность)
2. Эрудированность (осведомленность, аргументированность)
3. Сообразительность (продуманность, обоснованность);
4.Объективность (реалистичность, убежденность).
Сфера нравственности:
1. Гуманность (отзывчивость);
2. Честность (принципиальность);
3. Совестливость (добросовестность, старательность, ответственность,
работоспособность, качественность, бережливость);
4. Коллективизм (тактичность, общительность, гражданственность и
сопереживаемость).
Действенно-практическая сфера:
1. Работоспособность (производительность, деятельность);
2. Демократизм (социальная справедливость);
3. Самостоятельность (достоинство, собранность, организованность);
4. Решительность (активность в достижении цели, уверенность в себе,
самоуважение, вера в свои силы).
Старший школьный возраст
Интеллектуальная сфера:
1. Любознательность (увлеченность);
2. Эрудированность (критическое отношение к информации);
3. Сообразительность (осмысленность и последовательность);
4. Объективность (способность к глубокой и адекватной оценке
окружающего мира).
Сфера нравственности:
1. Гуманность (благородство);
2. Честность (непримиримость);
3.
Совестливость
(порядочность,
благородство,
ответственность,
качественность, бережливость);
4. Коллективизм (тактичность, гражданственность, сопереживаемость).
Эстетичная сфера:
1. Восприимчивость (способность видеть и понимать гармонию и красоту
природы);
2. Эстетичность (эстетика поведения, потребность познавать окружающий
нас мир, раскрывать и самореализовывать свои способности и интересы);
3. Оптимистичность (жизнерадостность, вера в свои силы).
Действенно-практическая сфера:
1. Работоспособность (высокое качество результатов);
2. Демократизм (высокий уровень свободы и ответственности);
11
3. Самостоятельность (достоинство, свободолюбие, индивидуальность,
организованность);
4. Решительность (умение извлекать уроки из неудач, мужество.
6.
Научно-методическое
обеспечение
образовательной
деятельности
В основе организации методической работы Центра лежат следующие
принципы:
• актуальность - практическая реализация «Закона об образовании», учет
проблем конкретного педагогического коллектива, ориентация на социальное
и профессиональное самоопределение обучающихся в современных сложных
условиях жизни;
• научность - соответствие содержания результатов методической работы
современному уровню психологии, педагогики, социологии, культурологии,
других отраслей науки;
• системность - обеспечивающая единство цели, задач, содержания, форм и
методов работы педагогов;
• преемственность, непрерывность и массовость методической работы в
течение учебного года с учетом интересов и запросов педагогов;
• конкретность результатов и сроков исполнительской деятельности
методистов и педагогов;
• единство теории и практики в деятельности педагогов, методистов и
руководителей учреждения;
• оперативность, гибкость, мобильность - способность к быстрому освоению
образовательной информации на основе современных информационнокоммуникационных технологий;
• благоприятные условия работы - создание моральных и материальных
стимулов, повышения эффективности творческой работы методиста и
педагога;
• совершенствование знаний, умений и навыков на основе самообучения,
самовоспитания и саморазвития.
К основным функциям методической службы относятся следующие:
аналитическая, планово-прогностическая, проектировочная, организационнокоординационная, контрольно-диагностическая, информационная.
Методическая служба Центра решает следующие задачи:
• мониторинг образовательных запросов населения и анализ образовательных
потребностей социума;
• анализ состояния педагогической деятельности в Центре;
• обеспечение педагогических работников средствами программнометодической и психолого-дидактической поддержки обучающихся;
• освоение современных образовательных технологий;
• прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации
педагогических работников и руководителя образовательного учреждения,
координация этой работы с институтами повышения квалификации;
12
• организация и проведение опытно-экспериментальной работы;
• осуществление редакционно-издательской деятельности, работа с сайтом
учреждения;
Аналитическая деятельность и диагностика являются практическим
воплощением
интеллектуальной
деятельности
по
переработке
профессионально значимой информации. Аналитическая деятельность
ведется по трем уровням:
• системный: учреждение в целом;
• модульный: образовательные объединения;
• локальный: субъекты образовательного процесса (педагоги, дети,
родители), учебные занятия и массовые мероприятия, методические и
управленческие мероприятия.
Основные функции методического кабинета:
• программное, методическое и психолого-педагогическое обеспечение
образовательного процесса;
• создание информационных условий для повышения квалификации
педагогов, их личностного и профессионального роста;
• создание интегрированной системы данных о деятельности учреждения.
Основные направления деятельности методического кабинета:
•
оказание консультативной
помощи
педагогам
в разработке
образовательных программ и методических материалов;
• создание банка программ;
• создание и пополнение банка нормативных и методических документов,
обеспечивающих образовательный процесс;
• консультативная помощь педагогам при подготовке к аттестации;
• осуществление связей с учреждениями;
• организация повышения квалификации кадров внутри учреждения;
• ведение квалификационных и технологических карт педагогов.
Программно-методическая деятельность направлена на разработку,
коррекцию программ дополнительного образования.
7. Классификация программ естественно-научной направленности на
2024-2025 учебный год, включенных в Учебный план
В 2024-2025 учебном году будут реализовываться 28 программ
естественно-научной направленности: 15 программ – социальный заказ, 13
программ – муниципальное задание.
Тип реализуемых программ - модифицированные. Перед началом
учебного года проводится внутренняя экспертиза программ в целях
повышения их эффективности и результативности - согласование и
утверждение на педагогическом совете. Рабочие программы утверждаются
педагогическим советом МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе.
Центр ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные
программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,
технологий
и
социальной
сферы.
Содержание
дополнительной
13
общеобразовательной программы может быть адаптировано для обучения и
воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и одарённых, особенных детей или детей группы риска.
Основным разделом Образовательной программы учреждения
дополнительного образования является Учебный план, составленный на
основе Концепции и программы развития, удовлетворяющей запросам и
желаниям детей и их родителей. Учебный план имеет необходимое кадровое,
методическое и материально-техническое обеспечение, отражает содержание
дополнительного
образования,
представленное
совокупностью
образовательных программ по естественно-научной направленности.
Программы естественно-научной направленности
Программы, имея своей целью развитие навыков изучения,
исследования, сохранения живой природы, носят как теоретический, так и
практический, характер. В программах учитываются возрастные особенности
учащихся, их познавательные и творческие возможности.
Для детей дошкольного, младшего школьного возраста программы
направлены на наблюдения за живой природой, знакомство с элементарными
технологиями выращивания и сохранения растений, уход за животными.
Значительное место занимает расширение базы данных в области живой
природы, выявление склонностей и способностей детей к видам и формам
исследовательской, практической, опытнической деятельности.
Для среднего и старшего школьного возраста программы составляются
с учетом научных представлений в области биологии и экологии. В
содержании программ уделяется внимание познавательным интересам
школьников, что представляет собой отраслевой проект изучения и
исследования природы. Развитие исследовательских способностей учащихся
осуществляется,
прежде
всего,
средствами
естественно-научного
эксперимента,
участием
в
социальных
инициативах
по
природоохранительной деятельности. Учащиеся в доступной форме учатся
находить взаимосвязь между живыми организмами, влияние экологических
факторов на живую природу, наблюдая и сравнивая поведение животных с
изменением сезонных явлений, делают выводы. Формируются навыки
культурного поведения в природе, что позволяет воспитать любовь к
растительному и животному миру, любовь к своей Родине.
Программы дополнительного образования естественно-научной
направленности дополняют и расширяют теоретическую базу знаний
естественно-научных курсов школьного образования, способствуют
приобретению широкого опыта наблюдения и исследования живой природы.
14
Согласовано:
Заместитель начальника,
начальник отдела воспитательной работы
и дополнительного образования МКУ
"КРО Туапсинского района"
В.А. Барбул ______________
Утверждаю:
Директор МБОУ ДО ЭБЦ
им А.И. Воейкова г. Туапсе
______________Т.М. Бурлай
Учебный план МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2024-2025
учебный год (01.09.2024 г.)
Программы естественно-научной
направленности
кол- Кол-во часов учебн.занятий Кол-во детей чел/час
час. в учащ. учащ. план.
во
час.
всего
групп прогр.
часов в неделю план факт
СЗ (социальный заказ)
1 "Азбука Эколят"
2 "Исследователи природы"
3 "Живая планета"
6
4
4
72
36
72
432
144
288
12
4
8
72
48
48
5184
1728
3456
"Юный гидробиолог"
"Мир вокруг нас"
"Лесовичок"
"Друзья природы"
"Природное наследие"
"Научное познание"
"Эковолонтёры"
"Фенологические наблюдения
"Юный микробиолог"
"Эколята"
"Экология и творчество "
4
4
8
2
1
1
1
1
1
4
2
36
72
72
144
144
144
144
144
144
72
72
144
288
576
288
144
144
144
144
144
288
144
4
8
16
8
4
4
4
4
4
8
4
48
48
120
30
15
15
15
15
12
50
29
1728
3456
8640
4320
2160
2160
2160
2160
1728
3600
2088
15 "Экологическая мастерская"
Внешние совместители:
1 "Эковолонтёры" (СОШ № 2)
2
144
288
8
30
4320
1
144
144
4
15
2160
5
1
1
53
144
144
72
2016
720
144
72
4680
20
4
2
130
60
15
12
697
8640
2160
864
62712
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Вакансия (внешние совместители):
1 "Научное познание"
2 "Друзья природы"
3 "Азбука эколят"
Итого:
МЗ (муниципальное задание)
1 "Основы медицины"
1
144
144
4
13
1872
2 "Удивительные животные"
1
108
108
3
15
1620
3 "Природа в творчестве"
2
144
288
8
30
4320
4 "Юный эколог"
4
72
288
8
48
3456
1
1
2
3
144
144
144
72
144
144
288
216
4
4
8
6
12
15
28
42
1728
2160
4032
3024
9 "Юный кроликовод"
1
144
144
4
15
2160
10 "Жизнь замечательных зверей" (ДАОП)
11 "Мы - твои друзья"
1
1
72
36
72
36
2
1
3
15
216
540
1
1
144
144
144
144
4
4
15
15
2160
2160
Всего:
20
1512
2160
60
266
29448
Общее кол-во СЗ и МЗ:
73
3528
6840
190
963
92160
5
6
7
8
"Рабочий зелёного хозяйства"
"Экологи леса"
"Экология на каждый день"
"Мир лекарственных растений"
Вакансия - внешние совместители:
1 "Экотворчество"
2 "Экопатруль"
Зам.директора по УВР
А.Ю. Меньшикова
15
РЕЕСТР
дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в организации дополнительного образования
МБОУ ДО ЭБЦ им. А.И. Воейкова г. Туапсе на 2024-2025 год учебный год
ID – номер
№
в АИС
п/п «Навигатор»
Наименование
программы
Срок
Возрастная Предполагаемое
реализации категория
количество
программы
детей
учащихся
(лет/часов)
Реестр № 1 «Дополнительные общеобразовательные программы в рамках социального заказа» (экспертиза в МО, региональная процедура НОКО)
1
63762
Азбука эколят Корелова Нина МБДОУ ДС №
естественноознакомительный
72
5-7
48
Ивановна
40
научная
«Дюймовочка»
МБДОУ ДС
24
№ 33
«Журавлик»
МБДОУ ДС №
50
32 «Берёзка»
МБДОУ ДС №
50
35 «Ручеёк»
2
63765
Исследователи Корелова Нина МБОУ СОШ
естественноознакомительный
36
7-11
48
природы
Ивановна
№6
научная
3
63766
Живая планета
Ковинская
МАОУ СОШ
естественноознакомительный
72
7-11
50
Лидия
№5
научная
Андреевна
4
63768
Юный
Ковинская
МАОУ СОШ
естественноознакомительный
36
7-11
50
гидробиолог
Лидия
№5
научная
Андреевна
5
63771
Мир вокруг нас
Оганесян
МБОУ СОШ
естественноознакомительный
72
7-10
50
Тамара
№ 4, № 10
научная
Грантовна
6
63769
Экология и
Оганесян
МБОУ СОШ
естественноознакомительный
72
7-10
30
творчество
Тамара
№ 4, № 10
научная
Грантовна
7
63773
Лесовичок
Харитонова
МАОУ СОШ
естественноознакомительный
72
7-10
60
Марина
№ 11
научная
Михайловна
Иванова
24
Екатерина
Евгеньевна
ПДО
Место
реализации
Направленность
программы
Уровень
программы
8
63774
Друзья природы
9
63775
Научное
познание
10
63789
Природное
наследие
11
63776
Эковолонтёры
12
63777
13
63778
14
63785
15
63793
Юный
микробиолог
Эколята
Экологическая
мастерская
Фенологические
наблюдения
Алексеева
Валентина
Анатольевна
Молдаванова
Евгения
Олеговна
Малышевская
Алёна
Геннадьевна
Жирова Ирина
Борисовна
Молдаванова
Евгения
Олеговна
Гётте Ольга
Евгеньевна
Кочконян
Мария
Альбертовна
Шхалахов
Аслан
Владимирович
Лаптева Елена
Юрьевна
Лаптева Елена
Юрьевна
Гётте Ольга
Евгеньевна
МБОУ СОШ
№ 28
естественнонаучная
базовый
144
7-11
24
МБОУ СОШ
№ 28
естественнонаучная
базовый
144
15-18
8
МБОУ СОШ
№ 14
12
МБОУ СОШ
№ 12
МБОУ СОШ
№ 28
12
естественнонаучная
базовый
144
15-18
12
МБОУ ДО
ЭБЦ
МБОУ СОШ
№2
базовый
144
12-17
базовый
15
МБОУ ДО
ЭБЦ
базовый
144
12-15
базовый
12
МБДОУ ДС
№ 20
«Ивушка»
МБДОУ ДС
№ 5 «Чайка»
естественнонаучная
ознакомительный
72
63778
15
МБОУ СОШ
№ 29
МБОУ ДО
ЭБЦ
естественнонаучная
естественнонаучная
15
28
17
базовый
144
63785
45
базовый
144
63793
15
Итого:
697
Реестр № 2 «Дополнительные общеобразовательные программы в рамках муниципального задания» (экспертиза в МО)
Основы
медицины
Природа в
творчестве
1
66119
2
66121
3
66126
Юный эколог
4
66128
Экологи леса
5
66130
Экология на
каждый день
Мир
лекарственных
растений
Экотворчество
6
66168
7
66133
8
66135
Юный
кроликовод
9
66138
10
66140
Жизнь
замечательных
зверей (ДАОП)
Мы – твои
друзья
11
66141
12
66144
Удивительные
животные
Экопатруль
Корелова Нина
Ивановна
Оганесян
Тамара
Грантовна
Ковинская
Лидия
Андреевна
Иванова
Екатерина
Евгеньевна
Харитонова
Марина
Михайловна
Внешний
совместитель
Харитонова
Марина
Михайловна
Лаптева Елена
Юрьевна
Гузева
Веслана
Александровна
Молдаванова
Евгения
Олеговна
Лаптева Елена
Юрьевна
Внешний
совместитель
Внешний
совместитель
МБОУ ДО
ЭБЦ
МБОУ СОШ
№ 4, № 10
естественнонаучная
естественнонаучная
базовый
144
14-17
12
базовый
144
9-11
24
МАОУ СОШ
№5
естественнонаучная
ознакомительный
72
7-11
48
МБОУ ДО
ЭБЦ
естественнонаучная
базовый
144
11-16
12
МБОУ ДО
ЭБЦ
естественнонаучная
базовый
144
7-12
24
МБОУ ДО
ЭБЦ
МАОУ СОШ
№ 11
естественнонаучная
ознакомительный
72
7-11
36
МБОУ СОШ
№ 29
МБОУ ДО
ЭБЦ
естественнонаучная
естественнонаучная
базовый
144
9-13
12
базовый
144
11-15
12
МБОУ ДО
ЭБЦ
естественнонаучная
ознакомительный
72
7-11
2
МБОУ СОШ
№ 29
естественнонаучная
ознакомительный
36
7-10
12
МБОУ ДО
ЭБЦ
МБОУ ДО
ЭБЦ
естественнонаучная
естественнонаучная
базовый
108
7-11
12
базовый
144
12-17
24
Итого:
266
ИТОГО:
963
36
18
8. Организация педагогического процесса. Формы работы
педагогов.
По своей специфике образовательный процесс в Центре имеет
развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков
детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения
определяется с учетом возможностей учащихся, возрастных и
психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом
специфики
изучения
данного
учебного
предмета,
направления
образовательной деятельности, возможностей материально-технической
базы, типа и вида учебных занятий.
Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные;
закрепления, обобщающего повторения; занятия-лекции, беседы, семинары,
экскурсии, самостоятельной работы, применения, коррекции и контроля
знаний, умений, навыков и др.
Виды занятий: заочное путешествие во времени и пространстве;
лекции; работа с литературой; деловая игра; учебное занятие в мастерской;
практическая работа; встреча с интересными людьми; выставка; конкурс;
творческий портрет; импровизация; образ по сценарию со специальной
подготовкой; праздник; эксперимент; игра-путешествие; игра-сказка;
экологическая тропа и другие.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на
занятиях: семинар; диспут, обсуждение, сообщений, докладов, рефератов;
конференция; чтения (литературные, научные); защита (проекта, программы,
реферата); олимпиада, викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейнринги, КВН; устный журнал; пресс-конференция; час вопросов и ответов;
конкурс; смотр знаний и умений; познавательные игры; интеллектуальный
марафон; дебаты.
Методы организации занятия в объединениях ЭБЦ: репродуктивный;
словесные методы обучения; работа с книгой; методы практической работы;
метод
наблюдения;
исследовательские
методы;
методы
программированного обучения; метод игры; наглядный метод обучения;
использование на занятиях: средств искусства, активных форм
познавательной деятельности, психологических и социологических методов
и приемов, аттестация в виде тестирования ЗУН, проверка полученных
знаний по билетам.
Методы практико-ориентированной деятельности: методы упражнения;
тренинг; тренировка; репетиция.
Письменные работы: конспект; выписка; составление докладов;
реферат, написание исследовательских работ, научных проектов.
Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение;
беседа; диалог; консультация.
Метод наблюдения: запись наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на
магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото - видеосъемка; проведение
замеров.
Исследовательские методы: проведение опытов; лабораторные занятия;
эксперименты; опытническая работа на участке.
Методы программированного обучения: объяснение ключевых
вопросов программы обучения, остальной материал обучающиеся изучают
самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного
материала.
Проектные методы обучения: разработка проектов, программ;
конструирование игр, конструирование из бумаги; создание творческих
работ, разработка сценариев спектаклей, праздников; художественное
конструирование;
создание
произведений
декоративно-прикладного
искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные,
подвижные, народные и т.д.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра,
спортивные игры в каникулярное время.
Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки,
плакаты,
фотографии;
демонстрационные
материалы,
модели,
видеоматериалы.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые
при проведении занятий: анкетирование: разработка, проведение и анализ
анкеты, интервьюирование; психологические тесты; создание и решение
различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); деловая
игра.
9. Методы диагностики (контроль) образовательной деятельности
Диагностика профессионального уровня педагога:
• информированность педагога относительно основных идей Концепции;
• экспертная оценка готовности к реализации идей Концепции, Программы
развития Центра, Образовательной программы учреждения;
• способность к педагогическому творчеству (модификация программ);
• овладение педагогами общедидактическими и специфическими умениями;
• отслеживание динамики профессионального роста педагога, успехов его
учащихся.
Для диагностики профессионального уровня педагога, его
педагогической культуры и педагогического мастерства используются
следующие методы:
1) анализ программ;
2) изучение творческой деятельности педагогов;
3) анализ текстов, докладов, сообщений, выступлений, участие в конкурсах,
выставках, конференциях, семинарах и т. д.;
4) методы самооценки;
5) оценивание (рейтинг);
6) анкетирование (методом опроса);
7) педагогическое тестирование (тестовые задания);
20
8) экспертная оценка;
9) наблюдение и фиксирование результатов;
Критерии оценки поисково-творческой работы педагогов:
1) Направленность поисково-творческой работы педагогов:
• обновление содержания (разработка новых программ);
• разработка новых технологий дополнительного образования (новых типов
занятий);
• диагностические методики.
2) Характер поисково-творческой работы:
• обобщение опыта;
• внедрение опыта других педагогов;
• развитие новых образовательных программ по профилю;
• развитие новых методик.
3) Научно - методическое обеспечение поисково-творческой работы:
• анализ литературы;
• использование методик самооценки;
• использование методик оценки деятельности обучающихся, их достижений.
4) Результаты поисково-творческой работы и их оформления:
• издание программы, рекомендации, брошюры;
• разработка дидактических материалов;
• представления описаний в проведенной работе.
5) Анализ работы:
• обсуждение на педсовете и методическом объединении, РМО;
• выступление на научной конференции города и района, региона;
• публикация в печати, на сайте МБОУ ДО ЭБЦ г. Туапсе;
6) Использование результатов:
• внедрение в Эколого-биологическом центре;
• внедрение в другие учреждения;
• использование в регионе, городе.
Диагностика развития личности ребенка, подростка
(отношение к миру, система потребностей, склонностей в изучении природы
родного
края,
исследовательской
работе,
опытнической
и
природоохранительной деятельности, расширение знаний в биологической
науке).
Методы диагностики (контроль)
1) метод наблюдения;
2) анализ деятельности и достижения обучающихся;
3) метод опроса (беседы, интервью);
4) методы самооценки;
5) метод оценивания (рейтинг);
6) тестирование (ЗУН);
7) участие в конкурсах, выставках;
8) аттестация промежуточная и итоговая;
9) защита проектов.
21
10. Мониторинг результативности развития МБОУ ДО ЭБЦ
им. А.И. Воейкова г. Туапсе, ожидаемые результаты реализации
программы образовательной деятельности
1. Виды оцениваемых работ:
А) Оценивание педагогов:
• Образовательная программа или ее структурная часть (пояснительная
записка, отбор содержания по разделам, темам, принципы структурирования
отобранного содержания, диагностический инструментарий оценки
деятельности обучающихся);
• Методические рекомендации по организации различных видов
деятельности, в соответствии с новыми педагогическими технологиями;
• Материалы организационно-методического обеспечения реализация
модифицированных программ;
• Тексты и содержания выступления на педсоветах, семинарах разного
уровня, конференциях;
• Планы разного вида, формы, содержания, сценарии различных форм
организации досуговой деятельности учащихся;
• Организация и проведение разнообразных форм деятельности обучающихся
(занятий, праздников, конкурсов, выставок, экскурсий и др.)
Б) Оценивание учащихся:
• работы, представленные на выставки, конкурсы разного уровня;
• деятельность при организации и проведении разнообразных форм (занятий,
праздников, конкурсов, выставок, экскурсий и др.).
2. Диагностика достижений:
А) рецензирование и экспертная оценка педагогов:
• представление, защита и обсуждение выполненных работ;
• анализ и оценка разнообразных форм деятельности;
• составление отчетов и аналитических справок;
• анкетирование и тестирование.
3. Процедура самоанализа:
• систематический анализ всех направлений и видов деятельности.
• введение, составление, представление информационно-статистических
данных.
• Ежегодный общий отчет по итогам учебного года.
Ожидаемые результаты реализации Образовательной программы
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования
до 2030 г. и Программой развития Эколого-биологического центра до 2025 г.,
ожидаемые результаты реализации Образовательной программы следующие:
- позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности,
равных возможностей в получении дополнительного образования детей;
- повышение качества дополнительного образования;
- расширение возможностей для экологического воспитания и
развития личности ребенка;
- личностный рост учащихся и педагогов в творческих достижениях;
22
- увеличение доли одаренных детей в естественно-научной
направленности и творческой деятельности;
- повышение эффективности системы управления Центра;
- улучшение качественного состава кадров Центра;
- увеличение количества социальных партнеров, участвующих в
образовательном процессе Центра;
- увеличение выпускников, закончивших обучение по программам
Центра и поступивших в вузы по профилю;
- формированию привлекательного имиджа Центра;
- укрепление материально-технической базы с целью улучшения
условий труда и жизнедеятельности участников образовательного процесса.
Программу подготовила:
заместитель директора по УВР
Меньшикова А.Ю.
23